Бассейн для грудничка со скольки месяцев можно

Грудничковое плавание

Большинство современных родителей слышали о грудничковом плавании – детской реабилитации на самых ранних сроках жизни. Это популярнейший вид физиотерапии для малышей. Массаж в возрасте до 3 месяцев и при весе ребенка менее 3 кг противопоказан. А плавание, напротив, необходимо. Оно является для грудных детей естественным процессом, так как ребенок в течение всего внутриутробного развития находился в жидкой среде.

В чем особенности раннего плавания? Кому оно показано? С какого возраста можно начинать плавать?

Польза

Водные процедуры – уникальный способ укрепить здоровье младенца, развить моторику, сформировать мышечный корсет, закалить, расслабить или, напротив, повысить активность. Грудничковое плавание способствует снижению мышечного тонуса и оказывает легкое массирующее действие, усиливая местное кровообращение и кислородное питание тканей.

Манипуляции с ребенком в воде просты и эффективны. Как результат – возможное увеличение объема легких, укрепление сердечно-сосудистой системы, повышение выносливости, развитие иммунной системы, нормализация перистальтики кишечника (что актуально при повышенном газообразовании, коликах и запорах), улучшение аппетита, ночного сна и общего самочувствия.

Грудничковое плавание назначают при гипер- или гипотонусе мышц, кривошее, при некоторых неврологических заболеваниях, ДЦП, аутизме и других серьезных патологиях развития.

Противопоказания

• аллергическая реакция на реагенты (если уроки проходят в общественных бассейнах);

• травмы и некоторые заболевания опорно-двигательного аппарата (вывих, подвывих бедра и проч.);

• тяжелые формы врожденного порока сердца;

• инфекционные и воспалительные процессы в организме, повышенная температура;

• грибковые и другие заболевания кожи;

• вакцинация (возобновлять тренировки можно через день после прививки, если нет осложнений).

С чего начать?

Направление на плавание по ОМС получают в детской бюджетной поликлинике у педиатра, невролога и физиотерапевта. В коммерческих клиниках, реабилитационных центрах и спортивных комплексах вас также могут попросить пройти некоторых специалистов для составления заключения о состоянии ребенка. С вами согласуют график занятий (обычно – дважды в неделю), предоставят список необходимых аксессуаров. В первые месяцы жизни малыша сеансы плавания проводят в индивидуальной ванне, похожей на домашнюю, только шире и глубже.

С 6 месяцев (или раньше, если ребенку для занятий уже недостаточно места в ванне) грудничка переводят в общий детский бассейн. И тогда вам, как сопровождающему, понадобится медицинская справка о состоянии здоровья (действует полгода, после чего ее придется обновить). Получить справку в бассейн можно в большинстве медучреждений. Но даже в городской поликлинике при наличии полиса ОМС придется за нее заплатить.

Более дорогостоящий вариант – пригласить специалиста по грудничковому плаванию на дом.

Когда начать?

С самого рождения до 3 месяцев у младенца, помимо плавательного навыка, сохраняется умение рефлекторно задерживать дыхание при попадании воды на лицо. При грамотном подходе рефлексы можно закрепить и провести во взрослую жизнь, сделав их осознанными. Для этого лучше начинать плавать сразу, как только заживет пупочная ранка (примерно в 2-4 недели жизни), но не позднее 3-4 месяцев, т.к. рефлексы к этому возрасту окончательно угасают.

Где устраивать заплыв?

Выбор места для занятий в первую очередь зависит от вашего желания и возможностей. Грудничковое плавание в ванной дома обеспечивает наиболее комфортные психологические условия для ребенка. В месяц он только адаптировался к жизни вне маминого живота, сформировал иммунитет к новой среде обитания. И любой контакт с чужими людьми, будь то тренер или врач, а также перемещение в непривычное место может стать для ребенка стрессом – эмоциональным и физическим.

В общественном месте невозможно исключить риск заражения вирусной инфекцией, передающейся воздушно-капельным путем. Это еще один момент в пользу грудничкового плавания на дому, но исключительно под присмотром обученных специалистов.

Что необходимо для плавания в домашней ванне? Наличие взрослой ванны. Детские ванночки не подойдут; в душевой кабине также сложно проводить занятия из-за недостаточного объема воды и пространства для свободного перемещения ребенка. Раздевать и одевать грудных детей дома перед плаванием лучше непосредственно в ванной комнате. Если условия не позволяют, подготовьте заранее в комнате пеленку и подгузники, тонкую шапочку, распашонку и ползунки, ватные палочки и диски; иногда может понадобиться масло, так как некоторые специалисты предварительно разогревают ребенка легким массажем.

Читайте также:  Intex bestway бассейн каркасный metal frame 366x76см 6503л насос с фильтром 1250 л ч

В ванной комнате вас будут учить, как правильно проводить занятия, грамотно погружать ребенка в воду, осуществлять поддержку, переворачивать его, вращать, обливать. Вам будет предложено повторить все упражнения с малышом самостоятельно. По возможности снимите уроки на телефон или камеру. Так вы сможете самостоятельно тренироваться в перерывах между профессиональными занятиями, подглядывая в видео-шпаргалки.

В спортивных и медицинских учреждениях грудничковое плавание поначалу ничем не отличается от занятий дома. Его также проводят в отдельной ванне, наполняемой водой для каждого младенца индивидуально. После каждого сеанса воду спускают, ванну тщательно дезинфицируют. Поэтому для детей на данном этапе не нужны плавательные трусики и шапочка.

Пока система терморегуляции ребенка до конца не сформировалась, он сильнее подвержен переохлаждению. Поэтому и дома, и в бассейне, в помещении, в котором проходит грудничковое плавание, воздух должен быть прогрет до +24°С, а температура воды равна +36-37°С. В конце сеанса пускается холодная струя, под которой инструктор несколько раз проводит погруженными в теплую воду ножками младенца. Такой подход применяется для усиления закаливающего эффекта.

После всех процедур промокните тело ребенка махровым полотенцем. Внешнюю сторону ушных раковин протрите сухой ватной палочкой, неглубоко заложите кусочками ваты, чтобы впитать лишнюю влагу и не допустить развитие отита; наденьте тонкую текстильную шапку. Покинуть место занятий, если они проходят вне дома, рекомендуется не ранее 30 минут после их окончания, убедившись, что тело и волосы ребенка высохли. Предварительно снимите шапку, извлеките из ушей вату.

Основные правила

У разных специалистов количество упражнений и техника выполнения могут отличаться. Степень интенсивности занятий зависит от выносливости малыша и его самочувствия, а также задач, которые необходимо решить при помощи грудничкового плавания. Первые сеансы длятся не более 10 минут. Поэтому на видном месте должны быть песочные часы, чтобы не переутомить и не простудить ребенка. Спустя 7-10 занятий время плавания постепенно увеличивают.

Когда вы уверенно овладеете программой, а ребенку станет тесно заниматься в ванне, можно начинать тренироваться в общем детском бассейне. Вам понадобится купальник и плавательная шапочка, для малыша – подгузники или трусики для плавания. Обычно сеанс длится полчаса, за которые мамы успевают повторить цикл упражнений как минимум трижды. Среди самых распространенных заданий для младенца – имитация ходьбы по дну, расслабление конечностей путем потряхивания рук и ног в положении на спине, «восьмерки» на животе, покачивания из стороны в сторону и по кругу, отталкивание ногами от борта, вращение бедра и руки, обливание, погружение лица в воду, ныряние. Для особенных детей (с аутизмом, ДЦП и проч.) возможна корректировка тренировок.

Во время занятий строго следуйте рекомендациям инструктора, пытаясь максимально точно скопировать его движения. От правильности положения ваших рук и тела ребенка зависит результат.

Не оставляйте ребенка ни на секунду без вашей поддержки. Внимательно прислушивайтесь к настроению и самочувствию малыша: при первом признаке недовольства или недомогания отложите сеанс плавания на потом. Не показывайте ребенку, если вам страшно: малыш остро чувствует ваше состояние и должен ощущать исходящие от вас уверенность и спокойствие. Перед каждым обливанием или погружением предупреждайте ребенка, обращаясь к нему по имени: «Катя, ныряем!». Только после этого производите действие. Голосовая команда поможет эмоционально подготовиться.

Хлор, бром, озон?

В какой воде лучше плавать – с добавлением очищающих реагентов или без? На этот вопрос существуют разные ответы. С одной стороны, средства дезинфекции способны спровоцировать развитие аллергической реакции у ребенка, и тогда занятия придется прекратить. С другой стороны, через воду передаются грибковые заболевания кожи, вирусный гепатит А, энтеробиоз, лямблиоз, дизентерия, отиты, конъюнктивит, тонзиллит, реже – полиомиелит, аскаридоз и проч. Поэтому в детских бассейнах, где одновременно упражняются несколько детей со взрослыми, без «химии» не обойтись.

Самым частой процедурой очистки воды в бассейнах медучреждений по-прежнему является хлорирование. Негативное воздействие несет трихлорамин, который образуется при контакте хлора и частичек пыли, остатков косметики, детской присыпки и прочих загрязнителей воды. Поэтому важно принимать душ самим и мыть ребенка непосредственно перед погружением в бассейн.

Читайте также:  Замор рыбы пруда зимой

Существуют оздоровительные и спортивные комплексы, где в бассейнах применяются другие средства дезинфекции, на которые у вашего ребенка может не быть аллергии.

Интересно, что:

— Среди врачей нет однозначного мнения насчет пользы раннего ныряния.

— Только под водой ребенок может самостоятельно «проплыть» расстояние до метра. Держаться и передвигаться на поверхности воды при помощи рук и ног дети до года еще не способны.

— Чтобы остаточные после рождения плавательные рефлексы не пропали, необходимы регулярные занятия. Длительные перерывы сведут на нет ваши усилия.

— Начинать сеансы в общем детском бассейне лучше летом. Тогда зимой риск простудиться во время занятий минимален.

— При движении в воде тратится больше калорий, чем на воздухе. Поэтому делать упражнения на голодный желудок нельзя. Ребенка необходимо покормить за 45-60 минут до тренировки.

— Существует два противоположных мнения по поводу пользы дополнительной (помимо команд) коммуникации с ребенком во время занятий. Первое: общение помогает младенцу расслабиться и дает ему эмоциональную поддержку. Второе: молчание позволяет ребенку сконцентрироваться на выполнении упражнения и «начать думать».

Источник

Плавание для самых маленьких: часть первая

Интервью с руководителем водных программ фитнесс-центра «Блокбастер», специалистом по грудничковому плаванию — Викторией Теслей.

Со скольки месяцев, дней, можно приносить малыша на плавание?

Можно приходить практически с трех недель. После того момента, кода заживет пуповина. Перед этим можно посоветоваться со своим лечащим доктором. Если нет никаких противопоказаний – можете смело приходить. Первое занятие проходит в ванной, то есть индивидуально под каждого ребенка набирается водичка, со специальной температурой воды, со специальной очисткой (угольная и песочная). В принципе, после того, как ребенок адаптируется к воде, к температурному режиму, мы постепенно снижаем температуру. Первый раз, когда ребенок начинает купаться, температура воды составляет 36 градусов. Постепенно температура воды доводится до 31 градуса для того, чтобы были польза и толк для ребенка. Если мы видим, что малыш уже адаптирован, он хорошо себя чувствует при такой температуре воды, мы переводим его на «большую воду». Большая вода – это детский бассейн. Там больше диапазон движений, можно выполнить больше полезных упражнений (гимнастика, аквагимнастика).

Расскажите о критериях, по которым вы определяете упражнения для малыша?

Первый критерий – это возраст. Либо это три недели, либо это месяц, либо два. Естественно, есть противопоказания. У ребенка до трех месяцев присутствуют безусловные рефлексы. То есть, исходя из рефлексов, составляются упражнения — для каждого ребенка индивидуально.

Расскажите, пожалуйста, о противопоказаниях?

В принципе, их не так много – порок сердца, внутричерепное давление (но, в принципе, можно посоветоваться с доктором, и выделить определенные упражнения), гнойные заболевания кожи, температура выше 37 градусов.

Какая польза от плавания? Это вопрос, по которому родители ориентируются, стоит это делать, или не стоит?

Стоит, однозначно. Это одна из методик раннего развития ребенка. Мы через движения развиваем его интеллектуальную сферу. У воды есть такое свойство как трехмерное давление, то есть, вода воздействует практически на все тело. Рецепторы кожи воспринимают это воздействие и посылают сигнал в кору головного мозга, где у малыша формируется новое нейронное соединение. Мозг ребенка от 0 до года еще формируется полностью и целиком. Первыми у нас формируются лобные доли, которые отвечают за моторику, за движение. После этого уже постепенно формируются все остальные, которые отвечают за остальные функции и механизмы развития детского организма. Мы развиваем сердечную систему, легочную систему, поднимаем психо-эмоциональный фон. Если ребенок очень легковозбудим, то вода действует в обратную сторону. И, точно также наоборот: если ребенок очень спокойный, то психо-эмоциональный фон поднимается благодаря занятиям плаванием. Плюс очень полезно таким плаванием заниматься детям, у которых есть такое заболевание как ДЦП, как детский ранний аутизм, различные задержки психомоторного развития. Результаты налицо, практически после пятого занятия наблюдаются очень хорошие результаты. Конечно, в зависимости от степени: если ребенок хотя бы два раза в неделю посещает занятия, то у него положительный результат наблюдается уже через месяц. Видимый результат – динамика прослеживается всегда.

Читайте также:  Декоративные водопады фонтаны для дома напольные

А существует норма посещения занятий: сколько раз в неделю?

Конечно же, есть: не менее двух раз в неделю. Занятия проводятся в зависимости от возраста. К примеру, если малышу до двух-трех месяцев, первые десять занятий длятся от 15 до 20 минут. В последующие месяцы занятия могут длиться до 40 минут-до часу. Мы смотрим по ребенку, он у нас индикатор, и по нему видно как ему – здорово, или не здорово. Исходя из этого, мы строим наши занятия.

На что стоит обращать внимание при выборе центра, специалиста для развития грудничков?

Если у вас совсем маленький малыш. Допустим, начиная с месяца, вы должны поинтересоваться: во-первых, расспросить о специалистах, спросить мнения, узнать, что ребята заканчивали, поговорить с родителями, с детьми которых они уже занимались, узнать о результатах, которые были получены. По поводу центра – это однозначно должна быть специально оборудованная комната, куда входит ванная, где есть пеленальный стол, где есть все предметы гигиены, которые необходимы для такого маленького малыша.

Расскажите о процессе адаптации ребенка к воде?

Когда малыш приходит к нам первый раз, наша основная задача – научить его задерживать дыхание. Есть определенная методика, которой мы следуем: это сублимация всех методик, которые существовали за всю историю грудничкового плавания. Эта методика очень щадящая, лояльная, там нет никаких стрессовых ситуаций. Малыш сначала проводит определенное время в ванной – посредством специальных поддержек. После этого мы учим его задерживать дыхание, не погружая под воду: это может быть либо подув, либо полив плюс команда. Малыш со временем начинает привыкать к этой команде и задерживает дыхание. Полили ребенка водой, дали команду, он зажмурился, мы услышали глубокий вдох, и мы уже знаем, что малыш готов. После этого мы постепенно начинаем поливать на него после команды. Если есть положительный результат – пробуем нырять (буквально на пол секунды). Выпить воды малыш не может никак, потому что, когда он задерживает дыхание, получается воздушная пробка, которая не дает такой возможности. Научили задерживать дыхание, опустили на одну секунду, на пару секунд. И лишь после этого мы постепенно начинаем отпускать его с рук. Для чего это нужно? Для того чтобы ребенок свободно парил. Когда мы начинаем отпускать ребенка с рук, мы очень внимательно наблюдаем за ним: когда ребенок чувствует руки – он уверен, если он не чувствует поддержки в виде рук – он может немножко по-другому реагировать (но это нельзя назвать испугом), поэтому мы тщательно наблюдаем. Отпускаем мы малыша постепенно: вначале слегка, затем уже подольше. Некоторые малыши чувствуют себя комфортно без поддержки практически сразу и парят в воде. Некоторые детки немножко переживают, могут похныкать, мы их, конечно же, успокаиваем и продолжаем наше занятие. В ванной ребенка адаптировали, затем перешли в бассейн с добавлением аквагимнастики – это определенный набор упражнений, специально разработанных для каждого возраста, исходя из рефлексов и психомоторного развития. После того, как мы научились задерживать дыхание, у нас есть как минимум три положения в нырянии: самое безопасное – это боковое ныряние (ребенок касается воды щекой и носиком, он не успевает набрать воды); второе положение – когда мы малыша отпускаем горизонтально (это более сложно, потому что вода непосредственно попадает в нос), первые моменты могут быть очень неприятными, ребенок может чихать, может похмуриться, потому что вода раздражает слизистую оболочку носа, но со временем дети адаптируются и нормально реагируют на попадание воды; третий вариант – когда ребенок погружается уже вертикально (это самое сложное). После этого мы начинаем учить его плавать. Ребенок находится перед лицом инструктора, инструктор движется спиной вперед, отпускает малыша, и малыш 5-7 секунд парит спокойно, затем мы его поднимаем. Прижали к себе, обняли, и все очень здорово происходит!

Продолжение интервью со специалистом по грудничковому плаванию читайте на нашем портале совсем скоро.

Подготовила Светлана Сторожук

Источник

Оцените статью