Бассейн для роста ребенка

Бассейн для роста: плавать будем?

Привет! Как и обещал, пишу пост о плавании, который меня просили сделать. Некоторый опыт в увеличении роста с помощью плавания у меня есть и я хочу им с вами поделиться. Уверен, влияние плавания на рост тела человека крайне положительно.

Вы можете вырасти благодаря регулярным занятиям в бассейне, особенно если период полового созревания у вас не завершился и зоны роста не закрылись. Может ли плавание помогать в увеличении роста тем, у кого пик роста уже завершился и зоны роста закрылись? На мой взгляд, да, вполне может.

Действие сил гравитации в воде ограничено, в отличие от суши, где действие этих сил проявляется в полной мере, поэтому диски между позвонками, а также кости скелета будут иметь меньшую нагрузку и могут легче увеличиваться в длину. Суставы тела станут более подвижными. Широкие движения руками и ногами во время плавания способны улучшать дыхание и растяжку тела. От физической нагрузки уровень гормона роста повысится. Всё это будет влиять на рост человека как с закрытыми зонами роста, так и с открытыми, только в первом случае основной прирост будет за счёт распрямления позвоночника и сжатых тканей, а во втором – благодаря удлинению костей.

Какие стили плавания лучше?

Многие руководства и специалисты по увеличению роста называют самым лучшим стилем плавания для роста – «брасс». Совершенно точно, плавание брассом отлично работает на нашу цель, однако я бы добавил к нему «кроль» и плавание «кролем на спине». В комплексе эти стили плавания вытягивают рост отлично.

Когда плаваете кролем на спине, выпрямите руки за головой и выгибайтесь назад, чтобы удлинить торс. Вам нужно сохранять голову и шею прямой. Во время кроля на груди тянитесь руками вперёд. При плавании брассом движения рук должны растягивать спину в обоих направлениях в постоянном темпе, а движения ног – добавлять гибкости передвижению тела. Чтобы было нагляднее, посмотрите видео ниже.

Плавание кролем на спине:

Лучшие результаты дают регулярные занятия продолжительностью не меньше 3–6 месяцев, 3–5 раз в неделю и не менее часа в день. Плюс к этому, важно использовать 8–10-часовой сон и правильное питание.

В детстве я всегда немного сутулился, но в итоге исправил ситуацию, когда стал интересоваться увеличением роста и впервые попробовал выполнять методику Палько, а затем Норбекова. И всё же небольшая сутулость сохранялась. Когда я начал заниматься плаванием, я заметил, что моя осанка выровнялась, моё дыхание стало медленным и глубоким. Грудь стала шире и мощнее, поэтому я стал чувствовать дополнительную уверенность.

С точки зрения спортивной формы польза была очевидна. Мой показатель VO2max, который характеризует способность тела поглощать и усваивать кислород воздуха, после 6 месяцев занятия плаванием был равен 68 мл/кг/мин. У обычного нетренированного человека этот показатель около 40–50 (перед началом занятий не измерял, но подозреваю, что был как у всех). Я заметил, что мой торс приобрёл другие очертания, живот сжался, а мои мышцы спины расширились и тело стало V-образной формы. Стала немного стройнее шея, а мои мысли стали яснее.

Мой рост стал выше на пару сантиметров. Среди тех моих товарищей, которые ходили в бассейн со мной, стали выше ростом все! Нам было по 20–25 лет и многие не росли в течение последних 3–4 лет. После нескольких месяцев занятий плаванием каждый вырос в среднем на 2–3 см. Знаю человека, которому удалось запустить свой рост и за год бассейна вырасти на более чем 10 см.

В действительности надо заниматься плаванием, даже если вы не ставите перед собой цель вырасти, потому что из всех способов улучшить тонус организма, я считаю, лучше плавания ничего нет.

Как заниматься в бассейне?

Итак, бассейн влияет на рост, помогает и способствует здоровью человека. Осталось разобрать некоторые рабочие моменты, чтобы занятия плаванием приносили вам максимальную пользу.

Начинать тренировку нужно с разминки, затем основная часть, которая состоит из плавания «кролем на спине», «брассом», «кролем на животе» и потом восстановление. Фокусируйте внимание на дистанцию. Чем большее расстояние вы можете проплыть без отдыха, тем лучше. Имеет значение также интенсивность и скорость. Если вы ставите перед собой задачу увеличения роста, то предпочтительнее тренировка с чередованием быстрого и медленного темпа, чем плавание в постоянном медленном темпе. Именно во время интенсивной работы мышц усиливается выработка гормона роста. Если хотите добавить нагрузку, используйте утяжелители.

Помните, что межпозвонковые диски разжимаются и удлиняются не сразу после входа в воду. Это может занимать и несколько часов, но обычно, не больше 30 минут интенсивного плавания.

Ну вот, в принципе, и всё о плавании для роста! Я думаю, вы всё поняли! Нет ничего сложного. Регулярно ходим в бассейн. Там плаваем брассом, кролем, на спине. Качественно спим и питаемся. Получаем нужный результат. Продолжаем плавать в бассейне для сохранения хорошего здоровья, но уже не так часто и интенсивно. Всё!

Засим откланиваюсь. Надеюсь, статья вам понравилась! До связи!

Источник

Поможет ли плавание ускорить рост?

Общеизвестно, что занятия водными видами спорта положительно сказываются на здоровье и физической форме пловцов. Даже любители простого отдыха на воде отмечают, как укрепляется мускулатура, сосуды, развивается дыхательный аппарат. Положительное действие занятий в бассейне сказывается и на детском организме. Как это ни удивительно, плавание влияет на скорость и интенсивность детского роста. Теперь об этом подробнее.

Бассейн для роста

Специфика пребывания человеческого тела в водной среде заключается в том, что гравитация уменьшается в несколько раз. Особенно, если человек плывет в горизонтальном положении, а не ходит по дну. Нагрузка на межпозвоночные диски существенно падает, они вытягиваются. Тоже самое происходит с костями, суставами и сухожилиями опорной системы скелета.

Гребковые движения руками и толчки ногами таким же образом воздействуют на точки, ответственные за рост мальчишек и девчонок. Постоянная растяжка хрящевых зон и регулярная физическая нагрузка сама по себе заставляет организм расти быстрее.

Сюда еще можно добавить развитие дыхательной системы, и ускорения обмена веществ. Объем грудной клетки увеличивается в соответствии с обновленными потребностями человека в кислородной составляющей.

Многих родителей интересует, с какого возраста работает методика ускорения роста в воде, и через какой период времени можно получить очевидный результат. Нет никаких ограничений по возрасту. У многих молодых людей определенные зоны роста остаются открытыми вплоть до 23-25. А вот продолжительность занятий должна составлять не менее полугода, по три раза в неделю. В каждом индивидуальном случае лучше всего проконсультироваться с детским инструктором по плаванию.

Какие стили плавания способствуют росту детей и подростков?

Многие специалисты сходятся на том, что эффективнее всего на рост влияет брасс. С другой стороны, данная техника довольно сложна для начинающих. В этом случае можно для начала использовать кроль. Сначала кроль на груди, затем и на спине. Со временем, освоив плавание брассом и кролем, можно будет комбинировать указанные техники на каждой тренировке. Это должно в итоге привести через некоторое время к вполне ощутимым результатам.

Регулярные занятия детей и подростков в бассейне не только закаляют и повышают иммунитет. Плавание с младых ногтей развивают физическую форму, убирают живот, делают фигуру стройной и красивой, ускоряет рост. Многим родителям следует помнить об этом, когда они задумываются о спортивном будущем своих детей.

Источник

Польза бассейна для детей: как плавание влияет на организм, плюсы, минусы

В современном обществе бытует мнение, что ребёнок должен начинать заниматься плаванием, едва он появился на свет. Говорят, чем раньше малыш погрузится в воду, тем больше вероятности, что знакомая ему комфортная среда принесёт максимум пользы для здоровья, физического воспитания и развития.

Многие родители записывают кроху в бассейн уже в месяц-два. Обсудим, в чем плюсы плавания, с какого возраста можно обучать ребенка в бассейне или открытом водоеме и какие есть противопоказания.

Со скольки лет можно плавать

На этот счет есть разные мнения, но ученые и медики все чаще склоняются к тому, что ходить в бассейн можно начиная с грудничкового возраста. Поэтому уже после выписки из роддома мамы могут начать выбирать бассейн для первых занятий новорождённого.

Читайте также:  Фонтаны для сада схемы

с 2 недель до 3 лет

с 3 до 6 лет

6 лет и далее (школьный возраст)

Начнем с аргументов за то, чтобы учить плавать грудных детей. В этом случае скорее следует говорить о «знакомстве» малышей с бассейном.

  1. Масса книг выпущена под авторством педиатров, которые изучили вопрос. Например, можно ознакомиться с трудами: Гутермана, Булах, Васильева, Левина и других. Известный педиатр и телеведущий Евгений Комаровский рекомендует занятия с грудничками в воде. В частности, он развенчивает миф о большой нагрузке на сердце. Доктор заявляет, что плохо – это когда малыш часами кричит в душной комнате, а заниматься с ним в бассейне – это хорошо. Но обязательно нужно постоянно контролировать самочувствие малыша.
  2. При медицинских спортивных вузах существуют кафедры гидрореабилитации и гидрокинезотерапии – одного из видов лечебной физкультуры, которая снимает нагрузку с сердца и других мышц. В качестве примера можно вспомнить Национальный государственный университет физкультуры им. Лесгафта. В нем соответствующая кафедра появилась одной из первых. Это говорит о пользе посещения бассейна для людей разного возраста, в том числе и детей. В одном из интервью, опубликованном в интернете, завкафедрой Белорусского государственного университета физической культуры, доцент А.Б. Глазько отметил по поводу плавания: «Чем раньше, тем лучше».
  3. В 2017 году в журнале «Молодой ученый» были опубликованы результаты эксперимента: сравнивали детей в двух дошкольных учреждениях. В одном саду был бассейн, в другом – не было. В итоге ребята из первого учреждения на 8 – 18% реже пропускали занятия, меньше болели. Конечно, нужно учитывать разные факторы, исследование было локальным. Но 57% родителей маленьких респондентов заявили, что бассейн для иммунитета ребенка полезен и связали низкую заболеваемость именно с тем, что их дети контактировали с водной средой.

Таким образом, есть основания полагать, что плавание для детей несёт заметную пользу для здоровья, в том числе и для совсем маленьких пловцов – с 2 месяцев до 3 лет. С 2-3 месяцев детей можно брать с собой в бассейн. Если они будут находиться в воде в столь раннем возрасте, то у них не возникнет страха перед плаванием. В этот период вода для ребёнка всё еще привычная и знакомая среда, в которой ещё совсем недавно он находился круглосуточно. Помогут адаптироваться врожденные рефлексы, в том числе и тот, что направлен на задержку дыхания в нужный момент.

Груднички занимаются вместе с мамой, тренер только дает рекомендации. Нелишним будет получить консультацию педиатра.

Когда малышу уже исполнилось 3 года, то у родителей остается меньше вопросов касаемо посещения бассейна. Вероятно, малыш к этому времени уже прошел курс занятий в воде при поликлинике. В медицинских учреждениях для детей оборудуют ванны для плавания, рассказывают, как заниматься с грудничками дома.

В части детских садов в стране есть бассейны. Если в вашем ДОУ ничего подобного нет – то можно посетить вместе с ребёнком центр La Salute. Здесь малышей ждёт просторный бассейн с морской водой и опытные инструкторы.

Дети дошкольного возраста должны обучиться основам плавания, держаться на воде в горизонтальном и вертикальном положении. На занятиях обязательно должны присутствовать родители. Но зачастую во многих бассейнах складывается интересная ситуация: мамам и папам запрещают посещать тренировки. Это неправильный подход.

Вообще, детское плавание до 4-5 лет должно осуществляться в интерактивном режиме, а не представлять собой тренировочный процесс. То есть до этого возраста маленький человек всё воспринимает, как игру. Отдавать чадо в секцию лучше лет с 6-7. До этого времени можно водить сына или дочь на тренировки, но только чтобы занятия были индивидуальными или в небольших группах.

Обучение детей, которые уже не посещают детский сад, происходит почти как у взрослых. Изучают разные стили и техники, тренируют умение держаться на воде и под водой, расслабляться и делать ускорения. В 10 лет, если ребенок регулярно занимался, он может уже быть обладателем десятка кубков и медалей. Но нужно понимать, что посещать бассейн можно с разными целями:

  • развлечение;
  • оздоровление, укрепление организма;
  • отработка стиля, развитие тела, достижение результатов – если посещения постоянные – в системе.

В итоге плавать ребенку можно начинать уже с 2 месяцев. А с возраста 2 недели попробуйте приносить кроху в бассейн для знакомства с новой обстановкой. Главное – найти центр или фитнес-клуб, где соглашаются обучать маленьких детей.

Источник

Врачи и ученые о раннем и грудничковом плавании

Мы сделали обзор информационных материалов, которые можно найти в сети и которые подтверждают пользу занятий в бассейне. Справедливости ради мы включили в него и противоположное мнение. А вы делайте собственные выводы.

Предыстория

История раннего плавания в России начинается во времена Советского Союза, когда в 1978 году по указу Минздрава РСФСР в крупных городах при детских поликлиниках стали открывать бассейны для занятий с грудинками. Занятия тогда вели по инструкциям В.А.Гутермана, разработанным на основе его опыта закаливания детей плаванием в обычных поликлиниках столицы. В итоге в 1980 году работало уже 137 школ грудничкового плавания.

В это же время активная практика грудничкового плавания развернулась во Франции, ФРГ и Австралии. В конце 20-го века многие ученые и медицинские работники заинтересовались потенциалом воды в деле укрепления здоровья человека. Стали выходить многочисленные публикации на эту тему, появляться различные методики, эксперименты. Хотя масштабных исследований почему-то так и не было проведено.

Почему стоит верить тем, кто ЗА

Причина первая. Сегодня в интернете можно найти множество материалов о пользе грудничкового и раннего плавания. И речь сейчас идет не о продающих текстах на сайтах детских бассейнов, а о статьях в научных журналах, конспектах лекций педиатров и других врачей. Чтобы написать их, авторы в свою очередь изучили десятки источников, посвященных теме – актуальные исследования и статьи других специалистов, труды основоположников методов раннего плавания. Сами эти труды также доступны для прочтения. Это книги Фирсова, Гутермана, Александрович, Булах, Васильева, Левина и других менее известных авторов.

Одна из таких лекций была прочитана в Иркутске в Детской поликлинике №1 врачами-педиатрами Кондратенко В.А и Шестаковой С.Ю. В своей работе они прослеживают этапы зарождения раннего плавания в России, пользу, которую оно несет детям, и условия, позволяющие избежать негативного воздействия. Выводы, сделанные ими, мы раскроем далее в статье.

Причина вторая. Польза от занятий в бассейне подтверждается наличием при российских медицинских и спортивных вузах кафедр гидрореабилитации и гидрокинезотерапии.

Впервые, такая кафедра появилась при Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта в Санкт-Петербурге. Исследования и наработки сотрудников этой кафедры стали предметом активного изучения не только их коллег в России, но и за рубежом, в Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, США, Канаде, Португалии, Венесуэле, Германии, Израиле, Италии, Финляндии, Вьетнаме, Корее, Польше, Болгарии. Подопечные педагогов-лесгафтовцев многократно становились призерами Паралимпийских игр и чемпионатов по плаванию среди инвалидов.

Вслед за Петербургом, подобные программы обучения стали запускать по всему миру. О том, что такое гидрореабилитация и какую пользу она несёт людям, читайте в нашей предыдущей статье .

Причина третья. Существуют исследования, подтверждающие пользу раннего плавания. Подобные проводились, например, в Германии, США, Норвегии, а также в России. Конечно, они не столь массовые, как хотелось бы, но они есть.

Пример локального исследования о роли плавания в укреплении иммунитета мы нашли в №34 журнала “Молодой ученый” за 2017 год. В детском саду установили бассейн и в течение следующих двух лет наблюдали за группой дошкольников из 28 человек с анкетированием их родителей о здоровье детей. Посещаемость и заболеваемость в этой группе сравнили с группой другого детского сада, в котором не было бассейна. Оказалось, что плавающие дети на 8-18% (в зависимости от месяца года) реже пропускают занятия по сравнению с не плавающими. По данным опроса 57% родителей связали укрепление здоровья с посещением занятий в бассейне.

В №5 журнала “Мир науки, культуры, образования” за 2015 год опубликована статья “Плавание, как средство развития двигательных способностей у дошкольников” Ж.В.Кузнецовой, сотрудницы ХГУ им Н.Ф.Катанова. Автор рассказывает об эксперименте с двумя группами (по 10 человек в каждой) детей старшего дошкольного возраста. Одна из них в течение года занималась плаванием, другая – нет. По окончании года детей тестировали по пяти показателям – сила, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений, измеряемым с помощью пяти видов физических упражнений. Показатели плавающей группы через год занятий в бассейне превзошли показатели не плавающей в прыжках в длину на 10%, в беге на 30м – на 8%, в челночном беге на 7%, в метании мяча на 5%, в тесте на гибкость на 11%.

О пользе плавания словами врачей и ученых

Приведем несколько цитат из вышеуказанных источников и выступлений других сторонников раннего плавания. Их можно найти гораздо больше, но все они говорят примерно об одном. За время, которое мы уделили поиску этих материалов, научных статей, раскрывающих негативные эффекты занятий в бассейне, нам найти не удалось.

Читайте также:  Строительство бассейнов московской области

Представлять авторов будем подробно, чтобы подтвердить их профессиональную компетенцию. Также укажем источники для желающих проверить достоверность.

Из лекции “Вновь о плавании грудных детей” В.А.Кондратенко (педиатр, стаж 33 года) и С.Ю.Шестаковой (педиатр, стаж 32 года) в ДГП №1 города Иркутск:

Исследованиями отечественных ученых выявлены различные положительные эффекты влияния водной среды, носящие системный характер, а именно:

  1. Вовлечение в дыхательный процесс всей легочной ткани;
  2. Рефлекторное расширение сосудов головного мозга, в ответ на повышение концентрации углекислоты в крови, в результате “затаивания” дыхания;
  3. Повышение стойкости организма к гипоксии;
  4. Облегчение периферического кровообращения;
  5. Усиление присасывающей способности грудной клетки, что облегчает приток к сердцу венозной крови;
  6. Улучшение обмена веществ и топографии жировой ткани;
  7. Ауторегуляторное формирование циркадных ритмов локомоторных функций и утреннего хронотипа активности (“жаворонки”);
  8. Синхронизация деятельности организма со средовыми факторами;
  9. Создание более высокого уровня функциональных резервов организма;
  10. Повышение общей неспецифической резистентности организма;
  11. Формирование четко выраженных поведенческих и вегетативных “предстартовых” реакций и положительного эмоционального тонуса;
  12. Тренировка систем терморегуляции.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что в течение первого года жизни, происходят: опережение до верхней границы нормы темпов линейных и весовых показателей развития; увеличение жизненной емкости легких и силовых характеристик скелетных мышц, уже через 3 месяца от начала занятий; к возрасту одного года, наряду со снижением в 1,5-2 раза общей заболеваемости, особенно резкое, 4-6-кратное, снижение показателя простудной заболеваемости; укорочение до минимальной длительности респираторных заболеваний, с редкими осложнениями бронхитом и пневмонией; значительное урежение встречаемости анемий, гипотрофии, паратрофии, аллергодерматозов, гнойно-септических заболеваний и кишечных инфекций; развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата и закрепление локомоторных функций; раннее формирование речи; улучшение аппетита, дневного и ночного сна.

Все это приводит к тому, что у “плавающих” детей к возрасту одного года отмечен высокий показатель индекса здоровья, составляющий 50-60%.

Заведующий лабораторией возрастной физиологии и патологии НИИ общей патологии и патофизиологии Академии медицинских наук СССР, доктор медицинских наук, профессор Илья Аркадьевич Аршавский, в интервью с журналистом О.Франценом.

О.Ф.: Очевидно, своеобразие развития ребенка после недельного возраста в том, что он довольно быстро изобретает новые для себя возможности. Поэтому удовлетворить его потребности в движении можно двояко: либо предоставив его самому себе, либо дав дополнительную нагрузку – специальные упражнения, спортивный снаряд в кроватке, плавание… Второй путь многих смущает. Они высказываются за естественный ход событий, протестуют против насилия над природой.

И.А.: Никого не удивляет обычный уход за младенцем, удовлетворяющий различные его потребности. Думаю, мне удалось доказать, что двигательная активность также жизненно важная потребность. А в полной мере удовлетворить ее ребенок самостоятельно не может. И если мы стимулируем активность, это никак нельзя назвать насилием над природой. Вот если нет оптимальных условий для проявления активности, тогда и следует говорить о своеобразном насилии. Но, подчеркиваю, оптимальных. Крен в другую сторону также опасен. Начну с простого. Хорошо почаще класть малыша на животик. Тогда он старается поднимать головку. Это удается ему раньше, чем обычно, так как укрепляются мышцы шеи.

Наибольшие споры, конечно, вызывает раннее плавание. Никитины сожалеют о том, что не научили своих малышей плавать, так как не знали об этом новшестве. Да, их сожаление оправдано. Мы убедились в пользе раннего плавания, наблюдая за Олей Скрипалевой, которая начала плавать с двух месяцев, и за Ваней Бурляевым – он приобщился к этому с девяти дней. Основная польза тут вот в чем.

Как указывалось выше, природа “предусмотрела” периодический дефицит кислорода у спящего младенца, чтобы стимулировать его двигательную активность. Какая здесь связь с плаванием? Прямая. Ныряя, ребенок задерживает дыхание не на секунду, как во сне, а на 30-40 секунд и более! Известный уже нам “пусковой механизм” заводится сильнее. А возможности для двигательной активности в воде лучше: здесь почти невесомость. В конечном итоге “ребенок-амфибия” крепче, чем обычный. Не говоря уже о том, что легко приобретается навык плавания, очень важный в жизни.

Статья воспитателя Н.М.Михайловой, МБДОУ №42 “Кораблик” города Йошкар-Олы “Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий в бассейне” в журнале “Молодой ученый”

Таким образом, посещение бассейна поспособствовало формированию у дошкольников здорового образа жизни и повышению их культуры здоровья; результаты наблюдений за детьми, бесед и анкетирования родителей показали положительную динамику в улучшении состояния здоровья воспитанников посредством регулярных занятий в бассейне. Также было отмечено, что многие дети справились с боязнью воды, начали испытывать радость от занятий в бассейне и показывать своё положительное отношение к занятиям в бассейне внутри семьи.

…дети, регулярно посещающие занятия в бассейне, болеют реже по сравнению с воспитанниками, посещающими детский сад с отсутствием бассейна. Помимо сравнительно низкой заболеваемости у дошкольников, посещающих занятия в бассейне, быстрее обогащаются двигательные навыки; формируются первоначальные навыки плавания, которые сохраняются на всю жизнь.

Регулярное посещение занятий в бассейне положительно влияет на детский организм:

— укрепляется иммунная и центральная нервная системы, опорно-двигательный аппарат;

— улучшается состояние сердечно-сосудистой системы;

— совершенствуется механизм терморегуляции;

— предупреждаются нарушения осанки; повышается общий тонус организма, общая выносливость и физическая работоспособность;

— развивается смелость, решительность, целеустремлённость, настойчивость.

…Важно донести до родителей информацию о том, как необходимы водные процедуры для оздоровления дошкольников; что занятия в бассейне способствуют лишь оздоровлению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, а не являются причиной заболеваемости.

Статья коллектива авторов Кемеровской государственной медицинской академии С.Н.Виниченко, Н.К.Перевощикова, С.А.Дракина, Н.С.ЧерныхРоль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения” для журнала “Мать и дитя в Кузбасе”, №3, 2015 год. Представляет собой обзор 50-ти научных источников

Ребенок совершает плавательные движения при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны. Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

…При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца, близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно сосудистой системы. Циклические движения, давление воды на подкожно венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и состояние гидростатической невесомости способствуют притоку крови к сердцу и существенно облегчают его работу. Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры при функциональных заболеваниях сердечно сосудистой системы.

У детей, систематически занимающихся плаванием, лучше развита дыхательная мускулатура, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников, жизненная емкость легких возрастает.

…При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим, плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности, нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40-50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым, создаются благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей – тазового пояса.

…Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы. В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений осанки детей (сколиозов, кифозов), а так же тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича. Систематические занятия плаванием положительно влияют на рост детей. Объяснить это можно тем, что в воде позвоночник ребенка частично разгружается от давления массы тела, что способствует росту тела в длину, формируется правильная осанка, укрепляется опорно двигательный аппарат и развивается координация движений.

Читайте также:  Рыбы для пруда советы

…Систематические занятия плаванием повышают силу и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение, быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников и, тем самым, совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Дети до 7 лет быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому в обучении плаванию дошкольников допустимы кратковременные нагрузки с частыми перерывами. Больше утомляет детей однообразная де ятельность, требующая точности движений, по этому обучение в воде строится на основе подвижных игр. Эмоциональная насыщенность игры позволяет ребенку активно двигаться в воде, яркая образность подвижных игр помогает освоить наиболее трудные упражнения. В ряде исследований показана особая роль движений в плавании и игр в воде для развития познавательных процессов, критического мышления, восприятия, воображения, оптимизирует развитие умственной работоспособности и реализацию творческих потенциалов личности. Улучшение эмоционального фона, настроения способствует укреплению психологического здоровья детей.

Плавание – универсальное средство закаливания. … Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным за болеваниям. Замечено, что если у “плавающих” малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.

Гигиеническая значимость плавания заключается в улучшении кожного дыхания, активизации деятельности различных внутренних органов.

Статья И.Н.Пушкаревой (кандидат биологических наук, доцент, зав.кафедрой теоретических основ физического воспитания УГПУ), К.А.Смецкой (доцент кафедры физического воспитания УГПУ), В.Ф.Коротких (кандидат педагогических наук, первый заместитель министра физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области) “Инновационные методы в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста” в журнале “Педагогическое образование в России”, №9, 2015 год

Одним из важнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием. Купание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, способствующие оздоровлению детей, укреплению их нервной системы. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

В связи с этим основными задачами процесса обучения становятся:

  • формирование навыков плавания;
  • воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека
  • укрепление и охрана физического здоровья детей.

…Инструктор по физической культуре использует в своей работе такие методы при обучении детей дошкольного возраста плаванию, как: аквааэробика, гидроаэробика, гидропластика, фигурное плавание, синхронное плавание.

Что говорят противники раннего плавания?

Найти информацию о вреде раннего плавания не так-то просто. Исследований, подтверждающих эту гипотезу, не больше, чем исследований о пользе занятий в бассейне. На просторах рунета нам попались только два ресурса, которые активно агитируют родителей не водить детей на такие занятия. Мы не будем их называть. Но оба ресурса не имеют отношения к научной или медицинской деятельности, а представляют собой объединения тренеров по плаванию. Представители одного из них, несмотря на свою позицию, тем не менее и сами практикуют индивидуальные занятия с детьми до 4 лет.

Разберем их основные аргументы.

Раннее плавание – это не плавание, а купание, это не спорт.

Но ведь мы и не говорим о спорте, а скорее о полезной для организма физической активности.

Отсутствует научное обоснование пользы раннего плавания.

Да, масштабных исследований нет, но есть локальные и множество научных работ.

Отсутствуют профессиональные методики подобного обучения.

Методик существует множество. Единого универсального метода обучения раннему плаванию пока действительно нет. С детьми, в том числе в нашей школе, занимаются индивидуально тренеры с высшим образованием и специализированными курсами подготовки.

Раннее плавание формирует неправильное положение тела в воде, при переходе в большой бассейн ребенка придется переучивать.

С вопросом на эту тему мы обращались к нашему тренеру по грудничковому плаванию Татьяне Гончаровой. Ее комментарий:

“Я смотрю на это несколько иначе. Приобрести правильное положение тела в воде можно в любом возрасте. Когда ребенка приводят в бассейн, родители не просят, чтобы из него сделали олимпийского чемпиона. Они хотят, чтобы он был здоровым. Например, у ребенка повышенная активность, он плохо спит, мало кушает. Его ведут в бассейн, чтобы он нормализовал свой режим, снизил свою физическую активность, немного устал на тренировке, развил свои мышцы.

Но это не значит, что если у вас стоят спортивные задачи, то нужно ждать, когда исполнится 5-6 лет. Раннее плавание помогает ребенку осознать, нужно ли ему это, нравится ли. Дети которые плавают с самых ранних лет, физически более подкованные, чем те, кто приходит в 7 лет и осваивает плавание с нуля. Плюс – любой ранний спорт воспитывает в ребенке дисциплинированность, способность быстрее принимать решения.”

Существует вероятность вредных для здоровья последствий – астма, аллергия, стресс, эпилепсия, простудные и инфекционные заболевания.

Здесь часто ссылаются на выступления трех человек.

Первый – профессор, доктор биологических Сергей Савельев . В своих интервью он часто повторяет: Вредно учить детей сначала плавать, а потом ходить. Потому что, когда формируется мозг у маленького ребёнка, если его научить сначала плавать, у него возникнут устойчивые связи между центрами, характерными для управления движениями в воде. А когда его будут потом заставлять учиться ходить, он будет уже ходить не за счёт архаичных древних центров вестибулярного аппарата, а за счёт коры, и будет разсогласование. Такие дети, особенно городские, часто кончают эпилептогенными состояниями, тяжёлыми нервными расстройствами.”

Но судите сами. Каким образом 30 минут плавания в день могут помешать остальным 23,5 часам на суше сформировать у младенца правильные нейронные связи? Научных работ и исследований, подтверждающих эту гипотезу, нигде не приводится.

Второй человек, профессор, доктор медицинских наук Галина Козловская в своей статье ”Не делайте из малыша Ихтиандра!” приводит целый перечень причин, по которым считает раннее плавание противоестественной практикой. Но как нам видится, ее предостережения адресованы к тем, кто практикует фанатичный подход. Мы такой цели не ставим. Насильственный подход к обучению не разделяем. Напротив, призываем вас к осознанности и умеренным нагрузкам.

Аргументы, схожие с аргументами Козловской приводятся в статье тренера международного уровня, научного руководителя Галины Елтонской “Обучение детей плаванию” . Статья также носит характер теоретических рассуждений, подкрепленных выборочной статистикой по беседам со ста мамами, практикующими раннее плавание. Тем не менее свое критическое выступление Елтонская заканчивает подтверждением того, что плавание полезно при серьезных отклонениях в работе ЦНС, но после консультации с врачом. Выходит что детям, имеющим более слабое здоровье, плавание показано, а тем, у кого оно крепкое – нет? Странно.

Что мы можем сказать? Да, для занятий в бассейне существует ряд противопоказаний. А где их нет? Именно поэтому мы допускаем к ним только по предъявлению справки педиатра о здоровье ребенка. И снова повторим, занятия в Aqualastica ведут квалифицированные тренеры с высшим образованием. C маленькими детьми мы работаем индивидуально. И здоровье ребенка находится не только в зоне ответственности тренера, но и в зоне ответственности родителя. Если вы видите, что вашему ребенку не подходит плавание, мы не станем настаивать на продолжении тренировок или по желанию скорректируем программу занятий.

При каких условиях занятия в бассейне приносят пользу?

Практически каждое выступление в защиту или против грудничкового и раннего плавания завершается перечнем условий, при которых оно все-таки приносит пользу.

Например, в упомянутой выше лекции “Вновь о плавании грудных детей” говорится:

Основные принципы успешного обучения грудничковому плаванию, следующие:

  • создание положительных эмоций и комфортных для ребенка условий;
  • соблюдение регулярности и постепенности занятий;
  • наличие уверенности в положительных результатах;
  • проведение “пятнышка закаливания”;
  • обеспечение родительского и врачебного контроля.

Соблюдение первого пункта защищает ребенка от стресса. Соблюдение второго позволяет грамотно рассчитать нагрузку, не переутомить малыша. Четвертый пункт – залог правильно проведенных процедур закаливания организма, формирования иммунитета, подготовки малыша к смене температурного режима в бассейне. Пятый пункт – это ваша и наша ответственность и осознанность в работе с грудничком или ребенком дошкольного возраста. И третий – это к вопросу о том, что “спокойна мама – спокоен малыш” и работе со своим подсознанием.

К этому списку стоит добавить наличие квалифицированного тренера и бассейна, отвечающего СанПиН.

В школе плавания Aqualastica мы соблюдаем все принципы успешного обучения. Вы можете нам доверять. Запишитесь на пробное занятие, посмотрите своими глазами и примите собственное решение.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать на форумах 🙂

Источник

Оцените статью