- Гидрореабилитация: как вода помогает детям с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и после травм
- – Что такое гидрореабилитация? С какими диагнозами работает?
- – Кто такие гидрореабилитологи? Где их готовят? Какие методики они используют?
- – Какие перспективы гидрореабилитация дает при восстановлении после травм и операций?
- – Что родителям нужно учесть при походе к гидрореабилитологу? Нужно ли готовиться? Когда ждать первых результатов?
- Занятия в бассейне для детей с особенностями в состоянии здоровья
- Мы помогаем развиваться всем детям
- Бассейн для реабилитации детей с дцп
Гидрореабилитация: как вода помогает детям с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и после травм
Одно из направлений работы нашей школы – оздоровительное плавание. У нас есть группы для детей с искривлением позвоночника, а также индивидуальные программы по гидрореабилитации для малышей с более серьезным диагнозами. Подробно о том, что это такое и каких результатов позволяет достичь, рассказывает специалист по детской гидрореабилитации и адаптивному спорту Татьяна Гончарова.
– Что такое гидрореабилитация? С какими диагнозами работает?
– Ответ на первый вопрос лежит в самом названии техники. Под словом “гидро” принято понимать водный ресурс. “Реабилитация” означает вмешательство в физическое состояние человека какими-либо сторонними вспомогательными действиями, направленное на то, чтобы вернуть человеку здоровье, вернуть его к полноценной жизни.
По длительности и организации процесса реабилитация бывает двух видов – курсовая и пожизненная. Между ними есть большая разница. Курсовая реабилитация – это интенсивный, но кратковременный процесс, который меняет физическое состояние человека. А пожизненная, то есть постоянная реабилитация – это процесс куда более мягкий, но длительный и интервальный.
Приведу пример. Гидрореабилитация позволяет восстановиться после операций и добиться улучшений для детей с такими диагнозами, как ДЦП, аутизм, синдром Дауна, с различными неврологическими проблемами. Если говорить о реабилитации послеоперационного периода, ее цель зачастую – вернуть подвижность какой-либо части тела. И это курс. Если же говорить о детках с ДЦП, то обращаются за постоянной помощью, чтобы сгладить острые проявления болезни. И это пожизненная реабилитация.
Вода напрямую воздействует на мышечный тонус, на спастические действия организма. Но в отличие от массажа в воде это воздействие осуществляется более мягко: ребенку не так больно, взаимодействовать с водой приятно, она помогает приспосабливаться к новым процессам, которые даются тяжело.
Допустим, ребенок не умеет ходить. Его погружают в бассейн – тело становится легче. В воде он выделяет ту группу мышц, с которой может работать, и у него появляется долгожданная свобода движений. На днях один такой ребенок сказал мне – “Татьяна, я чувствую себя, как в космосе”.
Для ребенка складывается такая картина: то, что он не может делать в повседневной жизни, он может делать в воде. И это приносит ему большую радость. Когда рад ребенок, родители тоже очень рады. И это непередаваемые эмоции.
В целом реабилитация – это жизненно необходимый процесс. Дети с особенностями развития постоянно ездят по назначению врача на определенные комплексные программы. И обязательной их частью практически при каждом выезде становится гидрореабилитация. При этом, не обязательно, что это будет плавание. Зачастую это специальный комплекс упражнений, направленный на определенную группу мышц, с которой нужно работать. Для каждого ребенка этот комплекс составляют индивидуально.
– Кто такие гидрореабилитологи? Где их готовят? Какие методики они используют?
– Гидрореабилитологов готовят в университетах, на кафедре спортивной культуры, где можно получить образование по направлению адаптивной физической культуры.
Реабилитолог – не врач, у него нет медицинского образования, он не ставит диагнозы, он с ними работает. Но у него есть глубокое понимание адаптивного строения человека – как работают мышцы, как рождаются различные процессы в организме. С помощью определенных физических упражнений он может стабилизировать тело человека и вывести его на определенный уровень.
Методик очень много. И все они очень интересные. Я работаю с классическим подходом, который дают в университете. Кроме того, использую программу Ольги Гуляевой, курсы которой посещала дважды.
У Ольги очень тонкое понимание того, как вода воздействует на организм детей с ДЦП. Это целое искусство. Тот, кто никогда не находился такое количество времени в воде, вряд ли поймет, как плоскость воды может расслабить одну группу мышц и напрячь другую. Работа с этим процессом и ее результаты заслуживают восхищения.
Сегодня эта практика превращается в отдельное направление. Но оно только начинает активно развиваться. 20 лет назад, когда Гуляева начинала свой гидрореабилитационный период, у нее не было детей, с которыми она могла бы заниматься, потому что семьи с детьми с диагнозом ДЦП были закрытой категорией. Таких детей не хотели показывать в обществе. Их скрывали. И только сейчас в мире об этом стали говорить открыто и появились специалисты, которые готовы помочь и облегчить жизненный процесс такого ребенка, вывести его в социум.
Таким образом, гидрореабилитолог работает не только с телом ребенка, но и с тем, как семья воспринимает его состояние. Он помогает родителям адаптироваться к жизни с особенным ребенком, чтобы они не боялись заявлять о нем, ведь детки с ДЦП бывают совершенно разные. У каждого затронута какая-то своя группа мышц. У кого-то только руки, у кого-то только речевой аппарат. Такие детки также могут великолепно рисовать. Они очень хорошо сочиняют стихотворения. Они выделяются среди других, но я бы не назвала их инвалидами, потому что это далеко не так. Они просто не такие, как другие дети. И им обязательно нужно давать возможность для самореализации в обществе.
Да, бывают очень сложные детки. Если у ребенка затронута ЦНС и он не разговаривает, не дает понимания, то реабилитация будет идти медленно и тяжело. Ребенок может никогда не заговорить, но он будет общаться глазами, жестами.
Но есть и другие примеры. У меня есть детки, которые в 3 года не умели ходить, а уже в 9 лет, благодаря родителям и обширному количеству специалистов, они разговаривают, ходят в школу и в некоторых сферах очень талантливы.
– Какие перспективы гидрореабилитация дает при восстановлении после травм и операций?
– Раскрою этот вопрос на примере. В настоящее время я работаю с девочкой, которая вместе со своей семьей попала в аварию, в результате чего у нее парализовало нижние конечности. Врач посоветовал родителям начинать восстановление с легких движений в воде. Ребенку 8 лет. В ванной они это делать не могут. Поэтому ее для начала привели в детский бассейн.
Полгода она провела, занимаясь в бассейне с обычным тренером. Реабилитационного эффекта это не дало, была только польза от самого взаимодействия с водой. Позже родители задались целью найти грамотного специалиста гидрореабилитолога, который понимает особенности процесса и знает, что должно происходить на каком этапе. Они обратились за помощью ко мне. Мы стали заниматься.
Чтобы ребенок задвигал ножками после тяжелой травмы, нужно работать не только с ногами. Работа начинается с головы. Потому что нервный импульс идет сверху вниз, из центра на периферию.
Чтобы укрепить импульс мы придумали игру. Я трогала ее в разных места под водой и она должна была с закрытыми глазами понять, где я ее трогаю. Мы гладили, придавливали, щипали кожу, сгибали и разгибали ноги. Многое пробовали.
Долгое время от пояса до пальцев она вообще ничего не чувствовала. Спустя 3 месяца тактильных техник и гидрореабилитации, чувствительность стала восстанавливаться. Нервный импульс стал давать результат.
Сейчас девочка еще не ходит. Но у нас появились первые успехи. Если раньше она вообще не могла пошевелить ногами, сейчас она начала совершать амплитуду ногами в воде. Начала чувствовать прикосновения на пальчиках ног.
Отмечу, что этим техникам я ни у кого не училась. Конечно, есть базовые знания. Но все остальное – это интуитивные наработки, которые приходят с опытом.
– Что родителям нужно учесть при походе к гидрореабилитологу? Нужно ли готовиться? Когда ждать первых результатов?
– Зачастую такие родители еще более осознанные, чем те, которые приводят ребенка просто плавать. У них есть цель. И они понимают, что эта цель может быть не то чтобы недосягаемой, но требующей очень долгой работы.
Особой подготовки к занятиям не нужно. Главное – желание и правильно настроенный ребенок. Если родители будут настраивать его на негатив, то ребенок к занятиям будет относиться плохо. В таких случаях я рекомендую родителям одно: переубедите своего ребенка, покажите ему, что ему это нужно, что ему это понравится, что это огромный плюс для него.
Когда ребенок искренне верит в то, что он делает, у него действительно это получается. Если пробовать снова и снова, то начнет получаться. Нужно просто постепенно с уверенностью идти к этому.
При этом не только родитель должен оказывать психологическую поддержку своему ребенку. Здорово, когда тренер тоже верит в прогнозируемый положительный результат.
О сроках. Когда родители спрашивают, сколько времени они потратят на занятия, я предлагаю не делать каких-либо заключений. Мы будем надеяться, что это произойдет тогда-то. Но гарантировать мы не можем. Потому что это комплекс работы и в нем участвует не только тренер. Бывает такое, что детки быстро себя раскрывают. Но бывает и наоборот.
Я занималась с ребенком-аутистом. Это был очень закрытый мальчик, он не разговаривал. Когда ему было 6 лет, его привели в детский бассейн на индивидуальное занятие. Ему потребовалось много времени, чтобы войти со мной в контакт. Но буквально за 3 месяца регулярных занятий он начал говорить. Как это объяснить?
По словам мамы, когда они приходят в обычный центр, ему нравится, он что-то делает, специалист тоже с ним находится наедине. Но в этой комнате у его есть пространство – у него есть угол, у него есть стол, он может сам передвигаться и он сам в себе замыкается. В бассейне так быть не может. Если ребенок не может плавать, он вынужден положиться на человека, который с ним рядом. Ему приходится открыться. Бассейн и вода ограничивают его действия и сближает его с тренером. Невозможно просто оставить ребенка в бассейне с игрушкой. Ему нужно объяснить, как двигаться и плавать, как работать работать ногами, как дышать, как играть. Сразу возникает контакт. И это действительно работает. Это проверенные факты и многие родители это видят.
То есть, в зависимости от диагноза, результат может быть разным. Эффект может быть получен как с первого занятия – ребенок может что-то новое почувствовать, совершить для себя какие-то открытия. А может придется ждать несколько недель, месяц до первого результата – в случае сложного диагноза.
Подведем итог. Гидрореабилитация – это не просто набор универсальных упражнений для каждого диагноза. Это понимание принципов того, как устроен организм, и поиск решения в каждом конкретном случае. Теоретически с любыми сложными диагнозами по опорно-двигательной системе или неврологическими диагнозами можно приходить в бассейн и прорабатывать их.
Приходите! Запись на индивидуальные занятия открыта.
Источник
Занятия в бассейне для детей с особенностями в состоянии здоровья
Мы помогаем развиваться всем детям
В наших бассейнах мы работаем с ребятишками, имеющими различные особенности в состоянии здоровья
У нас проводятся индивидуальные занятия для ребятишек с различными особенностями. Мы разработали специальные программы для гидрореабилитации детей с различными заболеваниями. Инструктор подбирает специальные упражнения для гидрореабилитации детей после травм и переломов позвоночника, детей со сколиозами, нарушениями осанки и другими заболеваниями.
Специалистами бассейна “Дельфин-Непоседа” в тесной связи с реабилитологами, специалистами по лечебной физкультуре, педиатрами, неврологами и валеологами разработан ряд программ, способствующих реабилитации детей с различными заболеваниями.
Программа занятий плаванием для детей с кривошеей
Травма грудинно-ключично-сосцевидной мышцы или ее недостаточное развитие – вот причины кривошеи. Специально подобранные упражнения в воде способны устранить проблему, но заниматься в бассейне нужно регулярно. Вода позволяет бережно разрабатывать мышцы шеи ребенка, не травмируя ее. В программу занятий плаванием для детей с кривошеей входят различные упражнения, которые индивидуально подбираются для каждого малыша.
Программа занятий плаванием для детей с дисплазией тазобедренных суставов
При дисплазии тазобедренных суставов для ребенка очень полезны теплые ванны, подводный массаж, плавание. На занятиях в детском бассейне “Дельфин Непоседа” совмещаются все три эти элемента. В воде проводятся специальные упражнения, которые являются очень действенными при дисплазии тазобедренных суставов.
Программа занятий плаванием для детей со сколиозом
Плавание – самый лучший вид спорта при сколиозе и любом искривлении позвоночника: вода естественным образом разгружает позвоночник, а нагрузки повышают силу и выносливость мышц спины, одновременно развивая и тренируя сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Поэтому в детском бассейне Дельфин Непоседа разработан специальный комплекс упражнений для детей со сколиозом.
Основным стилем плавания при сколиозе является брасс на груди с применением удлиненной паузы скольжения. При сколиозе баттерфляй и кроль не рекомендуется, так как такие стили плавания увеличивают не только подвижность позвоночника, но и скручивание позвонков. Но некоторые элементы этих стилей плавания применяться могут.
При плавании происходит разгрузка позвоночника, значительно уменьшается вес тела, снижается асимметричная работа мышц за счет их расслабления в теплой воде, что создает благоприятные условия для выполнения движений, снижает давление на позвоночник, улучшает кровоснабжение костных структур и мягких тканей. Необходимость преодоления сопротивления воды при движении во время выполнения плавательных упражнений является средством укрепления и развития паравертебральных мышц и всего опорно-двигательного аппарата ребенка, совершенствования координации движений, воспитания ощущения правильной осанки тела.
Наша программа занятий плаванием для детей со сколиозом включает разнообразные комплексы специальных физических и плавательных упражнений, использование различных стилей плавания и их элементов.
Источник
Бассейн для реабилитации детей с дцп
- Вконтакте
- Однокласники
- Инстаграм
- Youtube
- Фейсбук
- Вконтакте
- Однокласники
- Инстаграм
- Youtube
- Фейсбук
Хотите чтобы наши специалисты приехали в ваш город и провели курс реабилитации? В этой новости мы расскажем, как это организовать.
Как меняется процесс лечения в центрах «Первый шаг», и как это отражается на пациентах. Расскажем в нашей новости!
Аквареабилитация (гидрореабилитация) – это методика физической реабилитации, во время которой для восстановления организма используется санирующее действие водной среды.
По эффективности аквареабилитация не уступает классическим методам — массажу и ЛФК. Водные тренировки – не только способ всестороннего укрепления организма, восстановления функций пораженных органов и систем, но и педагогический процесс, при котором происходит тесный контакт пациента и инструктора, пациент учится приспосабливаться к новым условиям, общаться с новым человеком, преодолевать себя и объективные трудности, добиваться результатов и ставить новые задачи.
Гидрореабилитация – серьезная научная дисциплина. Ей посвящены многочисленные исследования, она изучается в специальных высших учебных заведениях, например, в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта в Санкт–Петербурге, где с 1977 года проводятся исследования и научно-практическая работа по гидрореабилитации, а с 2000 года существует кафедра теории и методики гидрореабилитации.
Реабилитационный центр «Первый шаг» предлагает индивидуальные занятия с инструктором в собственном бассейне центра. Многолетняя практика специалистов, занимающихся формированием и совершенствованием двигательной активности в условиях водной среды, показывает, что реабилитация ДЦП и других неврологических и травматических поражений с применением занятий в водной среде повышает эффективность развития физических, интеллектуальных и психических качеств и позволяет в любом возрасте перевести больного, в том числе – с поражениями тяжелой степени, на качественно новый уровень физического и социального развития.
При выполнении физических упражнений в водной среде решаются несколько задач:
На тело, погруженное в воду, оказывается постоянное противодействие движению. Это сопротивление в 12 раз больше сопротивления воздуха и требует от пациента в 3 раза больше усилий, чем при занятиях вне бассейна. Грамотно используемая сила сопротивления воды способствует увеличению мышечной силы, выносливости, а также — общего физического развития.
Реабилитация детей с ДЦП обязательно должна включать занятия в водной среде с высококвалифицированным специалистом. Упражнения в воде ослабляет воздействие гравитации. В водной среде уменьшается влияние силы тяжести и инерция, возрастает действие сил отдачи, более плотная, чем воздух, среда дает опору и облегчает перемещение. Тело пациента в воде уменьшает вес и для поддержания позы затрачивается меньше усилий. Снижение статических усилий позволяет развивать плавность движений и способность мышечного расслабления. Во время проведения сеансов аквареабилитации у пациента с ДЦП срабатывает механизм временных связей, образуются новые координации движений, улучшающие двигательные способности вне водной среды. В воде человеку проще управлять собственным весом, контролировать перемещения центра тяжести, совершать координированные движения, перемещаться, меняя скорость, направление и интенсивность.
Занятия в бассейне позволяют выполнять движения с большей амплитудой, быстрее освоить упражнения и ускорить реабилитацию. В работу включаются все части опорно-двигательной системы. Укрепляется и развивается костно-мышечный аппарат, улучшается подвижность в суставах, увеличивается их гибкость, предупреждается развитие контрактур. Развиваются навыки движения в случаях ограничения мышечной силы и подвижности суставов. Тренируются вестибулярные и шейные проприоцептивные рефлексы, от которых зависит тонус мышц туловища и конечностей, регулирующих положение тела в пространстве. Под действием плавания улучшается работа сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного апппарата, капилляризация тканей, происходит закаливание организма.
Детский медицинский центр «Первый шаг» также проводит обучение плаванью грудных детей и детей младшего возраста.
Плавание очень полезно для ребенка. Оно способствует его гармоничному развитию. Детей можно обучать плаванию с первых дней жизни, так как благодаря пребыванию в околоплодных водах ребенок имеет навык задержки дыхания. Начинать обучение нужно дома, а с полуторамесячного возраста можно заниматься в бассейне.
Длительность занятий составляет 30 минут. Важно регулярно посещать бассейн два-три раза в неделю. Тогда ребенок привыкнет к воде и не потеряет навык. Лучше, чтобы обучение проводил профессиональный инструктор.
После того, как малыша научат держаться на поверхности воды, начинают выполнять упражнения с целью научить его нырять и свободно плавать под водой. Также занимаются водной гимнастикой, которая укрепляет мышца плечевого пояса, рук, ног. Ребенок учится выдыхать воздух в воду. Нагрузка на грудную клетку вследствие данного упражнения способствует стимуляции легочной вентиляции, увеличению дыхательного объема легких. Такие занятия благотворно влияют на общее физическое состояние ребенка, его сенсорное, двигательное и речевое развитие.
Сайт медицинского центра «Первый шаг» предоставляет полную информацию обо всех оказываемых услугах. Вы также можете задать вопрос онлайн, по телефону или электронной почте и получить на него исчерпывающий ответ нашего специалиста.
ООО «ТИМА», 420037, Респ. Татарстан, г. Казань, ул. Айдарова д.22, помещение 1015
ИНН 1661035100, КПП 16610001, ОГРН 1131690001959.
Лицензия на осуществление медицинской деятельности № ЛО-16-01-006354 от 15.11.17 г.
Данный сайт носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ. Указанные цены на сайте приведены как справочная информация и могут быть изменены в любое время без предупреждения. Для получения подробной информации о стоимости, сроках и условиях просьба обращаться по телефонам мед.центра.
Источник