Бассейн для недоношенного ребенка

Образовательные программы

Медицинский ликбез. Недоношенные дети. Особенности гидрореабилитации недоношенных детей на первом году жизни

11 учебных часов

Запись на обучение

Режим работы: с понедельника по пятницу с 10:00 до 18:00 по московскому времени

Елена
Игнатьева

На тематическом семинаре по медицинскому ликбезу изучаем особенности развития и гидрореабилитации недоношенных деток!
Специалисту необходимо знать не просто особенности строения каждого органа и системы, но и сроки и этапы развития и созревания их в утробе матери и после рождения.
У глубоко недоношенных деток все процессы в организме протекают особенно. Это связано с незрелостью головного мозга, легких, сердца, костей и мышц, и всех остальных органов и систем. Особое внимание нужно обратить на незрелость иммунной системы.
Патология глубоко недоношенных детей на первом году жизни часто приводит к инвалидизации ребенка. Но при правильном и своевременном лечении и начале физической реабилитации этот риск снижается.
В работе на ваннах и в бассейне с недоношенными детьми есть свои особенности.
Как высчитать скорригированный возраст?
Что ждать от них? Что требовать? Какие нагрузки давать? Какие упражнения им показаны, а какие запрещены?
Будут рассмотрены следующие вопросы:
— Анатомо-Физиологические особенности недоношенного ребенка. — Основные проблемы ранней и поздней реабилитации. — Роль грудничкового плавания в физической реабилитации недоношенных детей. — Особенности гидрореабилитации недоношенных детей на первом году жизни. — Медицинские рекомендации. — Лечебные комплексы упражнений на суше, фитболе и в воде.
В подарок каждому слушателю — поэтапная программа физической реабилитации и комплексы упражнений на суше, в Воде (ванны и бассейн) и на фитболе.

Для всех тренеров по грудничковому плаванию, начинающих и продвинутых, с мед образованием и без.
Для массажистов
Для фитнес-тренеров, работающих с грудными детьми
Особенно для тренеров, работающих на ваннах и на дому
Для умных родителей маленьких торопыжек
Для всех желающих

Программа обучения

Программа курса

1. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка.

§ Определение недоношенности. Понятия гестационный и фактический возраст.

§ Причины недоношенности. Особенности развития органов и систем.

§ Степени недоношенности. Дети с НМТ, ОНМТ, ЭНМТ.

§ Оценка физического развития недоношенных детей.

§ Особенности костной и мышечной системы недоношенных детей

§ Особенности дыхательной системы недоношенных детей.

§ Особенности сердечно-сосудистой системы недоношенных детей

§ Особенности ЦНС недоношенных детей.

§ Оценка общего состояния и особенности осмотра недоношенного ребенка

2. Современные методы и направления выхаживания детей с экстремально низкой массой тела. (Обзор).

3. Пограничные состояния, характерные для периода адаптации недоношенных детей.

§ Максимальная убыль массы тела при рождении

§ Нарушения теплового баланса

4. Особенности течения заболеваний у недоношенных детей.

§ Пневмопатия. Понятие, причины, лечение, прогноз.

§ Пневмонии. Бронхолегочная дисплазия. Диагностика профилактика и лечение.

§ Ретинопатия, диагностика и лечение. Особенности реабилитации

§ Поражение ЦНС гипоксического, травматического генеза. Внутрижелудочковые и субарахноидальные кровоизлияния. Ранние и отдаленные последствия.

§ Поражение желудочно-кишечного тракта: дисбиоциноз, эзофагогастриты, энтероколиты, язвенно-некротический энтероколит.

5. Уход за недоношенным ребенком после выписки из стационара.

§ Организация режима дня, питания, домашней физической реабилитации.

6. Гидрокинезотерапия в системе физической реабилитации недоношенных детей.

§ Обзор методов физической реабилитации ( физиотерапия, ЛФК и массаж, фитболл, гидрокинезотерапия)

§ Комплекс упражнений массажа и лечебной гимнастики 4 последовательных курса.

§ Комплекс упражнений гидрокинезотерапии 4 курса от ванны до бассейна.

§ Комплекс упражнений фитболгимнастики — 2 курса

§ Медицинские рекомендации по организации и проведению занятий грудничковым плаванием с недоношенными детьми первого года жизни.

7. Недоношенность как риск инвалидности с детства.

§ Дальнейшее психомоторное развитие детей, родившихся недоношенными

§ Физическое развитие недоношенных детей.

§ Нервно-психическое развитие недоношенных детей клинические исходы).

Поведение итогов.
Выдача сертификатов.

Сертификация

По окончании занятий вручается сертификат Ассоциации грудничкового плавания.

Выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Где проходят занятия?

,

Источник

Как начать занятия грудничковым плаванием? Советы тренера

Грудничковое плавание – отличное развитие для малыша. Главное – начинать тренировки постепенно, а не «проныривать» ребенка на первых же занятиях. Что делать, чтобы плавание пошло на пользу и приносило удовольствие, рассказывает Анна Крылова, тренер по грудничковому плавание, соавтор методики «Осознанное погружение».

Если ребенок новорожденный, важно:

1. Найти хорошего специалиста, который поможет, направит, подготовит ребенка к первым занятиям.

2. Выбрать правильное время для занятий. Постараться, чтобы ребенок поспал несколько часов, поел через 10-15 минут можно идти в ванную (первые занятия удобно проводить в домашних условиях).

3. Комфортная температура воды чаще всего это температура тела ребенка, 37 и выше. Смотрите, насколько комфортно малышу находиться в воде, не мерзнет ли он, не дрожит ли. Насколько его система теплообмена реагирует на те условия, которые были созданы.

4. Будьте чутки к малышу. Хорошие тренеры не исключают возможность покормить ребенка грудью во время тренировки, либо покормить его сразу же, как только его достали из воды для того, чтобы избежать стресса и смягчить адаптацию к прохладной воздушной среде.

Читайте также:  Проекты фонтанов для скверов

5. Лайфхак: купите поролоновую губку, которая предназначена для купания новорожденных детей в малой воде. Губка поможет ребенку без участия родителей принять правильное положение в воде, на спине, начать сенсорно адаптироваться в новых условиях.

6. Не спешите с маленькими детьми сразу же занырнуть поглубже, проверить как работает их рефлекс задержки дыхания. Будьте внимательны к малышу, считывайте информацию что происходит с телом ребенка при воздействии. Если ребенок выгибается, резко дергается даже без плача мы должны понимать, что что-то не так, ребенку некомфортно, мы должны снизить количество воды, которое выливается на лицо, и ребенок начинает себя спасать всеми силами. Мы должны наблюдать за дыханием какое оно в момент поливов, не всасывает ли он резко воздух во время процедуры. Быть чуткими, внимательными.

7. Не бойтесь, будьте уверены в себе. Возможно, ребенку захочется, чтобы вы били очень близко в момент принятия ванны, слушать стук вашего сердца, положить голову на грудь это нормально для первичной адаптации. Мама может плавать вместе с ребенком.

8. Если ребенок подрос, температуру воды лучше снизить до 34 градусов и ниже, так как нахождение в воде высокой температуры создает дополнительную нагрузку на сердце во время активных действий. Помните, что температура воды может как активировать рефлексы, так и расслаблять. Если ребенок маловесный, нужно, чтобы нормализовался тепловой обмен, прибавка массы, появления движений в условиях водной среды и уже потом начинать снижение температуры.

9. Закаливание ребенка должно быть мягким это может быть открытая дверь в ванную комнату; температура воды, которая успела остыть за получасовое занятие. Не нужно сразу шокировать ребенка низкими температурами, в которых он не может нормально развиваться.

10. Чаще контактируйте с водой. На улице в резиновых сапогах, возить кораблики, помогать мыть посуду, мочить подбородок что угодно, что поможет ребенку адаптироваться в условиях водной среды.

Прямой эфир с Анной Крыловой состоялся 19 октября в Инстаграм фонда @pravo_na_chudo, запись эфира доступна на YouTube

Подготовлено при поддержке Фонда президентских грантов.

Источник

Грудничковое плавание

  • Грудничковое плавание: аргументы «за»
  • Грудничковое плавание: аргументы «против»
  • Грудничковое плавание — с чего начать?
  • Этап первый: плаванье
  • Этап второй: ныряние
Адаптация новорожденного к условиям большого мира у только что состоявшихся родителей может вызвать массу вопросов. Одни склонны ограждать младенца от любых влияний внешней среды. Другие, наоборот, считают, что маленький организм должен и сможет многое освоить, всему научиться, ко всему привыкнуть уже в первые месяцы жизни.

Грудничковое плавание, пожалуй, самая спорная с этой точки зрения тема.

Его приверженцы апеллируют к тому, что в первые месяцы жизни ребенка плавательный рефлекс и умение задерживать дыхание должны быть развиты и закреплены, иначе они попросту будут позабыты организмом и в будущем придется обучаться всему заново. Их оппоненты утверждают — то, что забыть организм намерен, непременно должно быть забыто и заново выучено, и вообще, погружение в водную среду для новорожденного стрессу подобно и именно этот стресс вынуждает его использовать врожденные рефлексы.

Как результат, молодые родители колеблются, отдавать ли малыша в грудничковый бассейн. Навредит или пойдет на пользу? Экспериментировать не каждый родитель намерен. В чем же преимущества грудничкового плаванья? Каковы аргументы противников? Как найти квалифицированного тренера? И в каких условиях должны происходить тренировки? А быть может за такую практику и вовсе не приниматься?

Грудничковое плавание: аргументы «за»

Факт остается фактом — внутри утроба плод находится в условиях, сравнимых с водной средой. Этому подчиняется и его дыхательная система, и его рефлекторные движения. С рождением у малыша раскрываются легкие, но в последующие несколько месяцев рефлекс задержки дыхания сохраняется. На нем и основываются методики грудничкового плавания. Вместе с тем в водичке ребенок совершает (также весьма рефлекторно) привычные плавательные движения, которые можно закрепить.

Как поступать с врожденной предрасположенностью ребенка к плаванью, ведутся дискуссии. Однозначного мнения быть не может, поскольку опыт каждой семьи индивидуален. Известны случаи, когда никакие ранние занятия не помогли ребенка обучить плаванью. И наоборот, другие родители хвастаются, насколько легко и радостно их ребенок освоил водную среду. Опыт опыту рознь, но медицинской наукой доказано — польза от раннего плаванья для маленького организма ощутима:

  • адаптация к окружающей среде через привычные для детского организма условия;
  • контакт с водой — это возможность нормализовать метаболизм;
  • плаванье способствует нормализации внутричерепного давления и мозгового кровообращения;
  • плаванье способствует нормализации внутригрудного давления, чем обеспечивает оптимальное функционирование сердечнососудистой системы малыша;
  • плаванье позитивно воздействует на только лишь крепнувшие мышцы, это возможность избавить или предупредить развитие судорог у новорожденного;
  • правильный комплекс плавательных упражнений позитивно сказывается на дыхательной системе, запуская все-все отделы легких; особенно полезно это для детишек с развившимся состоянием угнетенного дыхания, а это типично после кесарево, аспирации околоплодными водами, обвития пуповины;
  • массажное воздействие воды позитивно отражается на функционировании кишечного тракта, это отличный способ предупредить развитие запоров и кишечной колики,
  • с умом организованное грудничковое плавание формирует и укрепляет иммунитет ребенка.
Читайте также:  Теплообменники для бассейнов emaux

Особенно привлекательно раннее использование водных упражнений для физиологически незрелых и недоношенных детей. Сделав выбор в пользу грудничкового плавания, не пренебрегайте занятиями с профессиональным инструктором.

Грудничковое плавание: аргументы «против»

Они имеют право на существование и нередко весьма обоснованы. Принимать во внимание мнение противников грудничкового плаванья необходимо. В то же время правильно организованный процесс для ребенка способен принести больше пользы, чем вреда. А молодым родителям советуют внимательно относиться к поведению младенца — если он капризничает и каждое посещение бассейна сопровождается очевидным стрессом, то обучение плаванью лучше отложить на более поздние годы, а взаимодействие с водой ограничить более или менее длительным пребыванием в домашней ванночке.

Вот как высказываются противники практики грудничкового плавания:

  • Будучи врожденным рефлексом, умение «барахтаться» и задерживать дыхание относится к защитным рефлексам, и сохраняются они на первых порах для использования в критических ситуациях, которую мы и воссоздаем в бассейне. Другими словами, это искусственное создание критической ситуации, поведение в которой (пусть даже умелое) сопровождается для младенца стрессом.
  • С точки зрения физиологии, склонному к угасанию рефлексу нужно позволить это сделать. Нередко детей, с которыми занимались грудничковым плаванием, в более сознательном возрасте приходится обучать плаванью по стандартным методикам.
  • Новорожденные ребенок беспомощен перед глубиной, а такая (в сравнении с внутриутробным пространством) будет ощущаться им даже в самом маленьком бассейне-ванночке. Инстинктивно «проныривание» да и любое плавание воспринимается ребенком потенциально опасным — так же фактом, как и наличие врожденных рефлексов, признано обстоятельство, что их совершенно недостаточно для самостоятельного преодоления большего, чем объемы матки, пространства.
  • Полноценное физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастными потребностями совсем не обязательно должно включать плаванье. Это чрезмерная динамическая нагрузка для ребенка, даже не умеющего ползать, которая может пойти и во вред.
  • Грудничковое плаванье может стать пусковым механизмом к развитию воспалительных заболеваний (уха, носоглотки, дыхательных путей) и ослабления иммунитета, поскольку возникает риск перемерзнуть и подцепить инфекцию в бассейне. Справедливости ради нужно отметить, что таких рисков в окружающем малыша мире масса и без бассейнов, и если удается их минимизировать, то благодаря разумному подходу к воспитанию и закаливанию ребенка. Такой же подход необходимо соблюдать и при посещении бассейна. Что касается микрофлоры и хлорирования воды, то опять же — столкнуться с этим непременно придется и в более позднем возрасте, и не факт, что в это время иммунитет будет более подготовленным.
  • Расстройство пищеварения может быть спровоцировано захлебыванием мелких порций воды во время «проныривания».
  • Касательно пользы ныряния для внутричерепного и внутригрудного давления у ребенка — это нужно обсуждать с педиатром. Часто медики не рекомендуют его деткам с повышенным внутричерепным давлением и до полного заращения обходного шунта в сердце. Заглатывание грудничками воды в бассейнах и вовсе может стать поводом для попадания в реанимацию.

Все эти замечания не лишены смысла, но и не являются однозначным поводом для отказа от грудничкового плавания. Выход прост:

  • взвешивайте плюсы и минусы грудничкового плавания,
  • консультируйтесь с детским врачом и объективно оценивайте здоровье и самочувствие своего ребенка (в том числе его поведение в бассейне),
  • все занятия или как минимум каждый новый этап проводите под руководством компетентного в этом вопросе специалиста.

Грудничковое плавание — с чего начать?

Первый, а затем и весьма регулярный, контакт с водой малыш испытывает во время домашних купаний. Для этого используются специальные ванночки. Помимо непосредственного процесса обмывания с малышом в ванной можно играть, веселить и даже проводить процедуры закаливания. Полноценное раннее плаванье в маленькой ванночке не проведешь, для того в домашних условиях может использоваться взрослая ванна. Здесь возникают вопросы — насколько она чиста, насколько правильно будет выстраиваться родителями само мероприятие и вообще, все ведь можно доверить профессионалу! Но кого считать профессионалом и что значит «доверить»?

Определяясь куда и к кому отвести малыша для начала грудничкового плавания, принимайте во внимание такие составляющие правильного решения:

  • Качество бассейна. К сожалению, найти хороший бассейн порой непросто даже для взрослого человека. Чаще всего «загвоздка» заключается в качестве воды — она должна быть и максимально очищенной и не пресыщенной хлоркой. Для ребенка это особенно важно. Отдавайте предпочтение учреждениям, где используются самые прогрессивные технологии очистки воды, но при этом будьте готовы к тому, что как минимум входящий поток воды будет подаваться из центрального городского водопровода.
  • Наличие условий для самых маленьких. Речь банально о мини-бассейнах и ванночках для новорожденных. Обычно вода сюда набирается через специальные естественные фильтры и не сравнима с обработанной для общего бассейна. Если ближайший бассейн такой услуги предоставить не может, ищите дальше. Касательно микрофлоры, которая будет присутствовать в любой ванночке — соблюдение гигиены и стандартов чистоты сотрудниками бассейна никто не отменяет, но на самые минимальные и часто неотъемлемые бактериальные воздействия иммунитет здорового младенца должен среагировать защитой. И то, что рано, это неплохо.
  • Квалификация инструктора по плаванью. В его дипломах и сертификатах вряд ли будет написано «тренер по грудничковому плаванью», как таковой специализации такой нет, но опытом человек обладать может. Обычно знания приходят со временем, с годами практики, а действительно хорошего специалиста можно подобрать по отзывам знакомых или на специализированных форумах.
  • Доверие. Еще одна составляющая, без которой сложно доверить стороннему человеку совсем маленького ребенка. Доверие — также чувство наживное. Молодым родителям следует опираться не только на советы и отзывы о профессионале, но и, например, понаблюдать, как он работает с маленькими пловцами.
  • Прислушаться к ребенку. И присмотреться. И воспринять его мнение. Может младенческий возраст и не тот, когда малыша легко понять, но научиться этому лучше раньше, чем позже. Если грудничковое плавание приносит ребенку положительные эмоции, вы на правильном пути. Если ребенок капризничает и нервничает, а тем более заболевает, отказывайтесь от затеи, откладывайте ее до лучших времен, а быть может, будет достаточно сменить бассейн или тренера.
Читайте также:  Болит живот после бассейна при беременности

Этап первый: плавание

Основа основ грудничкового плавания — приучить ребенка к воде и движениям в ней.

До того, как переместить ребенка в воду, проводится определенная подготовка. Выполнить ее может как квалифицированный специалист, так и мама. В течение нескольких минут на пеленальном столике поглаживают и разминают тело — от пальчиков рук и ног к туловищу, от позвоночника к плечикам и круговыми движениями живот. Затем малыш накрывается полотенчиком и относится в воду.

В воду ребенок опускается вертикально, он должен произвести «ухват»:

  • правая рука взрослого поддерживает малыша (четыре пальца на груди, фаланга большого пальца повторяет рельеф нижней челюсти ребенка, препятствует захлебу),
  • левая рука выполняет массажные движения в воде:
    • размять ягодицы,
    • погладить спинку,
    • размять мышцы ножек и ручек.

Следующий этап пребывания ребенка в воде — «ходьба» по дну:

  • малыш удерживается в вертикальном положении,
  • им нужно «потанцевать», слегка подвигав в воде, чтобы рифленая поверхность резинового коврика раздразнила стопу,
  • ребенка можно поманить вперед яркой игрушкой, а возможно и без того он начнет совершать «пошагивания»,
  • рука взрослого, удерживающая ребенка, должна следовать в направлении шаговых движений малыша,
  • длительность хождения определяется настроением маленького пловца, но обычно это 2-3 длины ванночки.

Далее наступает этап под названием «двойная ручная поддержка», когда ребенка переводят в горизонтальное положение:

  • в вожже выполняется движение «восьмерка»,
    • большой палец правой руки должен быть отогнут и не закрывать обзор ребенку,
    • кистью удерживающей руки нужно слегка покачивать, чтобы стимулировать гребковые движения у малыша,
  • дойдя до середины ванны, ребенка рекомендуют повернуть к взрослому,
  • если малыш тревожится и плачет, вернитесь на этап «ухват».

Следующий элемент грудничкового плавания — «полив»:

  • в положении «ухвата» левой рукой зачерпывают воду и вместе с командой «Ныряй!» поливают на лоб ребенка — это первый шаг к последующей практике «проныривания», с командой у малыша должно развиться восприятия воды на лице для пробуждения защитных рефлексов,
  • после проделывают проводку «восьмеркой» медленно и одобрительно беседуя с малышом.

Затем малыша вынимают из воды, заворачивают в полотенце и относят в детскую комнату, где при необходимости могут выполняться гигиенические процедуры. 2-3 недель занятий с периодичность несколько раз в неделю может быть достаточно для привыкания ребенка к выполняемым упражнениям. Далее начинается второй этап грудничкового плавания.

Этап второй: ныряние

Первым этапом грудничковое плавание можно и ограничить. Не все родители решатся, да и не все медики порекомендуют приниматься за «проныривание». Это резкое и одномоментное погружение малыша под воду, к которому не только тренер или родитель, но и ребенок должен быть готовым. Отрицать наличие стрессового фактора в данном случае бессмысленно.

Приступать к «проныриванию» можно только, если малыш освоил «ходьбу», проводку «восьмеркой» и «двойную ручную поддержку». Затем он должен быть привычным к поливу, логичным продолжением которого может быть «проныривание»:

  • при команде «Ныряй!» упражнение «полив» заменяют погружением ребенка в воду:
    • левой рукой наклонить голову ребенка,
    • правой рукой следом за командой «Ныряй!» погрузить малыша под воду примерно на секунду,
    • правая рука должна контролировать правильное погружение и выведение из воды.

Малыш по завершению процедуры должен быть спокойным. После чего принимаются за привычную для него проводку «восьмеркой». За одно занятие рекомендуется выполнять по 3-4 ныряния с интервалом в одну минуту.

Если малыш при нырянии поперхнулся или закашлялся, то действия инструктора должны быть быстрыми и энергичными, особого повода для беспокойства нет:

  • в положении «ухват» свободной левой рукой выполняются мягкие похлопывающие движения рукой по спинке,
  • прием «эмбрион в воде» — малышу придают соответствующую форму и проводят по поверхности воды — отлично расслабляет.

После ныряний выполняется повторный сеанс массажа в воде с вниманием к мышцам спины и ягодицы, а выполнение «потанцовывания» улучшит ребенку настроение.

В течение последующего месяца стандартная схема грудничкового плавания должна выглядеть так:

  • вступительный массаж,
  • ходьба по дну — 2-4 длины ванночки,
  • проводки «восьмерками» — 2-4 длины ванночки,
  • упражнение «полив» — 2-4 раза,
  • упражнение «проныривание» с интервалом в 1-2 минуты — 2-4 раза,
  • повторный массаж,
  • «потанцевывание» по дну ванночки,
  • «холодное пятно» или обливание — одномоментный контакт малыша с прохладным участком бассейна как элемент закаливания (выполняется по желанию),
  • гармонизация малыша, создание положительного настроя после плавания.

Источник

Оцените статью