- Показания к грудничковому плаванию
- 1. Гипертонус.
- 2. Гипотонус.
- 3. Малый вес (меньше 2,5 кг).
- 4. «Кесарята».
- 5. Дисплазия тазобедренных суставов.
- 6. Вальгус, варус, плоскостопие.
- 7. Кривошея.
- 8. ДЦП.
- Врожденные заболевания
- Плавание при врожденных заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАНЯТИЙ В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
- ФИЗИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЛАВАНИЯ И АКВАТЕРАПИИ
- ОСОБЕННОСТИ АКВАТЕРАПИИ ПРИ ДИСПЛАЗИИ БЕДРЕННОГО СУСТАВА
- ОСОБЕННОСТИ АКВАТЕРАПИИ ПРИ МЫШЕЧНОЙ КРИВОШЕЕ
- ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ
- ПЛАВАНИЕ ПРИ МЫШЕЧНОЙ ДИСТРОФИИ
- АКВАТЕРАПИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ
- АКВАТЕРАПИЯ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ
- КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ?
Показания к грудничковому плаванию
Плавание с рождения показано всем детям за очень-очень редкими исключениями. Но есть группа медицинских показаний, при которых занятия с детьми в воде крайне важны. Ниже указаны основные из них. За личной консультацией обращайтесь к инструктору.
1. Гипертонус.
Теплая вода, медленный темп движений способствуют расслаблению мышц – то, что необходимо при гипертонусе у ребенка. Часто дети, активные на суше, как будто замирают в воде и прислушиваются к своим ощущениям. Основная цель занятий – добиться максимального расслабления, растяжки мышц в воде.
2. Гипотонус.
При гипотонусе цель водных занятий – активизировать, привести в тонус организм ребенка. Дать ему возможность «включиться» в работу при помощи воздействия более прохладной воды, быстрых, энергичных, разносторонних движений и нырков.
3. Малый вес (меньше 2,5 кг).
Для новорожденных детей движение – это практически единственный путь развития, как физического, так и умственного. Дети с малым весом особо нуждаются в движении. Разумеется, с дозированной нагрузкой. Короткие, пятиминутные занятия несколько раз в день дают колоссальные результаты. Малыши крепнут на глазах. Занятия в воде стимулируют их к физической активности, включаются внутренние резервы организма, повышается аппетит, ребенок закаляется, что способствуют скорейшей адаптации и дальнейшему развитию.
4. «Кесарята».
Дети, рожденные посредством кесарева сечения (к этой категории могут относиться и малыши с малым весом), нуждаются в занятиях плаванием не меньше и не больше, чем рожденные естественным способом. Есть разные точки зрения на предмет отличий в развитии таких деток. И, в частности, отмечают особое отношение «кесарят» к воде. Различия есть всегда. Способ рождения – это один из факторов, влияющих на дальнейшую судьбу человека, его взаимоотношения с миром, окружающей средой, в том числе. Но помимо этого, существует масса других составляющих – дальнейший опыт ребенка после рождения, родители, их отношение к миру, между собой, семейная модель, психологический фон, наконец. Как ребенок будет проживать контакт с водой в этом мире – результат стечения множества обстоятельств.
Одна из самых важных задач, которую способны помочь решить водные занятия детям после кесарева сечения, — это проживание того естественного опыта рождения, которого у него не было возможности пройти. Прохождение перинатальных матриц (по С. Грофу). Популярная теория имеет вполне доказательную базу, с точки зрения которой необходимо дать малышу шанс компенсировать и «отработать» процесс рождения, запустить те механизмы, которые не были запущены при рождении.
5. Дисплазия тазобедренных суставов.
Сами по себе занятия с новорожденными детьми в воде оказывают профилактическое действие на суставы и связки, которые получают мягкую, естественную тренировку в водной среде. В ситуации, когда имеется действительно дисплазия тазобедренных суставов, основная цель занятий в воде – стимуляция самостоятельных движений ребенком.
6. Вальгус, варус, плоскостопие.
Эти патологии разной степени тяжести, чаще всего, являются следствием слабости связочно-мышечного аппарата. А если смотреть глубже, первопричиной мышечной гипотонией профессор Ратнер А.Ю. в своей книге «Неврология новорожденных» называл натальную травму шейного отдела позвоночника у детей. За исключением явных клинических случаев, как правило, данные проблемы становятся очевидны, когда ребенок начинает ходить. Стопы формируются икро-ножными мышцами. Так как сами по себе мышцы стоп слабые, основная нагрузка приходится на мышцы икр. Когда ребенок встает на ножки, нагрузка на икры резко возрастает. Если мышцы слабые, происходят изменения в коленном суставе и неправильное формирование стоп. Однако, поставленный диагноз – не есть факт. Зачастую, диагноз ставится слишком рано.
Плавание очень полезно в качестве профилактики заболеваний опорно двигательного-аппарата, особенно если есть наследственная предрасположенность и можно отметить другие сопутствующие факторы, влияющие на физическое развитие ребенка. Плавать в данном случае нужно много и часто, уделяя особое внимание усилиям, которые совершает ребенок ногами – толчки, прыжки, работа ступнями, в том числе в ластах. Основная задача – укрепление связок и мышц естественным способом, при помощи собственных усилий ребенка. Пассивные способы коррекции (ортопедическая обувь, физиопроцедуры и пр.) сами по себе не дадут стабильного результата. Пока аппарат ребенка не заработает за счет собственных усилий, истинной коррекции не произойдет. Физически активное развитие дает развитие мышечной силы. Только за счет развития мышц можно компенсировать их слабость.
7. Кривошея.
Обычно различают кривошею как установочную залеженность (в утробе, при родах и пр.). И истинную кривошею, когда у ребенка диагностируются более глубокие изменения на уровне костей и мышц, которые не дают возможность свободно держать и поворачивать голову.
При установочной залеженности плавание – отличный способ коррекции. Основная задача: расслабить зажатые мышцы шеи. Упражнения с поддержками за шею с различными вариантами растяжения позволяют решить этот вопрос.
При истинной кривошее ситуация рассматривается в индивидуальном порядке.
8. ДЦП.
Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте. Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.
Симптомы ДЦП могут быть выявлены сразу после рождения ребенка, а могут проявляться постепенно. Многое зависит от степени тяжести заболевания и от образа жизни, который создают родители для ребенка с первых дней рождения. Нередки случаи постановки диагноза ДЦП в 3-4 года, то есть достаточно поздно.
Плавание – уникальный способ профилактики и коррекции ДЦП. Так как основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Ребенок не должен долго оставаться в статичном, однообразном положении, что как раз часто происходит в подобных случаях. Необходимо постоянное смена поз, сгибание и разгибание конечностей, чередование расслабления и напряжения для формирования нужных двигательных ощущений в мышцах. На занятиях в воде происходит активное стимулирование двигательных функций организма. Кроме того, дополнительным эффектом является сенсорное стимулирование – вода, как особая среда, дает возможность ощутить иные зрительные, тактильные, звуковые ощущения. Чем младше ребенок, тем большее значение для стимулирования его нервно-психической деятельности имеет тактильный раздражитель.
В воде нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей, замедляется атрофия мышц. Гипоксические тренировки при нырянии оказывают неоценимый лечебный эффект для стимулирования развития клеток головного мозга.
Дети с церебральным параличом отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением ЦНС, так и с малой двигательной активностью, а также с частыми нарушениями дыхательной функции. Для укрепления здоровья важное значение имеет закаливание, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. В этом случае плавание только в плюс.
Все те полезные факторы, которые приносит грудничковое плавание, особенно важны в период начального формирования активных движений ребенка с ДЦП.
Источник
Врожденные заболевания
Плавание при врожденных заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Вода представляет собой идеальную среду для проведения безопасных и эффективных рекреационных и лечебных процедур вне зависимости от возраста ребенка. В бассейнах медицинского центра «Аква-Доктор» проводятся занятия плаванием и акватерпией для детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
У нас проводится лечение:
- заболеваний тазобедренного сустава у детей (дисплазия, вывих, подвывих)
- врожденной кривошеи, сколиоза
- гипо- и гипер-тонуса, ДЦП
- миопатий, миодистрофий
Наиболее популярные формы акватерапии включают в себя:
- Плавание (на всех уровнях, включая обучение плаванию).
- Водная йога.
- Физические упражнения в водной среде.
- Упражнения на улучшения баланса с флотационными устройствами.
- Упражнения для дыхания.
- Упражнения для ходьбы.
Социальные игры, чтобы помочь улучшить социальное взаимодействие, зрительный контакт и спортивное мастерство.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАНЯТИЙ В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Плавание и занятия акватерапией или лечебной физической культурой в бассейне может быть очень полезно для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Каждая программа плавания или водной терапии
подбирается индивидуально, в зависимости от медицинских потребностей ребенка. Занятия в бассейне полезны для детей даже с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, такими как ампутации, детский церебральный паралич или параплегии.
Общие благотворные эффекты от занятий в бассейне могут включать в себя все преимущества гармоничной аэробной тренировки и дополнительные психологические и поведенческие улучшения:
- укрепляются основные и вспомогательные дыхательные мышцы,
- тренируется сердечная мышца, снижается частота пульса в покое,
- укрепляются скелетные мышцы во всем организме,
- улучшается циркуляция крови, снижается артериальное давление,
- увеличивается число эритроцитов в циркулирующей крови,
- улучшается психическое состояние, уменьшается стресс, снижается риск депрессии,
- улучшается подвижность в суставах,
- улучшается контроль за телом и за эмоциями,
- улучшается поведенческая регуляция,
- усовершенствуются навыки общения,
- осваиваются навыки релаксации.
Кроме того, нахождение в водной среде позволяет многим детям с ограниченной подвижностью ощутить свободу перемещений с помощью дополнительного флотационного оборудования (жилеты, лапша, доски для плавания и др.). Для некоторых детей это единственный шанс получить удовольствие и чувство независимости от возможности перемещаться из одного места в другое без посторонней помощи, но в безопасной среде под контролем инструктора.
ФИЗИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЛАВАНИЯ И АКВАТЕРАПИИ
Водные упражнения в бассейне – это наиболее привлекательная форма лечебной физической культуры для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Плавучесть воды уменьшает влияние силы тяжести и обеспечивает поддержку вертикального положения тела во время физических упражнений. Данные свойства воды помогают детям получать больше свободы в своих движениях, чем при занятиях на суше. Вязкое сопротивление воды создает гармоничные аэробные нагрузки, предупреждает рывки и удары при выполнении упражнений, которые могут повредить суставы, мышцы и кости у детей. Занятия в теплой воде (30°-31°С) помогают мышцам лучше расслабляться, уменьшают их спастичность, увеличивают подвижность суставов.
Занятия плаванием и акватерапией улучшают дыхательные функции за счет тренировки вспомогательных дыхательных мышц, редко используемых на суше. Плавание прекрасно тренирует сердечно-сосудистую систему, способствует повышению самооценки ребенка.
ОСОБЕННОСТИ АКВАТЕРАПИИ ПРИ ДИСПЛАЗИИ БЕДРЕННОГО СУСТАВА
Дисплазия тазобедренного сустава является общим термином, используемым для описания некоторых аномалий бедра, которые приводят к неадекватному удержанию головки бедренной кости в вертлужной впадине. Мелкая вертлужная впадина, бедренная или вертлужная аберрация и смещение или отстояние головки бедренной кости являются некоторыми из этих врожденных аномалий у детей. Дисплазия тазобедренного сустава существует в двух формах: дисплазия развития бедра и врожденная дислокация бедра. Дисплазия развития создается во время повреждений во время родов у женщин с узким тазом и родовыми путями, и во время неправильного тугого пеленания младенца в течение длительного времени. Врожденная дисплазия обусловлена генетическими факторами.
Акватерапия помогает в наборе силы мышц для стабилизации сустава, в снижении избыточного веса при сопутствующем ожирении. Сильные мышцы будут действовать как амортизаторы и обеспечивают большую поддержку бедра.
Потеря веса для детей с избыточным весом может значительно снизить стресс на бедре и уменьшить боли. Также акватерапия может увеличивать эластичность соединительной ткани вокруг сустава, что также будет способствовать уменьшению болевого синдрома.
ОСОБЕННОСТИ АКВАТЕРАПИИ ПРИ МЫШЕЧНОЙ КРИВОШЕЕ
Кривошея — это состояние, определяемое ненормальным, асимметричным положением головы или шеи. Множество условий может привести к развитию кривошеи, включая мышечный фиброз, врожденные аномалии позвоночника, снижение кровоснабжения мышц, осложнения во время родов или неудачное положение ребенка внутри матки в течение последних нескольких недель беременности. Кроме того, у младенцев часто развивается кривошея в результате длительного лежания на спине, сидения в автомобильных детских креслах. При раннем выявлении кривошеи и вовремя начатом лечении до 80% детей излечиваются без долгосрочных последствий.
Акватерапия оказывает положительное влияние при кривошее, увеличивает подвижность шеи, улучшает баланс и уменьшает болевой синдром, способствуя растяжению мышц в направлении, противоположном привычному положению. С помощью акватерапии улучшается способность ребенка поворачивать голову в стороны, опускать подбородок к груди, поднимать голову и держать ее в балансе центра тяжести, занимать нормальное сидячее, вертикальное и ходячее положение.
ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ
Сколиоз – это патологическое состояние, при котором наблюдается боковое искривление позвоночника, повторяющее форму букв С или S. Чаще всего сколиоз проявляется у детей в возрасте от 6 до 15 лет. При этом диагноз более распространен у девочек. При незначительных искривлениях сколиоз никак себя не проявляет. Однако при значительной выраженности могут возникать боли в спине и, даже затруднения дыхания. Оставленный без внимания сколиоз может привести к формированию выраженного хронического болевого синдрома.
Лечебное плавание для детей со сколиозом может существенно облегчить симптомы и снизить степень искривления позвоночника. При систематических занятиях под руководством врача в течение длительного времени (от 4-х недель) акватерапия может позволить отказаться от хирургического вмешательства по коррекции сколиоза.
Для многих детей со сколиозом самым сложным аспектом является даже не уменьшение выраженности болевого синдрома или исправление косметического дефекта кривизны спины, а преодоление физических ограничений, которые налагает на их искривление позвоночника. Нахождение в воде, когда тело теряет в весе до 90%, а вода оказывает поддержку и тягучее сопротивление, позволяет выполнять движения без рывков и сотрясений, значительно снижая нагрузку на позвоночник. Также вода обеспечивает устойчивость положения тела, предупреждает падения и позволяет тренировать работу мышц. Плавание позволяет безопасно тренировать мышцы рук, ног и спины, что может улучшить общий баланс и мышечную силу.
Также плавание улучшает кровообращение в тканях организма, позволяет уменьшить мышечные спазмы, снять стресс и нервно-эмоциональное напряжение, уменьшить хронические боли или помочь лучше адаптироваться к ним. Ребенок со сколиозом, начиная заниматься плаванием, становится энергичнее и подвижнее, обретает позитивный взгляд на мир и чувство уверенности в своих силах.
При сколиозе противопоказаны стили плавания с бросковыми движениями руками и телом (брасс) и участие в соревнованиях на скорость, что может привести к развитию осложнений.
ПЛАВАНИЕ ПРИ МЫШЕЧНОЙ ДИСТРОФИИ
Водная терапия и плавание полезны для детей с мышечной дистрофией, даже при выраженных и прогрессирующих симптомах. Теплая вода позволяет расслаблять мышцы, а плавучесть в воде помогает совершать труднодоступные на суше движения, тонизируя мышцы, улучшая их трофику. Эффект невесомости в воде дает детям с мышечной дистрофией ощущение свободы движения. Это полезно для психического развития, социализации, развития скелета, поддержания подвижности суставов. Детям с прогрессирующей мышечной дистрофией рекомендуется продолжать занятия в бассейне до тех пор, пока они в состоянии двигаться.
Дети с мышечной дистрофией не должны тренироваться до возникновения усталости и выполнять силовые упражнения – это может привести к повышенному риску дополнительного повреждения мышц, переломов костей или получения других травм.
АКВАТЕРАПИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ
Коррекция нарушений мышечного тонуса является одной из самых распространенных и сложных задач при проведении процедур детской лечебной физической культуры и физиотерапии. Мышечный гипертонус может блокировать нормальное движения у детей. Гипертонус может проявляться как спастичность, дистония, или жесткость мышц. Часто эти нарушения проявляются и совместно.
Упражнения в воде полезны и безопасны для детей с нарушением мышечного тонуса. Они обладают чрезвычайно мягким воздействием. Температура, плавучесть и вязкость воды помогают расслабить мышцы детей с высоким мышечным тонусом, которые испытывают трудности с движением.
Более прохладная вода, контрастные по температуре водные процедуры и физические упражнения в сочетании с равномерным распределением нагрузки на мышцы могут способствовать повышению мышечного тонуса у детей с гипотонией.
АКВАТЕРАПИЯ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ
Акватерапия полезна для детей с церебральным параличом (ДЦП). ДЦП – это целая группа неврологических нарушений у детей, возникающих из-за нарушений в мозговых структурах во время беременности и в первые недели жизни. Чаще всего ДЦП проявляется двигательными нарушениями, которым может сопутствовать речевые и интеллектуальные расстройства, нарушения эмоционально-волевой сферы. ДЦП не прогрессирует, но чаще всего становится причиной пожизненной инвалидизации человека.
Водная терапия дает много преимуществ при поддержке детей с ДЦП: занятия в воде позволяют обрести большую подвижность за счет уменьшения напряжения и боли в суставах и мышцах, приобрести опыт самостоятельного передвижения в безопасной среде, учиться и наслаждаться новыми навыками движения, что приводит к повышению функциональных навыков и повышению уверенности в себе.
КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ?
Получить консультацию по записи на бесплатное пробное плавание можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78
Источник