Бассейн днепра крупнейшие порты

Значение ДНЕПРОВСКОГО БАССЕЙНА РЕЧНЫЕ ПОРТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

бассейна речные порты, основные воднотранспортные центры, организующие перевозки грузов и пассажиров по Днепру и его притокам, связывающим промышленные и с.-х. районы УССР и частично БССР с приречными пунктами бассейна, и перевалку грузов на железные дороги и с железных дорог. С 1967 перевозки в бассейне осуществляются и на судах смешанного типа, могущих заходить в порты Дуная, Чёрного, Азовского и Средиземного морей.

Начало портового строительства в бассейне относится к 1899 — времени сооружения гавани у Киева. До 1-й мировой войны 1914-18 строительство портов в Киеве, Екатеринославе (Днепропетровск) и Херсоне под руководством Киевского округа путей сообщения шло медленно. Перегрузочных механизмов, кроме нескольких плавучих зерноперегружателей в Херсоне, не было. Грузовые работы производились вручную. С созданием на Днепре государственного пароходства (1922) началось интенсивное портово-пристанское строительство. Доля механизированных грузовых работ в 1940 составила 2/3 от всех перегрузочных операций в бассейне. Были построены каменные склады, бетонированные грузовые площадки, речные вокзалы в крупных пунктах; для причала пассажирских судов использовались дебаркадеры. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 фашистские захватчики разрушили причалы, склады, перегрузочные механизмы. После войны заново сооружены речные порты в Черкассах, Кременчуге, Днепродзержинске, Никополе, капитально реконструированы в Киеве, Днепропетровске, Херсоне. Построены вокзалы в Черкассах, Днепропетровске, Запорожье, Херсоне, а в 1959 в Киеве. Средствами портов охвачено по сухогрузам 85,6% общего объёма грузооборота портов, 13,6% — средствами грузовладельцев (1970). Комплексная механизация грузовых операций в 1970 достигла 97,6%. Киевский, Днепропетровский и Запорожский порт им. В. И. Ленина являются перевалочными для грузов, отправляемых с железной дороги на воду (и обратно) по одному транспортному документу. Удельный вес перевалок по бассейну составил во всей грузопереработке 29,8% в 1970.

Д. б. р. п. имеют для местных перевозок приписной флот. После окончания строительства в 9-й пятилетке Каневского гидроузла порт Киев и все лежащие ниже по Днепру порты смогут принимать суда с осадкой до 3,65 м (в том числе и морские).

Киевский порт расположен на правом берегу Днепра, в 872 км от устья Днепра. Это крупнейший порт в бассейне по объёму грузовых операций. Отправляет кварциты, промышленные и продовольственные грузы; принимает уголь, минерально-строительные материалы, шлаки, зерно, овощи и бахчевые, тарно-штучные грузы. Здесь начало многих транзитных пассажирских линий. Приписной флот перевозит 4,54 млн. пассажиров в год (1970).

Черкасский порт — на правом берегу Кременчугского водохранилища, в 663 км от устья. Кременчугский порт — на левом берегу, в нижнем бьефе Кремгэс, в 549 км от устья. Днепродзержинский порт — на правом берегу, в нижнем бьефе Днепродзержинского водохранилища, в 437 км от устья. В грузообороте названных трёх портов основное место занимают минерально-строительные материалы, металлолом, шлаки и прочие грузы.

Днепропетровский порт находится в 399 км от устья. Порт отправляет уголь, минерально-строительные материалы; принимает кварциты, плодоовощи и прочие грузы. Два участка порта расположены на правом берегу, где производятся операции главным образом со штучными грузами, и один участок — на левом берегу (переработка массовых грузов).

Запорожский порт им. В. И. Ленина введён в действие в 1932, одновременно с Днепрогэсом. Находится на левом берегу, в 312 км от устья. Основные грузы в отправлении — железная руда, переваливаемая с железной дороги и идущая по реке через Брест (БССР) на экспорт, уголь и угольная шихта, отправляемая в Херсон, Николаев и дальше на экспорт; в прибытии — бокситы (импортные), которые переваливаются в Херсоне или Николаеве с морских судов на речные. В 1970 грузы порта направлялись в морские порты Ялта, Феодосия, Ильичёвск, Скадовск (минерально-строительные материалы), Измаил (шихта).

Херсонский порт (до 1946 — пристань) — на правом берегу Днепра, в 28 км от устья, на стыке речных и морских путей. Отправляет бокситы, овощи и бахчевые, промышленные и продовольственные товары; принимает уголь, минерально-строительные материалы, зерно и прочее. По количеству перевозимых пассажиров (6,17 млн. пассажиров в 1970) порт занимает 1-е место в бассейне.

Источник

Речные порты Украины

По территории Украины протекает третья по величине река Европы – Днепр, что еще издревле обусловило развитие здесь речного судоходства. На берегах Днепра и Южного Буга расположено большое число речных портов и пристаней. Десять крупнейших украинских речных портов: Черниговский, Киевский, Черкасский, Днепродзержинский, Днепропетровский, Запорожский, Никопольский, Новокаховский, Херсонский речной, Николаевский речной.

Днепродзержинский речной порт расположен на правом берегу Днепра. Основан в 1878 г. Порт расположен на 475 км от устья Днепра, является акционерным обществом. Продолжительность навигации: с 1 апреля по 22 ноября. Возможен перепад уровня воды у причалов. Колебания зависят от работы ГЭС. Акватория включает городской причал, Днепродзержинский рейд, затон Романьково.

Читайте также:  Особняки с бассейном внутри

Днепропетровский порт был образован на расстоянии 393 км от устья Днепра одновременно с городом в 1776 г. на участке реки Днепра, который занимал ключевое положение на древнем пути «из варяг в греки». Порт расположен по обеим берегам Днепра, является акционерным обществом. На правом берегу находится Городской объединенный грузовой район, выше по течению – подчиненный ему участок Новые Кайдаки. Рядом с Городским районом расположены пассажирские причалы. На левом берегу, в затоне им. Кирова находится грузовой район Амур-Гавань, вверх по течению от которого расположен новый причал района. На 28-м километре от устья р. Самары, впадающей в реку Днепр, находится приписанная к порту пристань Новомосковск. Средний период навигации составляет 9 – 9,5 месяца. Продолжительность ледостава в среднем – 71 день. Толщина льда 5 – 30 см. Возможны ледовые проводки в начале ледостава (декабрь) и в конце (март).

Запорожский речной порт создан в 1934 г. после строительства Днепрогэс и водохранилища, на дне которого остались пороги, мешавшие судоходству. Расположен на Днепре на расстоянии 310 км от устья. Первые причалы Запорожского речного порта были построены на левом берегу водохранилища. Теперь это основной грузовой район порта. Порт – дочернее предприятие АСК «Укрречфлот».

Киевский речной порт расположен на правом берегу Днепра является акционерным обществом. Основан в 1899 г. После сооружения Днепровского каскада ГЭС, стал доступен для крупных судов и фактически превратился в транзитный порт, через который шли грузы портов бассейна Днепра. Грузы с крупнотоннажных судов перегружались на флот, который обслуживал мелководную часть Днепра и Десну, и наоборот. Находиться на 822-м км от устья, ближайшие порты вниз по Днепру – Черкассы – 202 км, Кременчуг – 317 км, вверх по Днепру и Десне – Чернигов 214 км.

Кременчугский речной порт основан в 1823 г. Расположен на левом берегу Днепра. Порт является открытым акционерным обществом. Расположен в 544 км от устья. Ближайшие порты вверх по течению на расстоянии 114 км – Черкассы, вниз по течению на расстоянии 112 км – Днепродзержинск..

Николаевский речной порт был основан в 1882 г. решением Государственного совета России о выделении средства на строительство пристани в городе Николаев, расположенном на реке Южный Буг. Основное строительство порта велось с 1965-го по 1969 годы. Порт акционировался, а потом присоединился к АСК «Укрречфлот» со статусом дочернего предприятия. Грузовой район порта расположен в Николаеве, у левого берега излучины реки Южный Буг, в 40 км вверх по течению от места впадения реки в Днепровский лиман. Порт соединен с морем Бугско-Днепровско-Лиманским каналом. От начала канала до порта – 47 миль. С транзитным судовым ходом акватория порта соединяется подходным каналом шириной 70 м, длиной 800 м, глубинами 5,8 м. Видимость на подходном канале и акватории – 5 – 10 миль более. Акватория порта от ветров защищена косой на востоке, защитной дамбой на западе. Навигация длится круглый год.

Никопольский речной порт расположен на берегу Днепра в 70 км от г. Запорожья. Датой основания города официально считается 1780 г. С XIX в. в городе существовала пристань. Современный Никопольский речной порт был построен на берегу Каховского водохранилища после создания Запорожской ГРЭС. Порт является филиалом Запорожского речного порта. Ближайшие порты: Запорожский речной порт – 84 км вверх по Днепру, Новокаховский речной порт – 110 км вниз по Днепру.

Новокаховский речной порт находится в г. Таврийске, который примыкает к г. Новая Каховка и расположен на берегу Каховского водохранилища, образованным при строительстве Каховской ГЭС. Свое начало Новокаховский речной порт берет с 1820 года, когда была образована на Днепре пристань Каховка. Здесь проходил «чумацкий шлях». Свой современный статус Новокаховский речной порт получил в 1962 году после завершения строительства нового порта в акватории Каховского судоходного шлюза. Порт является открытым акционерным обществом.

Херсонский речной порт был создан в 1946 г. и вплоть до 1982 г. порт занимался в основном поставкой высококачественного песка из Кардашинского карьера (Херсонская область) для производства силикатного кирпича. Порт акционировался, а потом стал дочерним предприятием АСК «Укрречфлот».

Черкасский речной порт расположен на берегу Кременчугского водохранилища до 1961 г, действовал как пристань, преобразо­ванная позже в порт. В порту создано открытое акционерное общество «Черкасский речной порт» с коллективной формой собственности. Расположен в 725 км от устья.

Черниговский речной порт расположен на р. Десне, левом притоке Днепра. Черниговская пристань начинает выполнять грузовые и пассажирские операции с конца XIII века. Современный порт ведет отсчет с августа 1964 г. Сегодня порт работает только на Десне и в качестве судовладельца – на Дунае. К порту приписаны участки малых рек на реке Десна с пристанями Новгород-Северский, Путивск. Требования к осадке принимаемых судов меняются в зависимости от состояния реки. Порт осуществляет перевозки по Десне исключительно силами своего флота, который руководствуется внутренними правилами навигации. Порт расположен на 206-м км от устья реки Десны, на ее правом берегу. Навигация длится 240 суток в году, с апреля по ноябрь включительно.

Читайте также:  Полотенца для бассейна с высокой впитывающей функцией

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник

Бассейн днепра крупнейшие порты

АДРЕС:

ВВЕДЕНИЕ

В центре Украины, на расстоянии 393 км от устья Днепра, расположен Днепропетровск. Город основан в 1776 г. на участке реки Днепр. Пристань была образована в 1798 г.

Население – около 1,5 млн. человек.

В Днепропетровске расположен крупнейший речной порт Украины. Благодаря выгодному географическому положению он полностью обеспечивает потребности прилегающих промышленных регионов в перевозке, хранении различных грузов: металла, зерна, угля, контейнеров и пр. Порт как пункт перевалки внешнеторговых грузов известен в странах Придунавья, Черного и Средиземного морей.

Общая информация

Позиция: широта 48°30′N, долгота 35°01′Е.

Днепропетровский речной порт находится в 393 км от устья Днепра и расположен по обоим берегам на двух основных грузовых районах. На правом берегу находится Городской объединенный грузовой район, выше по течению — участок Новые Кайдаки. Рядом с Городским районом расположены пассажирские причалы.

На левом берегу, в затоне им. Кирова, находится грузовой район Амур-Гавань, вверх по течению от которого расположен Новый причал района.

На 28-м км. от устья реки Самара, впадающей в Днепр, находится пристань Новомосковск.

В холодное время года в районе порта преобладают ветры с восточной составляющей, в теплый период господствуют ветры северо-западного и северного направлений. В среднем за год наблюдается 13–20 дней с сильным ветром. Годовое число туманов колеблется от 43 до 71. В зимние месяцы бывает в среднем по 7–13 дней с туманом, в летнее время туманы наблюдаются не каждый год. Средняя продолжительность туманов в день: в холодный период (октябрь – март) – 8 часов, в теплый – 3,6 часа. Средний период продолжительности навигации составляет 9–9,5 месяца. Общая продолжительность ледостава – в среднем 71 день. Толщина льда 5–30 см. Возможны ледовые проводки в начале ледостава (декабрь) и в конце (март).

Подход и отход судна

Приход и отход судна, идущего с моря на реку и в обратном направлении, оформляется инспекцией портнадзора Херсонского речного порта. О приходе в порт капитан судна обязан доложить диспетчеру порта по УКВ радиостанции и выполнять его распоряжения. Контроль за безопасностью плавания в порту осуществляет Госинспекция судоходного надзора Днепропетровского участка.

Режим плавания

Порт открыт в течение навигации при нормальном подпорном уровне (НПУ) Днепровского водохранилища (51,4 м) для захода судов и составов c осадкой 3,75 м. в пресной воде. Судовладельцы или их агенты должны предварительно согласовать с управлением железной дороги дату и время подъема ферм железнодорожного моста и предварительно оплатить расходы, если габариты судов, идущих на причалы Амур-Гавани, Нового причала, Новых Кайдак, превышают по высоте 8 м.

Лоцманское обеспечение

Внутрипортовая лоцманская проводка не обязательна для судов, капитаны которых имеют рабочие речные дипломы и прошли ежегодную проверку знаний в Государственной инспекции судоходного надзора. Для остальных лоцманское обеспечение обя-зательно. Заявка на лоцмана подается капитаном судна в государственную инспекцию судоходного надзора за 48 часов до начала маневров по 5-му каналу УКВ-радиостанции «Кама» или по телефонам: +380-562-339785, 342472, 056-7215291 в рабочие дни с 8.30 до 17.30.

Буксирное обеспечение

Заявку на буксирное обеспечение капитан судна подает диспетчеру порта по УКВ радиостанции или по телефонам: +380-562-311591, 056-7215500 (круглосуточно) не менее чем за 2 часа до начала маневров. Оплата буксира – согласно тарифам, разработанным портом.

Якорная стоянка

Имеются два рейда. Нижний рейд расположен у острова Зеленый (левый берег). Длина – 500 м, глубина при нормальном под-порном уровне (51,4 м.) Днепровского водохранилища – 4,6 м. Верхний рейд расположен вдоль правого берега выше спаренных железнодорожных мостов. Длина – 600 м, глубина – 4,6 м.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ПОРТОВЫЕ МОЩНОСТИ

Территория порта включает два грузовых района. Протяженность причалов – 2250 м.

Грузовой район Амур-Гавань специализируется на переработке металлопроката, большегрузных контейнеров, тяжеловесных грузов, угля, кокса, песка, окатышей, минерально-строительных грузов, а также на погрузке судов зерновыми грузами на эстакадно-конвейерном комплексе и по варианту «борт – борт» портальными и плавучими кранами из н/с судов.

Погрузка судов на эстакадно-конвейерном комплексе производится двумя конвейерными линиями из ж/д вагонов и автомобилей по прямому варианту производительностью до 400 т в час.

Для накопления зерновых грузов оборудованы 6 несамоходных судов суммарной грузовместимостью 7000 т.

Городской объединенный грузовой район, в состав которого входит участок Новые Кайдаки, производит обработку тарноштучных грузов, металла, труб, песка, щебня, шлака.

Порт Днепропетровск имеет 7 пассажирских причалов общей длиной 164 м. Принимаются пассажирские суда вместимостью до 700 пассажиров.

Читайте также:  План бассейна для выращивание рыбы

Причалы речного порта Днепропетровск

Специализация Причал Длина (м) Глубина (м) Площадь открытого склада (м 2 )
Грузовой район Амур-Гавань
Эстакадный участок
Эстакадно-конвейерная линия по погрузке зерновых грузов 1 120 4
Кокс 2 120 4 3600
Крановый участок
Уголь, кокс, руда, навалочные 3 170 4 4000
Прокат черных металлов, чугун, навалочные 4 180 4 4800
Прокат черных металлов 5 180 4 4800
Контейнеры 20’/40′ 6 205 4 6340
Сыпучие песок, щебень, шлак) 7 140 3,5 4200
Сыпучие (песок, щебень, шлак) 8 230 3,5 6900
Объедененный городской грузовой район
Городской участок
Прокат черных металлов 11 120 4 2000
Прокат черных металлов 10 120 4 3000
Тарно-штучные грузы 11 120 4 3000 / 2592*
Участок Новые Кайдаки
Прокат черных металлов 12 150 4 2000
Сыпучие (песок, щебень) 13 150 3,5 5800
Пассажирские причалы
Туристический 16 119 3,2
Местные 17–23 45 3

Зерновой причал грузового района Амур-Гавань

Причал предназначен для перевалки зерновых грузов из железнодорожных вагонов и автомобилей через эстакадно-конвейерную линию на суда типа «река – море» грузоподъемностью до 5000 т. Бортовые автомобили, одиночные и с прицепами, разгружаются с помощью разгрузчиков У15-УРАГ грузоподъемностью 35 т и РАЗ-65 грузоподъемностью 50 т. Способ погрузки судна: одновременная выгрузка зерна самотеком из двух вагонов и (или) автомобилей через разгрузочные люки в приемный бункер, далее по наклонному конвейеру на поворотную погрузочную машину с передвижной сбрасывающей тележкой, осуществляющую равномерную загрузку судна. Количество вагонов в подаче – 14, время обработки судов – 20–25 часов.

Склады

Площадь крытых складов – 2,6 тыс. м 2 ; открытых складских площадок – 60 тыс. м 2 .

Средства механизации

В распоряжении Днепропетровского порта имеются:

  • пневмоколесные краны г/п 36 т – 2 ед.;
  • плавучие краны для переработки навалочных грузов у необорудованных причалов по варианту «борт – борт» г/п 16 т – 1 ед., г/п 5 т – 2 ед;
  • гидропогрузчики, предназначенные для погрузки песка со дна реки, производительностью 900 м3/час – 2 ед.

Для доставки грузов в порты Днепра и Дуная есть возможность формировать составы грузоподъемностью 6000 т с дальнейшей перевалкой в Николаевском, Южном и других морских портах плавучим краном порта на морские суда, следующие в страны Европы, Азии, Африки, Америки. В порту есть пассажирский флот, работающий на местных линиях.

Техническая характеристика кранов порта Днепропетровск

Наименование Кол-во Грузоподъемность (т) Вылет (м) Вылет за причальную линию (м)
грейфер крюк
Ганц 4 5 5 25 13
Ганц 2 5 6 30 18
Альбатрос 4 10 10/20 32/16 26/10
Альбатрос 2 10 10/20 32/16 20/4
Альбатрос 6 10 10/20 32/16 23/7
Альбрехт 4 10 10/20 32/16 23/7
Кировец 2 10 10 30 21
Кировец 2 10 12,5 30 21
Кировец 3 16 20 30 21
Нормы обработки судов в порту Днепропетровск (т/сут.)
Наименование груза, операция, грузоподъемность крана Грузоподъемность судов, т
500-1000 1001-2000 2001-3000 Более 3000
Зерно тяжеловесное
погрузка/выгрузка, кран г/п 10 т 400 600 100 1000
погрузка «борт – борт», КПЛ/5 400 600 900 900
Зерно легковесное
погрузка/выгрузка, кран г/п 10 т 300 400 500 500
погрузка «борт – борт», КПЛ/5 300 400 600 600
Зерно тяжеловесное, погрузка, эстакадно-конвейерная линия:
из вагонов 1100 1300 1500 1500
из автомобилей 1100 1300 750 750
Зерно легковесное, погрузка, эстакадно-конвейерная линия
из вагонов 700 800 900 900
из автомобилей 700 800 450 450
Уголь, погрузка, кран г/п 10 т 1100 1200 1200
Кокс, погрузка, кран г/п 10 т 500 550 600
Руда, погрузка, кран г/п 10 т 1200 1300 1400
Руда, выгрузка, кран г/п 10 т 1000 1100 1200
Стальные заготовки, погрузка, кран г/п 10 т 600 1000 1000
Арматура, погрузка, кран г/п 10 т 550 900 900
Сталь в рулонах, погрузка, кран г/п 10 т 650 700 750
Проволока в бухтах, погрузка, кран г/п 10 т 550 600 650
Проволока (дмпо), погрузка, кран г/п 10 т 600 700 700
Чугун в чушках, погрузка, кран г/п 10 т 600 700 850
Металлолом, погрузка
1 кран г/п 10 т 400 450 450
2 кран г/п 10 т 400 950 950
Трубы неупакованные, погрузка, кран г/п 10 т 250 300 300
Трубы в связках, погрузка, кран г/п 10 т 450 500 500
Фосфориты, выгрузка, кран г/п 10 т 900 1000 1000
Глина, бентонит, выгрузка, кран г/п 10 т 900 1000 1000
Лес круглый навалом, погрузка, кран г/п 10 т 260 280 300
Тарно-штучные грузы от 0,5 т, кран г/п 10 т 140 400 400
Тарно-штучные грузы до 0,5 т, кран г/п 10 т 140 150 170
Грузы в бигбегах, выгрузка, 2 крана г/п 10 т, 5 т 500 600 700
Контейнеры большегрузные груженые, 2 крана г/п 10 т 400 440 480
Контейнеры большегрузные порожние, кран г/п 10 т 200 250 250 250

Валовые нормы по остальным грузам определяются отдельными соглашениями между портом и клиентом или по другому грузу, близкому по своим характеристикам.

Источник

Оцените статью