Бассейн для гиперактивного ребенка

Содержание
  1. Синдром дефицита внимания
  2. Польза плавания и занятий в бассейне для детей, страдающих дефицитом внимания
  3. Как распознать наличие СДВГ у ребенка? Для детей с синдромом гиперподвижности характерны следующие поведенческие признаки:
  4. АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПРИ СДВГ
  5. КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ?
  6. 5 причин отдать гиперактивного ребенка в бассейн
  7. Почему именно бассейн?
  8. Физические нагрузки снижают повышенную импульсивность
  9. Спортивное плавание воспитывает дисциплину
  10. Занятия плаванием способствуют эмоциональной разгрузке
  11. Тренировки в бассейне закаляют, а вода помогает управлять телом
  12. О чем важно знать, если вы собираетесь отдать ребенка на плавание?
  13. ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ В РАМКАХ ФГОС ПРИ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  14. Скачать:
  15. Предварительный просмотр:

Синдром дефицита внимания

Польза плавания и занятий в бассейне для детей, страдающих дефицитом внимания

Синдром дефицита внимания с гиперподвижностью (СДВГ) является поведенческо-неврологическим расстройством развития, возникающим в детском возрасте. СДВГ может проявляться как преобладанием расстройств функций внимания, так и поведенческими нарушениями, такими как гиперактивность и плохо контролируемая импульсивность поведения. СДВГ является стойким хроническим синдромом, для которого не существует специфического способа лечения. До 1/3 детей с расстройством либо «перерастают» этот синдром, либо адаптируются к нему во взрослой жизни. Если расстройство сохраняется до взрослого возраста, то у человека наблюдается соответствующее заострение черт характера (акцентуация), либо развитее психопатических черт личности, сопровождаемые снижением интеллекта и трудностями с восприятием, обработкой и запоминанием информации.

Часто такие дети не принимают в расчет потенциально опасные, вредные и разрушительные последствия, связанные с их плохим самоконтролем. Они очень торопливы и нетерпеливы, небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Они склонны подвергать себя и окружающих неоправданному риску, чтобы показать свою смелость. Дети с СДВГ часто повреждают или уничтожают материальные ценности, что может создать серьезные проблемы для родителей. Из-за плохого самоконтроля с ними чаще происходят несчастные случаи и травмы.

Как распознать наличие СДВГ у ребенка? Для детей с синдромом гиперподвижности характерны следующие поведенческие признаки:

  • Дети постоянно вертят что-то в руках, совершают беспокойные движения кистями рук, раскачиваются на месте, извиваются, сидя на стуле.
  • Встают со своего места в классе во время занятий, в залах общественных мест и начинают расхаживать.
  • Проявляют бесцельную двигательную активность в неуместных ситуациях: бегают, прыгают, пытается куда-нибудь залезть, что-то разобрать или разломать.
  • Не могут сосредоточиться на одном занятии, требующем усидчивости и внимания.
  • Бывает болтливым, начинает говорить в неподходящий момент. Отвечает на вопросы до того, как закончат его задавать, заканчивает фразы за других, нетерпеливо перебивает и перехватывает инициативу в разговоре.
  • Берет вещи других без разрешения, вторгается в чужие территории. Не может стоять в очереди, спокойно ждать.

АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПРИ СДВГ

Проблемное плохо контролируемое поведение ребенка при синдроме гиперактивности можно скорректировать с помощью дозированной физической нагрузки и лечебной физической культуры. Направленная физическая активность улучшает познавательные функции ребенка, учит его выполнять команды, концентрировать внимание на определенном действии. Плавание и акватерапия является одним из самых гармоничных вариантов физических нагрузок, улучшающих мышечную выносливость, кровоснабжение органов и тканей и положительно влияющих на особенности поведения. Акватерапия помогает уменьшить самоизоляцию детей с СДВГ и улучшить их социализацию. Значительного снижения импульсивности поведения и гиперактивности занятия акватерапией, как и любым другим видом физической активности, не принесет – эти черты являются прочно утвердившимися в структуре личности. Однако взаимодействие с инструктором во время занятий и новизна ощущений в водной среде, ее вязкие свойства сдерживают ненаправленную гиперактивность и способствуют большей осознанности направленной концентрации внимания и осмысленности действий. Акватерапия способствует улучшению обработки и усвоению информации, что позволяет повысить показатели успеваемости у школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Для достижения позитивных эффектов рекомендуется не менее 2-3 занятий в неделю средней или высокой интенсивности, продолжительностью не менее 45 минут. Основная цель работы в воде — заставить ребенка веселиться, одновременно укрепляя его мышечную силу и уверенность в себе. Опытный инструктор поможет выпустить избыток энергии и научится концентрироваться на выполнении элементарных задач, подкрепляя каждое достижение ребенка непривычной для него похвалой . Постепенно, испуганный и застенчивый ребенок, с низкой самооценкой, маскирующий свое душевное смятение избытком движений, говорливостью и бьющей через край энергией превратиться в человека, который начнет понимать и принимать свои трудности, строя свою дальнейшую жизнь так, чтобы достичь много как в спорте, так и в делах и в личной жизни.

Читайте также:  Какие бассейны лучше для дачи интекс или бествей

КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ?

Вы можете записаться на консультацию психолога и врача ЛФК по особенностям акватерапии для детей с СДВГ и записаться на занятия в бассейнах «Аква-Доктор Плавание» по телефону: +7 (812) 331-74-78

Источник

5 причин отдать гиперактивного ребенка в бассейн

Гиперактивные дети требуют больше внимания, априори расходуя энергию в разы сильнее. Они плохо чувствуют свое тело и не справляются с эмоциональным фоном. Молодые родители отдают все свободное время таким малышам, параллельно занимая их и танцами, и хоккеем, и боевыми искусствами. Перед мамами и папами всегда стоит вопрос: так куда же правильнее отдать гиперактивного ребенка?

Мы за бассейн. У нас есть причины. Вот вам пять самых веских, а дальше решайте сами.

Почему именно бассейн?

Гиперактивные дети часто агрессивны и неуправляемы. Плавание дисциплинирует — этому способствует сама организация пространства. В бассейне ребенок изолирован и ограничен дорожкой, практически не контактирует с другими детьми, полностью сосредоточен на себе и на собственных достижениях.

Неврологию, повышенную возбудимость, расшатанную нервную систему — все это могут только усугубить другие виды спорта. Особенно боевые искусства, которые по умолчанию воспитывают агрессию и защитную реакцию (сейчас не говорим о редких исключениях вроде ушу). Плавание — максимально мирный, успокаивающий, заряженный на внутреннюю гармонию вид спорта.

Физические нагрузки снижают повышенную импульсивность

Занятия спортом положительно влияют на общее эмоциональное состояние: ребенок учится концентрации, собранности, уверенности в себе. По словам экспертов, пик гиперактивности наблюдают у детей в возрасте от 4-5 до 7-9 лет. Именно в этот промежуток важно «поймать» настроение ребенка и задать ему правильный вектор. Этот же возраст врачи называют идеальным для занятия плаванием (однако отдавать малыша в бассейн раньше 5 лет медики не советуют).

Чем опасна излишняя импульсивность? Перманентно нервным состоянием, проблемами со сном, плохим самочувствием, неумением ставить цели и достигать их, прокрастинацией во взрослом возрасте. Занятия плаванием обычно проходят по прописанной методике: на таких предсказуемых уроках гиперактивные дети сконцентрированы на конкретных упражнениях; работают по плану, ориентируясь на четкий результат и не отвлекаясь на внешние факторы; активно расходуют энергию (залог налаженного режима).

В Австралии провели эксперимент: почти 200 детей в возрасте от 3 до 5 лет попросили пройти тесты на находчивость и изобретательность. Лучшие результаты показали ребята, которые занимались плаванием. Очевидно, что найти правильное решение и проявить ту самую изобретательность невозможно, если ты не можешь сосредоточиться на конкретном занятии. А именно этому учит плавание.

Спортивное плавание воспитывает дисциплину

Плавание — это самодисциплина. Речь идет только о спортивном плавании, в тематических секциях. Работа на время и результат способствует правильному режиму, умению ставить цели и распределять время с юного возраста.

Занятия плаванием способствуют эмоциональной разгрузке

Гиперактивные дети всегда слишком эмоциональны и тревожны, подтверждают исследования. В бассейне занятия проходят под руководством профессионалов, которые мотивируют ребенка выплеснуть лишнюю энергию, словно «вымещая» ее физической. После уроков у ученика должно быть чувство той самой приятной усталости, какое бывает у взрослых после фитнеса.

Раздражение, излишнюю эмоциональность снимает и сама вода — ее успокаивающие свойства ценили еще древнегреческие философы. Если гиперактивный ребенок уже занимается спортом, бассейн будет особенно полезен в дополнение к другим тренировкам. К тому же, в индивидуальных уроках отсутствует тот соревновательный интерес, который есть и в танцах, и в футболе, и в интеллектуальных шахматах. Соревновательный дух гиперактивным детям ни к чему: он только еще больше расстроит и так сложный эмоциональный фон.

Тренировки в бассейне закаляют, а вода помогает управлять телом

Факты, которые не будут оспаривать родители ни гиперактивных, ни спокойных детей. Иммунитет укрепляют любые занятия спортом. В бассейне можно составить план круглогодичных тренировок. Кроме того, занятия плаванием держат в тонусе всю мышечную систему (ноги, руки, спина), нормализуют кровообращение, выравнивают осанку и поддерживают общее состояние организма.

Если у ребенка часто бывает ОРВИ, уже заработан сколиоз или проблемы с костной системой, педиатры назначают занятия плаванием. Бассейн предупреждает такие вопросы со здоровьем.

О чем важно знать, если вы собираетесь отдать ребенка на плавание?

Помните, что занятия должны проходить с профессионалом — гиперактивные дети часто «рвутся в бой», игнорируют меры предосторожности и плохо координируют движения. В связи с этим особенно первые уроки должны проходить всегда под наблюдением тренера или просто хорошего пловца.

Читайте также:  Бассейн волна график работы

За каждое правильно выполненное упражнение гиперактивный ребенок должен получать похвалу. Помните, что эмоциональные дети более остро реагируют на неудачи и скорее ждут похвалы, нежели интроверты, спокойные малыши.

Отдавать ребенка сразу в профессиональную секцию не стоит. Если только вы не хотите вырастить из него спортсмена. Снизить гиперактивность, нормализовать эмоциональный тонус, развить уверенность в себе и закалить организм помогут обычные занятия в бассейне любого образовательного учреждения.

Сегодня практически во всех столичных детских садах и во многих школах есть бассейны. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин в своем личном блоге сделал заявление, что в тех школах, где их нет, ситуацию исправят. Новые учреждения будут проектировать, внося бассейн в планировку.

Советуем, прежде чем вы решитесь отдать ребенка в бассейн, внимательно ознакомиться с отзывами, промониторить районные образовательные учреждения и заранее обозначить малышу плюсы, которые он получит в результате занятий. В итоге психологи советуют дать ребенку принять решение самостоятельно.

Источник

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ В РАМКАХ ФГОС ПРИ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Использование физических упражнений при коррекции гиперактивности у детей изучены фрагментарно, в основном специалисты рекомендуют взвешенный подход к медикаментозной терапии. Однако физические упражнения для такого ребёнка могут становится не только условием общего развития, но также будут являться одним из основных средств устранения двигательных нарушений и релаксации.

Гипотеза исследования. Предполагается, что использование оздоровительного плавания будет способствовать уравновешенности гиперактивного ребёнка, повышению успеваемости, нормализации поведения, актуализации и дальнейшему развитию изучаемого направления.

Скачать:

Вложение Размер
andreev_-_statya.docx 50.93 КБ

Предварительный просмотр:

канд. пед. наук, тренер –преподаватель;

директор МБОУ ДОД «КДЮСШ»;

учитель ОБЖ и физической культуры МБОУ «СОШ №50»,

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ В РАМКАХ ФГОС

ПРИ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из самым распространённых поведенческих расстройств у младших школьников в последнее время стал синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В России этот показатель превышает 30% детей, вступивших в школьную пору. Наблюдается, что мальчики подвержены этому заболеванию в 4 раза чаще, чем девочки [2].

Учёные [1,3] характеризуют гиперактивность часто сопровождающимися проблемами внимания: нестабильность его концентрации, частая отвлекаемость. Проблемы внимания и памяти приводят к затруднениям в учёбе, что в свою очередь сказывается и на поведении ребёнка в школе. Дети вызывают нарекания со стороны учителей, так как на уроках выкрикивают, не дослушав вопрос, или дают первый, пришедший в голову ответ, не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Своим поведением гиперактивные, расторможенные дети возбуждают класс, тем самым затрудняя проведение занятий.

Среди детей с расстройством поведения выделяется особая группа страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «лёгкая дисфункция мозга».

Доказано, что повышенная двигательная активность исчезает, как правило в подростковом возрасте [3]. Но импульсивность и дефицит внимания остаются у 70% подростков и 50% взрослых.

Эмоциональная напряжённость, свойственная таким детям, склонность остро переживать трудности, которые возникают при обучении в школе приводят к тому, что у них легко формируется и фиксируется негативная самооценка и враждебность ко всему, что связано со школьным обучением. Эти вторичные расстройства усугубляют картину, усиливают школьную дезадаптацию. Развитие вторичных нарушений в значительной степени зависит от среды, которая окружает его, определяется тем, насколько взрослые способны понять трудности возникающие из-за болезненно повышенной активности и эмоциональной неуравновешенности ребёнка, тем самым создать условия для их коррекции в атмосфере доброжелательного внимания и поддержки.

В сфере двигательных действий гиперактивные дети характеризуются тем, что их движения являются хаотичными, поэтому направленные физические упражнения позволяют снять излишнюю мышечную и нервную активность.

Использование физических упражнений при коррекции гиперактивности у детей изучены фрагментарно, в основном специалисты рекомендуют взвешенный подход к медикаментозной терапии. Однако физические упражнения для такого ребёнка могут становится не только условием общего развития, но также будут являться одним из основных средств устранения двигательных нарушений и релаксации.

Исходя из сказанного, нам представилось актуальным провести исследование в рамках педагогического эксперимента, целью которого явилось проверить эффективность экспериментальной программы по коррекции гиперактивности младших школьников на основе оздоровительного плавания в рамках ФГОС.

Гипотеза исследования. Предполагается, что использование оздоровительного плавания будет способствовать уравновешенности гиперактивного ребёнка, повышению успеваемости, нормализации поведения, актуализации и дальнейшему развитию изучаемого направления.

Организация исследования . В педагогическом эксперименте приняли участие школьники 1-4 классов МБОУ «СОШ №50» г. Абазы, где количество гиперактивных детей в начальных классах составляет 32% от числа обучающихся. В педагогическом эксперименте проведённом в 2012-2013 учебном году приняли участие школьники в количестве 47 человек, которые составили экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. Исследование проводилось на базе МБОУ ДОД «КДЮСШ» г. Абазы, где использовался плавательный бассейн с педагогическим сопровождением. Занятия осуществлялись в рамках ФГОС во время внеурочной деятельности.

Комплексный показатель уровня успеваемости и поведенческих норм определялся по результатам окончания каждой четверти учебного года.

Оздоровительное плавание в ЭГ проводилось 3 раза в неделю в течении 60 минут, в тренировочные занятия включались: «сухое плавание» (20 мин) с элементами специальных и подводящих упражнений для освоения основных стилей, и упражнений в воде (40 мин), реализующих практическое обучение, периодически использовались подвижные игры с мячами и надувными предметами. КГ занималась творческими видами внеурочной деятельности (лепка, рисование, шитьё).

Результаты исследования и их обсуждение . В процессе педагогических наблюдений было выявлено, что дети с синдромом гиперактивности существенно неординарны. Это поставило проблему выбора коррекционного мероприятия именно в форме оздоровительного плавания, т.к. вода является одним из первейших средств релаксирующего действия, оказывает положительный эффект на центральную нервную систему: отлично успокаивает, снимает раздражение. Другие направления могут привести к противоречивости результатов экспериментального исследования.

По данным результатов исследования (рис. 1, 2) определено, что у ЭГ И КГ уровень успеваемости и поведенческих норм в начале эксперимента находился на одинаковом уровне. Качество усвоения учебного материала по окончанию I четверти соответствовала 37% по основным предметам. Средний показатель поведенческих норм выражающихся в негативных проступках и замечаниях учителя составил 84% от общего количества нарушений поведения в классах, где обучается исследуемый контингент детей.

Рис. 1 . Изменения показателя качества обучения

По окончании II четверти учебного года было выявлено улучшение качества усвоения учебного материала по основным предметам на 6% (43%) в ЭГ, в КГ исследуемый показатель остался на прежнем уровне. Соответственно в ЭГ уровень поведенческих норм улучшился на 11% и составил 73%, в КГ произошло ухудшение на 2 % (86%).

Во втором полугодии произошёл характерный рост исследуемых показателей в ЭГ. Так по окончании III четверти динамика прироста качества обучения составила 4 % (47%), в КГ произошло снижение на 6% (31%). Улучшение поведенческих норм в ЭГ практически соответствовал приросту качества – на 5% (68%), в КГ количество замечаний и нарушений увеличилось на 2 % (88%). Изменения в показателях КГ объясняются усталостью детей вследствие продолжительной учебной четверти и воздействием коррекционной программы на школьников ЭГ.

В заключительной IV четверти учебного года изменения в динамике прироста показателей в ЭГ продолжали быть, в КГ показатели восстановились на уровне окончания I четверти. В ЭГ качество обучения стало соответствовать 51% (+4%), в КГ – 37%. Показатель уровня поведенческих норм в ЭГ достиг 60% (-8 %), в КГ – 85% (- 3%).

По результатам исследования следует утверждать, что в лечение гиперактивных детей обязательно должна включаться физическая реабилитация в форме оздоровительного плавания. Это направление оказывает восстановление поведенческих реакций и как результат — улучшение качества обучения, развивает координацию движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. Положительный эффект плавания отражается на сердечно-сосудистой и дыхательной системах организма.

Проведённый эксперимент показал, что механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной активности особых веществ – эндорфинов, которые благотворно влияют на психическое состояние человека.

Установлено, что не стоит применять при коррекции гиперактивности двигательные действия содержащие эмоциональный компонент. Существует необходимость использовать циклические упражнения малой и средней интенсивности, к которым относится плавание.

Известно, что только мышечная активность создает предпосылки для нормального развития организма в детском возрасте, а дети с синдромом, вследствие общей задержки развития, часто могут отставать от здоровых сверстников.

  1. Брязгунов И. П. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях/ И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. .- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 158 с.
  2. Бурлачук Л. Ф. Словарь –справочник по психодиагностике/ Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб.: «Питер», 2000. – 528 с.
  3. Заваденко Н. Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей/ Н. Н. Заваденко. – М.; «Школьный психолог». — №4. – 2000. – С. 2-6.

Источник

Оцените статью