- Зачем особому ребенку плавать и с чего начать
- Кто такие особые дети
- Зачем особым детям раннее плавание
- Плюсы плавания
- Почему плавание приносит не меньшую пользу , чем массаж
- Как экономить на бассейне
- Какие справки нужны , чтобы посещать бассейн
- Зачем в бассейне нужны дневники
- Кто обучает плаванию особых детей
- Методическая разработка конспекта индивидуального занятия по плаванию с ребенком с синдромом Дауна методическая разработка по физкультуре на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Зачем особому ребенку плавать и с чего начать
Каждый год государство выделяет деньги для разработки индивидуальных программ для реабилитации детей-инвалидов. По официальной статистике в 2015 году было разработано 329 837 программ.
Положительные результаты индивидуальных программ зафиксированы в 145 685 случаях. Это значит , что кому-то помогло медицинская реабилитация , кому-то — санаторно-курортное лечение. Занятия в воде также рекомендуются в курсах реабилитации.
Кто такие особые дети
Особые дети — это обычные дети. Они смеются , любят играть и чутко реагируют на ласку. Физические ограничения или патологии развития не делают их особенными. Такими их делают потребности — в пандусе , процедурах или аппаратах , а также отношение общества. Самое лучшее для ребенка-инвалида — отношение к нему как к равному.
В юридических терминах особые дети — это дети-инвалиды с нарушениями слуха , зрения , опорно-двигательного аппарата , дети с синдромом Дауна , ДЦП и пр.
Слово « инвалид» изначально называло римских воинов , негодных к военной службе. В Европе не говорят « инвалид» об особых детях. О них говорят , что это дети с особыми нуждами. Российское общество еще только идет к такому отношению. Потому что в СССР как стране , победившей фашизм , не было инвалидов. Их изолировали , ссылали в специальные лагеря , «чтобы они не портили своим видом „жизнерадостную картину“ общества победителей» ( Вестник Дайнсайд ап. Сделай шаг. Апрель 2015. № 1 ( 51))
Зачем особым детям раннее плавание
Ходить в бассейн с ребенком — хлопотное дело. Ходить в бассейн с ребенком с особыми потребностями — маленький подвиг. Мама продумывает тысячу мелочей — от дороги и питания до того , куда маленького или физически ограниченного ребенка пристроить в душе.
Это тяжелый тру д. Но ненапрасный. Плавание дает результаты , поэтому родители преодолевают болезни , пробки , неудобства и вновь и вновь приходят в бассейны.
Видео предоставлено клубом AQUABABY. KZ , Алматы http://www.aquababy.kz
Плюсы плавания
С водой ребенок приобретает уверенность и независимость
Ребенок боится воды , если не приучен к ней с рождения. Он боится попадания воды в глаза или плачет в воде. Он не умеет держаться на воде , поэтому вода вызывает у него панику и стресс. Когда родители вместе с ребенком преодолевают страх воды , появляется уверенность. Вода дает детям с физическими ограничениями больший диапазон движений и гибкость.
Вода развивает координацию и помогает освоить новые двигательные навыки. Дети , плохо владеющие телом , боятся падений. В воде страх пропадает и ребенок начинает работать руками и ногами попеременно. Развиваются шаговые и ребенок плывет. Хотя на суше он плохо ходит и управляет конечностями.
Ходьба в воде требует усилий в 10 раз больше , чем на суше. Она учит владеть телом в пространстве и перемещать центр тяжести. Сила сопротивления воды заставляет ребенка координировать движения и двигать руками и ногами с разной скоростью и частотой. При этом ребенок не чувствует тяжести собственного тела.
Акватерапия , гидротерапия , водолечение — разновидности реабилитации особых детей при помощи воды. Сюда входит подводный массаж , лечебные ванны , плавание и пр.
Развивает мышцы и учит владеть телом
Занятия по плаванию в центре « Водород» посещала девочка с ДЦП. До бассейна девочка занималась пассивной гимнастикой 2 года у инструктора. Разрабатывали вялые мышцы , сгибали/разгибали руки и ноги. Прогресс шел , но медленно. В сентябре пошли в бассейн. Вода провоцирует активность. Она заставляет работать мышцы , скрадывает неловкость движений и отсутствие координации. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата чувствует себя комфортнее , чем на суше.
Инструктор параллельно мотивировала девочку игрой в мяч. Небольшой мяч заманчиво качался перед девочкой на волнах. Заставить тянуться до него — конечная цель такой игры. Для этого нужно сообраться , скоординировать движение и выбросить руку. Полезность такого действия выше , чем обычное согни/разогни с инструктором на суше. Через 6 месяцев девочка развилась физически и стала лучше владеть своим телом. Чем раньше ребенок учится координировать свои движения , тем лучше.
Укрепляет суставы
Дети с синдромом Дауна страдают от гипермобильности суставов. Сустав ограничивают мягкие ткани , мышцы и связки. Если они атрофированы или слабы , сустав подвижен и разболтан. Когда ребенок находится в воде , его мышцы укрепляются. Натренированные мышцы и связки фиксируют сустав.
У ребенка в воде снижается риск травм. Он способен мощно плыть — то есть делать сильные движения с полной амплитудой , которые на воздухе ему недоступны. Кроме этого в воде ребенок учится делать попеременные движения. Они необходимы , чтобы держаться на поверхности. Попеременные движения нужны , например , чтобы освоить шаг.
Для этого используют специальные упражнения. Например , детей просят залезать на бортик или плотик. Когда ребенок подтягивается на руках ( особенно на высокий бортик), он переносит на руки вес своего тела и этим тренирует мышцы.
Стимулирует кровообращение и мозговую активность
Погружения в воду тренируют врожденный рефлекс задержки дыхания. У особых детей небольшой объем легких. Когда ребенка учат проныривать ( не путать с наныриванием!), он учится управлять дыханием и тренирует диафрагму. В задержке дыхания участвует речевая кора больших полушарий. Она отвечает за речевое развитие , поэтому проныривания тренируют речь.
В воде дети , которые на суше часто дышат ртом ( дети с синдромом Дауна , астматики и пр.) вынуждены закрывать рот и тренировать носовое дыхание. Это укрепляет носовой аппарат , а мощные вдохи носом расширяют носовые проходы и увеличивают поступление кислорода.
Есть мнение , что проныривания вызывают кислородное голодание мозга. Почему это не так , читайте здесь.
Корректирует нарушения осанки и заболевания опорно-двигательного аппарата
Бассейн стимулирует физическую активность. В воде вес тела не чувствуется. Чтобы выйти из бассейна , ребенок хватается за поручни. Благодаря этому укрепляются мышцы рук и вытягивается позвоночник.
Определенные упражнения в воде тренируют мышцы спины. А захват мячика ногой корректирует плоскостопие.
На форумах есть отдельные темы по плаванию особых детей в бассейнах. Форум littleone.ru
Учит общаться в обществе и дружить
Особых детей по возможности встраивают в обычные группы. Средняя численность группы — 8 пар. Если ребенок может посещать занятия без помощи родителей , его берут в группы адаптивного плавания.
Бассейн — источник удовольствия для детей. Одновременно это источник психологического комфорта. Потому что в воде получаются упражнения и движения , которые тяжело освоить на суше. Самооценка ребенка повышается , потому что он чувствует результат. Особенно если этот результат осязаем , например , надо спасти уточек.
Особые дети застенчивы. На занятиях они легче включаются в игры и проявляют эмоции. Групповые и особенно индивидуальные уроки учат самостоятельному общению со взрослыми. Это прививает ценные социальные навыки и способствует укреплению доверия.
Фотография предоставлена клубом AQUABABY. KZ , Алматы http://www.aquababy.kz
Почему плавание приносит не меньшую пользу , чем массаж
Массаж — это стороннее стимулирование. За ребенка делают определенные движения и тем самым накачивают ему мышечный аппарат. Например , сгибают за ребенка ногу и тем самым разрабатывают ножные мышцы. В массаже не задействована воля ребенка. Он не прикладывает усилий , чтобы согнуть ногу. Он не ощущает , тяжело это или легко. За него работает посторонняя сила
В Институте развития человеческого потенциала https://iahp.org/ большое внимание уделяют плаванию , ползанию и развитию определенных навыков у особых детей
В воде ребенок совершает движения через волевое усилие. Сначала это происходит непроизвольно , а затем контролируется самим ребенком. Его мозг отдает команду и нога сгибается. Поскольку ребенок чувствует сопротивление воды и собственного тела , он инстинктивно прикладывает больше усилий. Это дает больший результат.
Как экономить на бассейне
Для особых детей в коммерческих бассейнах предусмотрены льготные условия. Поскольку особые дети часто болеют , им переносят или возвращают стоимость занятий. В поликлиниках по направлениям от врачей такие дети занимаются бесплатно.
Центр « Водород» дает скидку 50% особым детям
Какие справки нужны , чтобы посещать бассейн
К занятиям допускают 2 врача — педиатр и невропатолог. В бассейне не спрашивают направления от специалистов ( если это не государственный реабилитационный центр). Стандартный анализ на энтеробиоз для ребенка и осмотр терапевта для мамы.
Зачем в бассейне нужны дневники
Упражнения подбирают в зависимости от того , как ребенок отстает от возрастной нормы. Инструктор смотрит на развитие двигательных навыков и состояние рефлексов. Подбирают упражнения , воздействующие на отдельные мышечные группы и на организм в целом.
Занятие состоит из разминки и основной части.
На разминке дети приветствуют друг друга и одновременно выполняют комплекс упражнений. Детям , которые никогда не бывали в бассейне , показывают упражнения на суше.
Если посещать бассейн регулярно невозможно , родители тренируются на суше дома. Для этого они ведут дневники , которые выглядят вот так
Упражнения на суше также помогают накачать мышцы и восполнить недостаток физической нагрузки. Основную часть занятий включает упражнения на баланс , безопасность на воде , тренировку задержки дыхания и пр.
Что взять в бассейн
О том , как собрать сумку в бассейн , читайте здесь. Особые дети плавают в свимпамперсах независимо от возраста.
Кто обучает плаванию особых детей
С особыми детьми занимаются в воде инструкторы. Для этого они проходят подготовку , на которой акцент делается на физиологические особенности , эмоциональное и психологическое восприятие мира , определенные комплексы упражнений.
Cертификаты системы birthlight официально не признаны в Российской Федерации , но признаны на территории Европы , Израиля и ряда других стран. Инструкторы не учат плавать в общепринятом смысле. Они прививают навыки безопасного нахождения в воде , любовь к плаванию и постижение возможностей своего тела через воду
Такими инструкторами могут быть
Выпускники Национального государственного университета физической культуры , спорта и здоровья имени . Кафедра « Теории и методики гидрореабилитации».
Выпускники курсов повышения квалификации для врачей реабилитологов при Санкт-Петербургском Государственном Педиатрическом Университете
Инструкторы раннего плавания по системе birthlight
Плавание для особых детей развивается во всех странах. Посмотрите документальные фильмы наших коллег об этом
Спасибо за помощь в подготовке текста Алле Кравцовой , Юлии Васильевой , Елене Ермаковой-Куклиной
Источник
Методическая разработка конспекта индивидуального занятия по плаванию с ребенком с синдромом Дауна
методическая разработка по физкультуре на тему
Дети с синдромом Дауна, с первых месяцев жизни получавшие специализированную помощь, направленную на стимуляцию их двигательного развития, к трем годам овладевают базовыми навыками крупной моторики, но качественные показатели их двигательных навыков все равно снижены. Каждый ребенок с синдромом Дауна развивается в соответствии со своей собственной заложенной в нем природой программой, но их двигательные навыки формируются несколько иначе, нежели у обычного ребенка. Правильно поставленная работа по развитию двигательной активности у детей с синдромом Дауна подразумевает под собой не только работу на занятиях лечебной физической культуры, но и другие виды деятельности, такие как обучение плаванию. Плавание и другие физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие на организм детей. В методической разработке подчёркивается значение занятий по плаванию для детей с синдромом Дауна, для которых водная среда является оптимальным условием для осуществления коррекции и развития двигательной активности и является обязательным компонентом современной реабилитации. Конспект занятия может быть полезен в использовании для родителей, имеющих детей с особенностями в развитии и инструкторов физической культуры, работающих в ДОУ и домах ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_konspekta_individualnogo_zanyatiya_po_plavaniyu_s_rebyonkom_s_sindromom_dauna.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное Учреждение здравоохранения
«Специализированный психоневрологический дом ребенка № 13
конспекта индивидуального занятия по плаванию
с ребенком с синдромом Дауна
Инструктор по физической культуре
Александрова Юлия Анатольевна
Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Дети с синдромом Дауна, с первых месяцев жизни получавшие специализированную помощь, направленную на стимуляцию их двигательного развития, к трем годам овладевают базовыми навыками крупной моторики, но качественные показатели их двигательных навыков все равно снижены. Каждый ребенок с синдромом Дауна развивается в соответствии со своей собственной заложенной в нем природой программой, но их двигательные навыки формируются несколько иначе, нежели у обычного ребенка. Это обусловлено специфическими особенностями развития и, прежде всего, особенностями развития постурального контроля. Поскольку у детей с синдромом Дауна из-за гипотонии нарушена мышечная коконтракция, очень важно постоянно тренировать неверно работающие группы мышц, то есть, фактически, предлагать детям игры и задания, требующие умения правильно ставить ноги при ходьбе, вставать, садиться или ложиться, выстраивая последовательность движений правильным образом, а также осваивать более сложные, с точки зрения сохранения равновесия и координации, движения. Для детей с синдромом Дауна характерно отсроченное реагирование, поэтому следует помнить о темпе занятия и о времени, необходимом ребенку на реакцию. Нельзя сказать, что это время одинаково, иногда один и тот же ребенок может быть более быстрым или медленным, а порой приходится по ходу занятия снижать темп и даже исключать одно из запланированных заданий, поскольку иначе ребенку трудно усвоить необходимое. Правильно поставленная работа по развитию двигательной активности у детей с синдромом Дауна подразумевает под собой не только работу на занятиях лечебной физической культуры, но и другие виды деятельности, такие как обучение плаванию. Плавание и другие физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие на организм детей. Механизм этого воздействия обусловлен многими особенностями водной среды (плотность, теплоемкость). В частности, условия пребывания в воде похожи на условия невесомости: сила земного притяжения значительно уменьшается, и активное движение может быть выполнено при минимальном мышечном усилии, что немаловажно при развитии двигательных навыков и при гипотонии, характерным заболеванием у детей с синдромом Дауна. Необходимость преодолевать сопротивление воды напрямую связана с ритмичной работой мышц. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В процессе занятий в воде с применением подобранных упражнений у детей происходит развитие ряда двигательных навыков (равновесие, координация), что просто необходимо в развитии двигательной активности у детей с синдромом Дауна. Так же немаловажна эмоционально – психологическая разрядка, присущая занятиям плаванием.
Контингент : дети с синдромом Дауна
Восстановление, закаливание и укрепление детского организма в условиях водной среды, обеспечение всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых
- Адаптация организма к внешним раздражителям
- Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, профилактика плоскостопия;
- Развитие дыхательной мускулатуры;
- Освоение элементарных плавательных движений в воде руками;
- Освоение элементарных плавательных движений в воде ногами (подготовительные – «кроль»);
- Развитие координации движений и вестибулярного аппарата;
- Эмоционально-психологическая разрядка.
Материалы и оборудование:
- Дорожки для выполнения заданий на суше, туннель.
- Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров
- Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров
- Круги для плавания
1 .ходьба по дорожке вокруг бассейна:
профилактика деформации стоп
укрепление мышц нижних конечностей
координация зрительного анализатора и вестибулярного аппарата
развивать навыки лазания
а) ходьба по ребристой дорожке;
б) перешагивание (горизонтальная лестница);
в) проползти в тоннель;
г) ходьба с опорой на руки по зрительному ориентиру.
Методические рекомендации: Следить за правильностью выполнения ребёнком заданий, помогать при двигательных затруднениях.
Дозировка: 3-4 минуты
2. Заход и спускание по лестнице в воду, держась за перила, с помощью инструктора.
1 . упражнение «У кого больше пузырьков» (вместе с педагогом)
цель: развитие дыхательной мускулатуры.
Ребенок делает вдох и выдыхает в воду.
Методические рекомендации : Руки убрать за спину, вдох выполнять, наклонившись вперед. Выдох медленнее вдоха.
Дозировка : 4-5 раз
2 . упражнение «Сделаем дождик»
цель: адаптация к водной среде
Поливать себя водой, стараясь не вытирать лицо руками.
Дозировка :3-4 раза
3 . упражнение« Плаваем ручками»
цель: развитие силы мышц рук
Подготовительные движения рук в воде для развития базовых движений при плавании
Методические рекомендации : Ребенок, наклоняясь вперед, выполняет
(повторяет за педагогом) движения рук влево – вправо, вперед-назад.
Дозировка : по 5-6 раз в разном направлении
4 . упражнение «Фонтанчики»
цель: отработка движений ногами при плавании способом «кроль»
Движения ногами в воде сверху – вниз (плавательный круг).
Методические рекомендации : Ребенок удерживает равновесие, держась за плавательный круг и выполняя движения ногами сверху — вниз; старается выпрямлять ноги при движении.
Дозировка: 2-3 минуты
5 .отталкивание от бортика ногами
цель: укрепление мышц тазобедренного сустава
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, подходит к бортику, опираясь на круг ставит одну (или две) ногу на стенку бортика и отталкивается назад.
Методические рекомендации : От силы толчка зависит дальность скольжения, обращать на это внимание ребенка.
Дозировка: 4-5 раз
6 . упражнение «Покрутись»
цель: развитие вестибулярного аппарата
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, совершает поворот на 360 градусов вокруг оси своего тела.
Методические рекомендации : Следить за темпом выполнения, количеством поворотов влево и вправо.
Дозировка: 2-3 минуты
7 . упражнение « Отдыхаем»
цель: расслабление основных групп мышц, разгрузка позвоночника
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, ложиться на спину, закрывает глаза, расслабляется.
Дозировка: 1 минуту
8 . бег по дну бассейна
цель: развитие ориентировки в пространстве, развитие основных движений
Передвижение по дну бассейна, помогая себе руками
Дозировка: 1 бассейн
9 . упражнение «Буксировка» (поддержка педагога)
цель: развитие координации движений; освоение элементарных плавательных навыков в горизонтальном положении тела
Плавание на груди и спине с работой ног сверху – вниз (кроль); рук – (брасс).
Указывать ребенку «На груди», «На спине».
Дозировка : 2 бассейна
10 . упражнение «У кого больше пузырьков» — повтор упражнения 1 .
цель: развитие дыхательной мускулатуры.
Дозировка : 4-5 раз
Свободная игра с плавательным инвентарём, игрушками.
цель: эмоциональная разрядка
Методические рекомендации : предлагать ребенку варианты игр.
Выход по лестнице из воды, держась за перила (помощь инструктора), обтирание.
- В результате работы с детьми на воде прослеживается значительная динамика двигательной активности, улучшается координация в движениях детей, что несомненно сказывается на уровне физического развития детей. Дети легче справляются с последствиями двигательных нарушений.
- Правильно поставленная инструктором, работа на воде — по развитию двигательной активности у детей, с применением специально подобранных упражнений, даёт положительную динамику и у детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна).
Положительные результаты при проводимых занятиях на воде у детей с синдромом Дауна и дальнейшее их закрепление облегчает работу специалистов в развитии двигательной активности детей с ОВЗ.
1.Белозерова Л.М. (и др.) Лечебная физическая культура в педиатрии. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 222с. (Медицина для вас).
2.Большакова И.А. Маленький дельфин- АРКТИ, 2005
3.Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой- М.: Физкультура и спорт, 2000
4.Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.:
Физкультура и спорт, 1986. – 80 с.
5.Еремеева Л.Ф. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – СПб: Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2005. –112с.
6.Милюкова И.В. Как научить ребенка плавать: быстро и эффективно
(И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова. – М.АСТ; СПб: Сова, 2006. –59, (5) с.
7.Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна: Методическое пособие / Коллектив авторов, под ред. Б.Б.Егорова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. –160с.
8.Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.: ил.
9.Малыши, физкульт-привет! Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 120с.
10.Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В.
Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Метод. Пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд АП», 2004, -368с., ил.
Плавать раньше, чем ходить. – СПб: Питер, 2003. –192 с.: ил.
Источник