- Особенности и характеристика автономных учреждений
- Что такое автономное учреждение
- Особенности и характеристика учреждений автономного типа
- Классификация автономных учреждений
- Система управления
- Бухгалтерский учет и налогообложение
- Новый СанПиН по бассейнам — что изменилось?
- Главные изменения
- 1. Новая классификация бассейнов
- 2. Строгий выбор технологии обеззараживания
- 3. Уровень свободного и связанного хлора
- 4. Допустимые уровни химических веществ
Особенности и характеристика автономных учреждений
Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.
Что такое автономное учреждение
В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:
- образовательные услуги;
- научные исследования;
СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.
Особенности и характеристика учреждений автономного типа
Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.
В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:
- Объекты, которые сданы автономной организацией в аренду, не содержатся за счет бюджетных средств.
- Такие структуры наделены правом оказывать широкий набор платных услуг. Для этого необходимо прописать желаемые виды работ в учредительной документации и привести эти нормы в соответствие с целями создания предприятия.
- Им разрешено пользоваться в процессе распоряжения денежными ресурсами услугами казначейства и кредитных организаций. Выбор одного из вариантов осуществляется органами управления без учета мнения учредителей.
- Могут участвовать в формировании капитала других юридических лиц.
- Могут осуществлять финансовые операции, связанные с оборотом ценных бумаг.
- На них не распространяется законодательство о госзакупках.
- Обладают правом перехода на упрощенный режим налогообложения.
ВАЖНО! Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.
ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.
Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:
- имущественная ответственность подкрепляется имуществом учредителей, которым предприятие пользуется на праве оперативного управления (недвижимость и особо ценные активы являются исключением);
- собственники имущественных объектов не несут ответственности за итоги хозяйствования учреждения;
- ежегодная публикация отчетов об итогах хозяйствования и порядке эксплуатации вверенного имущества, площадки для публикаций выбираются учредителем среди функционирующих СМИ;
- общественный контроль реализуется через полномочия наблюдательного совета.
Классификация автономных учреждений
Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:
- новые организации, создаваемые сразу в форме автономных учреждений;
- преобразованные организации, регистрируемые на основе казенной или бюджетной структуры путем изменения их типа.
В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.
Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.
Система управления
Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:
- руководителем;
- коллективом наблюдательного совета;
- общими собраниями, учеными или художественными советами и другими внутренними органами, которые предусмотрены федеральным законодательством, при условии что их наличие предполагается уставом организации (ст. 8 Закона № 174-ФЗ).
Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.
Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.
Список функций наблюдательного совета:
- формирование рекомендательных положений в отношении внесения изменений в уставные документы;
- согласование предложений об открытии филиалов, их закрытии;
- разработка маршрутной карты при ликвидации или реорганизации;
- обсуждение перспектив участия в капитале других организаций;
- анализ перспективности сделок с недвижимостью;
- формирует экспертное мнение о возможностях сотрудничества с конкретной кредитной организацией;
- принимает решения по крупным сделкам и соглашениям с признаками заинтересованности;
- инициирует проведение аудита отчетности и выбирает организацию, которой будет поручено такое задание;
- утверждает проекты отчетности и положение о закупках.
Бухгалтерский учет и налогообложение
Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:
- средств в форме субсидий и субвенций;
- доходов и расходов, возникающих в процессе реализации хозяйственной деятельности;
- недвижимости и особо ценных имущественных активов, находящихся в оперативном управлении;
- объектов основных средств, приобретенных на средства, вложенные учредителем.
Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:
- приведение рабочего плана счетов с теми кодировками, которые предполагается использовать для учета всего спектра операций предприятия;
- методы оценки в денежном выражении имущества и возникающих обязательств;
- алгоритм и правила инвентаризационных мероприятий;
- особенности организации документооборота;
- рекомендации по систематизации информации;
- формы документации для первичного учета с приведением обязательных реквизитов;
- инструментарий контроля правильности учета через аудиторские проверки.
КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).
Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:
- по ресурсам, получаемым из казны;
- по внебюджетным средствам.
Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.
КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.
Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.
Источник
Новый СанПиН по бассейнам — что изменилось?
С 01 января 2021 года введены в действие новые санитарные правила по плавательным бассейнам, которые отменяют собой ранее действовавший СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» и СанПиН 2.1.2.1331-03 «Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды аквапарков».
Новые Санитарные правила СП 2.1.3678-20 распространяются на организации, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг – и в том числе на общественные плавательные бассейны и аквапарки (Глава 6 Правил).
Помимо отмененных СанПиН специалисты бассейновой отрасли активно пользуются еще двумя документами:
Статус этих стандартов не изменился – они по-прежнему действуют, но в отличие от санитарных правил, их требования не являются обязательными. Поэтому, очевидно, что по тем положениям, где будет возникать противоречие между ГОСТ и новыми СП приоритет будет отдаваться последним.
Главные изменения
Большинство положений новых правил не противоречит ранее существовавшим нормативам, но есть ряд важных дополнений и изменений в части водоподготовки и обеззараживания воды бассейнов, которые мы считаем нужным отметить.
1. Новая классификация бассейнов
Санитарные правила вводят расширенную классификацию бассейнов и требования к их устройству (Приложение 4 СП 2.1.3678-20):
Виды бассейнов
Площадь зеркала воды, м2
Температура воды, °C
Площадь зеркала воды на 1 чел в м2, не менее
Время полного водообмена, час, не более
(ванна 33,3 * 21 м)
(ванна
50 * 25 м
50 * 21 м
25 * 25 м
25 * 21 м
25 * 16 м)
Оздоровительное плавание (индивидуальные и групповые занятия)
Развлекательно-игровые бассейны с аттракционами
в соответствии с проектным решением, при соблюдении обязательных требований
гидроаэромассажные бассейны типа «джакузи», ванны с сидячими местами
в соответствии с проектным решением, при соблюдении обязательных требований
0,8 м и не менее
0,4 м/чел.
Охлаждающий, контрастный бассейн или бассейн для окунаний
для детей дошкольного и младшего школьного возраста, (глубиной до 0,6 м)
для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста (глубиной 0,6-1,8 м)
Для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста (глубиной 0,6-1,8 м)
Эта классификация отличается от той, что представлена в ГОСТ Р 53491.2-2012 Бассейны. Подготовка воды. Часть 2. Требования безопасности. И как было отмечено выше, приоритет отдается той, что теперь указана в СП.
2. Строгий выбор технологии обеззараживания
Санитарные правила формулируют требования к системам обеззараживания воды таким образом:
«п. 6.2.19. Для бассейнов всех видов назначения в качестве основных методов обеззараживания воды должны быть использованы хлорирование, бромирование, а также комбинированные методы: хлорирование с использованием озонирования или ультрафиолетового излучения, или бромирование с использованием озонирования или ультрафиолетового излучения.»
Таким образом, исключается ранее существовавшая возможность использования в общественных бассейнах альтернативных методов обеззараживания воды при условии подтверждения безопасности и эффективности выбранной технологии.
3. Уровень свободного и связанного хлора
Требование к остаточному содержанию свободного и связанного хлора звучит так:
«6.2.20. При хлорировании воды уровень свободного (остаточного) хлора должен быть не менее 0,3 мг/л (для комбинированного метода очистки — не менее 0,1 мг/л), связанного хлора — не более 0,2 мг/л, а водородный показатель (pH) должен быть в диапазоне 7,2-7,6.»
В отличие от ранее существовавших требований, новый СП ограничивает только нижний предел концентрации свободного хлора, одновременно вводя ограничение по связанному хлору – который ранее не входил в перечень контролируемых показателей.
4. Допустимые уровни химических веществ
Прямых указаний по допустимым уровням содержания других химических веществ в воде бассейна в новых СП нет, а п. 6.2.27 содержит следующее:
«6.2.27. В процессе эксплуатации бассейна пресная или морская вода, находящаяся в ванне, должна соответствовать гигиеническим нормативам.»
На какие в таком случае ориентироваться значения, и о каких гигиенических нормативах идет речь в п. 6.2.27?
И тут появляется второй документ, который был утвержден 28 января 2021 и вступает в силу с 01.03.2021г. – СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Этот огромный документ (почти на 500 стр.) создан в рамках «законодательной гильотины» и призван сократить количество взаимно дополняющих, расширяющих и дублирующих друг друга бесконечных СанПиН и ГН. Своим введением он отменяет около 120 нормативных документов и, в частности, СанПиН 2.1.4.2580-10 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Новый СанПиН объединяет в себе требования к параметрам воздуха, воды, почвы, микроклимата и в том числе содержит указания по параметрам воды плавательных бассейнов и аквапарков.
Основные изменения по контролю содержания химических веществ в воде бассейнов:
Проанализировав новые требования к ПДК химических веществ, можно сказать, что основные и самые значительные изменения коснулись хлора и побочных продуктов хлорирования и связаны с печальной статистикой прошлых лет по массовым отравлениям в бассейнах:
1. Серьезное ужесточение требований по связанному хлору – 0,2 мг/л.
В ранее действовавшем СанПиН этот показатель вообще не входил в программу производственного контроля и упоминался только в п. 3.8.6 – где давался максимальный уровень 2 мг/л для бассейна после перерыва в работе. Теперь норматив стал строже в 10 раз.
2. Ужесточение требований по хлороформу – с 0,1 до 0,06 мг/л.
Ниже в таблице мы объединили все требования к воде, которые фигурировали в упомянутых выше документах, чтобы проанализировать изменения и понять, чем руководствоваться сейчас.
Как пользоваться таблицей?
- Звездочкой (*) отмечены показатели, которые входят в программу производственного контроля воды бассейнов – их содержание должно соответствовать установленному в столбце 1 или, если четкое указание отсутствует – то значению в столбце 2.
- В столбце 3 для сравнения приведены требования отмененного СанПин по бассейнам.
- В столбце 4 приведены требования действующего ГОСТ Р 53491.2-2012 Бассейны. Подготовка воды. Часть 2. Эти требования могут применяться, если не противоречат СанПин.