3.3.2. Методика начального обучения плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста (Я.А. Смекалов)
Одним из наиболее действенных методов коррекции физического развития слабослышащих детей является плавание. Обучение плаванию слабослышащих детей способствует улучшению качества здоровья, коррекции психического развития, совершенствованию личностных качеств ребенка и освоению одного из основных жизненно важных навыков — передвижению в воде. Занятия в бассейне упорядочивают поведенческие реакции, вырабатывают самодисциплину, собранность, воспитывают трудолюбие, формируют навыки коллективного взаимодействия. Выполнение движений в воде способствует улучшению деятельности вегетативной нервной системы, стимулирует развитие дыхательных мышц и мышц пояса верхних конечностей.
Разработана программа обучения навыкам плавания детей с нарушениями слуха. В реализации программы решались те же группы общих задач, что и у слышащих детей. Группа специальных задач включала: оздоровительные, требующие большего внимания, чем у слышащих, в связи с ослабленностью организма; коррекционные (развитие дыхательных мышц и мышц плечевого пояса, совершенствование функций вестибулярного аппарата: точности, согласованности движений и ориентирования в пространстве); совершенствование психических функций ребенка: создание положительной мотивации к занятиям в бассейне, преодоление водобоязни, страха; особое внимание уделялось регулированию поведения учащихся в условиях бассейна.
Программа включает два этапа: предварительный и основной. В отличие от слышащих детей, у которых предварительному этапу не уделяется особого внимания, у слабослышащих этот этап продолжается два первых года обучения (1—2 класс). Введение этого этапа необходимо для подготовки опорно-двигательного аппарата (улучшение функционального состояния мышц и суставов), кардиореспираторной системы. Создавались мотивационные установки на занятия плаванием, решались задачи формирования навыков работы в группе с повышением внимания и дисциплинированности, что обеспечивало эффективность проведения уроков плавания всей группы.
На втором основном этапе (3 класс) слабослышащих детей обучали упражнениям для освоения в воде и плаванию на груди и на спине. При развитии физических качеств в первую очередь обращалось внимание на укрепление мышц пояса верхних конечностей, улучшение скоростно-силовых качеств, специальной выносливости и координации движений.
Средства обучения реализовывались в следующей последовательности: упражнения на освоение в воде и скольжение, на дыхание, овладение основами техники плавания, развитие физических качеств (с использованием игр, эстафет, игровых упражнений).
В процессе обучения слабослышащих детей плаванию применялись следующие методы и методические приемы:
— практические: применение широкого круга подводящих упражнений, выполнение упражнений с направляющей помощью, использование дополнительных ориентиров;
— наглядные: показ упражнений преподавателем или одним из занимающихся с помощью макета, используя видеозапись или живую модель. При этом учитывалось, что при показе на живой модели подключается наглядно-действенная и наглядно-образная память;
— словесные: сопроводительные пояснения, жесты, краткие инструкции и указания, положительные оценочные суждения, коррекция ошибок, дактильная речь, проговаривание заданий детьми.
Занятия проводились на положительном эмоциональном фоне, включали соревновательную и игровую заинтересованность детей.
Основные аспекты экспериментальной программы представлены на блок-схеме (рис. 3.2).
Обучение начальному плаванию слабослышащих детей имеет ряд особенностей.
1. На подготовительном этапе не следует применять имитационные упражнения, так как положительного переноса навыков при обучении в воде при этом не происходит.
2. На подготовительном этапе обучения игровой метод используется только в виде сюжетных заданий, эстафет, образных сравнений, необычного использования стандартного инвентаря и т.д., а также в виде упражнений на концентрацию и переключение внимания.
3. На этом этапе не проводятся традиционная разминка на суше перед занятием в воде. Это обусловлено повышенными требованиями к дисциплине и необходимостью поддержания высокой плотности урока.
4. В связи с нарушениями ориентирования, скольжению на груди слабослышащих детей обучают со 2-го занятия. При этом осуществляется опора на сохранную проприоцептивную чувствительность. Освоение скольжения придает слабослышащему ребенку уверенность в воде, позволяя обучать основным видам передвижений.
5. Большая часть слабослышащих детей успешнее осваивает плавание на груди, так как в таком положении они легче ориентируются в пространстве.
6. На начальном этапе способу плавания кроль на груди обучают без акцента внимания на согласование выдоха в воду и движений рук (это необходимо для обеспечения зрительного контакта с преподавателем).
7. Для увеличения плотности урока после 5-го занятия класс делится на 2 подгруппы. Критерием служат результаты проплывания отрезка 5 м. Учитывается также уровень развития физических качеств и физиологической адаптации. Проведение урока в подгруппах обеспечивается двумя преподавателями.
8. После 5-го занятия проводятся открытые уроки для родителей, на которых слабослышащие дети демонстрируют свои достижения.
9. Особую роль уделяют обучению выдоха в воду для развития дыхательных мышц на первых 10-ти занятиях.
10. Упражнения на дыхание и согласование дыхания с движением рук выполняются стоя в воде у неподвижной опоры (в связи с трудностью сочетания дыхания с движениями рук и ног в движении).
11. Не используются упражнения на погружение (такие как «поплавок» и др.) на первых 5-ти занятиях, поскольку до освоения техники скольжения они создают дискомфортные состояния для зрительной, дыхательной систем; вызывают дополнительное давление на барабанные перепонки, дезориентируют и вызывают чувство страха у слабослышащего ребенка.
12. Для освоения с водой применяются игры и эстафеты, прыжки в воду в вариативных условиях, скатывание с горок разной высоты.
13. Для регулирования уровня эмоционального фона занятий, психологического состояния и поведения слабослышащих детей применяются упражнения игровой направленности.
14. Для полного осмысления заданий в занятии необходимо чередовать физическую деятельность с интеллектуальной. Разбираются основы упражнения и его элементы. Добавляется проговаривание ключевых словмюсле выхода на сушу.
15. В качестве подвижных плавательных средств слабослышащим детям удобнее использовать мяч, а не традиционную доску.
16. Для обеспечения психологической поддержки при обучении двигательным действиям в воде используются индивидуальный подход с положительной оценкой.
17. Выполняются задания с оценкой действий партнером, что является дополнительным психологическим стимулом в освоении двигательных действий в воде.
18. Доступность предлагаемого материала обеспечивается сочетанием применения наглядных пособий, дополнительных ориентиров, дактильной речи, выразительной артикуляции.
19. К особенностям наглядного обучения можно отнести и то, что показ упражнения осуществляется непосредственно перед их выполнением. Это является дополнительным способом организации группы, помогает сконцентрировать внимание слабослышащих детей на содержании упражнения.
Эффективность разработанной программы начального обучения слабослышащих детей младшего школьного возраста выразилась в приобретении необходимого двигательного навыка, нивелировании отставания от слышащих сверстников по результатам тестирования физических качеств (силы мышц рук, гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств) и повышения уровня физиологической адаптации. Плавание было освоено всеми занимающимися, посетившими не менее 40% занятий. Результаты освоения двигательного навыка представлены в виде диаграммы на рис. 3.3.
На 5-м занятии 53% детей могли проплыть самостоятельно 5 м, 27% смогли проплыть 12,5 м с плавательной доской, 20% не смогли поплыть (по причине водобоязни). На 10-м занятии 80% детей могли самостоятельно проплыть 12,5 м, 20% проплыли 25 м с доской. На 15-м занятии все занимающиеся опытной группы проплыли 25 м самостоятельно.
Таким образом, специалисты, работающие со слабослышащими детьми, могут воспользоваться следующими методическими рекомендациями.
Обучение плаванию слабослышащих школьников целесообразно начинать с 3-го класса, подготовительный этап к занятиям в воде — с 1—2-го класса, так как нарушение слуха и связанного с ним внимания создают организационные сложности на занятиях в бассейне.
На подготовительном этапе обучения необходимо развивать отстающие физические качества: координацию движений, силу мышц (особенно пояса верхних конечностей), гибкость, выносливость. Учить детей произвольно расслаблять мышцы и чередовать напряжение с расслаблением.
Для повышения плотности урока целесообразно использовать следующие методические приемы: построение по определенному сигналу, использование различных ориентиров при перестроении: применение эстафет с препятствиями различной сложности; использование упражнений с частым переключением внимания; оценивание качества выполнения упражнений и поощрение; проговаривание некоторых заданий хором и др.
Особую роль для слабослышащих в условиях водной среды приобретает специальная система жестов, которая отрабатывается заранее. В воде в качестве дополнительных ориентиров применяются подвижные плавательные средства; условные сигналы и дактильная речь способствуют оперативной взаимосвязи с группой. Когда дети находятся в воде, преподаватель отдает только лаконичные команды. Объяснения, обсуждение и замечания проводятся на суше.
На занятиях следует регулярно использовать упражнения для развития пространственной ориентации и сенсорно-перцетивной сферы (например: передвижения в воде с изменением направления, скольжения с иращениями и др.), которые выполняются в определенной последовательности с постепенным усложнением заданий и условий их выполнения.
* Для повышения эмоциональности занятий, создания заинтересованности и положительной мотивации используются подвижные игры в воде, в которых решаются также и коррекционные задачи.
Подвижные игры на воде.
На первых занятиях игры способствуют преодолению чувства неуверенности и страха, более быстрой адаптации к воде и овладению всеми подготовительными к плаванию действиями (Осокина Т.Н., 1991). Игры подбираются в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной задачей (табл. 3.6) и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды). Важно, чтобы в игре участвовали все дети, находящиеся в воде. Педагог должен выбрать удобное место для руководства игрой, позволяющее постоянно наблюдать за играющими и в любой момент прийти им на помощь. Все новые задания объясняются на суше, когда внимание детей сосредоточено на объяснении.
Источник
Методические особенности при обучении плаванию глухих и слабослышащих детей
МАОУ ДОД ДООЦП «Дельфин», г. Сургут
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
Адаптивная физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными физическими возможностями. В современной литературе есть множество данных о положительном влиянии физической культуры и спорта на организм занимающихся и перечисляются виды спорта, рекомендуемые для занятий с инвалидами. Но самым популярным и массовым, среди различных видов спорта для данной категории населения является плавание. Если говорить об инвалидах по слуху, то привлечь их к занятиям плаванием – значит помочь им не только овладеть жизненно необходимым навыком, но и установить их утраченный контакт с окружающим миром.
Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание. При правильно спланированных занятиях у обучающихся повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние ЦНС. Cистематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость к различным простудным заболеваниям.
Основной целью занятия спортивным плаванием глухих и слабослышащих детей, подростков и молодежи является обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического роста и достижение максимального успеха в развитии возможностей занимающихся.
Организм человека — это целостная система, и нарушение деятельности одного из анализаторов оказывает негативное воздействие на другие. Патологический процесс в слуховой системе изменяет функцию вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушения в свою очередь влияют на двигательную сферу .
Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:
§ недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;
§ относительная замедленность овладения двигательными навыками;
§ трудность сохранения статического и динамического равновесия;
§ низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
§ низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп — сгибателей и разгибателей);
§ замедленная скорость обратной реакции;
§ невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.
У многих детей очень рано отмечается концентрация внимания к губам говорящего, что свидетельствует о поиске самим ребенком компенсаторных средств, роль которых берет на себя зрительное восприятие. Устойчивость внимания может меняться в зависимости от видов деятельности. Общей проблемой для всех детей является трудность в переключении внимания.
Своеобразие развития внимания, восприятия у детей, имеющих нарушения слуха, заметно влияет на деятельность памяти. В связи с доминированием зрительного восприятия, процесс запоминания, в основном, строится на зрительных образах, в то время как у слышащих этот процесс слухо-зрительный и опирается на активную звуковую речь.
Нарушение слуха, прежде всего, сказывается на психике школьника, своеобразии его общения с людьми и окружающим предметным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом.
В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, необходимо знание общетеоретических закономерностей развития такого ребенка, чтобы руководствоваться ими в педагогической работе.
Конечно, отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные трудности при обучении физическим упражнениям. И в этом случае, особую роль для слабослышащих в условиях водной среды приобретает специальная система жестов, которая отрабатывается заранее. В воде, в качестве дополнительных ориентиров, применяются подвижные плавательные средства. Условные сигналы, дактильная и жестовая речь способствуют оперативной взаимосвязи с группой. Когда дети находятся в воде, преподаватель отдает только лаконичные команды. Объяснения, обсуждение и замечания проводятся на суше.
На занятиях следует регулярно использовать упражнения для развития пространственной ориентации, которые выполняются в определенной последовательности, с постепенным усложнением заданий и условий их выполнения. Тренировка вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышает функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов.
Для повышения эмоциональности занятий, формирования положительной мотивации используются подвижные игры в воде, в которых решаются также и коррекционные задачи. На первых занятиях игры способствуют преодолению чувства неуверенности и страха, более быстрой адаптации к воде и овладению всеми подготовительными к плаванию действиями.
Технику физических упражнений нужно объяснять живо, красочно, интересно. При этом использовать методические приемы, которые позволяют глухим копировать упражнения, сознательно усваивать их, сочетать в процессе коррекционной работы словесные, наглядные и практические методы. Использование словесных методов в коррекционной работе способствует у глухих осознанному выполнению движений и развитию речи.
При этом для успешного использования методики необходимо применять следующие педагогические методы: практические (предписание алгоритмического типа), наглядные (показ и метод графической записи упражнений), словесные (объяснение, метод коррекции ошибок). Роль этих методов в процессе выполнения упражнений зависит от задач конкретного занятия. Так на начальном этапе обучения силовым упражнениям желательно предпочтение отдавать наглядным и словесным методам.
Без предварительного создания у учащихся образного представления об изучаемом упражнении формирование правильных двигательных навыков заторможено уже в самом начале. Поэтому для создания образа и формирования мысленной модели изучаемого упражнения необходимо использовать его показ, объяснение (в данном случае используются все виды речи: жестовая, дактильная, устная и письменная), предварительную коррекцию ошибок на основе графической записи упражнения.
На практике убеждаюсь в том, что при обучении глухих детей любым упражнениям наиболее целесообразным является поочередное применение методов показа и объяснения.
Для глухонемых упражнение под словесную команду имеет двойную ценность: учит чтению с губ и расширяет словесную память. В связи с этим, система физического воспитания для данной категории инвалидов должна включать специальное обучение речи. Там, где налицо уже некоторое овладение языком, занятия должны вестись по команде, за которой следует демонстрация движения, которому ученики должны подражать. Таким путем движения губ тренера ассоциируются с упражнением, и глухой приучается читать по губам, а затем следовать команде без демонстрации самого упражнения.
Для повышения эффективности процесса обучения разработаны специальные речевые программы, касающиеся вопросов спортивной тренировки с глухими подростками по:
• спортивной специальной терминологии;
• обучению двигательным действиям;
• понятиям о пространственных, временных и силовых параметрах движений;
• структуре словесно-наглядных сообщений, связанных с измерительной аппаратурой;
• структуре словесно-наглядных сообщений по бегу, прыжкам и метаниям;
• словесным компонентам, содержащим информацию на слайдах, рисунках, таблицах, кинограммах, видеозаписях;
• структуре словесно-наглядных сообщений, касающихся анализа техники и методики обучения легкоатлетическим упражнениям.
Глухие дети имеют ограниченный лексический запас. Поэтому обучение строится в следующей последовательности:
— создание представления о понятиях спортивной терминологии;
— закрепление понятий спортивной терминологии вслед за их применением.
В качестве методических приемов используются: описание упражнения и его элементов, условия выполнения, показ техники упражнения, иллюстрация его с помощью различных наглядных пособий, выполнение упражнения в облегченных условиях. Словесная информация состоит из объяснений, методических указаний о названии и последовательности фаз выполнения движений, действий ног, рук, головы, туловища, рекомендации для самоконтроля и исправления ошибок. В процессе сообщений используются все формы речи: устная, письменная, дактильная, жестовая. Словесные сообщения и разбор техники сопровождаются проверкой понимания учебного материала. Такой подход способствует освоению спортивной техники, интенсификации учебно-тренировочного процесса, коррекции двигательных нарушений, осмыслению двигательной и речевой информации, обогащению специальной лексикой и фразеологией, активизации интеллектуальной деятельности глухих подростков. Занятия в бассейне упорядочивают поведенческие реакции, вырабатывают самодисциплину, собранность, воспитывают трудолюбие, формируют навыки коллективного взаимодействия. Выполнение движений в воде способствует улучшению деятельности вегетативной нервной системы, стимулирует развитие дыхательных мышц и мышц пояса верхних конечностей.
Нами разработана программа обучения навыкам плавания детей с нарушениями слуха. В реализации программы решаются те же группы общих задач, что и у слышащих детей, и группа специальных задач, включающая:
— оздоровительные, требующие большего внимания, чем у слышащих, в связи с ослабленностью организма;
— коррекционные: совершенствование психических функций ребенка;
— формирование положительной мотивации к занятиям в бассейне, преодоление водобоязни, страха.
Средства обучения реализовывались в следующей последовательности: упражнения на освоение в воде и скольжение, на дыхание, овладение основами техники плавания, развитие физических качеств (с использованием игр, эстафет, игровых упражнений).
Обучение плаванию слабослышащих детей на начальном (подготовительном) этапе имеет ряд особенностей.
1. Не следует применять имитационные упражнения, так как положительного переноса навыков при обучении в воде при этом не происходит.
2. Игровой метод использовать только в виде сюжетных заданий, эстафет, образных сравнений, необычного использования стандартного инвентаря и т. д., а так же в виде упражнений на концентрацию и переключения внимания.
3. Не проводить традиционную разминку на суше перед занятием в воде. Это обусловлено повышенными требованиями к дисциплине и необходимостью поддержания высокой плотности урока.
4. В связи с нарушениями ориентирования, скольжению на груди слабослышащих детей обучают со 2-го занятия. При этом осуществляется опора на сохранную проприоцептивную чувствительность. Освоение скольжения придает слабослышащему ребенку уверенности в воде, позволяя обучать основным видам передвижений.
5. Большая часть слабослышащих детей успешнее осваивает плавание на груди, так как в таком положении они легче ориентируются в пространстве.
На начальном этапе способу плавания кроль на груди обучают без акцента внимания на согласование выдоха в воду и движений рук (это необходимо для обеспечения зрительного контакта с преподавателем). Учитывается также уровень развития физических качеств и физиологической адаптации. Очень важно на начальном этапе (примерно после 5-го занятия) провести открытые уроки для родителей, на которых слабослышащие дети продемонстрируют свои первые достижения.
В дальнейшем при проведении занятий считаю необходимым:
— особую роль уделять обучению выдоха в воду для развития дыхательных мышц (на первых 10-ти занятиях);
— упражнения на дыхание и согласование дыхания с движением рук выполнять стоя в воде у неподвижной опоры (в связи с трудностью сочетания дыхания с движениями рук и ног в движении);
— не использовать упражнения на погружение, такие как «поплавок» и др., на первых 5-ти занятиях, поскольку, до освоения техники скольжения, они создают дискомфортные состояния для зрительной, дыхательной систем; вызывают дополнительное давление на барабанные перепонки, дезориентируют и вызывают чувство страха у слабослышащего ребенка.
Немаловажную роль играет и подбор упражнений для решения конкретных задач:
— для освоения с водой применяются игры и эстафеты, прыжки в воду;
— для регулирования уровня эмоционального фона занятий, комфортного психологического состояния и поведения слабослышащих детей применяются упражнения игровой направленности;
— для полного осмысления заданий необходимо чередовать физическую деятельность с интеллектуальной. Разбираются основы упражнения и его элементы. Добавляется проговаривание ключевых слов после выхода на сушу.
В качестве подвижных плавательных средств слабослышащим детям удобнее использовать мяч, а не традиционную доску. Для обеспечения психологической поддержки при обучении двигательным действиям в воде нами используется индивидуальный подход с положительной оценкой.
Построение занятий с глухими и слабослышащими детьми, с учетом особенностей их развития и восприятия окружающего мира, использование специальных методов и приемов дают устойчивые положительные результаты.
Так, например, в центре плавания «Дельфин» в течение двух лет занимаются плаванием 10 глухих ребят младшего, среднего и старшего школьного возраста. Данная методика позволяет мне быстро находить общий язык с воспитанниками и эффективно использовать тренировочное время. Тренируясь в команде, дети стали более уверенными в себе, доброжелательными, внимательными, научились, сопереживать друг другу. Они уже победители и призеры соревнований регионального и федерального уровня. Зуб Алина – призер I Всероссийской летней спартакиады инвалидов 2011 г., призер Чемпионата и Первенства России по плаванию среди спортсменов с нарушением слуха. На Международных соревнованиях по плаванию «Кубок имени Александра Попова» в 2011 г. заняла 2- первых места, 2- вторых, 1третье место. В Сурдспартакиаде ХМАО–Югра 2011г. в г. Сургуте -1 место. В соревнованиях в рамках городской акции «Дети Сургута за здоровый образ жизни» Беспятов Анатолий занял 1 место, Болтовский Иван -2 место, Белик Вера — 1 место, Перевозкина Юлия-2 место. Сейчас ребята тенеруются и готовятся к очередному Чемпионату и Первенству России по плаванию.
1. , , и др.; Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
2. ; Плавание: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004.
3. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. . М.: «Советский спорт», 2003.
4. Комплексная реабилитация инвалидов: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / , , и др., под ред. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Литош физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением в развитии. — М, 2002.
Источник