Роль плавания для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
статья
Для детей с ОВЗ бассеин не только средстодля укрепления здоровья, повышение двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль плавания для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
МБДОУ «Детский сад
инструктор по физической
Для детей с ограниченными возможностями здоровья бассейн не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций.
Проблема для детей с ОВЗ заключается в том, что в течение дня ими не выполняется физиологически необходимое количество движений.
Детям с подобными диагнозами необходимы систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию и улучшение общего физического состояния ребенка. Дети в течение дня должны выполнять физиологически необходимое количество движений. Оптимальным видом физвоспитания для этих целей являются занятия по плаванию. Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне помогают снять мышечный тонус у гиперактивных детей и детей с диагнозом ДЦП, способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у ребенка с ЗПР и ОВЗ [3,4].
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плаванья чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В тоже время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопие. Движения головой при плавании и нырянии способствуют тренировке функций вестибулярного аппарата. [2,4]
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. [1]. Во время занятий плаванием учитывается специфика воздействия водной среды на организм ребёнка. Она играет существенную роль в значительном уменьшении тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для детей с заболеваниями нервной системы и нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.
Организация занятий плаванием способствует установлению единого, оптимального физкультурно- оздоровительного режима детского сада.. В основу занятий для детей с ОВЗ в бассейне включены:
• упражнения для освоения с водой (для начинающих),
• обучение комплексу общеразвивающих физических упражнений на суше
• овладение плавательными движениями различными способами,
• определённые (индивидуальные) требования к выполнению стандартов.
Обучение плаванию детей с ОВЗ в дошкольном учреждении осуществляется на основе программ «Первые шаги» развивающее обучение на занятиях по плаванию в детском саду и Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.
Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, чтобы ребенок почувствовал себя в воде как можно более самостоятельным.
Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать. Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей с ОВЗ к занятиям на всех этапах обучения, стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
При проведении занятий применяется дифференцированный подход к каждому ребёнку. Во время занятий плаванием учитываю специфику воздействия водной среды на организм ребёнка. Она играет существенную роль в значительном уменьшении тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для детей с заболеваниями нервной системы и нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.
Чтобы занятия на воде проходили более четко, каждое новое упражнение усваивалось быстрее, на спортивных площадках и в спортзале начинается:
I этап — «сухопутное плавание».
В процессе этих занятий проводится контрольное тестирование по основным физическим качествам: силе рук (подтягивание, отжимание), ног (приседание, выпрыгивание), гибкости (наклоны стоя и сидя), выносливости (бег на длинные дистанции без учета или с учетом времени) и даже ловкости (прохождение полосы препятствий). Если перечисленных качества находятся ниже среднего уровня, то в занятия дополнительно включаем комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений.
II этап — освоение воды и обучение движению в ней (глубина по пояс или по грудь, держась за поручни). Он включает в себя ряд последовательных упражнений:
• Погружение в воду (с закрытыми и открытыми глазами, в очках и без них, «спасение тонущих игрушек»), задержка глубокого вдоха с медленным выдохом в воду.
• Подвижные игры «Крокодильчики» и «Медуза» способствуют ускорению освоения воды.
III этап – обучение плаванию. Успешно освоив воду, ребенок готов плавать. Приступаем к обучению движениям ногами и руками при плавании вольным стилем (кроль на груди и на спине). Подготовительные упражнения подбираются в зависимости от степени поражения конечностей и индивидуальных особенностей воспитанника. В зависимости от сложности, степени заболевания, возраста ребёнка этот сложный этап занимает более или менее длительное время. Выбирая способ обучения плаванию, учитываем и характер ОВЗ. Так, детей с лёгкой степенью заболевания сначала начинаем обучать плаванию на спине.
Регулярное плавание с помощью подручных материалов — доски (на груди и спине) дают возможность более уверенно чувствовать себя на воде.
Пенопластовые доски могут использоваться в различных целях, включая:
• увеличение интенсивности упражнений для туловища;
• увеличение плавучести тела при выполнении упражнений в глубокой воде;
• увеличение плавучести тела при выполнении упражнений на развитие мышечной силы и выносливости;
• увеличение плавучести при выполнении упражнений на расслабление.
В результате изучения возможностей детского организма разработаны критерии по освоению ребёнком — инвалидом основных видов движения и освоения упражнений в воде.
Вторая младшая группа (3-4 года).
— плавание: вход и погружение в воду, попытки плавать;
Средняя группа (4-5 лет).
— плавание: приседая, погружение в воду до уровня подбородка, глаз; опускание в воду лица, погружение в воду с головой; выполнение движений ногами вверх и вниз, сидя в воде; попытки плавать произвольным способом.
Старшая группа (5-6 лет).
— плавание: движения ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте и лёжа, опираясь руками; выполнение разнообразных движений руками в воде; выполнение выдоха в воду; плавание произвольным способом.
Подготовительная группа (6-7 лет).
— плавание: выполнение вдоха, затем выдоха в воду; погружение в воду с головой, открывание глаз в воде; скольжение на груди, движение ногами (вверх-вниз); плавание с кругом в руках; разнообразные движения в воде; произвольное плавание.
Выполнение упражнений детьми оценивается по трехбалльной шкале.
1 балл – ребенку требуется постоянная помощь инструктора. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая .
2 балла – ребенку требуется помощь инструктора в исключительных случаях. Движения более точные, более координированы. Движения ребенка активнее. Активность ребёнка средняя .
3 балла – ребенку не требуется помощь инструктора. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая . Ребенок активен.
Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно — гигиенические правила в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.
Выполнение в воде физических упражнений вовлекает в процесс дыхания больший объем легких, способствует увеличению их жизненной емкости, улучшению обогащения крови кислородом. Все это вместе с закаливающим действием воды является хорошей профилактикой заболеваний.
1. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина “Обучение плаванию в детском саду”, М. “Просвещение”, 1991
2. Е. К. Воронина “Программа обучения плаванию в детском саду”, Санкт-Петербург “Детство- Пресс”, 2003.
3. Устинова Е. В. Детский Церебральный Паралич, коррекционная работа с дошкольниками -М.: “Книголюб”, 2008 г.
4. Погребной А.И. КГУФК, «Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектом в развитии»,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье раскрываются условия для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии.
Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо.
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч.
Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
Польза занятий в бассейне для детей с ОВЗ
Леся Струкова
Польза занятий в бассейне для детей с ОВЗ
МАДОУ №239 «Детский сад комбинированного вида»
Г. Кемерово 2020г.
Тема: «Польза занятий в бассейне для детей с ОВЗ»
Подготовили: инструктор по плаванию Струкова Леся Ивановна
Зачем ребенку нужен бассейн?
Родители часто выбирают для детей занятия плаванием: одни в качестве дополнительного времяпрепровождения, другие ради спортивных достижений, кто-то по рекомендации врачей. Через некоторое время все замечают положительный результат. Во-первых, ребёнок испытывает радость, во-вторых, он тренирует силу и выносливость, в-третьих, он обучается плавать и нырять, и у родителей появляется возможность не бояться за своего ребёнка на воде. А самое главное – это здоровье.
• закаливанию и укреплению иммунитета
• формированию правильной осанки
• укреплению нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем профилактике плоскостопия
• повышению силы и выносливости мышц, улучшению координации
• улучшению сна и аппетита, формированию положительных эмоций
Что даёт ранее плавание детям?
Если ребенок попал в водную среду в раннем детстве, он освобождается от гравитации, которая сковывает его движения и начинает активно двигаться и резвиться.
Раннее плавание детей способствует быстрейшему их физическому и психомоторному развитию, снижению повышенного тонуса сгибательных мышц, что обеспечивает ускоренное формирование двигательных умений малыша.
Выполнение в воде физических упражнений вовлекает в процесс дыхания больший объём лёгких, способствует увеличению их жизненной ёмкости, улучшению обогащения крови кислородом. Всё это вместе с закаливающим действием воды является хорошей профилактикой заболеваний.
Помимо этого, при плавании кожа ребёнка испытывает благотворное массирующее воздействие воды, в связи с чем, улучшается кровообращение и укрепляется нервная система. И самое главное – детское плавание способствует появлению положительных эмоций.
Кому из ребятишек показано плавание?
Врачи рекомендуют занятия оздоровительным плаванием всем детям, у которых нет медицинских противопоказаний.
Как влияет плавание на умственное развитие?
Во время плавания в бассейне стимулируется моторика и включается в работу каждая часть тела.
Ребенок в воде вступает в другую среду, и изменение ощущений стимулирует весь организм, в том числе головной мозг.
Инструктор по плаванию и автор научных статей Дуглас Доман утверждает, что когда ребенок понимает, как задерживать свое дыхание, находясь под водой, он учится координировать свои конечности, чтобы намеренно направлять их туда куда он идет. Перемещая руки и ноги одновременно, ум ребенка развивает новые синапсы.
Многочисленные исследования доказали, что положительный эффект купания справедливо не только для здоровых малышей, но и для тех, у кого есть проблемы со здоровьем (неврологические проблемы или травмы головного мозга; синдром СДВГ, дети с аутизмом (сенсорная перегрузка); дети с нарушениями ОДА, синдромом Дауна и др.).
Здоровье таких детей значительно улучшается во время обучения плаванию.
В то время как дети, плавая улучшают свою физическую подготовку, приобретают терпение и целеустремленность, обучение плаванию также способствует повышению когнитивных способностей.
Чем полезно плавание для детей с нарушением ОДА?
Занятия плаванием детейс нарушением ОДА способствуют:
• преодолению слабости отдельных мышечных групп;
• улучшение подвижности в суставах;
• профилактика или разработка контрактур;
• нормализация тонуса мышц;
• улучшение мышечно-суставного чувства;
• формирование компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп;
• улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
• развитие предметно-манипуляционной деятельности рук;
• развитие зрительно-моторной координации;
• формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости и ориентировки в пространстве;
• формирование различных опорных реакций рук и ног;
• общая релаксация тела и отдельных конечностей.
Чем полезно плавание для детей с нарушением речи?
• Теплая вода в бассейне способствует лучшей релаксации ребенка. Расслабление мышц упрощает речевые функции голосового аппарата. Водяные пары обеспечивают влажную мягкую среду, облегчающую дыхание, увлажняющую гортань, что способствует беспроблемному производству речи.
• Гидростатическое давление воды на уровне грудной клетки способствует тренировке вспомогательных дыхательных мышц и диафрагмы, основной мышцы, участвующей в дыхании при речи. Вода способна создавать нагрузку на грудную клетку, поддерживать шею и голову, тем самым обеспечивая лучшее позиционирование для челюсти и языка. Это способствует улучшению речевых навыков и способствует более понятной артикуляции. Логопедические упражнения, выполняемые в воде, способствуют развитию громкого и четкого голоса, тренируют ребенка произносить более длинные фразы.
• Серьезным препятствием для достижения успеха является естественная психологическая защита ребенка. Многие упражнения, которые ребенок не позволяет выполнить на суше, становится возможно выполнить благодаря тому, что в теплой воде ребенок расслабляется и успокаивается.
• Теплая вода в бассейне имеет тенденцию уменьшать тактильную защищенность ребенка. Это помогает детям переключить внимание на такие вещи, как вокальная и словесная имитация и речевое производство.
• Бассейн воспринимается детьми как пространство игры, а не лечения. Вода комфортна, приятна, обеспечивает естественную среду для проведения игр. Это дает прекрасную возможность развивать социальные навыки в обстановке комфорта и веселья.
1. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. М., 2008.
2. Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание. М., 2002.
3. Дудальский В. В., Маряничева Е. Г. Игры на воде при обучении детей плаванию. Учебное пособие для студентов ИФК. — Краснодар, 1990. – 111с.
4. Козлов А. В. Плавание доступно всем. — Л. : Лениздат, 1986.
5. Никитский Б. Н.Плавание: Учебник для студентов физического воспитания. — М. : Просвещение, 1981. — 304с.
6. Протченко Т. А., Ю. А.Семенов Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М., 2003.
7. Фетисов А. М., Сайкин С. В. Плавание в комплексной реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья. Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, №12, 2014.
Бизиборд — радость и польза для детей » Знания и умения добытые самостоятельно, более глубоко проникают в сознание. «- говорила Мария Монтессори. Бизиборд именно такое пособие,.
Игры с водой в уличном бассейне для детей 1,5–2 лет Ребенок всегда с большим удовольствием играет с водой. Но это не только игровая деятельность, но еще и один из самых приятных способов обучения.
Конспект занятия в бассейне для детей средней группы «Путешествие по реке» Цель: упражнять в прыжках на воде, в погружении под воду, скольжении. Создать у детей радостное настроение; вызвать желание играть в воде.
Конспект занятия в бассейне для детей старшего дошкольного возраста «Задания морского царя Нептуна» Задания морского царя Нептуна Программные задачи: • Отрабатывать движения руками и ногами при плавании способом «Кроль». • Совершенствовать.
Конспект занятия в бассейне «Морское путешествие» для детей старшей группы Конспект занятия в бассейне для детей старшей группы «Морское путешествие» ЦЕЛЬ: закаливание и укрепление детского организма; создание основы.
Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком» Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются.
Консультация для родителей «Польза для детей от игры с песком» Песок — природный материал, доступный каждому в любое время года. Игры с песком – увлекательный процесс, посредством которого у ребенка.
Источник