Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики на Лето
«Почистить зубки»: нижние-сверху вниз, из стороны в сторону, верхние-из стороны в сторону.
«Подать состав — убрать состав
Дыхательная гимнастика:
Работа над силой голоса.
Дует летний лёгкий ветерок (тихо): «У-у-у-у-у». Подул сильный ветерок (громко): «У-у-у-у-у». (3раза)
Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко-тихо);
Летние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у».
И.п. – лежа на животе, опора на предплечья.
1–3 – прогнуться, приподнять голову, плечи, ноги прямые, руки в стороны (вдох);
Июнь (3-4 недели)
Комплекс № 20
Тема: «Откуда хлеб пришёл?»
Пальчиковая гимнастика:
Развитие мелкой моторики
Каша в поле росла, (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)
К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.)
Всех друзей угостим, (В правой ладошке «мешают» указательным по тарелке дадим. пальцем левой руки.)
Птичке-невеличке, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Всем дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для щёк и губ
«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щёчки у хомячка, который несёт в норку запасы зерна. (Надуть обе щеки). Хомячок высыпал зерно в норке. (Втянуть обе щеки.)
«Спрятать зёрнышки попеременно то за левую, то за правую щёчки». ( Надувать попеременно то левую, то правую щёки.)
чередование упражнений «Оскал» — «Рупор» (бублик).
Упражнения для языка
Чередование упражнений «Лопатка» — «Колышек» — «Чашечка» (каждое положение языка удерживать под счёт от 1 до10, выполнять 3 раза)
«Качели» (тянуться языком к носу и подбородку по 5 раз).
«Паровоз» (3 раза выкатить состав).
Дыхательная гимнастика:
Развитие физиологического дыхания
Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем ржаного. (Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два», «три» выдох ртом.)
Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.
Бьют крыльями тах-тах (выдох),
Поднимем руки мы к плечам (вдох),
Потом опустим – так ( Е. Антоновой-Чалой).
Июль (1-2 недели)
Комплекс № 21
Тема: «Речные рыбы»
Пальчиковая гимнастика:
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изоб-
Рыбке весело играть. ражают, как плавает рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница. (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плавает рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими
Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».) Рыбка быстро уплыла.
Артикуляционная гимнастика.
«Грибочек» — 5 раз под счёт от 1 до 5-10.
«Гармошка» — 10 раскрытий рта.
Чередование упражнений «Блинчик» — «Блинчик с вареньем» — 5 раз.
«Барабанщик». Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд — тдд — тдд».
Дыхательная гимнастика:
Развитие речевого дыхания и голоса.
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.
Насос. Произнесение звука с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши- шо».
Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
Сигнал машины. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:
Косарь идёт косить жнивьё:
Идём со мной косить вдвоём:
И так мы справимся с жнивьём.
Зу-зу, зу-зу вдвоём (Е. Антоновой-Чалой ).
Июль (3-4 недели)
Комплекс № 22
Тема: «Животные жарких стран»
Пальчиковая гимнастика:
Развитие мелкой моторики
Верблюд. Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.
Два горба есть у верблюда.
Крокодил. Раскрывать и закрывать сложенные ладони с
загибанием пальцев внутрь ладони.
Жираф. Сжать пальцы в кулак,
чуть – чуть приподняв мизинец
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для щёк и губ
Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки. Надувать по очереди правую и левую щёки.
Разговор обезьян. Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух – ух – ух – ух, ох – ох – ох – ох».
Злой шакал. Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.
Слон раскрывает и закрывает хобот. Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя.
Упражнения для языка
Жираф жуёт листочки. Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
Обезьянка. Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.
Обезьянки качаются на лианах. («Гармошка»)
Сигнал опасности у обезьянок. Щёлкать языком, изменяя форму рта.
Дыхательная гимнастика:
Развитие речевого дыхания и голоса
Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от «одного» до «пяти»).
Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр – громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом.
Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).
Психогимнастика. Пластические этюды
Мартышка – кривляка. Педагог показывает какие – либо движения, а дети повторяют их. Затем дети придумывают движения сами.
Август (1-2 недели)
Комплекс № 23
Тема: «Инструменты»
Пальчиковая гимнастика:
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Пальчиковая гимнастика «Повар»
А тут отключили свет. (Ребром ладони дети стучат по столу.)
И опускает в компот. (Загибают большой палец на левой руке.)
В печку кладёт варенье. (Загибают указательный палец.)
Мешает суп кочерыжкой, (Загибают средний палец.)
Угли бьёт поварёшкой. (Загибают безымянный палец.)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец.)
И очень доволен он! (Разводят руками.)
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для щёк и губ
Включенный миксер. Круговые движения нижней челюстью. (Подбородком нарисовать букву «о» при открытом и закрытом рте.)
Крутим ручку мясорубки. Максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы».
Упражнения для языка
Гладим бельё. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба.
Производить движения кончиком языка по твёрдому нёбу, стараясь дотронуться до мягкого нёба. Привести язык в исходное положение.
Грибочек (3 раза под счёт от 1 до 10.)
Дыхательная гимнастика:
Развитие речевого дыхания и голоса
Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Д-з-з-з-з-з-з».
Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» — «Вжи-вжа-вжо».
Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» — выдох.
Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.
Повторить упражнение 4-5 раз:
Август (3-4 недели)
Комплекс № 24
Тема: «Посуда. Продукты питания».
Пальчиковая гимнастика:
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки
Маша кашей всех кормила дети мешают в левой ладошке.)
Кошке – в чашку, (Загибают по одному пальчику на левой руке.)
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)
Всё до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для щёк и губ
Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
Упражнения для языка
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашка» глубже?
Язык «чешкой» снаружи и внутри рта.
Чашка и блюдце на столе. Чередовать артикуляционные позиции: Язык «чашечкой» и язык «блюдечком» («лопатка»).
Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».
Дыхательная гимнастика:
Развитие речевого дыхания и голоса
Пьём коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.)
Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»
Источник
Артикуляционная гимнастика на летний оздоровительный период
1. «Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2. «Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3. «Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
1. «Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.
2. «Наказать непослушный язык»
Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
3. «Лопатка»
Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.
1. «Загнать мяч в ворота»
Цель: выработать длительную целенаправленную струю.
Выполнение: вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Ворота постепенно отодвигаются.
Щеки не надувать! Загонять шарик на одном длительном выдохе.
2. «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое принимает язык при произнесении звук Щ.
Выполнение: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык.
3. «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу (язык – шляпка гриба, связка – ножка).
Источник