- Бахчисарайский фонтан (балет)
- Содержание
- [править] Предыдущий балет
- [править] Литературная основа
- [править] История создания балета
- [править] Действующие лица и краткий сюжет
- [править] Премьера
- [править] Дальнейшие постановки
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Цитатник
- —Ссылки
- —Музыка
- —Фотоальбом
- —Всегда под рукой
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Балет «Бахчисарайский фонтан»
Бахчисарайский фонтан (балет)
Бахчисарайский фонтан — балет в 4 актах композитора Б. В. Асафьева по сценарию Н. Д. Волкова. Cюжетной основой послужила поэма А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан».
Премьера: 1934 г., Ленинградский театр оперы и балета (прошлый и нынешний Мариинский театр).
Содержание
[править] Предыдущий балет
Балет Б. Асафьева оказался не первым по этому сюжету.
Есть данные, что двухактный балет с названием «Бахчисарайский фонтан» существовал уже в середине 19 века. Скорее всего, имеется в виду балет А. Адана «Морской разбойник», поставленный впервые в Петербурге в 1840 году балетмейстером Ф. Тальони [1] , по сюжету представляющий собой нечто среднее между пушкинскими поэмами «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник» [2] . Этот балет под названием «Бахчисарайский фонтан» был поставлен в гастрольной труппе, которую возглавляла балерина Елена Андреянова (возможно, она же сама стала хореографом балета), пригласив артистов московского императорского театра, и было это в 1852/1853 гг., премьера постановки состоялась в Воронеже [3] .
Следующие сведения о двухактном балете «Бахчисарайский фонтан», называвшемся также «Жертва верности», относятся уже к концу 19 столетия. Этот балет неоднократно и с немалым успехом ставил Томаш Нижинский (1862—1912; известный в русских труппах как Фома Лаврентьевич Нижинский; однако значительно больше него прославились двое его детей от первого брака — в первом браке у него было трое детей: Вацлав, Бронислава и Стасик): в 1892 г. — в Киеве, в 1893 г. — в Одесском оперном театре, в 1896 г. — в театре-цирке в Нарве. В своих воспоминаниях Бронислава Нижинская (Бронислава Нижинская. «Ранние воспоминания», Москва, «Артист. Режиссер. Театр», 1999) писала, как их, еще маленьких детей, родители привели на спектакль и как они испугались, когда на их маму, исполнительницу партии Марии, замахнулась кинжалом другая балерина, исполнявшая роль Заремы, — так надо было по сюжету, но дети очень переживали, а в самые драматические моменты представления маленький Вацлав (а он старший брат) молился: «Господи, спаси мамусю, Матка Боска, спаси мамусю!» [4] . Бронислава Фоминична вспоминала, как уже после спектакля «бесстрашный» старший брат Вацлав уверял, что он-то нисколько не боялся, а вот младшая сестра Броня переживала и плакала — ну девчонка, рано ее водить в театры…
Эта постановка считалась большим успехом Томаша Нижинского. Однако больше никаких данных про этот балет найти не удалось.
Широко известен стал другой балет с тем же названием — значительно позже созданный композитором Борисом Асафьевым. Вот о нем и пойдет речь.
[править] Литературная основа
Литературной основой балета послужила одноименная поэма А. С. Пушкина, которая написана на основе древней легенды о Бахчисарайском фонтане, иначе называемом Фонтаном слез или Сиф-Сибим — на территории ханского дворца в Бахчисарае. Этот фонтан, построенный в 1764 году мастером Омером по заказу хана Гирея в память о его погибшей возлюбленной наложнице или жене по имени Диляра Бикеч — то ли гречанке, то ли польке, — и поэтическая легенда его создания неоднократно служили вдохновением для поэтов и художников. Фонтан представляет собой монумент белого мрамора, вода перетекает из одной чаши в другую. При ханах он стоял в саду, но позже, к приезду Екатерины II, был перенесен во внутренний дворик, где и находится по сию пору [5] .
Пушкин, отправленный в ссылку, встретился по дороге с семьёй генерала Раевского, и дальнейший путь они проделывали вместе. 7 сентября 1820 года они посетили дворец в Бахчисарае. Сам фонтан должного впечатления на поэта не произвел, о чем он писал своему другу А. Дельвигу: «В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище» [6] .
Но легенда задела Пушкина. Он сочинил свою версию легенды, заменив и имена, и события по своему литературному усмотрению. Он начал поэму в 1821 году, а в течение 1822 и 1823 продолжил работу. В 1824 году поэма была опубликована.
Читать поэму А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»: здесь, здесь или в любой библиотеке.
[править] История создания балета
Эта работа стала не первым успешным сотрудничеством либреттиста и театрального критика Николая Дмитриевича Волкова (1894—1965) и композитора Бориса Владимировича Асафьева (1884—1949). Их предыдущая совместная работа — балет «Пламя Парижа», вышедший в ноябре 1932 года к юбилею советской власти — 15 лет со дня Октябрьской революции, — тогда Н. Д. Волков сочинял либретто вместе с театральным художником В. В. Дмитриевым, — получила не только восторженные отзывы критики, но и высокие государственные награды.
Но впервые Н. Волков обратился к произведению Пушкина [7] .
К произведениям Пушкина балет уже давно не обращался. При жизни поэта его произведения весьма активно использовались в балете: «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» — 1821, «Кавказский пленник, или Тень невесты» — 1823, «Чёрная шаль, или Наказанная неверность» — 1831. Но потом в пушкиниане предпочтение в музыкальном театре отдавалось операм, правда, бывали и исключения: 1867 — «Золотая рыбка» (балет композитора Л.Минкуса) и 1900 — «Египетские ночи» (балет композитора А. Аренского), 1903 — «Волшебное зеркало» по сказкам Пушкина и братьев Гримм.
И вот вновь Пушкин вошел на балетную сцену. Пушкинский сюжет в работе Н. Волкова сразу претерпел некоторые изменения. Если у Пушкина прекрасная Мария была совсем юна и «любви еще не знала», то в либретто у нее появился жених Вацлав, возник персонаж военачальник Нурали, безымянный в поэме отец Марии стал князем Адамом [7] [8] [9] .
Асафьев решил использовать музыку композиторов начала 19 века и уже отобрал несколько фрагментов. Но очень скоро эта идея отпала: для современного балета и музыка требовалась современная, и из всего уже подготовленного композитор оставил лишь романс Гурилева «Фонтану Бахчисарайского дворца» на стихотворение Пушкина 1824 года (звучит в прологе и эпилоге балета, словно обрамляющая его рамка) и ноктюрн Дж. Фильда как определяющая характеристика Марии [7] .
«Бахчисарайский фонтан» стал балетмейстерским дебютом Ростислава Владимировича Захарова (1907—1984), раньше танцевавшего на сцене Киевского театра, но за пару лет до того, в 1932 году закончившего экстерном режиссерское отделение Ленинградского театрального техникума [7] и с этим спектаклем занявшего пост главного балетмейстера [10] Ленинградского театра оперы и балета (очень скоро, сразу после убийства С. М. Кирова 1 декабря 1934 театр получил в своем названии его имя). Режиссер — Сергей Радлов (педагог Р. Захарова по театральному техникуму). Художник спектакля Валентина Ходасевич [11] . Балетмейстерская работа Захарова стала новаторством в смешении и противопоставлении эстетики западного и восточного танца — этим подчеркивалась разность и непохожесть двух миров, балетмейстер и композитор словно бы ставили стену между ними, где попавшему из одного мира в другой не выжить. Нежная лиричность одного мира резко контрастировала с сильными глубокими воинственными чувствами другого [11] .
[править] Действующие лица и краткий сюжет
- Князь Адам, польский магнат
- Мария, его дочь
- Вацлав, жених Марии
- Гирей, крымский хан
- Зарема, любимая жена Гирея
- Нурали, военачальник
- Управляющий замком, начальник стражи, польские паны и паненки, аббат, лазутчик, вторая жена Гирея, служанка, евнухи, татары, поляки.
Действие происходит в Польше и Бахчисарае на рубеже XVIII—XIX веков.
Пролог. Перед мраморным фонтаном в Бахчисарайском дворце, воздвигнутым в память своей погибшей любимой, склонился хан Гирей. Он не видит ничего вокруг, весь находясь в воспоминаниях и видениях прошлого.
Действие первое. В замке польского князя Адама проходит празднество. Дочь князя красавица Мария и ее жених Вацлав счастливы, и, казалось, ничто поначалу не предвещает беды. Но вот появились польские воины с пленным татарином. А за ними врывается татарский отряд во главе с ханом Гереем. Взгляд хана останавливается на красавице Марии. Пытаясь оградить любимую от нечестивца, Вацлав бросается к ней, но хан оказался проворней и закалывает юношу. Мария становится пленницей Гирея.
Действие второе. В гареме Гирея — его жены и наложницы, среди которых выделяется его любимая — красавица Зарема. Однако она замечает: с приездом новой польской гордячки Марии, отвергающей Гирея, он охладел к ней, а любовь Заремы к нему по-прежнему страстна и горяча.
Действие третье. Мария томится среди восточной красоты, ей все здесь чуждо и ненавистно. Ее одиночество нарушает лишь хан, в который раз добиваясь ее любви. Но все его попытки тщетны. Он вновь уходит ни с чем. Пробравшись ночью к Марии, Зарема умоляет её вернуть ей любовь Гирея. Мария уверяет, что не любит ни хана, ни ту землю, куда насильно привезена, — и не будет ей здесь счастья. Но Зарема замечает тюбетейку хана и, решив, что он здесь постоянно бывает, в приступе ревности пронзает Марию кинжалом на глазах вбежавшего со стражей хана.
Действие четвертое. Гирей тоскует о любимой Марии возле Бахчисарайского фонтана. Вернувшийся из очередного набега военачальник Нурали показывает ему новых пленниц для гарема, но хан безутешен. Коварную Зарему по его приказу стражники сбрасывают в пропасть.
Эпилог. Ничто не спасает хана от горя и тоски, он — в видениях прошлого. А издалека доносится голос певца:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль…
[править] Премьера
Премьера состоялась 28 сентября [8] [12] [13] [7] (есть уверения, что 20 сентября [11] ) 1934 года, Ленинградский театр оперы и балета (прошлый и нынешний Мариинский театр), Ленинград (прошлый и нынешний Санкт-Петербург).
В премьерном спектакле дирижировал Е. А. Мравинский; исполнители главных ролей: Мария — Г. С. Уланова, Зарема — О. Г. Иордан, Вацлав — К. М. Сергеев, Гирей — М. А. Дудко [13] .
[править] Дальнейшие постановки
Балет стал определенной вехой в развитии балетного искусства, в первую очередь советского балета [10] . Он воплотил в музыку и пластику сложный драматический сюжет с высоким накалом страстей и эмоций, определив судьбу и путь дальнейшего развития советского балета и став в какой-то степени олицетворением политической победы (в политические победы советского строя записывались все удачи, происходившие на территории Советского Союза, — в любой сфере: от балетов до космоса, от колбасы докторской до фигурного катания и одинаковых новостроек с одинаковыми отдельными квартирами).
У балета сразу сложилась завидная судьба. Вот уже много лет он не сходит с театральных подмостков разных стран. Среди постановок:
- 20 апреля 1936, Театр им. Немировича-Данченко в Москве, балетмейстер Р. В. Захаров, режиссер П. А. Марков, дирижёр В. А. Эдельман, художник В. М. Ходасевич; Мария — А. А. Урусова, Зарема — В. В. Кригер, Вацлав — В. В. Беликов, Гирей — А. А. Клейн.
- 11 июня 1936, Большой театр в Москве, балетмейстер Р. В. Захаров, дирижёр Ю. Ф. Файер, художник В. М. Ходасевич; Мария — В. П. Васильева, Зарема — Л. М. Банк, Вацлав — М. М. Габович, Гирей — П. А. Гусев. В 1944 году в том же Большом театре балет был возобновлен; Мария — М. С. Боголюбская, затем Г. С. Уланова, Зарема — Е. Г. Чикваидзе, Вацлав — В. А. Преображенский.
- В 1946 году спектакль был восстановлен на сцене Ленинградского Кировского театра (прошлая и нынешняя Маринка), где впервые появился: балетмейстер П. А. Гусев; Гирей — Б. В. Шавров, Мария — Н. Железнова, Зарема — А. Я. Шелест.
Балет ставился в разных театрах в разных странах и неоднократно возобновлялся многими балетмейстерами.
В 1953/1954 г. фрагменты из балета «Бахчисарайский фонтан», наряду с фрагментами из балетов «Лебединое озеро» и «Пламя Парижа» как величайшие шедевры советского балетного искусства вошли в фильм режиссёра Герберта Раппопорта «Мастера русского балета» о балетах ленинградского Кировского театра (см. фрагменты — видеоролик в начале данной статьи).
В октябре 2011 года Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского вернулся к самой первой, ставшей традиционной постановке балета [10] .
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Анимашки и Открытки (33)
- «Новый Год» по Символам Года (14)
- Винтажные Открытки (1)
- Новогоднее, Рождественское (18)
- Библиотека (760)
- 01.01 — Д/фильмы — Тайны и Загадки, Пришельцы, (16)
- 01.02 — Д/фильмы — Космос, Вселенная (3)
- 01.03 — Д/фильмы — Мировой Океан, Планета Земля (15)
- 01.04 — Д/фильмы — Природа,Живот.Мир,Мир Растений (22)
- 01.05 — Док. фильмы — Самые Красивые Уголки Планет (5)
- 01.06 — Док. фильмы — Дворцы, Замки и Соборы Мира (8)
- 01.07 — Д/ фильмы — Дворцы, Замки и Соборы России (20)
- 01.08 — Док. фильмы — Музеи России (20)
- 01.09 — Док. фильмы — Музеи Мира (5)
- 01.10 — Виртуальные Экскурсии (27)
- 01.11. — Тайны Монархов (1)
- 01.12 — Всемирная История (11)
- 02 — Худ. Фильмы — Зарубежные (27)
- 03 — Худ. Фильмы — Российские (46)
- 04 — История Государства Российского (32)
- 05 — История в лицах (13)
- 06 — Лекции по Истории (8)
- 07 — Диалоги. (13)
- 08 — Тайны Нашего Кино (14)
- Аудио-запись (187)
- Балет (29)
- Мир Танца (10)
- Мировые шедевры любви (видео) (15)
- Мифы, Легенды, Былины, Притчи, Сказания (24)
- Музыка Для Души (Видео) (5)
- Музыка. Зарубежные Исполнители (14)
- Музыка. Российские (Советские) Исполнители (32)
- Музыкальные Клипы (4)
- Стихи (64)
- Стихи (авторские) (11)
- Стихи (Интернет) (46)
- Стихи для Детей (4)
- Фигурное Катание (27)
- Всё под рукой (30)
- Вязание (4)
- Гороскопы (5)
- Дворцы и Замки (Особняки) (329)
- Дворцы и Дворцово-Парковые Ансамбли России (1) (49)
- Дворцы и Дворцово-Парковые Ансамбли России (2) (50)
- Дворцы и Дворцово-Парковые Ансамбли России (3) (36)
- Дворцы и Дворцово-Парковые Ансамбли России (4) (46)
- Дворцы и Замки Австрии (3)
- Дворцы и Замки Англии — 1 (50)
- Дворцы и Замки Англии — 2 (3)
- Дворцы и Замки Германии (10)
- Дворцы и Замки Франции — 1 (50)
- Дворцы и Замки Франции — 2 (14)
- Дворцы и Замки Чехии (2)
- Дворцы и Замки Эстонии, Латвии, Литвы, Польши (2)
- Дворцы Индии (3)
- Декоративно-прикладное искусство (216)
- Авторская Кукла — 1 (46)
- Авторская Кукла — 2 (7)
- Восковые Фигуры (3)
- Вышивка, Мозаика, Резьба (6)
- Гжель, Керамика, Стекло (4)
- Жостово, Мстёра, Палех (14)
- Изделия Фаберже (11)
- Лаковая Миниатюра (1)
- Роспись По Камню, Роспись Зеркал (8)
- Русская эмаль (1)
- Своими руками (2)
- Фарфор Авторский (19)
- Фарфор | Антиквариат (24)
- Федоскино, Холуй, Хохлома (12)
- Ювелирные изделия (47)
- «Подарок в русском стиле…» от G. DeBrekht (11)
- Династии Царской России (14)
- Юсуповы (8)
- Династия Романовых (197)
- 1 — Первые Романовы (4)
- 2 — От Петра I до Екатерины II (25)
- 3 — Павел I Петрович, его приближённые и потомки (24)
- 4 — Александр I, его приближённые и потомки (19)
- 5 — Николай I, его приближённые и потомки (30)
- 6 — Александр II, его приближённые и потомки (40)
- 7 — Александр III, его приближённые и потомки (25)
- 8 — Николай II и его приближённые (31)
- Великие Русские Князья и их потомки (24)
- Немецкие принцессы в России (15)
- Русские принцессы и их потомки (31)
- Женская энциклопедия (14)
- Живопись (Акварель) (450)
- Pin-up (2)
- Ангелы (3)
- Английская Живопись (22)
- Восточная живопись (8)
- Галантный Век (5)
- Германская Живопись (2)
- Городской Пейзаж (13)
- Дворцовые Фантазии (1)
- Детство — Чудесная Страна (37)
- Жанровая Живопись, Пасторальные Сценки (13)
- Женский образ — 1 (51)
- Женский образ — 2 (38)
- Живопись по шёлку (2)
- Животный Мир (21)
- Испанская Живопись (2)
- Итальянская Живопись (1)
- Картины Мастихином (1)
- Компьютерная Графика (1)
- Мир Птиц (11)
- Мир Фэнтези, Сюрреализм (31)
- Мифология в живописи (19)
- Морской Пейзаж (3)
- Натюрморты (19)
- Новогодне-Рождественская живопись (3)
- Он и Она (6)
- Пейзажи, Природа (38)
- Плодово-Ягодно-Овощное (4)
- Поздравления в живописи (5)
- Портретисты (23)
- Русь Языческая (14)
- Святые (3)
- Сказочный Мир — 1 (50)
- Сказочный Мир — 2 (5)
- Уютный Уголок (9)
- Художники XX века (27)
- Цветочное Настроение — 1 (50)
- Цветочное Настроение — 2 (14)
- Здоровье (9)
- Золотое кольцо России (5)
- Иконы, Религия (11)
- Исторические личности (Мужчины) (2)
- Исторический Костюм (16)
- История в Женских лицах (31)
- КлипАрт (3)
- Клуб Путешественников (36)
- Короли и Королевы, члены королевских семей (58)
- Короли и королевы Англии, члены их семей (1) (43)
- Короли и королевы Англии, члены их семей (2) (8)
- Короли и королевы Бельгии, члены их семей (1)
- Короли и королевы Франции, члены их семей (7)
- Кулинарные Рецепты — 1 (68)
- Кулинарные Рецепты — 2 (42)
- Культура и Мир Искусства (7)
- Балы и бальные танцы (6)
- Мудрые мысли, Притчи (7)
- Музеи Мира (3)
- Музеи России (22)
- Непознанное (3)
- Оформление Дневника (381)
- Полезные советы, Компьютерная помощь (23)
- Разделители (6)
- Разделители — Кнопочки-переходы «Далее»1 (50)
- Разделители — Кнопочки-переходы «Далее»2 (5)
- Рамочки (370)
- Зимние и Новогодние рамочки (14)
- Простые рамочки (164)
- Рамочки «Двое» (5)
- Рамочки Детские (10)
- Рамочки Кулинарные (для рецептов) (2)
- Рамочки от be-ll (86)
- Рамочки от geniavegas (133)
- Рамочки Пасхальные (2)
- Рамочки с девушками (34)
- Рамочки с животными (2)
- Рамочки с картинкой (12)
- Рамочки с Пейзажем (2)
- Рамочки с цветами (47)
- Рамочки Фруктовые (5)
- Цветочная рамочка (92)
- Ремонт своими руками (2)
- Сады и Парки (29)
- Самые интересные места на планете. (42)
- Сказка (2)
- Скрап-Наборы (1)
- Соборы, Храмы, Монастыри (34)
- Соборы, Храмы Чехии (4)
- Соборы, Храмы, Монастыри Гонконга (1)
- Соборы, Храмы, Монастыри Испании (1)
- Соборы, Храмы, Монастыри России (15)
- Соборы, Храмы, Монастыри Таиланда (2)
- Соборы, Храмы, Монастыри Украины (5)
- Соборы, Храмы, Монастыри Японии (6)
- Страны (345)
- Авганистан, Иран, Пакистан (3)
- Австралия (3)
- Австрия — 1 (7)
- Австрия — 2 (39)
- Албания, Македония, Болгария (3)
- Англия, Ирландия, Шотландия (29)
- Беларусь, Польша, Украина (6)
- Бельгия, Люксембург, Дания, Нидерланды (10)
- Бразилия (3)
- Венгрия, Босния, Герцеговина (1)
- Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Таиланд (17)
- Германия (Бавария) (18)
- Гонконг (1)
- Греция (2)
- Израиль (1)
- Индия, Шри-Ланка (7)
- Исландия (1)
- Испания, Португалия (11)
- Италия, Ватикан (9)
- Китай (20)
- Корея (22)
- Коста-Рика (1)
- Латвия, Литва, Эстония (2)
- Малайзия, Сингапур (5)
- Мексика (1)
- Новая Зеландия (1)
- Норвегия, Швеция, Финляндия (5)
- ОАЭ — Объединённые Арабские Эмираты (2)
- Россия, Крым (15)
- США (17)
- Франция, Монако, Лихтенштейн, Швейцария (23)
- Чехия, Словения (20)
- Япония (35)
- Уроки (38)
- Фото (132)
- Обои для рабочего стола (16)
- ФотоАрт — Городской Пейзаж (9)
- ФотоАрт — Дети (3)
- ФотоАрт — Животный Мир (11)
- ФотоАрт — Интерьер (4)
- ФотоАрт — Мир Птиц (2)
- ФотоАрт — Морской Пейзаж (2)
- ФотоАрт — Пейзажи, Природа (21)
- ФотоАрт — Подводный мир (7)
- ФотоАрт — Прекрасные Незнакомки (9)
- ФотоАрт — Уютный Уголок (20)
- ФотоАрт — Фото-Натюрморты (2)
- ФотоАрт — Фотограф Эдуард Гордеев (11)
- ФотоАрт — Фруктово-Ягодное (3)
- ФотоАрт — Цветочное Искушение (17)
- Чудеса природы (3)
- Эпиграфы, флешки, флеш-часы, календари (53)
- Это Интересно (35)
- Юмор (6)
—Цитатник
МЕГАПОИСКОВИК. — Найдётся всё. Фотоальбомы Блоги Видео Обои О.
«Интернетный Портал — МОСТ» http://www.moct-online.de/p.html Совершенно потрясающий сай.
Онлайн часовня По замыслу создателей, онлайн часовня рассчитана на тех, у кого нет времени и.
Король Франции Франциск I (1494-1547). Династия Валуа. Франци́ск I ( 12 сентября 14.
«У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница» У каждого есть свой ангел-храни.
—Ссылки
—Музыка
—Фотоальбом
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Балет «Бахчисарайский фонтан»
Понедельник, 26 Марта 2018 г. 00:19 + в цитатник
Балет «Бахчисарайский фонтан»
«Бахчисарайский фонтан» — хореографическая поэма в четырёх действиях с прологом и эпилогом по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина композитора Бориса Асафьева, поставленная балетмейстером Ростиславом Захаровым по сценарию Николая Волкова в 1934 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета .
Князь Адам, польский магнат
Мария, его дочь
Вацлав, жених Марии
Гирей, крымский хан
Зарема, любимая жена Гирея
Нурали, военачальник
Управляющий замком, начальник стражи, польские паны и паненки, аббат, лазутчик, вторая жена Гирея, служанка, евнухи, татары, поляки.
Действие происходит в Польше и Бахчисарае на рубеже XVIII — XIX веков.
У «Фонтана слёз» — памятника Марии — в глубоком раздумье сидит хан Гирей.
Парк польского замка, в котором празднуют день рождения Марии — дочери владельца имения Адама Потоцкого. В саду она встречается с Вацлавом. Их краткий дуэт, полный нежности и счастья, прерывает стража. Недалеко от замка захвачен татарский лазутчик. Начальник стражи и управляющий решают, что из-за этого не стоит портить праздник. Пленника уводят. Распахиваются двери замка, и парк заполняет пышное шествие гостей. В первой паре седоусый князь Адам и красавица Мария. В торжественном полонезе, а затем и в изящной мазурке старики соревнуются в ловкости с молодыми. Все весело ухаживают за своими дамами. Мужская вариация четырёх кавалеров построена на соревновании возрастов. В женской вариации четыре паненки оценивают мужество старших и отвагу молодых. В большом дуэте Марии и Вацлава — объяснение в любви. Старик-отец с нежностью наблюдает за юной парой. С воодушевлением начинает он танцевать краковяк, который подхватывают все гости.
Вбегает раненый воин, сообщающий о появлении татар. Дам уводят в замок, мужчины обнажают шпаги. Сцена боя, в котором один за другим гибнут защитники замка. Замок пылает. Из него выбегает с любимой маленькой арфой в руках Мария. Вацлав пытается саблей проложить дорогу любимой. Внезапно на их пути возникает Гирей. Вацлав бросается ему навстречу, но падает сражённый ударом в грудь кинжалом. Мария склоняется над упавшим юношей. Гирей застывает, поражённый её красотой.
Действие второе — Гарем хана Гирея
Однообразен каждый день,
И медленно часов теченье,
В гареме жизнью правит лень;
Мелькает редко наслаждение.
Жены наряжаются, на богато убранном ложе — любимая жена хана «звезда любви, краса гарема» Зарема. Возвращается из похода Гирей. Зарема танцует для него, но мысли хана полны Марией и он равнодушен к танцам грузинки. Это равнодушие становится понятным для всех, когда в глубине сцены проходит Мария. Гирей уходит. Жёны насмехаются над Заремой. В страстном танце она пытается обрести прежнюю уверенность и любовь повелителя. При возвращении хана Зарема пылко бросается к нему и обвивает руками его шею. Гирей снимает женские руки со своих плеч и, не глядя на неё, уходит. В отчаянии Зарема падает.
Действие третье — Опочивальня Марии в гареме Бахчисарайского дворца.
В неволе тихой увядая,
Мария плачет и грустит.
Мария задумчиво наигрывает на любимой арфе польскую мелодию. Появление Гирея пугает её. Хан робко склоняется перед Марией, предлагает ей свою смиренную любовь, но она избегает даже приближения к ней убийцы всех её близких. Огорчённый Хан уходит. Мария вспоминает Польшу, иные счастливые дни и танцует лирическую и грустную элегию. Старуха прислужница укладывает её в постель, но пленнице не спится. Крадучись, со светильником в руках и прижимая к груди кинжал, входит Зарема. Переступив через спящую служанку, она приближается к ложу Марии. Та в смятении недоумевает, что нужно этой красавице от неё. В большом монологе Зарема рассказывает о своей судьбе, о своей безумной любви к Гирею. А теперь он охладел к ней!
Невинной деве непонятен
Язык мучительный страстей,
Но голос их ей смутно внятен,
Он странен, он ужасен ей.
Проснувшаяся служанка убегает за помощью. Вдруг Зарема замечает тюбетейку, забытую ханом. В бешенстве она хватается за кинжал. Мария в испуге прячется за колонну. Вбегает Гирей, он пытается обезоружить Зарему, но той удается ускользнуть и нанести удар в спину Марии. Безвинная полячка тихо умирает. Зарема умоляет хана своей рукой убить её, но Хан отдает её в руки евнухов.
Действие четвёртое — Бахчисарайский дворец
Гирей сидел, потупив взор,
Янтарь в устах его дымился,
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
Ничто не развлекает Хана: ни возвращение татар с богатой добычей, ни десяток новых невольниц. Лишь на мгновение оживляется он, когда Зарему сбрасывают со скалы. Любимый военачальник Hyp-Али затевает дикую воинственную татарскую пляску. Прервав её, хан велит итальянскому зодчему ввести в действие «Фонтан слёз», сооружённый «в память горестной Марии». Глядя на него, он вспоминает пленительный образ Марии.
И снова одинокий и безутешный Гирей у «Фонтана слёз».
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами.
Мастера русского балета (Лебединое озеро. Бахчисарайский фонтан. Пламя Парижа) (1953)
Фильм «Мастера русского балета»
Год выпуска: 1953
Исполнители:
Галина Уланова, Наталья Дудинская, Майя Плисецкая, Муза Готлиб, Ядвига Сангович, Константин Сергеев, Юрий Жданов, Пётр Гусев, Игорь Бельский, Вахтанг Чабукиани, Владимир Баканов.
1. Лебединое озеро / Swan Lake
2. Бахчисарайский фонтан / The Bakhchsarai Fountain
3. Пламя Парижа / The Flame Of Paris
Борис Асафьев. «Бахчисарайский фонтан!. Мариинский театр (2017)
Балет в четырёх актах.
Сценарист (по поэме А. Пушкина) Н. Волков,
балетмейстер Р. Захаров,
художник В. Ходасевич,
дирижёр Е. Мравинский.
Премьера состоялась 28 сентября 1934 года в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета.
Действующие лица:
Князь Адам – Андрей Яковлев
Мария – Анастасия Матвиенко
Вацлав – Ксандер Париш
Гирей – Роман Беляков
Зарема – Виктория Терёшкина
Нурали – Григорий Попов
Оркестр Мариинского театра
Дирижёр — Борис Грузин
27-28 мая 2017, Санкт-Петербург
Балет «Бахчисарайский фонтан». МОГТ «Русский балет» (2019)
еатр «Русский балет» представляет балет «Бахчисарайский фонтан» в авторской редакции народного артиста СССР Вячеслава Гордеева.
Постановка осуществлена по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина на музыку композитора Бориса Асафьева и посвящена 220-летию со дня рождения великого русского поэта в рамках программы «Год театра», который в 2019 году отмечался в России.
В спектакле задействована практически вся труппа театра, а главные партии исполняют:
заслуженная артистка Московской области Юлия Звягина /Мария/,
заслуженный артист РФ Дмитрий Котермин /Мстислав/,
заслуженный артист Республики Коми Максим Фомин /хан Гирей/,
лауреат международных конкурсов Арутюн Аракелян /Нур-Али/.
Костюмы созданы по эскизам художника Екатерины Яковлевой, парики и бутафория изготовлены в мастерских Большого театра.
Оформление спектакля решено с использованием мультимедийной инсталляции, созданной художником компьютерного дизайна Палом Суворовым.
Краткое содержание балета «Бахчисарайский фонтан»
История любви крымского хана Гирея к пленённой польской княжне Марии разворачивается в двух действиях.
Знатный польский князь празднует в своём поместье день рождения любимой дочери Марии, помолвленной с князем Мстиславом. Жизнь Марии наполнена красотой и любовью. Но счастью не суждено случиться. Татарская орда врывается в поместье. Пылает замок, гибнут хозяева и многочисленные гости, прибывшие на помолвку княжны Марии. Мстислав и Мария пытаются спастись бегством, но путь преграждает сам хан Гирей. Копьями татар убит Мстислав. Поражённый красотой Марии, Гирей склоняется перед ней. Его сердце покорено. Он увозит пленённую Марию в Бахчисарай в свой гарем.
Развязка трагична – убита кинжалом Мария, покончила с собой потерявшая любовь хана Зарема, раздавлен душевной мукой Гирей. В память о своей возлюбленной он возводит «Фонтан слёз» – символ плачущего мужского сердца.
Источник