Как научиться плавать детям: советы тренера
Очень сложно найти ребенка, который не любил бы воду. 9 месяцев маленький человечек плавает в околоплодных водах матери, они его кормят, согревают, убаюкивают, они – его естественная среда, но после рождения уже непросто справиться со знакомой стихией самому, нужна помощь взрослого человека. Тогда перед каждым родителем встают вопросы: как научить ребенка плавать и со скольких лет можно отдавать малыша в руки профессионального тренера?
Из этой статьи вы узнаете
С какого возраста начинать
Считается, что лучшее время для обучения плаванию – это или грудной возраст, так называемое грудничковое плавание, когда сохранены рефлексы при соприкосновении с водой, либо 5–7 лет, когда тело находится в подходящей физической форме. Дети в это время уже многое понимают, распознают причинно-следственные связи, но чувство самосохранения еще хромает. Поэтому небольшие происшествия, например попадание воды в рот или глаза, не пугают их настолько, чтобы прекратить занятия.
В возрасте семи лет можно обойтись без вспомогательных средств – нарукавников, жилетов, кругов, они только дают ложное чувство безопасности. Если вам не удалось обойтись без нарукавников, то нужно от них постепенно избавляться, резкая их отмена добавит стресса и неуверенности. Каждое занятие немного приспускайте используемое средство, чтобы ребенок ощущал свои силы, принимал свое положение и надеялся только на себя.
Подготовка
Детям свойственно испытывать страх при столкновении с чем-то неизвестным, страх воды не становится исключением. Для того чтобы знакомство с водной стихией в первый раз прошло без боязни и стрессов, родители должны быть рядом, показывать своим примером, что бояться нечего, процесс купания – дело очень веселое и приятное.
Любое неосмотрительно сказанное слово или неаккуратное действие способны отбить желание плавать на многие годы. Где учиться плавать, в бассейне или на речке, решать только вам, это зависит только от ваших возможностей и на результат не влияет. Для начала ознакомьтесь с основными правилами:
- Ребенок должен быть в хорошем настроении и сыт, иначе капризов не избежать, и обучение может закончиться, не успев начаться.
- Покорение открытых водоемов должно проходить постепенно – вначале предложите намочить ладошки и умыться, потом намочить ножки, зайти в воду по колено, если не наблюдается негативных эмоций, то можно приступать к урокам плавания.
- Начинать обучение стоит с техники дыхания: быстрый вдох через нос сменяется долгим плавным выдохом через рот. Научились правильно дышать? Пора приступать к следующему этапу.
Первые уроки
«Сердечки». Этот простой прием является аналогом движения рук во время плавания в стиле «брасс». Объяснение техники даже простыми словами не всегда понятно, поэтому просто попросите ребенка нарисовать ладошками на воде большое сердечко. Это ваше требование будет не только понято, но и с удовольствием исполнено.
«Уточка» — способ, направленный на координацию, для него можно использовать нарукавники или попросить помощи у папы. Ребенок держится за маму, ногами показывает движения утиных лапок в воде, как только это будет хорошо получаться, усложняйте упражнение. Наденьте нарукавники юному пловцу, если он отпустит руки, то сможет удержаться на поверхности.
Либо папа должен стоять рядышком и при необходимости подстраховать и поддержать учащегося.
Легко обучать плаванию можно при помощи метода «Лягушка». Руками ребенок изображает сердечко, а ногами показывает, как плывет лягушка. По сути, это соединение первой и второй комбинаций, только изменяется движение ног. При первых тренировках также не обойтись без помощи нарукавников или взрослого. Метод хорош тем, что включает в себя веселые элементы игры и подражания.
Важно! Обучение должно приносило радость, если на первых порах ребенка заставлять или дать ему испугаться при погружении в воду, то ни о каком удовольствии от плавания, а тем более результате говорить не придется вовсе.
Подготовиться к тому, что лицо можно частично, а потом уже и полностью погружать в воду, поможет игра «Бегемотик». Вдохните над водой, плотно зажмите губы. Медленно опускайте в воду сначала подбородок, потом рот и нос, до уровня глаз, предложите малышу представить себя бегемотиком, который в жаркий день с интересом оглядывает окрестности.
Спустя некоторое время выдохните воздух ртом под водой. Эту игру повторяйте несколько минут подряд каждый день, чтобы довести действия до автоматизма.
Как только справитесь с предыдущим заданием, приступайте к игре «Подводники»: глубоко вдохните, задержите дыхание, закройте нос, зажмурьте глаза и плавно опускайте лицо под воду.
На заметку! Пусть малыш попытается вспомнить какую-либо картинку или отрывок из фильма и попробует разглядеть все его детали в своем воображении.
Этот прием отвлечет его, и он дольше продержится без нового глотка кислорода.
Повторите упражнение десять раз. Чем больше вы будете тренироваться, тем дольше ребенок сможет задерживать дыхание.
«Поплавок» — упражнение, отлично подходящее для бассейна. Для большей наглядности позу поплавка стоит показать сначала на суше: вдохните, присядьте на корточки, обнимите колени руками, подбородок прижмите к груди, но не напрягайте шею.
Эту же комбинацию повторите в бассейне, вначале группируясь, а после в таком же положении плавно поднимаясь вверх.
Важно! Не забывайте о правилах безопасности: все игры и упражнения должны проходить или в детском бассейне, или в открытом водоеме, в самом неглубоком месте. Почва под ногами должна быть устойчивой, не скользить.
Учим плавать
Если ребенок уже умеет держаться на воде и задерживать дыхание, то пора приучать его плавать кролем. Для освоения этого способа нужно научиться управлять своим телом, синхронно двигать руками и ногами, при этом не забывая задерживать дыхание.
На заметку! Приобретите очки для подводного плавания, они не только защитят глаза, но и вызовут дополнительный интерес у вашего чада.
Одним из самых действенных упражнений считаются «Ножницы». Если вы будете заниматься в открытом водоеме, например море или озере, то придерживайтесь линии берега, если в бассейне — то используйте бортик.
Для лучшего понимания не только объясняйте, но и показывайте все движения. Примите упор лежа, руки полусогнуты в локтях, спина, ноги и стопы должны быть параллельны воде, правая и левая ноги делают махи, поочередно поднимаясь друг над другом.
Тренироваться стоит до тех пор, пока не окрепнут ноги, и ребенок сможет выполнять движения 2–3 минуты без перерыва.
Следующее упражнение — «Стрела». Эффективность его выполнения зависит как раз-таки от сильных мышц ног. Это упражнение поможет отточить умение скользить под водой. Поднимите руки над головой, соединив ладони друг с другом, вдохните, оттолкнитесь от дна, продвигайтесь вперед как можно дальше, ноги при этом держите прямыми. Повторите 10 раз.
Тренироваться лучше или от глубины к берегу, или вдоль берега. Для усложнения задачи можно объединить «Стрелу» и «Ножницы».
Когда страха перед водой уже нет, продолжайте обучение методами: «От мамы к папе» и «Я сам». Суть первого заключается в том, что родители становятся на некотором расстоянии друг от друга, один из них сильным рывком отправляет ребенка к другому, это движение можно сравнить со стартом ракеты.
Изначально один родитель буквально передает малыша в руки другому, но с каждым разом расстояние увеличивается, и ребенок уже на несколько секунд зависает в воде, потом самостоятельно переплывает это расстояние, интенсивно работая руками и ногами. Этот метод хорош с психологической точки зрения, он наглядно показывает поддержку мамы и папы, учит доверять им, следовать советам.
Очень полезно будет научить малыша позе «Звездочка», она научит расслабляться и отдыхать прямо на плаву. Зайдите по пояс в воду, разведите руки в стороны и аккуратно, задерживая дыхание, прилягте на спину. Ноги также разведите в стороны, чтобы получилась настоящая звезда.
Если ребенку удается этот прием, то с уверенностью можно сказать, что знакомство с водой пройдено на пять с плюсом.
Зачастую, едва научившись держаться на плаву, многие дети хотят самостоятельно и подальше от родных оттачивать свои навыки. Грамотно подойдите к этому моменту. Позвольте своему самостоятельному крохе искупаться самому, но с одним условием, что в воду можно зайти не глубже, чем по плечи, и курс держать к берегу. Так вы даете свободу действий, но в то же время остаетесь уверенными в безопасности, ведь если ребенок устанет плыть, он всегда может встать на ноги и отдохнуть.
Дайте возможность ребенку плыть, придерживая его для отработки правильных движений.
Также для освоения навыков пловца может подойти плавание с кругом на ногах.
Популярные стили
Брасс.
Кроль.
Баттерфляй.
Кроль на спине.
Частая проблема заключается в том, как научить ребенка правильно дышать во время плавания. Об этом великолепно рассказывает и показывает профессиональный тренер по плаванию Денис Тараканов в видео ниже.
Полезные советы
- Ни в коем случае нельзя применять широко распространенную манеру «бросить в воду – сразу плавать научится». Тот, кто придумал это, точно заслуживает сам подобного наказания, ибо не каждый в такой стрессовой ситуации сможет собраться и выплыть. Естественно, что вы спасете свое чадо, но ваш авторитет будет подорван, как вам можно доверять в дальнейшем, если сейчас вы подвергаете его смертельной опасности.
Получив такой урок лишь однажды, можно обрести страх перед водой на всю жизнь.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_plavat.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Источник
7 причин отдать ребенка на плавание —
советы для родителей
Родители часто задают вопрос, когда лучше отдать ребёнка в бассейн? Ответ на самом деле прост — когда ребенок будет готов, когда вы сами захотите и будете готовы, когда найдёте подходящий бассейн для вас. Нет никаких особых ограничений. Есть только ваше решение. Мы рекомендуем отдать ребёнка на плавание до 7 лет.
Почему мы рекомендуем начать плавать в бассейне до 7 лет? Есть как минимум 7 причин на это. Далее подробнее рассмотрим каждую причину, опираясь на: собственный родительский опыт, наблюдения за детьми на занятиях и профессиональные знания.
В период с рождения до 2 лет ребёнок вырастает примерно на 20 см. С 3 до 7 лет темп замедляется, но около 4 см в росте ребёнок всё-таки прибавляет. Представьте, сколько сил тратит организм, быстро подстраивающийся под изменения тела!
Мышцам надо поддерживать увеличивающийся вес. Мышцы получают новые сигналы от мозга для координирования конечностей – строятся новые нейронные связи. Ведь у ребёнка появляются новые цели для движения. Уже не только встать и пойти, как было в 1-1,5 года, а проползти под кроватью, играя в прятки, приложить усилия, чтобы велосипед поехал и т.п. Мышцам нужна сила для поддержания этого темпа роста и развития движения.
Плавание для ребёнка до 7 лет способствует значительному развитию мускулатуры. Активно работают большинство скелетных мышц. Нагрузка на отдельные мышечные группы распределяется равномерно, и создаются благоприятные условия для их работы. А если мышцы крепкие, то и тело не будет страдать от сидения за партой в школьные годы. Об этом следующий пункт.
В 7 лет ребёнок приходит в школу, его физическая активность резко снижается. Он подолгу сидит. И если он не занимался плаванием до этого момента, то могут начаться проблемы с осанкой. От осанки могут быть проблемы со зрением, здоровьем внутренних органов и общим состоянием самочувствия. Плавание до 7 лет помогает избежать последствий от неправильного сидения за партой.
Как плавание помогает осанке школьнику? Во время плавания снижается статическая нагрузка на позвоночник, нивелируется дисбаланс мышц спины, приводящий к искривлениям позвоночника. В то же время, активное движение ног в воде в безопо́рном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.
Важно укрепить мышечный корсет ДО школы. А потом уже поддерживать тонус на протяжении всей жизни.
Третья причина пойти в бассейн до школы — это укрепление иммунитета. Не подумайте, что тёплая вода нашего бассейна и тёплый воздух никак не помогают закаливать организм. Поверьте, что элемент закаливания (то есть увеличение стойкости организма к влиянию условий внешней среды и перепадам температур) присутствует даже в таком тёплом акваклубе, как «Батискаф».
Помимо этого, плавание укрепляет здоровье ребёнка при помощи нагрузки на мышцы, сердечно-сосудистую систему. Повышается общий тонус организма, увеличивается выносливость, совершенствуются движения, укрепляется нервная система. Крепче становится сон, улучшается аппетит. Регулярные занятия содействуют росту и укреплению костной ткани. Всё это влияет на количество приносимых вами «справок по болезни» в школу. Занимайтесь плаванием регулярно и будете меньше болеть.
Родители детей 5-7 лет много времени уделяют занятиям, которые, как считается, первостепенно необходимы для успешного пребывания ребёнка в начальной школе. Они отправляют детей на занятия по чтению, письму, математике, английскому языку. И забывают о том, что школа — это социальная среда, в которой ребёнок будет учиться самостоятельно налаживать связи. И как показывает жизненный опыт, как раз умение выстраивать отношения с людьми помогает быть успешными, счастливыми во взрослой жизни.
Многие тренеры «Батискафа» рассказывают о детях, которые приходят к нам заниматься, парадоксальные вещи. Например, мальчик 5 лет, занимавшийся в группе «Новичок», делился невероятными знаниями о динозаврах и эрах на каждой тренировке. Это были энциклопедические знания для этого возраста.
Однажды после занятия он пошёл случайно в женскую раздевалку вместо мужской и потерялся там. Он растерялся, не знал, как попросить помощи, стал плакать. Чужая мама помогла ему выйти обратно к бассейну и сопроводила в другую раздевалку.
Вы понимаете, что вы не встретите ребёнка, который в 10 лет не прочтёт надпись, не напишет имя или не перескажет сюжет сказки? А встретить ребёнка, который не знает, как просить помощь у незнакомого человека, к кому обратиться, если потерял что-то или забыл, — не составит труда.
Дети, которых развозят по кружкам, где проходит подготовка к школе, растут с багажом знаний, который никак не поможет им в социуме. Упор родителей в наращивании навыков к школе забирает всё свободное время дошкольника. Отбирает время у игр, общения, попыток быть самостоятельным (ведь чтобы самому собраться на занятие, надо потратить много времени, а родители иногда не готовы к этому, поэтому делают всё за ребёнка, лишая его возможности развивать этот навык).
Занятия в спортивной секции плаванием, фридайвингом, и даже водным поло (в «Батискафе» оно тоже есть) помогают ребёнку выстраивать отношения со сверстниками, дружить, где-то постоять за себя, учат этичному общению. Дети учатся самообладанию, самостоятельности. Задавать вопросы, соотносить услышанное со своими действиями, анализировать, искать выходы из ситуаций. Плавание учит этому до школы. В школе без прокачки этих навыков ребёнку будет сложно!
Кожа человека — самый большой сенсорный орган. Что такое сенсорная система? Это сложная система, состоящая из органов чувств, проводящего пути и зоны коры головного мозга, в которой происходит обработка полученной от органов чувств информации.
Кожа — сенсорный орган. Больше, чем через кожу, мы не получим объем информации ни от какого органа. Плавая в бассейне, ребёнок получает колоссальный объем информации, только от того, что он соприкасается с окружающей средой. Воздух существенно менее плотный, чем вода и воздействие в воде на организм ребенка, ниже. Он ощущает минимальные течения, пузырьки, соприкосновение с предметом под водой, с шумом в ушах, когда ныряет и т.д. Это — формирование нервных тканей и незаменимый фактор развития мозга. Не набор информации в тексте и картинках, которую получаешь, читая развивающую книжку или энциклопедию, а получение чистого опыта через сигналы к мозгу.
Плавание увеличивает объём лёгких. Это способствует притоку крови к мозгу. Это влияет не только на физическое состояние и здоровье, но и психику ребёнка. Плавание помогает мозгу обогатиться кислородом, «перезагрузиться», получить новые силы. А в период начальной школы ребёнку это помогает справляться с нагрузкой.
У дошкольника скоро начнётся другая жизнь. Его детсадовское или домашнее расписание дня поменяется. Перед ним будут устанавливаться требования, обязанности, появятся жизненные вызовы, возможно и конфликты.
Пока у ребёнка нет стресса из-за смены обстановки — это отличный период начать что-то новое. Попробуйте плавание! Подготовьте нервную систему ребёнка при помощи занятий в бассейне. Ребёнок приходит в новую среду, где он общается с незнакомым коллективом, где 1 «главный взрослый», где все заняты общим делом — в общем-то некая симуляция школы. Этот пережитый опыт, а в «Батискафе» он обязательно будет позитивным, поможет нервной системе будущего первоклассника пережить стресс в период адаптации к школе.
Жизнь без стресса невозможна. Но чтобы справляться с ним надо помогать психике. Своевременный отдых, дыхательная гимнастика, правильное питание. Витамины, прогулки на свежем воздухе. Школьник сам организовать всё это не может. Поэтому родителю требуется научиться до школы помогать ребёнку справляться с переживаниями и стрессом.
Плавание способно помочь. Помимо того, что плавание борется со стрессом на физическом уровне (регуляция сахара, насыщение кислородом, выработка эндрофинов), оно помогает и на психическим уровне.
Вместо сосредоточения на проблеме «не получается буква Щ», «не понимает, как решается задачка», «сидит 3-ий час над домашкой» — надо сменить деятельность и обстановку. Сходить поплавать, переключить внимание на тренировку, расслабиться в воде. Это повышает работоспособность и избавляет от стресса.
Плавание через контроль тела в воде помогает почувствовать контроль над ситуацией в жизни, это успокаивает. Повышается самооценка, даже маленькие позитивные результаты на тренировке влияют на уверенность в себе. Плавание отвлекает от негативных мыслей, помогает стабилизировать внутреннее состояние.
В акваклубе «Батискаф» вектор обучения детей плаванию начинается с любви к воде. Обучение начинается с занятий мамы и малыша от 2-х месяцев. Вам уже 3 года? Тогда можно попробовать группу «новичок», где формируется группа специально для детей, которые впервые приходят в бассейн. А если вам 6 лет, и вы уже умеете держаться на воде, то записывайтесь в группы, где можно совершенствовать навык.
Мы рекомендуем начинать заниматься в бассейне до 7 лет, а не ждать, пока ребёнок пойдёт в первый класс. Ему, возможно, будет не по силам одновременно совмещать новую среду под названием «школа» и «бассейн». Отталкивайтесь от индивидуальных особенностей вашего ребёнка, приводите в бассейн, когда он и вы будете готовы! У акваклуба «Батискаф» большое расписание занятий в бассейне для детей от 2-х месяцев до 7 лет, посмотреть его можно здесь.
Источник