Бассейн как способ закаливания

Плавание как средство закаливания детей.
статья на тему

П Л А В А Н И Е

КАК СРЕДСТВО ЗАКАЛИВАНИЯ

В системе комплексной физкультурно-оздоровительной работы большое место занимает обучение детей плаванию. Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым.От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде — воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает прекрасное оздоровительное действие на организм ребенка. Волны при плавании и течении воды оказывают своеобразный массирующий эффект.

ПЛАВАНИЕназывают идеальным видом движения. И действительно, ни один вид спорта не имеет такого большого гигиеническоги-оздоровительного и лечебного значения, как плавание. Объясняетсяэто многими факторами. Прежде всего,сама водная среда и создаваемые ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие здоровых систем, профилактику и лечение различных заболеваний опорно-двигательного аппарата,сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

ПЛАВАНИЕспособствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно чрезмерно возбужденным детям. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон.

Во время погружения в воду и плаваниясоздаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы в целом. Тело ребенка, погруженное в воду, характеризуется состоянием, близким к невесомости. Сердце при этом увеличивается в объеме и перекачивает большое количество крови. Ему не приходиться выбрасывать кровь вверх и «насасывать» ее снизу, как это бывает при обычном положении. Давление воды на всю поверхностьтела способствует движению венозной крови от периферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и создает благоприятные условия деятельности правого предсердия и правого желудочка.

Занятия плаваниемлучшая тренировка дыхательной системы.

Во время плавания нормализуется секреторная, моторная, всасывающая функция органов пищеварения. Мышечнаядеятельность способствует лучшему оттоку желчи из печени и желчного пузыря и улучшает эвакуацию содержимого толстого кишечника.

Занятия плаваниемусиливают обмен веществ, активизируют деятельность организмов выделения.

Во время плавания,или только пребывания в воде, происходят значительные изменения в составе крови, повышается гемоглобин и уменьшается количество лейкоцитов.

Плаваниезакаляет организм ребенка, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям. Вода оказывает на кожный покров как механическое, так и термическое воздействие. Она смывает с кожи грязь, пот, кожное сало, верхний слой эпителия, т.е. очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению кожного дыхания и укреплению самой кожи.

Плаваниевлияет на рост ребенка, корригирует его.

Плаваниетакже незаменимое средство для создания»мышечного корсета»(когда слабо развитые мышцы спины не держат позвоночник в нужном положении).

Плаваниеодно из средств лечения последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций.

Занятия плаванием способствуют уменьшению лишних жировых отложений, что также положительно отражается на осанке ребенка.

Обучение детей плаванию имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

Источник

Плавание как средство закаливания детей

Ирина Чечнева
Плавание как средство закаливания детей

Плавание как средство закаливания детского организма.

Правильное физическое воспитание ребенка не мыслимо без закаливания его организма. В жизни имеют место самые разнообразные виды закаливания воздухом, солнцем, водой. Наиболее действенным из них является закаливание водой, так как его легко дифференцировать по силе и продолжительности благодаря различным способам применения воды необходимой температуры – обтирание, обливание, купание. Особенно эффективным способом закаливания водой является купание, плавание. Оно сочетает в себе воздействие на организм ребенка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождается движением.

В процессе закаливания участвует практически вся система регулирования жизненных процессов. Плавание как и любые водные процедуры, совершенствует терморегуляцию, то есть образование и отдачу тепла организмом.

Погружаясь в воду, ребенок испытывает ощущение холода из – за большой разницы температуры воды и тела. Чтобы согреться перед плаванием дети принимают теплый душ. Использование упражнений на суше и энергичных упражнений в воде дает возможность разогреть организм ребенка и тогда по телу начнется разливаться тепло.

Регулярные занятия плаванием – лучшая тренировка дыхательной системы. Плавание улучшает вентиляцию легких, закрепляет навык глубокого и ритмичного дыхания. При обучении детей плаванию,я использую дыхательные упражнения на суше: «Птички машут крыльями», «Вырастим большими», «Дровосек»,и в воде: «Насос», «Воронка», «У кого больше пузырей?», «Скольжение на груди в выдохом воздуха в воду».

Плавательные упражнения так же содействуют росту и укреплению костной ткани. Именно поэтому плавание является эффективным средством коррекционной работы профилактики и лечения различных нарушений.К этому направлению есть ряд упражнений : «Винт», «Звездочка», «Стрела».

Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей. Массирующие и температурные воздействия воды при плавании оказывают положительное влияние на нервную систему. От скольких негативных эмоций избавляются дети, повизгивая от удовольствия. В этом направлении я включаю ряд игр и игровых упражнений,например: «Бегом за мячом», «Сердится рыбка», «Хоровод», «Смелые ребята»; Игровые упражнения «Крокодил», «Покажи метки», «Нырни в обруч», «Передай мяч». Игры и игровые упражнения я провожу для профилактики психосоциального напряжения детей и снятия стрессового состояния.

Читайте также:  Сборка фильтровальной установки для бассейна

После занятий в бассейне дети принимают теплый душ. С помощью взрослых они выполняют гигиенические навыки. После этого дети пьют фито чай.

При систематических занятиях плаванием детский организм становится невосприимчивым к простудным заболеваниям. В процессе обучения плаванию, здоровье детей, которые регулярно посещают бассейн, меньше болеют и практически вообще не болеют. Вот почему плавание является таким эффективным средством закаливания организма вообще и в особенности детей дошкольного возраста.

1. Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание. М. : ООО «Издательство Астрель», 2002. – 160с.

2. Викулов А. Д. Плавание: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368с.

3. Иванченко Е. И. Наука о спортивном плавании. — Мн. : МПП Госэкономплана РБ, 1993. — 168 с.

4. Каптелин А. Ф. Плавание в лечебных целях //Здоровье. — 1980. — № 7. — С. 26-27.

5. Энциклопедия Википедия

Методика оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома В современных социально – экономических условиях развития общества особенно остро, на государственном уровне, стоит проблема оптимизации.

Методы и приемы закаливания детей в детском саду Консультация для воспитателей на тему: «Методы и приемы закаливания детей в детском саду» [/b] Польза и значение всех способов закаливания.

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Плавание — закаляет организм, совершенствует.

Из опыта работы воспитателя с родителями воспитанников ДОУ по вопросу физического воспитания и закаливания детей. Из опыта работы воспитателя Москвиной Т. И. старшей группы МБДОУ «Детский сад № 93» с родителями воспитанников, по вопросу физического воспитания.

Консультация для молодых педагогов «Бассейн-как средство закаливания дошкольников» А теперь давайте познакомимся с водой. Общение с ней всегда радость. Плавание укрепит здоровье, поможет обрести стройную фигуру, развить.

Консультация для родителей «Влияние средств закаливания на укрепление здоровья детей» Закаливание – это тренировка организма воздействиям внешней среды для повышения его устойчивости к колебаниям температуры (жаре и холоду,.

Оздоровительное плавание для детей младшего дошкольного возраста. С чего начать? С чего начать? С начала учебного года маленькие воспитанники приходят в сад и для многих это большой стресс. Малыша «оторвали» от мамы,.

Оздоровительное плавание в бассейне детей 3–4 лет Вот прошел октябрь и мы решили показать наш бассейн. Дети уже месяц посещают занятия по плаванию. В саду ведется работа по инклюзивному.

Роль педагога в организации закаливания детей старшего дошкольного возраста. Не секрет, что родители, приводя своего ребенка в детский сад, в первую очередь желают, чтобы он был здоров и физически развит. Поэтому.

Популяризация занятий в бассейне. Сценарий мероприятия на воде Сценарий мероприятия на воде для детей. Цели: 1. Обеспечить здоровый и активный досуг детям; 2. Популяризация занятий в бассейне; 3. Дать.

Источник

Плавание как средство закаливания и укрепления организма

Актуальность проблемы: Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.

Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование – произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.

Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.

Скачать:

Вложение Размер
Объект исследования: Дети обучающиеся плаванию в 10-11 лет. 24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «НГПУ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №38» города Набережные Челны

учебно-исследовательских и проектных работ

Предмет : физическая культура

Исследовательская работа на тему:

Плавание как средство закаливания и укрепления организма

МАОУ «СОШ №38», 11а класс, г. Набережные Челны

Кобзева Марсельеза Каримовна, учитель физической культуры

г. Набережные Челны,2018

Глава 1. Изучение научно-методическую литературу……………….3

Глава 2. Влияние обучения плаванию детей на закаливание и укрепление организма в целом…………………………………………………………4

Глава 3. Влияние плавания на сердечно-сосудистую систему…………5

Глава 4. Влияние плавания на дыхательную систему……………………6

Глава 5. Влияние плавания на нервную систему…………………………7

Плавание как средство закаливания и укрепления организма

Актуальность проблемы: Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.

Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование – произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.

Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.

Я выдвинула гипотезу: занятия детей плаванием благотворно влияют не только на закаливание и укрепление организма, но и на всестороннее развитие физических качеств.

Объект исследования: Дети обучающиеся плаванию в 10-11 лет.

Предмет исследования: Плавание как одно из средств закаливания и укрепления организма.

Цель исследования: выявление укрепляющего и закаливающего действия, которое оказывается на занимающихся плаванием детей.

Изучить и проанализировать научно-методическую литературу.

Установить влияние обучения плаванию детей на закаливание и укрепление организма в целом.

Уникальность плавания как средства физического воспитания

Плавание – это средство физического воспитания, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении.

Плавание является средством массажа кожи и мышц, учащийся преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика.

Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение для человеческого организма, который на 80% состоит из воды (а клетки мозга на 90% состоят из воды), все жизненно важные процессы протекают в водной среде организма, а первые 9 месяцев развития человеческого организма происходят в водной среде.

Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Влияние плавания на сердечно-сосудистую систему

Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему.

Прежде всего, мышечная система ребенка развита слабо, ее масса составляет 22–24% массы тела (у взрослого-40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то же время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит и иннервационный аппарат мышечной системы. Иннервация (от лат. in — в, внутри и nervus — нервы) — снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой (ЦНС).

У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении – удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам.

Сердечно-сосудистая система хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений.

Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания, возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Влияние плавания на дыхательную систему

У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. У пловцов она достигает 5000–7300 см3 и более.

В процессе плавания развивается, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Систематические занятия плаванием, благоприятно отражаются на развитии органов дыхания школьников. Жизненная емкость легких возрастает.

Влияние плавания на нервную систему

Положительное влияние воды проявляется в ликвидации утомления при напряженной умственной работе школьников, повышении подвижности нервных процессов.

Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у «плавающих» малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.

Правильное физическое воспитание ребенка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективные средства закаливания – воздух, солнце, вода. Наиболее действенным является закаливание водой. Его легко дифференцировать – по силе и продолжительности благодаря различным способам применения воды необходимой температуры – при обтирании, обливании, купании. Особенно эффективны купание, плавание, так как сочетают в себе воздействие на организм ребенка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением.

Чтобы достичь полезного эффекта для закаливания и укрепления детского организма, нужно соблюдать следующие правила:

1. Занятия должны проводиться регулярно, иначе достигнутый эффект закаливания будет снижаться;

2. Не допустим большой перепад температур, в результате которого есть большая вероятность простудиться;

3. Необходимо увеличивать занятие по времени в зависимости от приобретенных навыков.

За время тренировок я узнала основные способы плавания и научилась плавать кролем на груди, кролем на спине и брасом в полной координации и с соблюдением техники плавания. Кроме того освоила технику входа в воду прыжком с тумбочки. В этом году я меньше болела и уставала на уроках, а после тренировок чувствовала легкую усталость и вместе с тем легкость и радость от занятий спортом.

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (такие как, например труд и др.), безусловные рефлексы, массаж.

Из всех циклических видов спорта плавание отличается от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения. И в то же время многие дети более старшего возраста, подростки, юноши и даже взрослые в нашей стране или вообще не умеют плавать или передвигаются в воде неправильно, не испытывая достаточных нагрузок, а стало быть, плавают без особой пользы для здоровья.

Обучение плаванию способствует гармоничному развитию школьников и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.

Благодаря регулярным занятиям плаванием улучшаются основные физические качества школьника – скорость, выносливость, координация, сила.

Плавание может эффективно использоваться для предупреждения и даже лечения довольно распространенных среди современных детей и подростков нарушений осанки и сутулости. Так, при плавании брассом происходит выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.

Таким образом, можно утверждать, что гипотеза подтвердилась, и цель исследования была достигнута.

Хотелось бы, чтобы как можно больше детей стали заниматься таким полезным и красивым видом спорта.

1. Набатников М.Я. Плавание. – М. 1962

2. Макаренко Л.Т. Плавание – М.2002

3. Осокина Т.И. Как научить детей плавать – М. 1985

4 . Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999г.

Источник

Оцените статью