Бассейн каспийского моря нефтью
Богуслав ЛИТЕРА
Богуслав Литера, Старший научный сотрудник Института истории Чешской академии наук (Прага, Чешская республика).
НЕФТЬ И ГАЗ В БАССЕЙНЕ КАСПИЙСКОГО МОРЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РЕЗЮМЕ
После распада Советского Союза в 1991 году появились серьезные надежды на возможность добычи нефти и газа в Каспийском регионе, охватывающем территории пяти государств: России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана. Эти ожидания до некоторой степени подогревали власти и коммерческие структуры самих этих стран, которые стремились усилить интерес западных компаний и привлечь инвестиции: руководители прикаспийских государств быстро поняли, что в экономическом отношении они зависят от добычи энергоносителей. Тогда Каспийский регион нередко рассматривали как возможного (в будущем) конкурента Ближнего Востока в качестве источника энергоресурсов. Вновь, с некоторыми вариациями, развернулась так называемая «большая игра», в рамках которой на протяженииXIX столетия Великобритания, Россия и Китай соперничали за влияние в Центральной Азии. На сей раз участники «игры» стремились получить доступ к энергоресурсам региона, а также контроль над их добычей и соответствующими транспортными маршрутами. В число соперничающих акторов вошли международные нефтедобывающие компании, государства региона, руководители европейских стран, ЕС и США. В последние годы большую активность проявляет и Китай.
Текущая ситуация на Каспии
В 1990-х годах первоначальная эйфория постепенно сменялась более трезвыми оценками объемов запасов, возможностей извлечения и проблем с транспортировкой добытых энергоресурсов на мировые рынки. Выяснилось, что полноценным конкурентом Ближнему Востоку Каспий так и не станет, но все же его запасов будет достаточно для снабжения не только соседних регионов, но и более отдаленных стран Европы и Азии. Эта оценка относится к Азербайджану и особенно Казахстану. К серьезным разведочным и изыскательским работам на их территориях приступили недавно, но они уже позволили обнаружить несколько важных нефтеносных площадей в северной части бассейна Каспийского моря и месторождений газа в южной его части. По объему запасов газовые месторождения Каспия вполне могут оказаться важнее месторождений нефти. Однако нефть легче транспортировать, а проекты по ее добыче сулят более быструю окупаемость, так что нынешняя инфраструктура в основном ориентирована именно на добычу нефти, пользующейся в настоящее время высоким спросом на мировых рынках. Поэтому основной прирост добычи энергоресурсов на Каспии в предстоящие 10 лет будет обеспечен главным образом за счет разработки залежей нефти.
Динамика добычи сырой нефти в странах Каспийского бассейна (без России и Ирана) после распада Советского Союза выглядела следующим образом:
Добыча нефти в регионе(млн т в год)
После распада Советского Союза добыча нефти в большинстве стран на какое-то время снизилась. Но уже во второй половине 1990-х годов ситуация в этой сфере резко изменилась: добыча нефти стала расти быстрыми темпами. Безусловно, крупнейший производитель нефти — Казахстан, добывающий ежегодно 60 млн т.
Однако для понимания перспектив гораздо важнее оценки доказанных запасов (см. табл. 2).
Нефтяные запасы региона(млрд т)
Достоверность оценок нефтяных запасов растет с каждым годом, а сами они повышаются в связи с обширными разведочными и изыскательскими работами, ведущими к обнаружению новых нефтеносных полей. Весьма важный показатель — отношение R/P, то есть величины доказанных запасов к объемам добычи: оно отражает, сколь долго еще запасы в той или иной стране позволят поддерживать текущий уровень добычи. В этом плане самое выгодное положение среди государств Центральной Азии занимает Казахстан, поскольку оценки его доказанных запасов весьма повысились даже с учетом высокой изменчивости доступных данных. По оценкам экспетров, запасы в российском секторе Каспийского моря составляют около 0,3 млрд баррелей нефти, в Иранском — 0,1 млрд баррелей, что не так много с учетом общих объемов нефтедобычи этих двух стран.
Ситуация с добычей газа несколько иная (см. табл. 3).
Добыча природного газа в регионе(млрд куб. м в год)
Объемы добычи голубого топлива относительно высоки лишь в Туркменистане и в Узбекистане. Последний, однако, почти весь добываемый газ потребляет сам. Аналогичная картина наблюдается и в других странах. Таким образом, единственным значительным его экспортером является Туркменистан, внутреннее потребление которого составляет приблизительно 15 млрд куб. м. Поэтому Туркменистан способен экспортировать до 40 млрд куб. м, главным образом в Украину, Россию и Иран. Объемы добычи газа начинают резко расти и в Казахстане.
Как видно из таблицы 4, оценки доказанных запасов газа выглядят поистине многообещающими.
Запасы природного газа в Каспийском регионе на конец 2004года(трлн куб. м)
Перспективы
Согласно базовому сценарию, экспорт нефти из бассейна Каспийского моря должен увеличиться с 1,5 млн баррелей в день (75 млн т в год) в 2005 году до 2,5 млн баррелей в день (приблизительно 120 млн т в год) в 2010-м. Пика своих экспортных возможностей регион был бы способен достичь в 2015 году, когда совокупный объем экспорта всех его стран мог бы составить приблизительно 3 млн баррелей в день (150 млн т в год). Однако нынешние планы Казахстана по наращиванию добычи нефти кажутся чрезмерно амбициозными, и в конце концов реальный показатель может оказаться не столь высоким. В 2020 году, как ожидается, экспорт упадет до приблизительно 2,7 млн баррелей в день.
Приток каспийской нефти сам по себе не способен существенно повлиять на мировые цены, но в сочетании с совокупным объемом добычи в России его эффект может быть заметным. К 2010 году доля стран ОПЕК в мировом производстве нефти, вероятно, повысится, поскольку объемы добычи в ряде государств, не входящих в эту структуру (например, в странах побережья Северного моря), начнут падать и приток каспийской нефти, скорее всего, сможет лишь на 50% компенсировать это снижение.
Одно из главных препятствий к полному использованию потенциала Каспийского региона — слабость инфраструктуры, сдерживающая экспорт. По оценкам, для создания в регионе всей инфраструктуры, необходимой для добычи и транспортировки нефти и газа, нужно инвестировать приблизительно 200 млрд долл. В то же время страны Каспийского региона вынуждены конкурировать между собой за прямые иностранные инвестиции (ПИИ). А для инвесторов благоприятный инвестиционный климат — и в стране инвестирования, и в транзитных странах — не менее важен, чем технические и геологические условия. В настоящее время лучшие условия зарубежным инвесторам предлагают Азербайджан и Казахстан.
Хотя потенциальная прибыль для иностранных инвесторов в регионе высока, столь же высоки и барьеры для успешных капиталовложений. Таких барьеров множество: от дефицита информации о местных компаниях и неэффективности государственной бюрократии в сочетании с неясно очерченными сферами компетенции административных органов до неразрешенных споров о собственности на нефтяные месторождения, расположенные на Каспийском шельфе или на отдаленных автономных территориях. Дополнительные проблемы возникают из-за слабости инфраструктуры транспорта и связи, вопиющей непоследовательности в политике властей, а также обусловливаются политической нестабильностью и этническими конфликтами.
Нефте- и газопроводы
Система нефте- и газопроводов в регионе, за исключением Ирана, с самого начала предназначалась для обслуживания потребностей централизованного Советского Союза. Это означало, что главную роль играли маршруты в европейскую часть страны. После распада СССР трубопроводы из Каспийского региона стали пересекать территории ряда независимых государств, прежде всего России, и до недавнего времени страны Каспия не имели прямого выхода во внешний мир. Это историческое наследие сохраняется по сей день, и избавляются от него постепенно.
Самая большая проблема, с которой сталкиваются в регионе зарубежные инвесторы, — отсутствие необходимой инфраструктуры экспортных трубопроводов, позволяющих доставлять углеводороды на мировые рынки. Таким образом, строительство новых трубопроводов — задача номер один.
Главные нефтяные экспортные маршруты сегодня следующие.
Что же касается экспорта газа из Прикаспия, то его главные направления таковы:
Суммарная пропускная способность всех нефтепроводов, по которым каспийская нефть доставляется в Россию, в 1998 году составляла 18,5 млн т в год, и эти магистрали уже тогда использовали почти на полную мощность. С тех пор объемы перекачиваемой нефти значительно возросли. Еще сложнее оказалась ситуация с поставками газа. Располагая фактическим контролем над экспортными трубопроводами, Москва имела возможность не допускать на прибыльные рынки газ республик Центральной Азии, способный заменить российское голубое топливо. Экспортные возможности Узбекистана и Туркменистана (особенно) ограничивались неплатежеспособностью постсоветских стран (главным образом — Украины). Азербайджан и другие страны даже импортировали газ РФ. Однако на рубеже столетий Москва и ее компания «Газпром» стали корректировать свои позиции. Причина в том, что «Газпром» хочет закупать в больших количествах туркменский и казахстанский газ, а также вновь утвердить контроль над энергетической инфраструктурой Южного Кавказа и Центральной Азии.
С 2010 года государства ЦА (вместе с Азербайджаном) намерены ежегодно экспортировать около 120 млн т нефти и 80 млрд куб. м газа. Пропускная способность ныне работающих трубопроводов недостаточна для перекачки нефти и газа в таких объемах. В связи с этим во второй половине 1990-х годов началось строительство новых трубопроводов и реконструкция действующих. Трассы большинства из них проходят через территории, подверженные кризисам, или пролегают в опасной близости от таких мест, что создает угрозу для безопасности этих магистралей. Другие возможные маршруты проходят через территорию Ирана, их использование сдерживают санкции со стороны США и общий политический курс Вашингтона по отношению к Тегерану. С другой стороны, Соединенные Штаты пытаются диверсифицировать экспортные маршруты из Центральной Азии, чтобы уменьшить зависимость стран этого региона от РФ.
Нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан связывает Азербайджан (через территорию Грузии) с турецким портом Джейхан на Средиземном море. Он построен консорциумом, возглавляемым компанией «Бритиш петролеум», для его сооружения пришлось решить ряд серьезных технических проблем. Однако экономическая целесообразность магистрали остается под вопросом, к тому же есть угрозы ущерба окружающей среде. По трубопроводу должна транспортироваться азербайджанская, возможно, также казахстанская и российская нефть (добываемая «ЛУКойлом» и «ТНК-БП»).
Что касается весьма ограниченного набора маршрутов экспорта газа, то лишь Ашхабад сегодня располагает некоторым выбором. Тегеран продолжает утверждать, что в свое время Вашингтон оказывал давление на ныне покойного президента Туркменистана С. Ниязова, чтобы заставить его направлять экспорт республик в западном направлении — не через Иран, а через Азербайджан и Грузию, хотя первый и предлагает намного более низкие тарифы за транзит. Самым важным из предлагаемых Туркменистану альтернативных вариантов оказался проект Транскаспийского трубопровода, ведущий в Турцию по территории Южного Кавказа, откуда впоследствии туркменский газ можно перекачивать в Европу. Планы по газопроводу Иран — Турция — Европа уже «сверстаны», но политические проблемы не позволяют приступить к их реализации. Однако трубопровод длиной 144 км, соединяющий месторождения западного Туркменистана с северным Ираном, был сооружен еще в 1997 году. Рассматриваются и маршруты в Пакистан (по территории Афганистана), но эти возможности в настоящий момент остаются чисто теоретическими.
Самые большие объемы своего газа Туркменистан экспортирует по российским трубопроводам в Украину и собственно в Россию, поскольку «Газпром» весьмазаинтересован в долгосрочных поставках голубого топлива Ашхабада. В долгосрочной перспективе (по крайней мере на ближайшие 10 лет) необходимо учитывать зависимость Туркменистана и других республик Центральной Азии от российских газопроводов, даже при том, что, как мы уже отмечали, Ашхабад и Пекин заключили соглашение об экспорте газа в КНР.
Узбекистан рассматривал планы строительства ряда новых газопроводов. Однако, согласно оценкам, в среднесрочной перспективе республика превратится в нетто-импортера газа. Только открытие новых газовых месторождений могло бы вселить надежды на будущий экспорт.
Энергетическая политика и стратегия в Каспийском регионе
Казахстан
Азербайджан
Ситуация в Азербайджане, традиционно нефтедобывающей республике региона, уже анализировалась достаточно подробно 19 . Проблемой для страны является тот факт, что разведочное бурение в ее секторе Каспийского моря часто давало нулевые результаты или позволяло обнаруживать лишь газоносные поля 20 . Кажется, единственная надежда для страны — контракт (срок его действия — 30 лет) сконсорциумом АМОК по месторождениям нефти Азери, Чираг и Гюнешли, подписанный в 1994 году и тогда же получивший название «контракт века». Крупнейшим акционером выступает «Бритиш петролеум». Первую нефть добыли в 1997 году, но переломным стал 2005-й. Тогда вступил в эксплуатацию трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан, оператором которого является консорциум во главе с той же «Бритиш петролеум». Чтобы заполнить нефтепровод, АМОК начал увеличивать добычу — с 130 тыс. баррелей в день в конце 2004 года до нынешних 220 тыс. баррелей, что, по оценкам, может подстегнуть рост добычи в 2007 году до 754 тыс. баррелей в день. На 2008 год поставлена цель довести добычу до 1 млн баррелей в день. На этом пиковом уровне объем добычи стабилизируется, после чего в начале следующего десятилетия ожидается снижение — до 800 тыс. баррелей в день, в конце же десятилетия добыча, как ожидают, упадет до 250 тыс. баррелей в день 21 .
При нынешнем нефтяном буме Азербайджану необходимы новые нефтяные месторождения. Однако перспективы здесь не слишком радужны, поскольку при разведочном бурении на многих скважинах нефти не выявлено, в связи с чем реализацию ряда проектов пришлось приостановить. При этом основные надежды возлагаются на северную часть азербайджанского сектора Каспийского моря, где разведочные скважины бурит российская компания»ЛУКойл», а также на районы, примыкающие к иранской и туркменской границам национального сектора. Но в обоих случаях принадлежность соответствующих районов Баку оспаривается. Открыть нефтеносные поля для бурения могло бы лишь соглашение о совместной добыче, составленное по образцу российско-казахстанского соглашения. Отсутствие подобного документа и малая вероятность его подписания в ближайшей перспективе приводят к выводу, что объемы добычи и экспорта нефти, обеспечивающие соответствующий приток финансовых ресурсов, будут целиком зависеть от положения дел на трех упомянутых выше месторождениях.
В долгосрочной перспективе добыча нефти могла бы дополниться разработкой залежей голубого топлива, поскольку в ходе разведочного бурения вместо нефти несколько раз обнаруживали газ, особенно часто — на месторождении Шах-Дениз.
Туркменистан
Туркменистан — ведущий производитель и экспортер газа, по объемам запасов которого он занимает восьмое место в мире, а на постсоветском пространстве — второе, уступая только России. Дальнейшее геологическое изучение территории, вероятно, еще повысит эти оценки. Свыше 50% газа республика добывает в газоносном районе Довлетабад, на востоке страны. Главное препятствие к увеличению объемов добычи — географическая изоляция государства. Не приходится рассчитывать на бум добычи, пока нет надежных маршрутов транспортировки газа на европейский, турецкий, даже китайский рынок. В этом отношении в предстоящие годы Ашхабад будет зависеть от благосклонности Москвы.
Узбекистан
Узбекистан расположен в географической сердцевине Центральной Азии и служит основным узлом в ее энергетической и транспортной инфраструктуре. С начала 1990-х годов добыча нефти (7,5 млн т в 2000 г.) в республике удвоилась, что позволило ей освободиться от импорта нефти для производства электроэнергии. Сегодня страна даже экспортирует нефть, правда в небольших количествах.Контролируемая государством компания «Узбекнефтегаз» занимается разведкой и разработкой новых месторождений и добычей остаточной нефти на разрабатываемых и истощенных месторождениях.
Иран настаивает на равной 20%-й доле акватории Каспийского моря для всех прибрежных государств, что вызывает серьезные возражения у его соседей 23 . В 2003 году Россия, Казахстан и Азербайджан выработали единый подход к решению этой проблемы и подписали соответствующие документы. Если принятые ими принципы делимитации границ признает и Туркменистан, то на долю Ирана реально придется лишь 13% акватории моря. И все же, несмотря на эти конфликты, Иран проявляет прагматизм и продолжает наращивать объемы добычи нефти на своих месторождениях. Его цель — к 2010 году увеличить эти показатели с недавнего уровня в 110 тыс. баррелей в день до 1,6 млн баррелей в день.
Россия
Нефтеносные районы в российском секторе Каспийского моря остаются в значительной степени нетронутыми, так как основные интересы нефтяных компаний РФ сосредоточены в других регионах. Однако в 1990-х годах Москва активно отстаивала свою позицию в дипломатических и юридических спорах о правах на месторождения Каспия. С первых дней своего правления президент страны В. Путин стал проявлять больший интерес к их разработке. Несколько соглашений с Казахстаном и (позже) с Азербайджаном открыли путь к дальнейшему росту добычи, поскольку формализовали процедуры делимитации границ по дну Каспийского моря и позволили создавать совместные предприятия.
В настоящее время нет признаков того, что в ближайшем будущем что-то сможет серьезно поколебать позиции России как фактического монополиста в транспортировке голубого топлива из Центральной Азии и важной транзитной страны для центральноазиатской нефти. В предстоящие годы правительствам государств региона и компаниям, действующим в их энергетическом секторе, необходимо преодолеть множество препятствий, чтобы увеличить объемы добычи энергоресурсов и обеспечить их безопасную доставку на региональные и мировые рынки, что невозможно без зарубежных инвестиций. В то же время капиталовложения в добычу и транспортировку нефти и газа способны значительно увеличить доходы республик ЦА, содействовать поступлению инвестиций, развитию других секторов экономики. Это позволит государствам региона обеспечить свою финансовую независимость. Однако для решения этих задач руководители данных республик должны создать благоприятный инвестиционный климат, который включает формирование необходимой законодательной и административной среды, дееспособные государственные учреждения, а также персонал с достаточным уровнем образования и профессиональной подготовки. Поэтому необходимо провести еще немало реформ.
Выводы
1. Добыча энергоресурсов, особенно нефти, в регионе Большого Каспия сопряжена с множеством политических, а также экономических рисков и угроз, связанных с безопасностью, однако представляет большой интерес для международных компаний, инвестирующих в этих целях значительные средства. Регион станет новым поставщиком энергоресурсов, но, скорее всего, масштабы производства будут не настолько велики, чтобы повлиять на мировой уровень цен.
2. Главные препятствия в развитии добычи нефти и газа в регионе — слабость инфраструктуры и непрекращающиеся споры о статусе Каспийского моря.
3. Главным производителем нефти в регионе по-прежнему считается Азербайджан. Однако добыча нефти на его месторождениях в ближайшем будущем достигнет своего пика, и нефтяной бум там продлится относительно короткий период времени. В этом плане у Казахстана больше возможностей, но страна демонстрирует все более жесткий подход к международным нефтяным компаниям.
4. За исключением Туркменистана, где будущее развитие неразрывно связано с природным газом, перспективы добычи и экспорта этого сырья в регионе остаются весьма неясными, поскольку центр тяжести зарубежных инвестиций явно приходится на нефтяной сектор.
Источник