- Окружающий мир, тема урока «Водоемы», 2класс план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Какие бывают водоемы, виды природных и искусственных водоемов
- Виды природных водоемов
- Какие бывают водоемы искусственного происхождения
- Тест с ответами: “Водные богатства”
Окружающий мир, тема урока «Водоемы», 2класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока по теме «Водоёмы» во 2 классе по программе «Школа России», автор учебника А.А. Плешаков
Цели урока:
1. — познакомить детей с видами водоёмов;
— учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
— сравнить реку и озеро;
— познакомить с водоёмами нашего края;
2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;
3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pro_vodoemy.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
1. — познакомить детей с видами водоёмов;
— учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
— сравнить реку и озеро;
— познакомить с водоёмами нашего края;
2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;
3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
1 Организационный момент.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг природа!
Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться (открывать) с его тайнами.
Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем какие же виды работы нам предстоят. План.
У вас на столах лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.
Ну и начнем мы урок с проверки домашнего задания
2. Проверка домашнего задания.
Какую тему изучали? (формы земной поверхности) Какие основные формы земной поверхности вы знаете? (равнины и горы)
- Задание в рабочей тетради (с. 33 № 1, 3)
Открываем рабочие тетради. Поменялись тетрадями, проверили по образцу и оценили работу своего товарища, поставили отметку.
— Ребята, кто справился с домашним заданием без ошибок. Молодцы. А у кого были ошибки при выполнении задания? Что вызвало затруднение? Оцените эту работу в оценочном листе.
3. Сообщение темы и целей урока.
А сейчас ребята послушайте, пожалуйста, отрывки из музыкальных произведений (Л. Зыкина «Течёт река Волга», Ю.Антонов «Море», «Гляжу в озёра синие»). О чем были песни. (море, река, озеро)? Как назвать это, одним словом (водоём)?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Водоёмы).
Действительно, сегодня мы будем говорить о водоёмах и о том, какие они бывают.
Исходя из темы, поставим цель нашего урока? Цель: познакомиться с видами водоёмов и их особенностями.
В конце урока мы ответим на вопрос: Какие водоёмы бывают? Какие части реки выделяют?
Для ответа на поставленные нами вопросы я предлагаю вам следующий вид работы.
4. Усвоение новых знаний.
Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи свое мнение)
Каждая группа получает своё задание. Я вас просила заранее принести различные книги и энциклопедии. Ими вы и воспользуетесь выполняя это задание.
1 группа «Виды водоемов»
- Водоемы можно разделить на две группы: _________ и ___________.
- Естественные водоемы – это __________________________________.
- Искусственные водоемы – это _________________________________.
- Люди создают искусственные водоёмы для ______________________.
(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)
Водоём — это место скопления или хранения воды. Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные (создала природа) водоёмы – океан, море, река, озеро, ручей и т.д. Искусственные (созданы при помощи человека) – водохранилище, пруд канал.
Океан – водный покров земли, окружающий материки и острова. На земле 4 океана. Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый.
Море – часть океана, обособленная сушей. Морская вода соленая и непригодна для питья.
Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем.
Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.
Водохранилище – искусственный водоём, образованный, как правило, в долине реки водопроводными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.
Пруд – запруженное место, водоём в естественном или выкопном углублении, а также запруженное место в реке. Для водоснабжения, орошения и разведения рыбы.
Канал – искусственное русло, наполненное водой.
2 группа «Части реки»
- Начало реки – это __________________.
- Устье реки – это ____________________.
- Русло — это ______________________.
- Притоки – это ____________________.
- Какие берега бывают у реки и как это определить?
Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течёт река, — это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки.
В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.
3 группа «Водоёмы нашего края».
- Наиболее крупные реки в Ульяновской области – это ______________.
- Наиболее крупные озёра в Ульяновской области – это _________ в _________ районе и ______________ в __________ районе.
- Искусственный водоём в Ульяновской области – это ___________.
- Как в нашем крае используют водоёмы в народном хозяйстве?
Крупные реки ульяновской области – это Волга, Свияга, Сура, Большой Черемшан.
Озёра – Белое озеро, расположенное в Николаевском районе, Белолебяжье в Майнском районе (самое крупное в области)
Искусственный водоём – Куйблышевское водохранилище.
(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)
4 группа «Влияние деятельности человека на экологию водоёмов»
- Какой вред на природу речного края оказывает деятельность человека?
- Что можно сделать для охраны реки?
5. Физкультминутка «Речка»
К речке быстрой мы спустились,
(Ходьба на месте)
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
(Хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
(Круговые движения руками)
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
(Прыжки на месте)
И отправились домой.
(Ходьба на месте)
6. Закрепление изученного материала.
- Практическая работа (работа в парах)
Вспомним правила работы в парах.
Задание: собрать картинку и на ней найти и обозначить исток, устье, приток, левый, правый берег
Оцените свою работу.
- Тест «Да или нет»
- естественные водоемы – это река, озеро, море, океан. +
- Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это исток. –
- Люди построили запруду и появилось на этом месте появился пруд. +
- Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал. +
- Приток – это углубление, по которому течёт река. –
- Главной водной артерией Ульяновской области является Волга. +
- В Засвияжском районе протекает река Сура. –
- Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. –
Проверьте свою работу по образцу. Оцените работу. В чем были ошибки?
Ответим на контрольный вопрос?
Какую цель ставили для себя на уроке?
Достигли ли мы этих целей?
Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок?
8. Задание на дом.
- Рабочая тетрадь с. 35 № 4.
- Составьте правила поведения у реки и нарисуйте условные знаки.
- Составьте кроссворд на тему «Водоёмы»
А сейчас возьмите парусник того цвета, который соответствует вашему настроению и поместите его на наше озеро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по теме «Имя существительное» . 2 варианта. Каждый вариант состоит из 4 заданий по теме.
Тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков), М.:Просвещение, 2011.
Тест поможет определить осведомлённость детей о шляпочных грибах, правилах их сбора.
Тест «Город и село» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показываю.
Тест «Явления природы» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показы.
Тест «Звездное небо» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показыва.
Одноа из целей урока:Доказать на примерах взаимосвязь растений и животных в лесной зоне, рассмотреть правила поведения в лесу, воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.
Источник
Какие бывают водоемы, виды природных и искусственных водоемов
Водоем – это все водные объекты, независимо от их величины, которые образуются в разных по размерах углублениях на суше. В зависимости от вида водоемов в них полностью отсутствует движение воды или же оно очень замедлено и непостоянно.
Водоемы могут быть природными (образованные в результате природных явлений) и искусственными (созданные человеком).
Виды природных водоемов
Река тоже является природным водоемом но, поскольку имеет постоянное течение, принадлежит к водотокам.
Озера могут быть пресными или солеными, если они заполнены стоячей водой и на дне накапливаются минеральные отложения. А вот вода в природных прудах – всегда только пресная, хотя по своим размерам они больше напоминают маленькие озера.
Какие бывают водоемы искусственного происхождения
Искусственными водоемами являются:
- Водохранилища. Они могут быть большого объема, плотинными – возведенными на водотоках и предназначенными для регулирования руслового стока. Заполняются в основном благодаря поверхностному стоку воды. Еще есть копанные водохранилища, когда в грунте выкапывается котлован и искусственно заполняется водой. Их размеры намного скромнее, чем у плотинных водоемов.
- Пруды. Это те же водохранилища, но только с меньшим объемом воды. В зависимости от способа создания, они могут питаться за счет речного стока, грунтовых вод или полностью искусственно заполнятся.
- Бассейны. Это пруды малых объемов с облицовкой дна и бортов, водный режим которых полностью регулируется человеком.
Перечисленные водоемы относятся к постоянным, а есть еще временные. Они возникают в результате половодья крупных рек и называются старицы.
Таким образом, мы пришли к тому, что наши любимые дачные прудики и фонтаны – это тоже водоемы, созданные искусственно. Чаще всего цель их создания – декоративное украшение участка. Но, при желании, вы всегда можете создать в прудах целую экосистему, заселив рыбками и высадив растения.
Источник
Тест с ответами: “Водные богатства”
1. Что не относится к водоёмам:
а) бассейн +
б) река
в) ручей
2. Что называют устьем реки:
а) реку, которая впадает в другую реку
б) место впадения в другую реку или море +
в) начало реки
3. Как называют начало реки:
а) приток
б) устье
в) исток +
4. Чем отличается озеро от реки:
а) вода в озере не течёт +
б) озеро шире реки
в) озеро глубже реки
5. Как определить, какой берег левый:
а) левый берег круче
б) встать лицом против течения реки, слева будет левый берег
в) встать лицом по течению реки, слева будет левый берег +
6. Какое название не относится к морям России:
а) Баренцево
б) Ладожское +
в) Чёрное
7. Что не относится к водоёмам:
а) море
б) океан
в) джакузи +
8. Что относится к естественным водоёмам:
а) озеро +
б) водохранилище
в) пруд
9. Что относится к искусственным водоёмам:
а) океан
б) море
в) канал +
10. Как называют углубление, по которому течёт река:
а) рукав
б) русло +
в) приток
11. Водоёмы – это:
а) хранилища воды, место обитания растений и животных, место отдыха людей, источник питьевой и хозяйственной воды, транспортные магистрали +
б) украшение Земли
в) место обитания растений и животных
12. Каким цветом обозначены водоёмы на карте:
а) жёлтым
б) синим +
в) зелёным
13. Укажи самый большой водоём:
а) океан +
б) море
в) река
14. К естественным водоёмам относится:
а) водохранилище
б) пруд
в) ручей +
15. К естественным водоёмам относится:
а) море +
б) водохранилище
в) бассейн
16. К естественным водоёмам относится:
а) бассейн
б) река +
в) пруд
17. Какое утверждение говорит о значении водоёмов в природе:
а) Водоёмы радуют людей своей красотой.
б) Водоёмы – источник воды для заводов и фабрик.
в) Водоёмы – источник воды для растений и животных. +
18. Отметь действие человека, которое не вредит водоёмам:
а) слив ядохимикатов
б) купание +
в) мытьё машин
19. Отметь действие человека, которое не вредит водоёмам:
а) мытьё ковров
б) слив ядохимикатов
в) ловля рыбы +
20. В переводе с финского языка «Нева» обозначает:
а) «мост»
б) «болото» +
в) «дорога»
21. Определи, что перечислено: Ока, Обь, Амур:
а) реки +
б) озера
в) пруды
22. Укажи искусственный водоем:
а) река
б) пруд +
в) озеро
23. Отметь название озера:
а) Днепр
б) Урал
в) Байкал +
24. Определи, что «лишнее»:
а) исток
б) канал +
в) устье
25. Отметь водоем, по которому люди перевозят крупные грузы:
а) бассейны
б) водохранилища
в) моря +
26. Отметь водоем, по которому люди перевозят крупные грузы:
а) пруды
б) океаны +
в) бассейны
27. Отметь водоем, по которому люди перевозят крупные грузы:
а) реки +
б) водохранилища
в) пруды
28. Что принадлежит водным ресурсам
а) ледники
б) подземные воды
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа
29. Как называется водная оболочка планеты:
а) гидросфера +
б) литосфера
в) биосфера
30. Какие водные объекты занимают наибольшую площадь земного шара:
а) озера
б) океаны +
в) ледники
Источник