Балет Асафьева «Бахчисарайский фонтан»
Портсигар «Бахчисарайский фонтан» — Палех
В 1934-ом году в Ленинградском театре оперы и балета состоялась премьера балета «Бахчисарайский фонтан», написанного советским композитором Борисом Владимировичем Асафьевым.
Свою музыкальную карьеру Борис Асафьев начинал как концертмейстер-аккомпаниатор в балетной труппе Мариинского театра, поэтому понятно его пристрастие к балетному жанру — всего композитор написал 28 балетов.
Либретто балета незначительно отличается от поэмы — исключительно в угоду балетной специфике. Написал его писатель Николай Дмитриевич Волков (1894-1965). Оформила спектакль замечательная театральная художница Валентина Михайловна Ходасевич (1894-1970).
Это была не первая попытка пересказать пушкинскую поэму языком балета. В XIX веке было написано и поставлено несколько балетов, в либретто которых использовалась поэма «Бахчисарайский фонтан» в том или ином виде, но они не задержались на сцене надолго.
Балету же Бориса Асафьева суждена была долгая сценическая жизнь — он и по сей день идёт на сценах театров. Интересна современная постановка балета в Мариинском театре Санкт-Петербурга.
В роли Марии в балете «Бахчисарайский фонтан» в 1930-1950-х годах блистала великая советская балерина Галина Сергеевна Уланова (1910-1998).
Неудивительно, что Галина Уланова в этой роли стала моделью для скульптора Елены Александровны Янсон-Манизер (1890-1971), известной своей любовью к балету.
Благодаря Елене Александровне, многие замечательные артисты балета того времени предстают перед нами в своих балетных образах.
Две работы Елены Яковлевны Янсон-Манизер (1890-1971) — «Балерина Галина Уланова в роли Марии из балета «Бахчисарайский фонтан»»
Слева фарфоровая статуэтка производства ЛФЗ (1950-е годы), справа интерьерная скульптура
Борис Владимирович Асафьев (1884-1949) — Сцены из балета «Бахчисарайский фонтан» (1953)
Мария — Галина Уланова
Зарема — Майя Плисецкая
Хан Гирей — Пётр Гусев
Борис Владимирович Асафьев (1884-1949) — сцена из балета «Бахчисарайский фонтан»
в постановке Большого театра СССР (1959)
Зарема — Майя Плисецкай
Хан Гирей — Пётр Гусев
Балетные персонажи всегда были источником вдохновения художников и, особенно, скульпторов, благодаря своей пластической выразительности и экспрессии.
Так замечательный скульптор Ольга Петровна Таёжная-Чешуина создала свои скульптуры «Балерина Мария» и «Балерина Зарема» без привязки к конкретным балеринам — просто как балетное олицетворение пушкинских образов, ожившее в скульптуре.
Статуэтки «Балерина Зарема» и «Балерина Мария»
(каслинское литьё — белый чугун, осветлённая окраска)
СССР — Касли — (1954)
Автор — Ольга Петровна Таёжная-Чешуина (1911-2007)
Ещё две фарфоровые статуэтки на тему балета «Бахчисарайский фонтан» производства Киевского фарфорового завода приведены в сюжете Бьющиеся воспоминания — О чём расскажет винтажный фарфор (часть 2).
Елена Александровна Янсон-Манизер (1890-1971) — Скульптура «Балерина Каминская в роли Заремы»
(каслинское литьё — окрашенный чугун)
СССР — Касли — (модель 1937-го года)
Борис Асафьев (1884-1949) — Сцена из балета «Бахчисарайский фонтан»
в постановке Мариинского театра (Санкт-Петербург)
Зарема — Александра Иосифиди
Статуэтка «Зарема»
СССР — ЛФЗ — (1950-1960-е годы)
Автор — Анатолий Алексанрович Кисилёв (1929)
Борис Асафьев (1884-1949) — сцена из балета «Бахчисарайский фонтан»
в постановке Мариинского театра (Санкт-Петербург)
Мария — Яна Селина
Гирей — Илья Кузнецов
Статуэтка «Мария»
С ССР — ЛФЗ — (1950-1960-е годы)
Автор — Анатолий Александрович Кисилёв (1929)
Статуэтка «Хан Гирей»
СССР — ЛФЗ — (1950-1960-е годы)
Автор — Анатолий Александрович Кисилёв (1929)
Валентина Михайловна Ходасевич (1894-1970) — эскизы костюмов к балету «Бахчисарайский фонтан»
Валентина Михайловна Ходасевич, родилась в 1894-ом году в Москве, — советский живописец, театральный художник и график.
Младший современник Льва Бакста, Александра Головина и творческий спутник Владимира Татлина, Владимира Маяковского, Валентина Ходасевич вошла в историю русского искусства как одна из лучших театральных художников.
Валентина Михайловна родилась в семье юриста Михаила Фелициановича Ходасевича — старшего брата поэта Владислава Ходасевича (1886-1939).
1908-1910 — обучалась в воскресных классах Строгановского училища и в школе Фёдора Ивановича Рерберга (1865-1938).
1910-1911 — продолжила своё обучение в Мюнхене.
1911-1912 — училась живописи в Париже.
1912 — вернулась в Москву, работала в студии Владимира Евграфовича Татлина (1885-1953) на Остоженке, участвовала в выставках «Союза молодежи», «Бубнового валета», «Мира искусства» и других.
1913 — вышла замуж за художника Андрея Романовича Дидерихса (1884-1942) и переехала в Петроград.
До 1918-го года Валентина Ходасевич работала только как портретист, затем стала работать как театральный художник.
1919 — оформление спектакля «Дерево превращений» Николая Степановича Гумилева (1886-1921) в Студии Петроградского театрального отделения.
1918-1922 — работала в Театре народной комедии.
1924-1927 — жила в Европе, в том числе в Сорренто на вилле Максима Горького, с которым была дружна.
1932-1936 — работала главным художником ленинградского Государственного академического театра оперы и балета.
1936-1937 — для московского Большого театра оформила балет «Бахчисарайский фонтан» и оперу «Руслан и Людмила».
Во время Великой Отечественной войны работала в Перми и Ташкенте.
1945 — вернулась в Ленинград.
С 1953-го года вновь жила в Москве.
Валентина Ходасевич написала книгу воспоминаний «Портреты словами». Как художник-график выполняла театральные афиши и иллюстрации к книгам Максима Горького.
Умерла художница в 1970-ом году в Москве. Её работы хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и других городах страны, а также в частных коллекциях России и за рубежом.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Анимашки и Открытки (33)
- «Новый Год» по Символам Года (14)
- Винтажные Открытки (1)
- Новогоднее, Рождественское (18)
- Библиотека (760)
- 01.01 — Д/фильмы — Тайны и Загадки, Пришельцы, (16)
- 01.02 — Д/фильмы — Космос, Вселенная (3)
- 01.03 — Д/фильмы — Мировой Океан, Планета Земля (15)
- 01.04 — Д/фильмы — Природа,Живот.Мир,Мир Растений (22)
- 01.05 — Док. фильмы — Самые Красивые Уголки Планет (5)
- 01.06 — Док. фильмы — Дворцы, Замки и Соборы Мира (8)
- 01.07 — Д/ фильмы — Дворцы, Замки и Соборы России (20)
- 01.08 — Док. фильмы — Музеи России (20)
- 01.09 — Док. фильмы — Музеи Мира (5)
- 01.10 — Виртуальные Экскурсии (27)
- 01.11. — Тайны Монархов (1)
- 01.12 — Всемирная История (11)
- 02 — Худ. Фильмы — Зарубежные (27)
- 03 — Худ. Фильмы — Российские (46)
- 04 — История Государства Российского (32)
- 05 — История в лицах (13)
- 06 — Лекции по Истории (8)
- 07 — Диалоги. (13)
- 08 — Тайны Нашего Кино (14)
- Аудио-запись (187)
- Балет (29)
- Мир Танца (10)
- Мировые шедевры любви (видео) (15)
- Мифы, Легенды, Былины, Притчи, Сказания (24)
- Музыка Для Души (Видео) (5)
- Музыка. Зарубежные Исполнители (14)
- Музыка. Российские (Советские) Исполнители (32)
- Музыкальные Клипы (4)
- Стихи (64)
- Стихи (авторские) (11)
- Стихи (Интернет) (46)
- Стихи для Детей (4)
- Фигурное Катание (27)
- Всё под рукой (30)
- Вязание (4)
- Гороскопы (5)
- Дворцы и Замки (Особняки) (329)
- Дворцы и Дворцово-Парковые Ансамбли России (1) (49)
- Дворцы и Дворцово-Парковые Ансамбли России (2) (50)
- Дворцы и Дворцово-Парковые Ансамбли России (3) (36)
- Дворцы и Дворцово-Парковые Ансамбли России (4) (46)
- Дворцы и Замки Австрии (3)
- Дворцы и Замки Англии — 1 (50)
- Дворцы и Замки Англии — 2 (3)
- Дворцы и Замки Германии (10)
- Дворцы и Замки Франции — 1 (50)
- Дворцы и Замки Франции — 2 (14)
- Дворцы и Замки Чехии (2)
- Дворцы и Замки Эстонии, Латвии, Литвы, Польши (2)
- Дворцы Индии (3)
- Декоративно-прикладное искусство (216)
- Авторская Кукла — 1 (46)
- Авторская Кукла — 2 (7)
- Восковые Фигуры (3)
- Вышивка, Мозаика, Резьба (6)
- Гжель, Керамика, Стекло (4)
- Жостово, Мстёра, Палех (14)
- Изделия Фаберже (11)
- Лаковая Миниатюра (1)
- Роспись По Камню, Роспись Зеркал (8)
- Русская эмаль (1)
- Своими руками (2)
- Фарфор Авторский (19)
- Фарфор | Антиквариат (24)
- Федоскино, Холуй, Хохлома (12)
- Ювелирные изделия (47)
- «Подарок в русском стиле…» от G. DeBrekht (11)
- Династии Царской России (14)
- Юсуповы (8)
- Династия Романовых (197)
- 1 — Первые Романовы (4)
- 2 — От Петра I до Екатерины II (25)
- 3 — Павел I Петрович, его приближённые и потомки (24)
- 4 — Александр I, его приближённые и потомки (19)
- 5 — Николай I, его приближённые и потомки (30)
- 6 — Александр II, его приближённые и потомки (40)
- 7 — Александр III, его приближённые и потомки (25)
- 8 — Николай II и его приближённые (31)
- Великие Русские Князья и их потомки (24)
- Немецкие принцессы в России (15)
- Русские принцессы и их потомки (31)
- Женская энциклопедия (14)
- Живопись (Акварель) (450)
- Pin-up (2)
- Ангелы (3)
- Английская Живопись (22)
- Восточная живопись (8)
- Галантный Век (5)
- Германская Живопись (2)
- Городской Пейзаж (13)
- Дворцовые Фантазии (1)
- Детство — Чудесная Страна (37)
- Жанровая Живопись, Пасторальные Сценки (13)
- Женский образ — 1 (51)
- Женский образ — 2 (38)
- Живопись по шёлку (2)
- Животный Мир (21)
- Испанская Живопись (2)
- Итальянская Живопись (1)
- Картины Мастихином (1)
- Компьютерная Графика (1)
- Мир Птиц (11)
- Мир Фэнтези, Сюрреализм (31)
- Мифология в живописи (19)
- Морской Пейзаж (3)
- Натюрморты (19)
- Новогодне-Рождественская живопись (3)
- Он и Она (6)
- Пейзажи, Природа (38)
- Плодово-Ягодно-Овощное (4)
- Поздравления в живописи (5)
- Портретисты (23)
- Русь Языческая (14)
- Святые (3)
- Сказочный Мир — 1 (50)
- Сказочный Мир — 2 (5)
- Уютный Уголок (9)
- Художники XX века (27)
- Цветочное Настроение — 1 (50)
- Цветочное Настроение — 2 (14)
- Здоровье (9)
- Золотое кольцо России (5)
- Иконы, Религия (11)
- Исторические личности (Мужчины) (2)
- Исторический Костюм (16)
- История в Женских лицах (31)
- КлипАрт (3)
- Клуб Путешественников (36)
- Короли и Королевы, члены королевских семей (58)
- Короли и королевы Англии, члены их семей (1) (43)
- Короли и королевы Англии, члены их семей (2) (8)
- Короли и королевы Бельгии, члены их семей (1)
- Короли и королевы Франции, члены их семей (7)
- Кулинарные Рецепты — 1 (68)
- Кулинарные Рецепты — 2 (42)
- Культура и Мир Искусства (7)
- Балы и бальные танцы (6)
- Мудрые мысли, Притчи (7)
- Музеи Мира (3)
- Музеи России (22)
- Непознанное (3)
- Оформление Дневника (381)
- Полезные советы, Компьютерная помощь (23)
- Разделители (6)
- Разделители — Кнопочки-переходы «Далее»1 (50)
- Разделители — Кнопочки-переходы «Далее»2 (5)
- Рамочки (370)
- Зимние и Новогодние рамочки (14)
- Простые рамочки (164)
- Рамочки «Двое» (5)
- Рамочки Детские (10)
- Рамочки Кулинарные (для рецептов) (2)
- Рамочки от be-ll (86)
- Рамочки от geniavegas (133)
- Рамочки Пасхальные (2)
- Рамочки с девушками (34)
- Рамочки с животными (2)
- Рамочки с картинкой (12)
- Рамочки с Пейзажем (2)
- Рамочки с цветами (47)
- Рамочки Фруктовые (5)
- Цветочная рамочка (92)
- Ремонт своими руками (2)
- Сады и Парки (29)
- Самые интересные места на планете. (42)
- Сказка (2)
- Скрап-Наборы (1)
- Соборы, Храмы, Монастыри (34)
- Соборы, Храмы Чехии (4)
- Соборы, Храмы, Монастыри Гонконга (1)
- Соборы, Храмы, Монастыри Испании (1)
- Соборы, Храмы, Монастыри России (15)
- Соборы, Храмы, Монастыри Таиланда (2)
- Соборы, Храмы, Монастыри Украины (5)
- Соборы, Храмы, Монастыри Японии (6)
- Страны (345)
- Авганистан, Иран, Пакистан (3)
- Австралия (3)
- Австрия — 1 (7)
- Австрия — 2 (39)
- Албания, Македония, Болгария (3)
- Англия, Ирландия, Шотландия (29)
- Беларусь, Польша, Украина (6)
- Бельгия, Люксембург, Дания, Нидерланды (10)
- Бразилия (3)
- Венгрия, Босния, Герцеговина (1)
- Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Таиланд (17)
- Германия (Бавария) (18)
- Гонконг (1)
- Греция (2)
- Израиль (1)
- Индия, Шри-Ланка (7)
- Исландия (1)
- Испания, Португалия (11)
- Италия, Ватикан (9)
- Китай (20)
- Корея (22)
- Коста-Рика (1)
- Латвия, Литва, Эстония (2)
- Малайзия, Сингапур (5)
- Мексика (1)
- Новая Зеландия (1)
- Норвегия, Швеция, Финляндия (5)
- ОАЭ — Объединённые Арабские Эмираты (2)
- Россия, Крым (15)
- США (17)
- Франция, Монако, Лихтенштейн, Швейцария (23)
- Чехия, Словения (20)
- Япония (35)
- Уроки (38)
- Фото (132)
- Обои для рабочего стола (16)
- ФотоАрт — Городской Пейзаж (9)
- ФотоАрт — Дети (3)
- ФотоАрт — Животный Мир (11)
- ФотоАрт — Интерьер (4)
- ФотоАрт — Мир Птиц (2)
- ФотоАрт — Морской Пейзаж (2)
- ФотоАрт — Пейзажи, Природа (21)
- ФотоАрт — Подводный мир (7)
- ФотоАрт — Прекрасные Незнакомки (9)
- ФотоАрт — Уютный Уголок (20)
- ФотоАрт — Фото-Натюрморты (2)
- ФотоАрт — Фотограф Эдуард Гордеев (11)
- ФотоАрт — Фруктово-Ягодное (3)
- ФотоАрт — Цветочное Искушение (17)
- Чудеса природы (3)
- Эпиграфы, флешки, флеш-часы, календари (53)
- Это Интересно (35)
- Юмор (6)
—Цитатник
МЕГАПОИСКОВИК. — Найдётся всё. Фотоальбомы Блоги Видео Обои О.
«Интернетный Портал — МОСТ» http://www.moct-online.de/p.html Совершенно потрясающий сай.
Онлайн часовня По замыслу создателей, онлайн часовня рассчитана на тех, у кого нет времени и.
Король Франции Франциск I (1494-1547). Династия Валуа. Франци́ск I ( 12 сентября 14.
«У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница» У каждого есть свой ангел-храни.
—Ссылки
—Музыка
—Фотоальбом
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Балет «Бахчисарайский фонтан»
Понедельник, 26 Марта 2018 г. 00:19 + в цитатник
Балет «Бахчисарайский фонтан»
«Бахчисарайский фонтан» — хореографическая поэма в четырёх действиях с прологом и эпилогом по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина композитора Бориса Асафьева, поставленная балетмейстером Ростиславом Захаровым по сценарию Николая Волкова в 1934 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета .
Князь Адам, польский магнат
Мария, его дочь
Вацлав, жених Марии
Гирей, крымский хан
Зарема, любимая жена Гирея
Нурали, военачальник
Управляющий замком, начальник стражи, польские паны и паненки, аббат, лазутчик, вторая жена Гирея, служанка, евнухи, татары, поляки.
Действие происходит в Польше и Бахчисарае на рубеже XVIII — XIX веков.
У «Фонтана слёз» — памятника Марии — в глубоком раздумье сидит хан Гирей.
Парк польского замка, в котором празднуют день рождения Марии — дочери владельца имения Адама Потоцкого. В саду она встречается с Вацлавом. Их краткий дуэт, полный нежности и счастья, прерывает стража. Недалеко от замка захвачен татарский лазутчик. Начальник стражи и управляющий решают, что из-за этого не стоит портить праздник. Пленника уводят. Распахиваются двери замка, и парк заполняет пышное шествие гостей. В первой паре седоусый князь Адам и красавица Мария. В торжественном полонезе, а затем и в изящной мазурке старики соревнуются в ловкости с молодыми. Все весело ухаживают за своими дамами. Мужская вариация четырёх кавалеров построена на соревновании возрастов. В женской вариации четыре паненки оценивают мужество старших и отвагу молодых. В большом дуэте Марии и Вацлава — объяснение в любви. Старик-отец с нежностью наблюдает за юной парой. С воодушевлением начинает он танцевать краковяк, который подхватывают все гости.
Вбегает раненый воин, сообщающий о появлении татар. Дам уводят в замок, мужчины обнажают шпаги. Сцена боя, в котором один за другим гибнут защитники замка. Замок пылает. Из него выбегает с любимой маленькой арфой в руках Мария. Вацлав пытается саблей проложить дорогу любимой. Внезапно на их пути возникает Гирей. Вацлав бросается ему навстречу, но падает сражённый ударом в грудь кинжалом. Мария склоняется над упавшим юношей. Гирей застывает, поражённый её красотой.
Действие второе — Гарем хана Гирея
Однообразен каждый день,
И медленно часов теченье,
В гареме жизнью правит лень;
Мелькает редко наслаждение.
Жены наряжаются, на богато убранном ложе — любимая жена хана «звезда любви, краса гарема» Зарема. Возвращается из похода Гирей. Зарема танцует для него, но мысли хана полны Марией и он равнодушен к танцам грузинки. Это равнодушие становится понятным для всех, когда в глубине сцены проходит Мария. Гирей уходит. Жёны насмехаются над Заремой. В страстном танце она пытается обрести прежнюю уверенность и любовь повелителя. При возвращении хана Зарема пылко бросается к нему и обвивает руками его шею. Гирей снимает женские руки со своих плеч и, не глядя на неё, уходит. В отчаянии Зарема падает.
Действие третье — Опочивальня Марии в гареме Бахчисарайского дворца.
В неволе тихой увядая,
Мария плачет и грустит.
Мария задумчиво наигрывает на любимой арфе польскую мелодию. Появление Гирея пугает её. Хан робко склоняется перед Марией, предлагает ей свою смиренную любовь, но она избегает даже приближения к ней убийцы всех её близких. Огорчённый Хан уходит. Мария вспоминает Польшу, иные счастливые дни и танцует лирическую и грустную элегию. Старуха прислужница укладывает её в постель, но пленнице не спится. Крадучись, со светильником в руках и прижимая к груди кинжал, входит Зарема. Переступив через спящую служанку, она приближается к ложу Марии. Та в смятении недоумевает, что нужно этой красавице от неё. В большом монологе Зарема рассказывает о своей судьбе, о своей безумной любви к Гирею. А теперь он охладел к ней!
Невинной деве непонятен
Язык мучительный страстей,
Но голос их ей смутно внятен,
Он странен, он ужасен ей.
Проснувшаяся служанка убегает за помощью. Вдруг Зарема замечает тюбетейку, забытую ханом. В бешенстве она хватается за кинжал. Мария в испуге прячется за колонну. Вбегает Гирей, он пытается обезоружить Зарему, но той удается ускользнуть и нанести удар в спину Марии. Безвинная полячка тихо умирает. Зарема умоляет хана своей рукой убить её, но Хан отдает её в руки евнухов.
Действие четвёртое — Бахчисарайский дворец
Гирей сидел, потупив взор,
Янтарь в устах его дымился,
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
Ничто не развлекает Хана: ни возвращение татар с богатой добычей, ни десяток новых невольниц. Лишь на мгновение оживляется он, когда Зарему сбрасывают со скалы. Любимый военачальник Hyp-Али затевает дикую воинственную татарскую пляску. Прервав её, хан велит итальянскому зодчему ввести в действие «Фонтан слёз», сооружённый «в память горестной Марии». Глядя на него, он вспоминает пленительный образ Марии.
И снова одинокий и безутешный Гирей у «Фонтана слёз».
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами.
Мастера русского балета (Лебединое озеро. Бахчисарайский фонтан. Пламя Парижа) (1953)
Фильм «Мастера русского балета»
Год выпуска: 1953
Исполнители:
Галина Уланова, Наталья Дудинская, Майя Плисецкая, Муза Готлиб, Ядвига Сангович, Константин Сергеев, Юрий Жданов, Пётр Гусев, Игорь Бельский, Вахтанг Чабукиани, Владимир Баканов.
1. Лебединое озеро / Swan Lake
2. Бахчисарайский фонтан / The Bakhchsarai Fountain
3. Пламя Парижа / The Flame Of Paris
Борис Асафьев. «Бахчисарайский фонтан!. Мариинский театр (2017)
Балет в четырёх актах.
Сценарист (по поэме А. Пушкина) Н. Волков,
балетмейстер Р. Захаров,
художник В. Ходасевич,
дирижёр Е. Мравинский.
Премьера состоялась 28 сентября 1934 года в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета.
Действующие лица:
Князь Адам – Андрей Яковлев
Мария – Анастасия Матвиенко
Вацлав – Ксандер Париш
Гирей – Роман Беляков
Зарема – Виктория Терёшкина
Нурали – Григорий Попов
Оркестр Мариинского театра
Дирижёр — Борис Грузин
27-28 мая 2017, Санкт-Петербург
Балет «Бахчисарайский фонтан». МОГТ «Русский балет» (2019)
еатр «Русский балет» представляет балет «Бахчисарайский фонтан» в авторской редакции народного артиста СССР Вячеслава Гордеева.
Постановка осуществлена по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина на музыку композитора Бориса Асафьева и посвящена 220-летию со дня рождения великого русского поэта в рамках программы «Год театра», который в 2019 году отмечался в России.
В спектакле задействована практически вся труппа театра, а главные партии исполняют:
заслуженная артистка Московской области Юлия Звягина /Мария/,
заслуженный артист РФ Дмитрий Котермин /Мстислав/,
заслуженный артист Республики Коми Максим Фомин /хан Гирей/,
лауреат международных конкурсов Арутюн Аракелян /Нур-Али/.
Костюмы созданы по эскизам художника Екатерины Яковлевой, парики и бутафория изготовлены в мастерских Большого театра.
Оформление спектакля решено с использованием мультимедийной инсталляции, созданной художником компьютерного дизайна Палом Суворовым.
Краткое содержание балета «Бахчисарайский фонтан»
История любви крымского хана Гирея к пленённой польской княжне Марии разворачивается в двух действиях.
Знатный польский князь празднует в своём поместье день рождения любимой дочери Марии, помолвленной с князем Мстиславом. Жизнь Марии наполнена красотой и любовью. Но счастью не суждено случиться. Татарская орда врывается в поместье. Пылает замок, гибнут хозяева и многочисленные гости, прибывшие на помолвку княжны Марии. Мстислав и Мария пытаются спастись бегством, но путь преграждает сам хан Гирей. Копьями татар убит Мстислав. Поражённый красотой Марии, Гирей склоняется перед ней. Его сердце покорено. Он увозит пленённую Марию в Бахчисарай в свой гарем.
Развязка трагична – убита кинжалом Мария, покончила с собой потерявшая любовь хана Зарема, раздавлен душевной мукой Гирей. В память о своей возлюбленной он возводит «Фонтан слёз» – символ плачущего мужского сердца.
Источник