- Лечебное плавание детей с аутизмом
- ЛФК в бассейне как метод реабилитации для детей с аутизмом
- Польза плавания при аутизме в бассейне
- Океан лечит аутизм: что происходит с ребенком, поймавшим волну
- Почему плавание, серфинг и другие водные виды спорта полезны для аутистов
- Серферы для аутистов
- Как это работает
- В воде как дома
- Как учить аутичных детей плаванию
- Помогите ребёнку чувствовать себя комфортно
- Учитывайте сенсорные особенности
- Общайтесь с аутичными детьми
Лечебное плавание детей с аутизмом
Гидротерапия детей c расстройствами аутистического спектра (РАС) прежде всего предполагает создания условий для их комфортной адаптации во внешнем мире. По результатам исследования, проведенного Национальной ассоциации аутизма, смертность при нахождении ребенка с РАС в водной среде стоит на первом месте среди таких при несчастных случаях. В связи с тем, что чувство наступления внезапной смерти, в частности по причине утопления, у таких детей отсутствует, бассейн для детей с аутизмом стает не только желательным в плане развития физически, но и жизненно необходимым.
ЛФК в бассейне как метод реабилитации для детей с аутизмом
Деткам, имеющие подобное отклонение обычно назначают длительную терапию, которая учитывает все особенности поведения конкретного ребенка. Для них присущие проблемы с сенсорным восприятием. Это может проявляться в резких движениях, несколько пугающих простых наблюдателей.
Окунаясь в совсем другую среду, детки испытывают ни с чем не сравнимые новые эмоции, которые способствуют расслаблению организма в целом и снижению раздражительной реакции на любое вторжение в личное пространство ребенка, улучшают тактильное восприятие другого человека.
Гидротерапия для детей, предполагающая нахождения всех участников занятия в одной общей среде — бассейне, помогает сплотиться, найти новых друзей с такими же интересами и возможностями. В процессе обучения должен прослеживаться четкий алгоритм последовательных упражнений, повторяя раз за разом которые будет вырабатываться конкретное представление того, что от них требуют. Следует иметь в виду что подсознательно дети-аутисты склонны выделять в поведении другого человека ключевые моменты и копировать их, пусть даже для другого они будут обыденными и привычными. Поэтому важно вести себя уверенно и давать именно ту физическую нагрузку, которая будет полезна именно в этом случае. В ход может пойти как иллюстративный материал, так и всевозможное видео, поскольку в данном случае визуальное восприятие мира является приоритетным. Усвоение материала на слух напротив, замедляет ожидаемый результат и часто приводит к необходимости повторять пройденное и возвращаться на несколько шагов назад.
Польза плавания при аутизме в бассейне
Плавание в бассейне помогает научиться общаться с другими детьми, правильно вести себя в воде и вблизи нее, приобрести такие качества, как лидерство, уверенность в себе, сплоченность в коллективе, умение делиться игрушками. Помогает развить не менее важные социальные факторы такие, как умение контролировать свои эмоции, планомерно и обдуманно идти к своей цели, выполнять инструкции и уметь достойно переживать неудачи и разочарования.
Целебные свойства воды склонны вызывать у деток новые, ранее не знакомые им эмоции, связанные с чувством невесомости, тактильного восприятия, что в комплексе с правильными физическими нагрузками могут стать ключевыми на пути к скорейшему выздоровлению.
Источник
Океан лечит аутизм: что происходит с ребенком, поймавшим волну
Почему плавание, серфинг и другие водные виды спорта полезны для аутистов
Пока диагноз «аутизм» не поддается точному научному объяснению и остается набором самых разных особенностей развития, родители детей-аутистов по всему миру ищут способы сделать их счастливее, крепче и адаптировать к жизни. Много возможностей таит в себе вода — от океана до бассейна — и различные водные виды спорта.
Современная нейробиология и когнитивная психология уже добились немалого успеха в понимании того, почему пребывание в воде или рядом с ней так полезно для психического и физического здоровья человека, но некоторые чудеса воды им еще предстоит объяснить. Одно из них — это несомненное позитивное влияние воды и водных упражнений на детей-аутистов.
Этот подход не только развивает плавательные навыки маленьких пациентов, укрепляет их мускулатуру и улучшает вестибулярный аппарат, но еще и помогает детям спокойнее относиться к прикосновениям других людей, а также активнее инициировать и дольше поддерживать зрительный контакт. В Тайване было проведено исследование, показавшее, что после десятинедельной программы по плаванию дети вели себя намного лучше, были более внимательными, сконцентрированными и общительными со сверстниками.
Серферы для аутистов
Некоторые наиболее заметные изменения наблюдаются непосредственно на пляже, в волнах океана. В Дирфилд-Бич симпатичный седовласый серфер лет пятидесяти по имени Дон Райан с 2007 года реализует программу под названием «Серферы для аутистов». Профессиональные серферы и другие добровольцы встречаются примерно с двумя сотнями детей-аутистов и их родителями на пляже и целый день проводят за занятиями серфингом, паддлбордингом (катание на доске с веслом), музыкой и играми.
Дети с классическими симптомами аутизма — неспособностью сосредоточиться, ограниченными навыками общения и способностями формулировать мысли, настороженностью по отношению к окружающим, отсутствием социальных навыков и неадекватными реакциями, трудностями с формированием личностной привязанности, а также с ощущением, что они живут в своем собственном закрытом мире, с чрезмерно острой чувствительностью к свету, звукам, запахам, повторяющимся движениям, склонностью к ритуальному типу поведения — обычно боятся воды и не любят ее. Однако если их все-таки убеждают войти в океан с доской для серфинга или гребли, происходит нечто удивительное. Дети, которые редко улыбаются и мало разговаривают, на пути к берегу, оседлав волну, начинают широко и искренне улыбаться. Они словно вылезают из раковины своего внутреннего мира.
Волонтер программы Дэйв Россман говорит: «На пляже невозможно отличить аутиста от любого другого ребенка». А одна мама, участвовавшая в мероприятиях программы «Серферы для аутистов», призналась: «Я никогда не забуду радость, которую видела в тот день на лице своей дочери, и гордость, которую моя девочка испытывала, потому что оказалась достаточно ловкой и умелой для того, чтобы делать то, что она делала». В тот момент ее дочь была «не девочкой с синдромом Аспергера, а обычной семилетней девочкой, катающейся на волнах».
Как это работает
Сегодня множество теорий объясняют, почему это происходит: вода стимулирует ребенка визуальными раздражителями, тем самым удовлетворяя некоторые его сенсорные потребности; вода предлагает «безопасную и поддерживающую среду», которая окутывает тело «гидростатическим давлением» (или, как выразился один специалист в этой области, вызывая ощущение «идеального объятия»). По мнению Уильяма Гриноу из Института Бекмана при Иллинойском университете, освоение новых двигательных навыков, таких как плавание, серфинг или паддлбординг, способно оказывать «на нервную систему человека весьма разнообразное влияние, например увеличивать приток крови к участкам, где расположены важнейшие нейроны, и способствовать перестройке аномальных структур в передней части мозга.
Но и это еще не все. Серфинг может привести к истинному эмоциональному прорыву у детей-аутистов, проникнув под защитный покров, и, возможно, соединить их друг с другом и окружающим миром. Стараясь удержать равновесие на доске, ребенок становится более сосредоточенным, что надежно удерживает его внимание на настоящем моменте. По мнению нейробиолога Питера Вандерклиша, красота серфинга «словно выворачивает наизнанку фокус внимания детей-аутистов. Их будто вытаскивают из собственного внутреннего мира, убеждая жить здесь и сейчас, и все их тревоги отходят на задний план».
В воде как дома
Когда больному аутизмом японскому мальчику Наоки Хигасиде было тринадцать лет, он написал потрясающие мемуары, позже переведенные на английский язык и изданные под названием «Почему я прыгаю». В этой книге Наоки очень поэтически рассказывает о том, как влияет вода на него самого и других детей-аутистов:
В воде так тихо, в ней я чувствую себя таким свободным и радостным. В воде никто тебе не докучает; такое впечатление, что в твоем распоряжении все время мира. Ты можешь оставаться на одном месте или плавать туда-сюда; но, находясь в воде, чувствуешь себя так, будто ты заодно с ритмом времени. Вне воды на наши глаза и уши постоянно воздействует слишком много раздражителей, и невозможно предугадать, как долго будет длиться одна секунда или сколько продлится час. Мы живем вне нормального течения времени, мы не умеем самовыражаться, наши тела стремительно мчат нас по жизни. Если бы мы только могли вернуться к тому далекому-предалекому прошлому в воде, то и мы могли бы жить так же хорошо и свободно, как живет большинство из вас!
В 2012 году Кит Маллой, бывший профессиональный серфер, переквалифицировавшийся в «посла серфинга» компании Patagonia и режиссера-документалиста, снял фильм о бодисерфинге. В нем рассказывается о Доне Кинге из Каилуа и его сыне-аутисте по имени Бо. Эти двое вместе ныряют и плавают в кристально чистых водах Оаху и катаются на его волнах. «Никто на свете не улыбается так, как Бо под водой», — признается Кит.
Примерно в то же время на другом конце Тихого океана, в прибрежном городке австралийского Нового Южного Уэльса, другая супружеская пара с сыном-аутистом пребывала в полной растерянности. Кьян, восьмилетний сын Донны и Грега Эдвардс, вот уже два года не давал семье ходить на пляж. «Яркий солнечный свет, песок и ветер создают для сына сильную сенсорную нагрузку. и, когда мы везем его к океану, он чаще всего кричит и плачет, — написал Грег в письме, адресованном Киту. — Мы с женой выросли на серфинге, в воде мы чувствуем себя как в своей тарелке. Когда-то мы мечтали о том, как будем возить детей на океан и плавать, плавать, плавать».
И вот однажды, когда Грег, Донна и двое их сыновей смотрели документальный фильм Кита, родители заметили, что Кьян не может оторвать взгляда от маленького Бо Кинга, катающегося на доске. По окончании фильма мальчишка начал носиться по дому с вытянутой вперед рукой, имитируя позу бодисерфера, которого он только что видел на экране, а потом подбежал к маме и произнес: «Пляж. серфинг».
Уже на следующий день семья отправилась на океан, и Кьян сразу вошел в воду. «Тот день, как и каждый последующий, были просто замечательными, — писал Грег. —Наш сын открыл для себя океан. Сейчас он чувствует себя в воде как дома. Он становится все более уверенным в себе и с огромным удовольствием ловит свои первые волны!».
«Если вы имеете дело с аутизмом, ждите сюрпризов каждый день и каждый миг, — добавляет Донна. — Когда наш сын в воде, мы забываем о его болезни, и это просто потрясающе».
Майкл Розенталь, педиатр-невропатолог из Института детского мозга, работающий с детьми-аутистами, утверждает: «Я всегда стараюсь понять, что способно заставить таких детей почувствовать себя счастливыми и в безопасности, что может унять их тревогу. При этом важно отметить, что океанские воды оказывают терапевтический эффект на многих людей. Думаю, это относится не только к аутистам — это верно для всего человечества».
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник
Как учить аутичных детей плаванию
Помогите ребёнку чувствовать себя комфортно
1. Поговорите с ребёнком о плавании. Используйте социальную историю во время разговора с ребёнком об обучении плаванию и о том, как проходят уроки плавания. Социальные истории — эффективный способ привести ребёнка к мысли брать уроки плавания.
- Книги по написанию социальных историй есть в библиотеке, а примеры социальных историй — в Интернете. Адаптируйте социальную историю под вашего ребёнка или создайте собственную.
- В истории должны быть отражены все этапы процесса обучения плаванию, включая даты и продолжительность уроков, место их проведения, как добраться туда и обратно, что происходит во время уроков.
- Например, начало истории может быть таким: «Меня зовут Энди. Каждую субботу я беру уроки плавания в YMCA. Моя мама возит меня в YMCA на синей машине. Мы здороваемся с человеком за стойкой. Я иду в раздевалку и переодеваюсь в гидрокостюм. Мама посторожит мои вещи, пока я буду в бассейне. В бассейне я встречаюсь со своим инструктором. Я стою возле бассейна и жду, когда инструктор скажет, что я могу войти в воду».
- Перед началом уроков плавания вместе с ребёнком несколько раз просмотрите социальную историю. Если у ребёнка возникнут вопросы по поводу предстоящего процесса, ответьте на них. Некоторые ответы можно включить в историю.
2. Покажите ребёнку фотографии и видео с плавающими людьми. Используйте разные изображения в дополнение к своей социальной истории и продолжайте помогать ребёнку привыкнуть к идее уроков плавания.
- Фотографии и видео особенно полезны для невербальных детей или для тех, у кого преобладает визуальное мышление.
- Также фотографии могут облегчить посещение бассейна: ребёнок будет учиться плавать и сможет делать фотографии.
- Сфотографируйте все места, которые ребёнок должен будет посетить во время урока, включая шкафчик или раздевалку, душевые и сам бассейн.
3. Приведите ребёнка в бассейн. Немало аутичных детей хорошо справляются в новой обстановке, если дать им возможность познакомиться с ней, не давя на них ожиданиями. Предварительное знакомство вашего ребёнка с местом, где будут проходить уроки плавания, поможет сделать для него занятия более комфортными.
- Только от вашего ребёнка зависит количество предварительных посещений. Основывайтесь при этом на вашем опыте посещения новых мест.
- Некоторым аутичным детям достаточно прийти за несколько минут до начала первого урока, чтобы осмотреться и привыкнуть к месту.
- Другим аутичным детям необходимо несколько посещений, прежде чем они почувствуют себя достаточно комфортно, чтобы принять участие в уроках плавания.
- Если ребёнку трудно адаптироваться, мотивируйте и вознаграждайте его лакомством или новой игрушкой после посещения бассейна, чтобы бассейн ассоциировался с чем-то положительным.
4. Дайте ребёнку понаблюдать за уроками плавания. Многим аутичным детям полезно понаблюдать за уроками плавания до того, как они сами примут в них участие.
- Предупредите руководство бассейна о том, что приведёте ребёнка для знакомства с процессом. Также можно организовать встречу ребёнка с его будущим инструктором, чтобы тот рассказал об уроках.
- Поясняйте все действия, которые выполняют дети при обучении плаванию, и команды инструктора.
- Во время ознакомительного посещения можно рассказать ребёнку о правилах поведения возле бортика бассейна, как входить и выходить из воды.
5. Поиграйте с ребёнком в бассейне. Прежде чем учить ребёнка плавать, поиграйте с ним в воде. Вначале полезно показать, что бассейн безопасен. Перед уроками плавания займитесь в бассейне чем-нибудь весёлым, это облегчит ребёнку первоначальный дискомфорт.
Учитывайте сенсорные особенности
1. Устраните лишние шумы. Бассейны, особенно открытые, — очень шумные места с большим количеством звуков. Можно брать частные уроки в пустом бассейне, это решит данную проблему. Но такой способ не всегда финансово доступен.
- Многие инструкторы по плаванию используют свистки и общаются с учениками громким голосом, что может напугать или вызвать физическую боль у аутичного ребенка.
- Если у ребёнка значительно выражена слуховая чувствительность, убедитесь, что инструкторы по плаванию знают об этом и подстроят под него своё поведение.
- Если инструкторы по плаванию не хотят приспосабливаться к сенсорным проблемам ребёнка, то не водите его к ним на уроки и найдите другое место для занятий.
- Если в таких вопросах нет понимания, то весьма вероятно, что и к другим особенностям ребёнка не будут относиться внимательно. И ребёнок получит плохой опыт.
2. Предложите ребёнку надеть костюм для подводного плавания (гидрокостюм). Многим аутичным детям удобнее быть в воде в гидрокостюме, а не в обычных купальниках. В гидрокостюме тепло, он будто обнимает тело, потому ребёнок чувствует безопасность.
- Ребёнку может быть более комфортно в гидрокостюме и потому, что он больше похож на обычную одежду, а купальник — на нижнее бельё.
- Если ребёнок только плавает в бассейне и не учится погружению, то необязательно покупать ему самый высокотехнологичный гидрокостюм.
- Недорогой гидрокостюм можно приобрести магазине уценённых товаров, но возможно, что он продаётся только летом.
- Пусть до начала уроков плавания ребёнок дома походит в гидрокостюме, чтобы привыкнуть к нему.
3. Попросите о гибком подходе к правилам. В некоторых бассейнах требуют особую одежду или снаряжение для занятий плаванием, в которых вашему ребёнку неудобно, или они вызывают у него тревогу.
- Если в бассейне требуется наличие шапочки или очков для плавания, то не просите сразу сделать исключение, сперва попробуйте воспользоваться этими предметами.
- Например, можно сказать инструктору: «Я понимаю, что есть правило — все обучающиеся должны носить очки для плавания. У моей дочки аутизм. Ей показали очки, но она очень эмоционально и бурно на них реагирует, потому что они причиняют ей боль. Я была бы признательна, если бы вы позволили моей дочери не пользоваться очками до тех пор, пока она не приспособится к ним».
- Просите сделать исключение (освобождение от снаряжения), если ребёнок так и не привык к нему и очень негативно реагирует. Если в бассейне не смогут пойти навстречу, то ищите другое место для занятий.
- Имейте в виду: если вначале ребёнок отказывается пользоваться специальным снаряжением для плавания, то со временем он может изменить своё отношение. Ведь много новых вещей за раз сложно даются аутичным детям.
4. Попросите инструктора адаптировать техники плавания для решения сенсорных проблем. На уроках инструктор показывает различные гребки и техники, с некоторыми из них у вашего ребёнка могут возникнуть сложности из-за сенсорных особенностей.
- Если ребёнок с трудом осваивает определённый приём плавания и при этом другие даются ему без проблем, то, возможно, он пытается избежать сенсорной перегрузки или дискомфорта.
- Например, многим аутичным детям сложно опускать голову под воду. И пусть плавание по-собачьи не так эффективно, как другие стили, но это лучше чем ничего.
- При этом нужно работать и над конкретными приёмами, которые сложны для ребёнка. Придумайте новые способы пошаговых инструкций и мотивируйте ребёнка продолжить обучение.
- Например, если ребёнку трудно опустить голову под воду, то можно начать с погружения под воду только подбородка, затем опустить под воду рот, потом рот и нос, а дальше — лицо; постепенно ребёнок захочет полностью погрузить в воду голову.
5. Разрешайте ребёнку пользоваться привычными способами самоуспокоения. Аутичные дети часто вращаются на месте, махают руками или делают другие повторяющиеся движения (стимминг), чтобы справиться с сенсорной перегрузкой или успокоиться, когда они тревожатся.
- Инструктор должен понимать, что нельзя мешать стиммингу ребёнка.
- Если ваш ребёнок пользуется фиджетами или другими предметами, попросите у инструктора разрешения использовать один из них или несколько во время занятия (предметы должны быть водонепроницаемыми). Эти вещи помогут ребёнку чувствовать себя комфортно и успокоят его.
- Наблюдайте, как проходит занятие. Если ребёнок сильно нервничает, предложите ему выйти из бассейна, чтобы успокоиться.
- В некоторых случаях лучше обратиться за разрешением находиться в бассейне вместе ребёнком, особенно если он невербальный или склонен к вспышкам агрессии.
6. Найдите тихую комнату для отдыха. Убедитесь, что в здании бассейна есть место, куда ребёнок может отойти, если ему нужно побыть одному или уйти от чрезмерно перегружающей обстановки.
- Таким местом не обязательно будет целая комната, но это пространство должно быть свободно от других людей.
- Можно принести с собой вещи, которые успокаивают ребёнка (например, одеяло или игрушка) и дать ему во время перерыва.
- Убедитесь, что ребёнок понимает, где находится безопасное место и как туда добраться из бассейна.
Общайтесь с аутичными детьми
1. Создайте распорядок каждого урока. На каждом уроке должны быть постоянные процедуры начала и завершения процесса. Например, разбрызгивание воды, постукивание по ступенькам или пускание мыльных пузырей. Привычный порядок успокаивает ребёнка и повышает уверенность при выполнении заданий.
- Многие программы плавания, разработанные для детей с особыми потребностями, включают в себя такие виды деятельности, как, например, начало и завершение каждого урока песней.
- Если в программе нет подобного этапа, создайте его сами, выполняя определенные действия до и после каждого урока.
2. Контактируйте через особые интересы ребёнка. Часто аутичные люди сильно увлечены какими-то предметами или темами. Используя специальные интересы ребёнка, инструктор может привлечь и удержать его внимание во время занятий.
- Если у вашего ребёнка есть особые интересы, имеющие какое-либо отношение к воде, расскажите об этом инструктору, чтобы он смог включить их в уроки.
- Даже если особые интересы ребёнка не имеют никакого отношения к воде или плаванию, инструктор, упомянув их, всё равно сможет привлечь его внимание.
- Например, можно сказать инструктору по плаванию так: «Попросите моего ребёнка рассказать о поездах, так можно установить с ним контакт».
3. Показывайте правильную технику плавания. При обучении аутичных детей лучше избегать методики преподавания «правильное против неправильного». Характерная черта аутичных детей — видеть сразу много деталей, и потому им трудно отделить верное от неверного.
- Зачастую инструкторы по плаванию демонстрируют ученикам гребки, говоря: «Делай так, а так не делай». Такая демонстрация сбивает с толку аутичного ребёнка.
- Более эффективно продемонстрировать аутичному ребёнку технику гребка с разных ракурсов.
- Например, инструктор может показать свободный стиль плавания сперва стоя перед ребёнком, затем со стороны, а потом — уплывая от ребёнка.
- Если у ребёнка визуальное мышление, то ему особенно полезно наблюдать за гребками со стороны — так он сможет сформировать правильное изображение движений и понять, как их делать.
4. Давайте чёткие и понятные инструкции. Инструктор должен говорить чётко, спокойным тоном, без криков. Объясните инструктору, что крик может вызвать боль или замешательство у вашего ребёнка.
- Инструкции по плаванию должны быть простыми, без каких-либо метафор или сарказма, так как это может сбить с толку.
- Многие гребки включают в себя несколько различных этапов. Для более эффективного понимания можно разбить гребок на составляющие части и изучать каждую отдельно, прежде чем пытаться сделать все движения сразу.
- Например, для ребенка может быть полезно сперва практиковать гребок каждой рукой по отдельности, затем практиковать гребки ногами, держась за бортик бассейна, а потом комбинировать движения, чтобы переплыть бассейн.
5. Используйте визуальные подсказки. Аутичным детям сложно воспринимать информацию на слух, поэтому им могут помочь визуальные подсказки. У многих аутичных детей визуальное восприятие, и представление в графическом формате правил, методов и ожиданий пойдёт им на пользу.
- Фигурка с подвижными руками и ногами — хороший визуальный помощник, так как с её помощью можно продемонстрировать гребки.
- Ребёнок может двигать части фигурки, пытаясь показать движения гребка— так он получит чёткое трёхмерное визуальное представление о том, что нужно делать.
- Манипуляции с фигуркой дадут ребёнку чувство осязания и понимание того, что от него ожидают.
6. Отмечайте прогресс и достижения. Аутичным детям обязательно нужно говорить, когда они оправдали ожидания и сделали что-то правильно. Даже самый маленький прогресс должен быть вознаграждён, это поощрит аутичных детей продолжить занятия.
- Инструкторы должны каждый раз хвалить ребёнка, когда он что-либо делает правильно.
- Вы, как родитель, можете создать систему вознаграждения за успешное прохождение каждого занятия, чтобы ребёнок воспринимал уроки плавания как нечто позитивное и приятное. Вознаграждайте ребенка за выполнение каждого шага: переодевание в купальник или гидрокостюм, правильный подход к бассейну, вход в воду, участие в занятиях, правильный выход из бассейна, принятие душа и переодевание перед возвращением домой.
- Избегайте зависимости вознаграждения от поведения ребёнка. Несправедливо отказывать в вознаграждении только потому, что ребёнок сделал то, что не мог контролировать.
- Лучше всего, если вознаграждение основано на выполнении основных задач, связанных с проведением урока плавания.
Источник