Аттестация рабочего места бассейн

Вопрос-ответ. Консультация.

В соответствии со ст. 117 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниями производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

К сожалению, надо признать, что правовая база повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в настоящее время крайне запутана и противоречива. Из ст. 117 ТК РФ вытекают некоторые основные элементы организационно-правового механизма установления конкретной оплаты труда работника в повышенном размере:
А) перечень соответствующих работ,
Б) аттестация рабочих мест,
В) учет централизованного минимума (где он есть), ниже которого нельзя устанавливать оплату,
Г) сама процедура определения и закрепления конкретных размеров повышения оплаты.

Предусмотренный ст. 117 Перечень до настоящего момента не утвержден, поэтому необходимо пользоваться старой советской правовой базой.
В системе образования продолжает действовать Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, утв. приказом Гособразования СССР от 20 августа 1990 г. № 579 «Об утверждении Положения о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и Перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы Гособазования СССР». Этим перечнем предусматриваются доплаты в размере до 12 % ставки (оклада) для работ с тяжелыми и вредными условиями труда, и до 24 % ставки (оклада) с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.
В соответствии с указанным Перечнем работа по обеспечению и проведению занятий в закрытых плавательных бассейнах (п. 1.179 Перечня) дает право на получение доплаты в размере до 12 %.
Что касается порядка установления указанной доплаты, то он регулируется названным Положением 1990 г. в части, не противоречащей Трудовому кодексу (ст. 423 ТК РФ).
В Положении предусмотрено, что доплаты за неблагоприятные условия труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест или оценки условий труда лицам, непосредственно занятым на работах, предусмотренных Перечнем, а также Типовыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, утвержденными Госкомтруда СССР и Секретариатом ВЦСПС по отраслям народного хозяйства (приложение 2) и начисляются за время фактической занятости работников на таких рабочих местах или в таких условиях труда. При последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшаются или отменяются полностью.
В соответствии со ст. 117 ТК РФ, повышение производится по результатам аттестации рабочих мест. Согласно Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест, утв. постановлением Минтруда от 14.03.1997 г., при аттестации рабочего места по условиям труда, проводимой специально создаваемой в организации аттестационной комиссией, оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда. Результаты оценки заносятся в карту аттестации рабочих мест.

Причины, по которым могло произойти «снятие» доплаты, могли быть следующими:
— плавательный бассейн, в котором Вы работаете, не относится к образовательным учреждениям,
— по результатам аттестации рабочих мест.

Ваши действия в этих случаях:
1. В этом случае все равно происходит изменение определенных Вами при поступлении на работу существенных условий трудового договора (по ст. 57 ТК РФ оплата труда, в том числе надбавки и доплаты относятся к таким условиям). По общему правилу, такое изменение возможно только по соглашению сторон и в письменной форме. По инициативе работодателя, то есть в одностороннем порядке, изменение размера оплаты труда может произойти только по причинам, связанным с изменением технологических или организационных условий труда (ст. 73 ТК РФ). Если произошла реорганизация бассейна (раньше он был образовательным учреждением, а сейчас — нет), то налицо изменение организационных условий труда. Однако работодатель обязан соблюсти процедуру, установленную ст. 73 ТК РФ, то есть предупредить каждого работника персонально под расписку предупредить об изменении существенного условия трудового договора не менее чем за два месяца. Поэтому если описанные обстоятельства имели место быть, но не был соблюден этот срок, то Вы можете взыскать недовыплаченную вам надбавку за два месяца через комиссию по трудовым спорам или суд.

2. Если бассейн, в котором Вы работаете, является образовательным учреждением, но была проведена аттестация рабочих мест, по результатам которой было установлено соблюдение предельно допустимых норм, то работодатель имеет право «снять» надбавку, однако опять же с соблюдением процедуры, предусмотренной ст. 73 ТК РФ. В этом случае он обязан обосновать причины, связанные с изменением технологических условий труда.
Если надбавки Вас лишили без объяснения каких-либо причин, без проведения аттестации, то действия работодателя незаконны и Вы можете обжаловать их в суд со ссылкой на указанный выше Перечень 1990 г.

Источник

Как отстоять права при аттестации рабочего места?

при аттестации рабочего места -бассейн в детском саду, поставили класс вредности 3.1. У мед сестры бассейна дополнительный отпуск — 14 дней. Хотя температура воздуха в бассейне была 32С, влажность 82%, что соответствует вредности 3.4, где предусмотрен дополнительный отпуск. Как отстоять свои права?

Вопрос относится к городу г. Слюдянка, Иркутской обл.

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О специальной оценке условий труда»

Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда

4. Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласие заявителей, указанных в части 2 настоящей статьи, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Статья 26. Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда

1. Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.

2. Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Приказ Минтруда России от 22.09.2014 N 652н «Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда»

2. Для рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия заявителей с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда заявителем подается в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Министерство) заявление, в котором указывается: а) наименование заявителя (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) — (для физических лиц);

б) почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты заявителя (при наличии); в) доводы заявителя, на основании которых он не согласен с заключением. 3. К заявлению прилагается копия заключения государственной экспертизы условий труда.

4. В случае, если возникнет необходимость рассмотрения документов, на основании которых проведена государственная экспертиза условий труда, копии таких документов могут быть запрошены Министерством, в том числе в рамках использования системы межведомственного электронного взаимодействия.

5. Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в Министерство на бумажном носителе лично заявителем или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал).

Заявление, направленное в виде электронного документа, должно быть подписано тем видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.

6. Основанием для отказа в рассмотрении заявления является:

а) представление заявителем подложных документов или документов, содержащих заведомо ложные сведения; б) отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка; в) отсутствие копии заключения государственной экспертизы условий труда.

Отказ в рассмотрении заявления по другим основаниям не допускается.

7. При наличии оснований для отказа в рассмотрении заявления поступившее в Министерство заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации возвращается заявителю.

После устранения обстоятельств, явившихся основанием для отказа, в рассмотрении заявления в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 6 настоящего Порядка, заявитель вправе направить заявление в Министерство повторно.

8. В случае необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, такие исследования (испытания) и измерения организуются Министерством за счет средств федерального бюджета.

9. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 рабочих дней со дня его регистрации.

При необходимости получения документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, и (или) проведения исследований (испытаний) и измерений, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней.

10. По результатам рассмотрения заявления подготавливается заключение о рассмотрении разногласия (несогласия).

11. В случае удовлетворения заявления в заключении о рассмотрении разногласия (несогласия) указывается на необходимость проведения на бесплатной основе повторной экспертизы качества специальной оценки условий труда.

В случае отсутствия по результатам рассмотрения заявления правовых оснований для проведения повторной экспертизы качества специальной оценки условий труда данное обстоятельство отражается в выводах заключения о рассмотрении разногласия (несогласия).

12. Заключение о рассмотрении разногласия (несогласия) оформляется в трех экземплярах, подписывается должностным лицом (исполнителем) и утверждается директором Департамента условий и охраны труда Министерства, а в его отсутствии — заместителем директора Департамента.

13. Должностное лицо не позднее 5 рабочих дней с даты подписания заключения о рассмотрении разногласия (несогласия) выдает один экземпляр заключения на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Второй экземпляр заключения о рассмотрении разногласия (несогласия), заявление и документы, прилагаемые к заявлению, хранятся в Министерстве.

Третий экземпляр заключения о рассмотрении разногласия (несогласия) направляется в исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, заключение государственной экспертизы условий труда которого оспаривалось.

14. Действия (бездействие) должностных лиц Министерства, связанные с выполнением настоящего Порядка, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Минтруд России «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)» .

4. Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Источник

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест — это комплекс мероприятий по оценке условий труда на рабочих местах организации – работодателя в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мер по приведению условий труда в соответствие с нормами законодательных актов, устанавливающих соответствующие государственные нормативные требования.

Аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места организации-работодателя.

При этом организация-работодатель, должна быть зарегистрирована как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аттестация рабочих мест проводится руководителем компании совместно с аттестующей организацией, привлекаемой для работы по договору гражданско — правового характера.

Аттестующей организацией может быть только аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, которое имеет право оказывать услуги по проведению оценки

рабочих мест по условиям труда.

В этом случае аттестующая организация должна являться независимой организацией по отношению к организации — работодателю, у которой проводится оценка рабочих мест по условиям труда.

Для чего нужна аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.

Такое разделение имеет большое значение.

Так, сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.

Цели аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест позволяет дать полную оценку каждому рабочему месту.

Целями аттестации рабочих мест являются следующие цели:

оценка степень и уровня того, как влияют факторы производственной среды на работника;

выявление тяжести и напряженности отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника;

определение уровня травматизма и безопасности рабочего места;

определение обеспеченности каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни участках работы.

Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая берется в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.

Кто подвергается оценке условий труда

Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.

К ним можно отнести:

юридические лица независимо от вида собственности;

индивидуальных предпринимателей, имеющих в штате хотя бы одного работника.

Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

1. Проводится за счет средств работодателя. Такой порядок используется крупными предприятиями.

2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.

3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Весь процесс специальной оценки рабочих мест можно представить в виде нескольких этапов:

1. Подготовительный этап, который заключается в подготовке к проведению работ.

2. Основной этап, который заключается в самой проверке.

3. Заключительный этап, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований.

4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.

5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Подготовка

Руководитель организации, которая подвергается спецоценке рабочих, назначает председателя комиссии.

Председатель комиссии в свою очередь формирует комиссию.

В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).

В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:

сотрудник кадровой службы;

электрик или энергетик;

бухгалтер по начислению зарплаты;

член профсоюзной организации;

Основной этап

Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам охраны труда по ряду направлений:

соответствие гигиеническим нормам;

опасность получения травмы на рабочем месте;

наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;

комплексная оценка всех условий.

Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности.

Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами.

Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.

Протокол включает в себя следующие данные:

Дата осуществления измерений.

Указание подразделения, подвергающегося оценке.

Название приборов измерений.

Наименование фактора, подвергающегося измерению.

Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.

Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.

Автограф ответственного лица за измерение.

Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.

Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.

При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.

При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить, какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.

Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных и сопоставления их с нормативами определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.

Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.

Аттестационная карта

Аттестационная карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом рабочем месте, действующие льготы и компенсации, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.

С помощью аттестационной карты

— выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности;

— определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до работника условия будущей работы.

Заключительный этап

Отметим, что заключительный этап предполагает подготовку выходных документов:

Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.

Протоколы соответствия различным требованиям ОТ (охраны труда).

План работ по устранению выявленных нарушений.

Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем.

Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу с оглаской сроков выполнения.

Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.

Сроки аттестации

По правилам обязательной аттестации проверку на принадлежность условий труда нормативам безопасности проводят раз в 5 лет.

Но бывают случаи, когда грядет внеплановая проверка, которая может быть проведена раньше срока.

Внеплановая переоценка может быть связана с вводом в эксплуатацию новых мощностей на производстве, что приводит к привлечению новой рабочей силы, изменению технологии производства и появлению новых рабочих факторов.

Еще одним моментом для внеплановой проверки может послужить наступление несчастного случая или профессионального заболевания, которые получены при наличии вредных и опасных факторов.

По требованию инспекции по труду.

По просьбе работников и представителей профсоюза организации.

В общем, срок действия аттестации в среднем равен пяти годам.

Новшества в 2017 году

С 2015 года всех работодателей обязали отчитываться по спецоценке в органы ФСС, для присвоения класса условий, что необходимо для сдачи отчетности в органы ПФР.

Те организации, которые прошли аттестацию ранее 2017 года, должны переаттестоваться вплоть до 31 декабря 2018 года.

Штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки

Приведем штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки.

Нарушение сроков проведения, то есть несвоевременность или срыв внеплановой аттестации

От 30 000 рублей, остановка деятельности фирмы до 3 месяцев

Несоблюдение порядка проведения процедуры

На должностное лицо до 10 000 рублей, на фирму – 80 000 рублей

Неудовлетворительное содержание рабочего места

На ответственное лицо до 30 размеров МРОТ, на фирму – до 300 таких размеров

Не внедрение мероприятий по улучшению качества труда

Остановка деятельности до 3 лет

Если на рабочем месте произошел несчастный случай, а спецоценка не была проведена, то работодатель становится виновным и подвергается штрафу в размере до 400 000 рублей.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Источник

Читайте также:  Каркасные бассейны intex с хлоргенератором
Оцените статью
Права ли администрация, сняв с работников закрытого плавательного бассейна 12% доплаты за вредные условия.