Морские порты России. Итоги-2020 и топ портов
На Portnews.ru появились свежие годовые данные по портам. Этот год особенно интересен, т.к. это ковидло-год с обвалом пассажирского сообщения и снижением грузового, впервые за много лет роста. Общий объем перевалки через порты России уменьшился за год на 2,3% и составил 820 млн. т. (снижение на -20 млн.т.).
Коротко по грузам: обвалилась нефтепереработка и все терминалы, которые работают по нефти. Общее потребление топлива снизилось вообще в принципе, во всём мире, равно как и спрос на него — причем экспорт сырой нефти в портах обвалился на 15%, а продукты нефтепереработки втрое меньше — на 5%. Выросли все, кто работают с контейнерами — они стали палочкой-выручалочкой для сохранения стабильности. Балкерные грузы тоже спасали портовиков и моряков: уголь подрос на 7%, а зерно — аж на 30% (. ). Также выручали минудобрения и руда. Пассажирский оборот обвалился в 3,7 раза, а круизное судоходство — полностью (719 тыс. в 2019 и 1,1 тыс. в 2020).
Топ-10 портов экс-СССР и России:
Ниже — полная таблица с разбивкой по бассейнам.
Цифры даны по трём опорным годам: 2013 (докрымский), 2019-й (до пандемии) и 2020-й.
Балтийский бассейн просел по грузоперевозкам на -5,8%, что не так уж и мало. Усть-Луга почти не пострадала (ибо в ней нефтепереработки мало), и осталась в числе стомиллионников (103,9 / 102,6). Большой порт СПб тоже просел совсем немного (61,0 / 59,9), за счет большой доли контейнеров и балкерных грузов. Сильно просел нефтяной Приморск (61 / 49,3) и немного — Высоцк.
Азово-Черноморский бассейн уменьшил грузооборот на 2%: серьезно снизился Новороссийск (со 157 до 142 млн.т.), но зато приросли Ростов, Туапсе и особенно новый порт Тамань. Арктический бассейн несколько просел — в основном из-за Мурманска. Из-за весеннего обрушения ж/д моста перед Мурманском и корявого грузового сообщения в течение полугода порт недобрал немаленький тоннаж, который пришлось перенаправлять на Балтику и на Юг. При этом грузооборот СМП неуклонно рос. Тоннаж Каспийского бассейна продолжил расти и от уровня 2017 г. вырос вдвое, в связи с развитием коридора «Север — Юг». Долгое время до этого тут тоннаж снижался.
Дальний Восток вырос по всем главным портам и Большая Находка (П.В. + Находка) превысила показатель балтийской Усть-Луги: 104,3 млн.т. против 102,6 УЛ. Теперь разрыв в пропускной способности железных дорог на Восток относительно грузооборота дальневосточных портов становится реально критическим и тормозящим развитие Дальнего Востока (привет «гениальному экономисту» Гайдару на том свете, гнобившему БАМ как бесполезный и вредный).
Латвийские порты выбыли из Топ-10 экс-СССР в свете сильного обвала Риги и Вентспилса. Литовская Клайпеда, напротив, прирастила свой рекорд и пробила 2018 год (46,3 / 47,7). Спасибо многовекторному Бацьке и Беларуськалию, вклад которого в загрузку литовцев решающий. А вот Риге и Вентспилсу не повезло, обвап их самый большой на бассейне. Вообще, латвийский транзит похудел почти в 2 раза — и выручка, соответственно. Эстонцы сумели сохранить уменьшенную нагрузку 2016-19 годов и даже чуть-чуть прирастили (20,5 / 21,3). Украина показала рекордный экспорт зерна, за счёт чего вырос порт Южный, пробив очередную планку в 60 млн.т. Остальные крупные порты Новой Украины просели на 10-12%, см. табл.
Источник
Порты. Балтийский бассейн 2019/2020
Итак, по грузам. Сильно обвалилась нефтепереработка и все терминалы, которые работают по нефти. Выросли все, которые работают с контейнерами — они стали палочкой-выручалочкой для сохранения стабильности. Балкерные грузы тоже спасали портовиков и моряков. Уголь подрос на 7%, а зерно — аж на 30% (. ). Также выручали минудобрения и руда. Пассажирский оборот обвалился в 3,7 раза, а круизное судоходство — полностью (719 тыс. в 2019 и 1,1 тыс. в 2020).
По портам. Усть-Луга почти не пострадала (ибо в ней нефтепереработки мало), и осталась в числе стомиллионников (103,9 / 102,6). Большой порт СПб тоже просел совсем немного (61,0 / 59,9), за счет большой доли контейнеров и балкерных грузов. Сильно обвалился нефтяной Приморск (61 / 49,3). Ну и Высоцк тоже, которого на диаграмме нет. Эксклавный порт Калининград просел на 5,7%.
Литовская Клайпеда прирастила свой рекорд и побила 2018 год (46,3 / 47,7). Спасибо многовекторному Бацьке и Беларуськалию, вклад которого в загрузку литовцев решающий. А вот Риге и Вентспилсу не повезло, обвап их самый большой на бассейне (32,8 / 23,7 и 20,5 / 12,9). Лиепая просела, но меньше. Вообще, латвийский транзит похудел почти в 2 раза — и выручка, соответственно. Эстонцы сумели сохранить уменьшенную нагрузку 2016-19 годов и даже чуть-чуть прирастили (20,5 / 21,3).
PS. Сводный пост по всем бассейнам России готовится и выйдет на днях.
Источник
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Реестр морских портов
В соответствии с федеральным законом 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации.
Ведение Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти — Федеральным агентством морского и речного транспорта.
В реестр морских портов России включены 67 портов, которые входят в восемь морских бассейнов и расположены на берегах 12-ти морей трёх океанов и Каспийского моря.
В Реестр морских портов Российской Федерации вносятся следующие сведения: порядковый регистрационный номер морского порта; наименование морского порта; местонахождение морского порта; дата и номер решения об открытии морского порта для оказания услуг; перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов; основные технические характеристики морского порта, в том числе его возможности по перевалке грузов, обслуживанию судов и (или) обслуживанию пассажиров; период навигации; наименование и адрес администрации морских портов; основание и дата исключения морского порта из Реестра морских портов Российской Федерации.
Исключение морского порта из Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации о закрытии морского порта для оказания услуг не ранее чем через год со дня принятия такого решения.
Источник
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Порты России
МОРСКИЕ ПОРТЫ
Сегодня морское портовое хозяйство России – это 67 морских портов мощностью около 1003,6 млн. тонн в год с протяженностью причального фронта порядка 148 тысяч погонных метров. Совместное приложение усилий государства и частного сектора способно обеспечить продолжение положительной динамики развития морской отрасли, что в свою очередь выгодно и государству и инвесторам. Прирост производственной мощности российских портов планируется обеспечить за счет наиболее крупных инфраструктурных проектов, предполагающих привлечение средств частных инвесторов.
Развитие морских портов Российской Федерации осуществляется в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.) ».
Цели и задачи подпрограммы:
— повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
— повышение конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализация транзитного потенциала страны;
— повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Важнейшие целевые индикаторы федерального проекта «Морские порты России»
Грузооборот
Несмотря на замедление темпов экономического роста, которое наблюдается с 2012 года, и даже прогнозируемую отрицательную динамику по ряду отраслей, грузооборот морских портов увеличился.
В 2016 году цель по увеличению производственной мощности российских морских портов на 32 млн. тонн, предусмотренная государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы», выполнена.
Объём перевалки грузов в морских портах России за 2019 год увеличился на 3% по сравнению с 2018 годом, и составил 865,5 млн. тонн.
РЕЧНЫЕ ПОРТЫ
В настоящее время речные порты являются узловыми объектами внутреннего водного, железнодорожного и автомобильного видов транспорта, играют важную роль в обеспечении перевозок грузов и пассажиров, внутреннего грузо- и пассажирооборота страны, внешней торговли.
На территории Российской Федерации функционируют 117 речных портов. Количество хозяйствующих субъектов внутреннего водного транспорта, осуществляющих перевалку грузов, превышает 200 организаций.
Речные порты представляют собой комплексы сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Объемы погрузочно-разгрузочных работ в речных портах (тыс. т)
Источник
Балтийский бассейн порты россии
Топ-10 морских портов России
Грузооборот морских портов России за январь-сентябрь 2020 г. уменьшился на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. и составил 611,5 млн т. Снижение объемов перевалки грузов, на фоне мирового экономического кризиса и спада в глобальной торговле, произошло впервые за 24 года.
Начиная с 2000 г. грузооборот российских морских портов увеличился в 4,6 раза, причем максимальный показатель за всю историю был зафиксирован в прошлом году – 840,3 млн т (см. рисунок 1). К слову, пик грузооборота всех морских портов СССР пришелся на 1989 г. – 407 млн т.
Сегодня в России работает 67 морских портов. Новороссийский морской порт – крупнейшая отечественная гавань с грузооборотом 156,8 млн т (см. таблицу 1). Второй порт с грузооборотом свыше 100 млн т – Усть-Луга (Ленинградская область), куда постепенно перенаправляются все российские товары, обслуживаемые в портах Прибалтики; о проработке планов по перенаправлению грузов из портов Литвы и Латвии в Усть-Лугу недавно заявило руководство соседней Белоруссии.
Для сравнения: самый большой порт Европы – Роттердам (Нидерланды), который в 2018 г. обслужил 469 млн т грузов. Крупнейший порт мира — Порт Нинбо-Чжоушань (КНР) — 1 077 млн т в 2017 г.
Ранг | Порт | Грузооборот, млн т, 2019 г. | Доля, % | Бассейн |
1 | Новороссийск | 156,8 | 18,7% | Азово-Черноморский |
2 | Усть-Луга | 103,9 | 12,4% | Балтийский |
3 | Восточный | 73,5 | 8,7% | Дальневосточный |
4 | Мурманск | 61,9 | 7,4% | Арктический |
5 | Приморск | 61,0 | 7,3% | Балтийский |
6 | Большой порт Санкт-Петербург | 59,8 | 7,1% | Балтийский |
7 | Ванино | 31,4 | 3,7% | Дальневосточный |
8 | Сабетта | 27,7 | 3,3% | Арктический |
9 | Находка | 25,6 | 3,0% | Дальневосточный |
10 | Туапсе | 25,2 | 3,0% | Азово-Черноморский |
ТОП-10 морских портов | 626,8 | 74,6% | — | |
Всего | 840,3 | 100 | — |
Источник: Росморречфлот, Ассоциация морских торговых портов; расчеты Крединформ
Большая часть грузов, переваленных в морских портах России, направляется на экспорт – 654 млн т или 77,8% (см. рисунок 2).
В структуре товаров, переваленных в морских портах РФ, преобладает нефть сырая – 276 млн т, уголь – 176 млн т, нефтепродукты (бензин, масла, мазут и т.п.) – 150 млн т, груз в контейнерах – 57 млн т (см. рисунок 3).
Источник