Какие из приведённых ниже слов имеют омонимы?
БЕЛОК
белок1 м.
1. Прозрачная часть птичьего яйца, окружающая желток и свертывающаяся при нагревании в нерастворимую массу белого цвета.
2. Сложное органическое вещество, являющееся важнейшей составной частью животных и растительных организмов.
белок2 м.
1. Новорожденный некоторых видов тюленей, имеющий длинную густую белую или желтоватую шерсть.
2. Мех, шкурка такого животного.
белок3 м.
1. Выпуклые непрозрачные оболочки глаз белого цвета.
белок4 м.
1. Горные вершины, покрытые снегом в течение всего года.
БЛОК
блок1 м.
1. Приспособление в виде колеса с желобом по окружности, через который перекинута веревка, канат, цепь и т. п. , предназначенное для подъема тяжестей. // Такое приспособление, предназначенное для подъема и опускания занавесей, абажуров и т. п.
2. Приспособление, обычно снабженное пружиной и служащее для плотного закрывания входной двери.
блок2 м.
1. Объединение государств, партий, организаций и т. п. для совместных действий.
2. Механизм, конструкция, комплект чего-л. и т. п. , состоящие из нескольких однородных частей.
3. Конструктивный элемент здания, используемый в современном индустриальном строительстве как готовая часть сооружения. // Помещение или строение, а также ряд помещений или строений какого-л. назначения, являющиеся частью бытового, производственного и т. п. комплекса.
4. Плита из естественного или искусственного камня определенных размеров и формы (в строительстве) .
5. Часть какого-л. технического устройства, прибора и т. п. , состоящая из множества элементов и предназначенная для выполнения определенной технической задачи.
блок3 м.
1. Защитный прием в спортивных играх с мячом, заключающийся в преграждении пути мячу противника или игроку команды противника.
блок4 м.
1. То же, что: блокпост.
БОКСЕР
боксер1 м.
1. Спортсмен, занимающийся боксом (1*).
боксер2 м.
1. Порода сильных короткошерстых собак с тупой мордой и широкой грудью.
2. Собака такой породы.
БРАНЬ
брань1 ж.
1. Оскорбительные, бранные слова; ругань.
2. Осуждение, порицание, упреки.
брань2 ж. устар.
1. Война, битва.
брань3 ж.
1. Старинная узорчатая ткань.
2. Старинная вышивка цветными нитками по канве.
Запасы белка в организме человека практически отсутствует.
Неподвижный блок употребляется для подъема небольших грузов или для изменения направления силы.
Боксер — это гордая и уверенная в себе порода, идеально сочетающая благородство и силу и при этом обладающая изысканными линиями, гибкостью и элегантностью.
Источник
Презентация по русскому языку и культуре речи на тему «Лексические нормы. Практическое занятие»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема 4. Лексические нормы. Изобразительно-выразительные возможности лексики Исправление лексических ошибок. Практическое занятие Преподаватель ГБПОУ Колледж «Царицыно» ДоброславскаяГ.И.
Делимся на рабочие группы. Задание 1. Работая в группе, сформулируйте цели и задачи занятия. Озвучьте свой результат, выслушайте ответы других команд. Запишите цели и задачи в рабочие тетради.
Задание 2. Быстрый опрос: Что такое лексические нормы? Что такое лексикология? Что такое лексика? Что такое слово? Что такое многозначность? Что такое идиома? Что такое фразеологизм? Что такое афоризм? Что такое метонимия? Побеждает группа, ответившая на большее количество вопросов.
Лексические нормы, или как еще их можно назвать, нормы словоупотребления, в литературном русском языке заключаются в следующем: слово должно употребляться с учетом его лексического значения; слово должно употребляться с учетом его стилистической окраски (принадлежности); слово должно употребляться с учетом его лексической сочетаемости.
Эти правила при условии точности их соблюдения обеспечивают точность и правильность речи, как устной, так и письменной. Если не соблюдать вышеперечисленные правила лексических норм, то будут возникать лексические ошибки. Данные ошибки могут появляться и вследствие неправильного определения лексического значения того или иного слова, используемого в речи. Для того, чтобы правильно определить лексическое значение конкретного слова, необходимо обратиться к толковому словарю. Использование толкового словаря расширяет знания человека о правильной и культурной речи.
Точность и выразительность слова также необходимое условие для соблюдения лексических норм. Точность слова — обязательное условие для его адекватного и полного понимания, следовательно, и для эффективности всей речи в целом. Точным называют такое слово, значение которого полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами контекста. Точность слова призвана помогать говорящему или пишущему верно выражать свои мысли, связывать их с действительностью.
Выразительным же считается такое слово, в котором выражение отношения к предмету соответствует коммуникативной ситуации. Главное условие выразительности — наличие у человека своих чувств, мыслей, своей позиции, своего стиля. Под выразительностью, как правило, подразумевается оригинальность, неповторимость, неожиданность. Именно в этом плане выразительное слово способно вызвать интерес и одобрение тех, кому предназначается вся речь.
Употребление в речи слова с учетом его лексической сочетаемости является одним из правил лексических норм. Лексическая сочетаемость слов — это способность слова соединяться с другими словами контекста, не нарушая семантических грамматических закономерностей сочетания слов. Лексическая сочетаемость тесно связана с обусловленной языком возможностью сочетания слов в пределах словосочетания или соединения подлежащего со сказуемым.
Задание 3. Дайте определения понятиям и приведите примеры: Синонимы – Антонимы – Паронимы – Омонимы – Варваризмы – Историзмы – Архаизмы – Экзотизмы – Побеждает группа, давшая больше верных ответов.
Задание 4. Выпишите из списка слов только те, которые имеют омонимы. Раскройте значение этих слов. Бассейн, бегун, белка, белок, берёза, блок, боец, боксёр, лук, завод, болото, борода, бокс, бульдог, брань, бригада, булавка, бунт, править. Ответьте на вопрос: чем отличаются омонимы от многозначных слов?
Задание 5. Выпишите слова, относящиеся к Спорту Медицине Музыке Литературе Строительству Соната, диагноз, пенальти, сопрано, ротонда, бокс, лиф, полонез, витамин, штанга, брошюра, фасад, барабан, наркоз, аллегория, новелла, охра, афоризм, вена, иллюстрация, дуэт, штукатурка, кантата, форзац, операция. Как называются такие слова?
Задание 6. Подберите антоним к фразеологизму. Жить душа в душу. Чуть свет. Рукой подать. Дать волю языку. Спустя рукава. Держать в ежовых рукавицах. Положа руку на сердце. Кот наплакал.
Распространенные лексические и фразеологические ошибки. Нарушение лексической сочетаемости: Пострадавшего необходимо облокотить о стену. В спортзале висела треугольная груша. Сочетание треугольная груша неверно, так как в значение слова груша не входит понятие формы треугольная. Неоправданный пропуск слова: Н. занял первое место (пропущено слово в олимпиаде) по английскому языку. Характеру Аркадия, как и его отцу, (нужно характеру его отца) свойственна мягкость. Белорусский народ будет жить плохо, но недолго. Многословие: — неоправданный повтор слова: Саша сделал хороший доклад. В докладе он привел много интересных фактов. Доклад получился очень хорошим, так как Саша учел все замечания учителя, который предварительно познакомился с докладом. Доклад очень понравился всем нам. Тавтология Плеоназм Какие ошибки встречаются в процессе употребления фразеологизмов?
Основные причины речевых ошибок: Непонимание значения слова Лексическая сочетаемость Употребление синонимов Употребление омонимов Употребление многозначных слов Многословие Лексическая неполнота высказывания Новые слова Устаревшие слова Слова иноязычного происхождения Диалектизмы Разговорные и просторечные слова Профессиональные жаргонизмы Фразеологизмы Клише и штампы
Задание 7. Прочитайте предложения. Найдите возможные ошибки и поясните, в чем они заключаются. Костер все больше и больше распалялся, пылал. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение. Вчера мне было печально. Все гости получили памятные сувениры. Руководители предприятий настроены на деловой настрой. Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. Ныне в университете был день открытых дверей. Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов. Я привык отдавать себе полные отчеты. Пора уже тебе взяться за свой ум.
СМИ сообщают… Мебель «Горка», разработанная конструкторами завода, изготавливается из целевого дерева. Работниками Дворца культуры для лесовиков был подготовлен праздничный концерт. Театр окропляется отцом Виктором. Самые высокие зарплаты на предприятиях черной металлургии, а меньше всего получают в лестном хозяйстве. Журналисты блестяще отразили родную природу. Прожиточная жизнь калужанина одна из самых дорогих в ЦФО.
Это полезно знать! РОСПИСЬ или ПОДПИСЬ Слово ПОДПИСЬ, образованное от глагола ПОДПИСАТЬ, используется в значениях: 1) «Надпись на чем-нибудь» (Подпись под рисунком), 2) «Собственноручно написанная фамилия» (Поставить свою подпись в ведомости) Каким же образом в просторечии появляется РОСПИСЬ вместо правильного ПОДПИСЬ? По-видимому, влияет слово РАСПИСКА – «документ с подписью, подтверждающий получение чего-нибудь». Возможно также и влияние глагола РАСПИСАТЬСЯ: подписаться – это поставить свою подпись, а расписаться – поставить что? По ложной аналогии получается РОСПИСЬ. Итак, когда нас просит кто-нибудь расписаться, то мы ставим свою ПОДПИСЬ (а не роспись). Часы СТАЛИ или ВСТАЛИ Если речь идет о том, что они перестали идти? Конечно, в значении «остановиться», «не двигаться» употребляется глагол СТАТЬ. «Зимою река стала» (то есть, остановилась, заледенев). «Сын стал вместе с отцом на коврике, и они начали делать зарядку». Глагол СТАТЬ употребляется в значении «сделаться», «превратиться» («И стал он агрономом, директором школы») и в значении «начать» («Стал работать в мэрии»). Глагол ВСТАТЬ используется в значении «подняться»: встать с кровати, встать на ноги, встать с земли. Так МНОГО блюд «СТОЛЬКО МНОГО!» По-русски можно сказать: «СТОЛЬКО МАШИН» или «ТАК МНОГО МАШИН». Словосочетание «столько много», которое очень часто звучит в нашей разговорной речи, неверно с точки зрения логики: и то, и другое слово указывает на количество, то есть получается дублирование смыслов (так же как «своя автобиография», «патриот Родины», «прейскурант цен»). Причину возникновения выражения «столько много» видят в следующем. Современное слово ТАК имеет устаревший синоним СТОЛЬ (эти слова обозначают большую степень проявления признака: так громко, так ярко). Когда-то говорилось «столь много» (так много), откуда и возникло ошибочное «столько много».
«ТЫ» и «ВЫ» В современном русском языке существует противопоставление грубого ТЫ вежливому ВЫ. Общепринятые правила речевого этикета требуют говорить ВЫ людям незнакомым и малознакомым, с которыми находятся в деловых, официальных отношениях. Взаимное ВЫ обязательно в отношениях: продавец – покупатель, пациент-врач, парикмахер-клиент, официант-посетитель, пассажир-проводник, милиционер-прохожий и т.п. У такого употребления ВЫ есть своя история. Оно не является в нашем языке исконным. В былинах, сказках, песнях, в древнерусской литературе нет употребления ВЫ по отношению к одному собеседнику. Даже к Богу обращались на ТЫ. Учтивое ВЫ пришло к нам с Запада, вместе с французским языком. Отсюда пошли все эти раболепные Ваше величество, Ваше высочество, Ваше благородие, Ваше сиятельство. В дореволюционной России правила употребления учтивого ВЫ касались только привилегированной части населения. Простым же людям: крестьянам, рабочим, слугам, ремесленникам – говорили ТЫ. Старшие по должности позволяли себе «тыкать» подчиненным, а те должны были отвечать им на ВЫ. ЕСТЬ или КУШАТЬ Эти глаголы обозначают в сущности одно и то же действие. Но стилистические условия употребления этих слов различны. Глагол КУШАТЬ имеет ограниченное употребление в современном литературном языке: только по отношению к детям («Кушай кашку, Танечка») и в обращении к гостям («Кушайте, гости дорогие!»). И в этих случаях КУШАТЬ вполне можно заменить словом ЕШЬ(ТЕ) – это не будет звучать грубо. В дореволюционном просторечии глагольные слова КУШАТЬ, ПОКУШАТЬ, ВЫКУШАТЬ применялись не только к еде, но и к питью и употреблялись с оттенком подобострастия и вежливости в обращении слуг к гостям или к важным особам: «Пожалуйте кушать», «Извольте откушать ухи». В современном русском литературном языке КУШАТЬ не используется в формах 1-го и 3-го лица. Не надо говорить: «Я кушаю», «Она кушает», «Отец кушает». Этот глагол употребляют только в формах повелительного наклонения. Но даже в формах обращения (если мы говорим не маленькому ребенку) употребление слова КУШАТЬ может получить слащавый оттенок: «Кушайте, Анна Петровна, не стесняйтесь». УРОК НАЧАЛСЯ В возвратных глаголах суффикс -СЯ- обычно неударный : взЯлся, впИлся, клЯлся, брИлся, вИлся. Однако глагол началсЯ произносится с наконечным ударением: урок началсЯ, сбор урожая началсЯ, месячник безопасности движения началсЯ. Так же надо произносить: принялсЯ, заперсЯ. Для глагольных форм ж.р. нормой служит ударение на окончании: впилАсь, клялАсь, взялАсь, родилАсь, началАсь.
Источник
Контрольная работа.
Задание 1
Прочитайте. Запишите слова в два столбика: в один те, у которых от ударения изменяется лексическое значение слова, в другой ― те, у которых изменяется форма слова. Расставьте ударения, составьте предложения так, чтобы видны были изменения слов.
Например: ́атлас (атл́ас) р́уки (руќи)
Замок, орган, пахнет, вести, берега, реки, леса.
Задание 2
В данных словах расставьте ударения, составьте с некоторыми из них 5 предложений.
Аргумент, библиотека, академия, демократия, диагноз, диспансер, договор, звонишь, изобретение, километр, крапива, красивее, медикаменты, обеспечение, откупоривать, облегчить, паралич, принудить, ржаветь, случай, таможня, средства, ходатайствовать, хозяева, формировать, шофёр, щавель, эксперт.
Задание 3
Спишите, расставьте ударения в выделенных словах.
1. Утки над озером подняли крик (А. Толстой).
2. Мы возвратились на полустанок и заняли его (П. Вернигора).
3. Уж огни были зажжены (А. Чехов).
4. Длинные волосы его были совсем белы (А. Пушкин).
5. На среднем портрете изображена была женщина молодых лет (И. Тургенев).
Задание 4
Какие из приведённых ниже слов имеют омонимы? Выпишите их. Составьте с каждым из омонимов словосочетания.
Например: рыжая б́елка ― много белќа.
Бассейн, бегун, белка, белок, береза, блок, боец, бокс, боксер, болото, борода, борозда, брань, брат, бригада, булавка, бульдог, бумага, бумажник, бумеранг, бунт, бутон, бык, былинка, бушлат.
Задание 5
Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Слова, относящиеся к заимствованной лексике, подчеркните и с некоторыми из них составьте 4-5 предложений.
Оп… озиция, оп… онент, кристал. кристал… ный, кристал… ический, крос… ворд, фур… ор, пер… он, крос… овки, кас… ета, ал… юминий, ап… ел… яция, Рос… ия, матрос. матрос… кий, гал… ерея, эл… егия, ил… юстрация, кар… икатура, тер… ас… а, тон… ель, искус… тво, искус… ный, привил… егия.
Задание 6.
1. К данным фразеологизмам подберите и запишите фразеологизмы-синонимы.
Например: во весь дух ― во весь опор .
Во весь дух, как свои пять пальцев, как снег на голову, капля в море, ни рыба ни мясо, плечом к плечу, откуда ни возьмись, поминай как звали.
2. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы;
Например: во весь дух ― еле-еле .
Жить душа в душу, чуть свет, рукой подать, дать волю языку, спустя рукава, держать в ежовых рукавицах, положа руку на сердце, кот наплакал.
Источник