Бахчисарайский фонтан балет астана
Литературной основой балета послужила одноименная поэма А.С. Пушкина, написанная на основе древней легенды о Бахчисарайском фонтане, иначе называемом Фонтаном слез.
Хан Гирей, жестокий татарский полководец, бесчинствует в Польше. Во время одного из набегов ему и его войску удается взять польский замок, в котором праздновали день рождения княжны Марии. Татары убивают всех, в живых остается лишь одна Мария, в которую хан влюбляется до беспамятства.
В гареме Бахчисарайского дворца, куда привозят прекрасную пленницу, Мария сталкивается с Заремой – любимой женой Гирея, потерявшей свой статус из-за юной польки. Тем же вечером хан молит Марию о любви, но она остается холодна. Хан Гирей смиренно уходит, а в опочивальню проникает Зарема. Она требует отказать хану, Мария пытается объяснить, что никогда не полюбит Гирея. Но Зарема, увидев забытую в комнате Марии тюбетейку хана, в приступе ревности убивает пленницу. Хан Гирей безутешен.
Первое представление балета Б. Асафьева состоялось в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова в 1934 году. Новаторство молодого хореографа Р. Захарова состояло в смешении и противопоставлении эстетики западного и восточного танца – этим подчеркивалась разность двух миров. Нежная лиричность одного резко контрастировала с сильными глубокими воинственными чувствами другого.
АРТИСТЫ БАЛЕТА, ОРКЕСТР И МИМАНС ТЕАТРА «АСТАНА ОПЕРА»
Продолжительность – 2 часа (с одним антрактом)
Дирекция оставляет за собой право замены исполнителей
Источник
Бахчисарайский фонтан балет астана
Либретто Н. Волкова по мотивам одноименной поэмы А. Пушкина.
Постановка Заслуженных деятелей Казахстана Т. Нуркалиева и Г. Бурибаевой. Дирижер-постановщик – Заслуженный деятель Казахстана Айдар Абжаханов. Художник-постановщик – Эцио Фриджерио (Италия), художник по костюмам – Франка Скуарчапино(Италия).
Хан Гирей, жестокий татарский полководец, бесчинствует в Польше. Во время одного из набегов ему и его войску удается взять польский замок, в котором праздновали день рождения княжны Марии. Татары убивают всех, в живых остается лишь одна Мария, в которую хан влюбляется до беспамятства.
В гареме Бахчисарайского дворца, куда привозят прекрасную пленницу, Мария сталкивается с Заремой – любимой женой Гирея, потерявшей свой статус из-за юной полячки. Тем же вечером хан молит Марию о любви, но она остается холодна. Хан Гирей смиренно уходит, а в опочивальню проникает Зарема. Она требует отказать хану, Мария пытается объяснить, что никогда не полюбит Гирея. Но Зарема, увидев забытую в комнате Марии тюбетейку хана, в приступе ревности убивает пленницу. Хан Гирей безутешен.
Литературной основой балета послужила одноименная поэма А.С. Пушкина, написанная на основе древней легенды о Бахчисарайском фонтане, иначе называемом Фонтаном слез.
Первое представление балета Б. Асафьева состоялось в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова в 1934 году. Новаторство молодого хореографа Р. Захарова состояло в смешении и противопоставлении эстетики западного и восточного танца – этим подчеркивалась разность двух миров. Нежная лиричность одного резко контрастировала с сильными глубокими воинственными чувствами другого.
Спектакль идет с одним антрактом
Продолжительность – 2 часа 20 минут
Дирекция оставляет за собой право замены исполнителей
Источник
«Бахчисарайский фонтан» на сцене «Астана Опера»
Одна из самых любимых публикой постановка второго театрального сезона театра оперы и балета — хореографическая поэма Б. Асафьева прошла на главных сценических подмостках столичного театра в контексте II международного фестиваля «Шелковый путь».
Над этим балетным спектаклем работали заслуженные деятели Казахстана Турсынбек Нуркалиев и Галия Бурибаева. Партии в постановке мастерски исполнили талантливые солисты балета «Астана Опера». В грозного крымского хана Гирея перевоплотился на сцене Жандос Аубакиров. А партию страстной Заремы, которая любит его, исполнила заслуженный деятель РК Гаухар Усина. В роли прекрасной юной Марии блистала на сцене Назерке Аймухаметова. А мужественного Вацлава сыграл заслуженный деятель страны Таир Гатауов, преданного военачальника Нурали — Бахтияр Адамжан.
Как рассказал накануне спектакля Турсынбек Нуркалиев, хореограф-постановщик «Бахчисарайского фонтана», директор балетной труппы «Астана Опера», новая редакция балета — это современный взгляд на хореографический шедевр Ростислава Захарова. При этом он отметил, что в этой постановке работы хватило всем — был задействован весь состав кордебалета.
По словам Нуркалиева, только в сцене гарема участвуют более четырех десятков артистов женского кордебалета.
— Ребятам пришлось много потрудиться, поскольку в этом спектакле масса разнообразных танцевальных номеров, — посвятил в некоторые подробности работы над «Бахчисарайским фонтаном» мэтр.
Также он пояснил, что наравне с нашими ведущими солистами в балете принимает участие множество молодых артистов, которые на сегодняшний день уже зарекомендовали себя на сцене «Астана Опера»».
— У них уже есть свои поклонники, — добавил он.
Стоит напомнить, что в основу сюжета драматического либретто Н. Волкова положена одноимённая поэма Александра Пушкина, которую он написал в 1821–1823 годах, находясь под сильным впечатлением от посещения Бахчисарайского дворца крымских ханов.
Это история о том, как грозный хан Гирей, будучи влюблен в юную польскую княжну Марию, готов отдать ей свое сердце. Но на его чувства она не отвечает взаимностью, потому что хранит верность своему погибшему жениху Вацлаву. Сердце хана разбито. А любимая жена Гирея Зарема, которую оставил правитель ради юной прекрасной избранницы, предпринимает безуспешные попытки вернуть благосклонность своего властелина. И в порыве ревности убивает соперницу.
В память о своей безответной любви хан Гирей воздвиг фонтан, который позже назвали «Фонтаном слез». Спектакль прошел, что называется, на одном дыхании. Публика в восторге.
Источник
Б.Асафьев. Балет «Бахчисарайский фонтан»
Борис Асафьев
«Бахчисарайский фонтан»
балет-поэма в 3-х действиях
хореография Ростислава Захарова
либретто Николая Волкова
по одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина
обновленная постановка КГАТОБ им.Абая в редакции Народной артистки РК — Гульжан Туткибаевой
Рекомендованное возрастное ограничение: 6+
“Бахчисарайский фонтан” — лирический балет-поэма. Композиционно балет построен на сопоставлении двух различных культур — восточной и славянской.
Идея постановки балета “Бахчисарайский фонтан” впервые возникла у драматурга Николая Волкова. В лирических строках пушкинской поэмы было столько скрытого драматизма, что у Волкова родилась необходимость рассказать предысторию, за которую смело взялся сценарист. Досочинив первый акт, в балетную канву были введены польский замок и его хозяин, юный Вацлав — антипод крымского хана Гирея. При этом все события первого акта как бы вычитаны между пушкинских строк, взяты из атмосферы поэмы, из кратких, но ясных намеков. Поэтому он органично сочетается в спектакле с последующими «пушкинскими» событиями.
Музыка, хореография и живописность балета — все эти элементы образуют уникальный синтез, который превращает пушкинскую историю в истинный балетный шедевр. Невероятная гармония этих элементов погружает каждого зрителя в неведомый мир польского праздника, тишины и сложных перипетий ханского гарема и непревзойденной по красоте истории любви.
Действующие лица и исполнители:
Мария — Асель Аскарова
Вацлав, жених Марии — Рустем Имангалиев
Гирей, крымский хан — Дмитрий Сушков, Заслуженный деятель РК
Зарема, любимая жена Гирея — Малика Ельчибаева
Нурали, военачальник — Архат Аширбек
Юноши — Каскырбай Ескали; Мухтар Джуманиязов
Паненки — Динара Кудабаева, Малика Давлетова
Вторая жена Гирея — Баян Бекетаева
Танцовщица с колокольчиками — Ариса Хасимото
Князь Адам — Нурлан Байбусинов
Симфонический оркестр и балет Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая
Дирижер — Мухтар Калдаяков
*Театр оставляет за собой право вносить изменения в состав исполнителей
Постановочная команда:
Хореограф — Гульжан Туткибаева, Народная артистка РК
Сценограф и художник по костюмам — Вячеслав Окунев, Народный художник РФ, Лауреат Государственных премий РФ и РК
Источник
Балет «Бахчисарайский фонтан» вернется на сцену «Астана Опера» 19 апреля 2021, 08:02
- Подписаться на канал новостей TengriNews:
- Google News
- Яндекс Новости
- Email рассылка
- Новости
- Новости Казахстана
- Новости мира
«Бахчисарайский фонтан» Асафьева возвращается в репертуар театра «Астана Опера»: 23, 24 и 25 апреля после длительного перерыва столичная труппа вновь исполнит эту блистательную хореографическую поэму.
Балетмейстер-постановщик, художественный руководитель балетной труппы «Астана Опера», народная артистка России Алтынай Асылмуратова работает над восстановлением оригинала хореографии Ростислава Захарова, дирижер-постановщик Арман Уразгалиев отвечает за безупречное звучание оркестра, восточное убранство сцены создавали: художник-постановщик – выдающийся сценограф современности Эцио Фриджерио и художник по костюмам – обладательница премии «Оскар» Франка Скуарчапино.
«Мы очень скучали по замечательному спектаклю «Бахчисарайский фонтан». Его любят не только зрители, но и все артисты, исполнители, потому что это драматический балет, где можно проявить свои актерские способности. Особенно это касается прекрасных женских образов – Марии и Заремы, думаю, станцевать эту партию мечтают все балерины, а также здесь сильные мужские партии – Вацлав и Гирей», — рассказывает Алтынай Асылмуратова.
«Наша задача – максимально приблизить этот спектакль к оригиналу. Естественно, что оформление останется то же, что и было. Однако мы будем работать над хореографией, чтобы это была первоначальная версия Захарова. Я «выросла» на этом спектакле, впервые он был поставлен на сцене Кировского театра в 1934 году, где и шел все последующие годы. Стараюсь передавать артистам все, чему меня научили мои педагоги, в частности, Ольга Моисеева. Мне повезло, потому что я работала с прекрасными мастерами, которым в свое время передали первоисточник. Всегда очень трепетно отношусь к тому богатому наследию, которое получила от них. И мне, безусловно, хочется всем этим поделиться со следующим поколением, чтобы они тоже владели данным сокровищем. Сам спектакль был задуман как драматический балет, то есть это хороший образец драматического театра, где нет фуэте, двойных кабриолей, но сюжетная линия должна быть яркой и понятной. Кроме того, здесь прекрасная музыка, и все это нужно наполнить, потому что если сделать бездушно, то получится неинтересный спектакль. Очень важно создать правильные образы, для этого нужно читать первоисточники – либретто Николая Волкова, в основе которого лежит поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан», а также само произведение, чтобы проникнуться этим поэтическим духом.
Этот спектакль очень хорошо ложится на восточную труппу, артистам близка эта тема, они хорошо знают историю, понимают сюжетную линию. Очень важна, конечно, роль репетитора, который направляет артиста, «подталкивает» на правильные эмоции, потому что эмоции в этом спектакле должны быть очень сильные. Нужно уметь любить, ведь самое главное в жизни – это любовь, но все разные, поэтому эти образы тоже разные. Мы готовим три состава исполнителей. Будут новые артисты, которые выступят в партиях Вацлава, Марии, Нурали и Гирея. Очень сложная партия Гирея, потому что в ней мало движений, но много «состояния», и этот образ должен быть настолько мощный, чтобы было понятно, из-за чего происходят такие страсти. Это очень сложно, мы тоже будем пробовать молодых артистов, надеюсь, что все получится», — заключила Алтынай Асылмуратова.
Напомним, что спектакли пройдут в рамках проекта Ashyq. Театр «Астана Опера» одним из первых подал заявку на участие в этой программе и, получив одобрение, с 23 апреля вновь открыт для публики.
Начало спектаклей – 23 апреля в 19.00, 24 апреля в 12.00 и в 18.00, а также 25 апреля в 17.00.
Источник