Тема 2. Грамматические нормы
Тема 1. Орфоэпические нормы
1. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.
Твердый согласный перед [э]
Мягкий согласный перед [э]
2. Поставьте ударения в грамматических формах следующих слов. Произнесите их вслух, соблюдая правильное ударение.
Баловáть — балýю — балýет – балóванный.
Вáжный — важнá — вáжно – важнЫ.
Гнáть — гóнит — гналá – гнáли.
Длúнный — длиннá — длúннó — длúннЫ.
Ждáть — ждалá — ждáло – ждáли.
Звонúть — звонúт — звонúшь — звонЯт.
Красúвый — красúвее – красúвейший.
Ломóть — ломтЯ – лóмтú.
Начáть — нáчал — началá – нáчали.
ПонЯть — пóнял — понялá — пóняли.
Рáвный – равнá – равнЫ.
Сердúться — сéрдится — сéрдятся.
Цéлый — цéл – целá – цéло.
Ясли — Яслей — в Яслях.
3. Поставьте в словах ударение.
Августовский, агент, баловать, библиотека, блага, бомбардировать, валовой, высоко, договоренность, закупорить, заговор, заискрить, заклинить, иконопись, инструмент, искра, квартал, километр, кремень, кухонный, мышление, обеспечение, партер, портфель, приобретение, таможня, творог, усугубить, цемент, ходатайство, щавель, якшаться.
Тема 2. Грамматические нормы
1. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными.
Резвый (резвая) кенгуру
Голосистый киви (птица)
Высокий (высокое) киви (дерево)
Кислый (кислое) киви (плод)
Обидный (обидное) пенальти
Американская Миссисипи (река)
Неспокойный Миссисипи (штат)
2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных:
Корпусá (здания, войскового соединения) – кóрпусы (туловища).
Образá (иконы) – óбразы (художественно-литературные).
Орденá (знаки отличия) – óрдены (рыцарские и монашеские общества).
Повóдья (ремень) – пóводы (побуждения).
3. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант:
1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные лекторы. 2. Крупные лоскуты разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, лоскутья его одежды развевались на ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые тоны. 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие тона. 7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофёры. 8. Многочисленные прожекторы (прожектора) ярко освещали площади и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, учителя, бухгалтеры, инженеры, кондукторы железнодорожных поездов. 11. Важнейшие сектора (секторы) института были реорганизованы. 12. Из ворот выехали пятитонные грузовики кузова (кузовы) их до краёв были наполнены мешками и ящиками.
4. От данных существительных образуйте формы Им.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч. Выделите существительные, имеющие варианты.
год – лет (годов – фин.)
гусар – гусар (гусаров)
рельс – рельсов (рельс)
бурят – бурят (бурятов)
гренадер — гренадер (гренадеров)
5. Какую из двух конструкций, если речь идет о женщине, вы предпочтете:
а) в строгой деловой речи; б)в научной речи:
Хирург сделал операцию
в) в устной беседе с друзьями:
Хирург сделала операцию
6. Подчеркните прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от них простую и сложные формы сравнительной степени, если это возможно.
Большой, бойкий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ультраправый, фиолетовый.
Простая форма сравнительной степени:
Больше, звонче, ловче, смелее, хуже, сквернее
Самый большой, наименее бойкий, более звонкий, наиболее ловкий, наименее плохой, более робкий, менее смелый, более скверный.
Большущий, смелющий, сквернющий.
7. Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты.
Ждать автобуса (ждать автобус № 5), ждать встречи, ждать решения, искать поддержки (искать поддержку у спутника), искать дорогу в город, искать спасения, искать славы.
8. Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях.
1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победе. 2. Им руководила жажда деятельности. 3. Следует уделять большое внимание орфографии. 4. Первоклассники уже отличают звук от буквы. 5. Мать тревожиласьза ребенка. 6. В отзыве кратко излагается содержание книги. 7. В наше время женщина должнаиграть важную роль в политике. 8. Мы говоримо том, чегодостигли в Думе. 9. В дискуссии участвовало много ученых. 10. После просмотра фильма началась работа над егорецензией. 11. Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия в воспитании детей, возникающие на пути отцов, особенно когда они знают и любят их, калечат детскую психику. 12. Мыведемзакон от начала до конца.
9. Выберите один из вариантов:
1. Крыша была покрыта толем. 2. Портниха пришила к рукаву манжету. 3. Из вазы торчал свежий георгин. 4. На пальце выросла толстая мозоль. 5. Плотник починил вольер. 6. От сильного мороза рельс лопнул. 7. Ветер хлопал ставней.
10. Слова, заключённые в скобки, поставьте в нужной форме:
1. Оба абитуриента Петровы успешно сдали вступительные экзамены в университет. 2. Широко внедряется опыт футбольного тренера Олега Волк. 3. Супруги Сазерленд побывали в гостях у российского писателя Николаева. 5. В трудах японского учёного Никамуры. 6. У кубинского шахматиста Капабланки был неповторимый стиль игры. 7. Сёстры Эмма и Катарина Штольц недавно вернулись из путешествия в Австралию. 8. Наш научный руководитель переписывается с английской исследовательницей Барбарой Трэверс. 9. У сибирского краеведа Белых есть интересные документы об истории родного края. 10. С директором металлургического комбината Сергеем Масло журналист беседовал около часа.
11. Исправьте предложения, учитывая нормы образования степеней сравнения прилагательных:
1. Это простейший способ решения проблемы. 2. Этот пример является лучшим. 3. Это открытие является величайшим. 4. Худшего варианта развития событий нельзя и представить.
12. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, устраните неправильные формы:
1. Радостно встретились после долгой разлуки двое друзей. 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи четверых сирот. 3. В семье было трое сыновей, все трое – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними троими приедет мать. 5. При больном неотлучно находились трое слуг. 6. Семинар вели два доцента.
Тема 3. Лексические нормы
1. Найдите предложения, в которых слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.
1. Началась избирательная кампания. 2. Он познакомился с поколением новых компьютеров. 3. Депутаты приняли важное решение, которое способствует исправлению отмеченных недостатков. 4. Бабушка ласково кивает с добрымморщинистым лицом. 5. Эта борьба ведется под лозунгом защиты прав человека. 6. На заседании клуба книголюбов прошла презентация альманаха «Владикавказ».
2. Определите по толковым словарям значения следующих синонимов, их стилистическую окраску, а также их происхождение в русском языке: в каких прямых и переносных значениях и устойчивых контекстах употребления они могут заменять друг друга, а в каких нет и почему (приведите для подтверждения своего ответа примеры словосочетаний и предложений с этими словами):
Восстановление города из руин – реставрация старинного дома.
Агитация партийных лидеров – пропаганда здорового образа жизни.
Локальная авария – всемирная катастрофа.
Осваивать навыки — обживать жилище.
Сотрудничество компаний – взаимодействие с органами власти.
Импульс к продолжению работы – толчок к развитию
Северо-Западный регион – дальний район.
Столыпинская реформа – изменение в законодательстве.
3. Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов, исправьте их, определив значения неправильно употребленного и нужного в данном случае слова по толковому словарю:
В полку царило воинственное настроение. Народ терпелдвойной гнет. Хищническое истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово предоставили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияет на развитие растений.
4. Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях и исправьте их, определите, какие типы лексических норм нарушены в каждом случае, значения неправильно употребленных слов определите по толковому словарю:
Он записал песни коренных жителей Севера. В школах Сыктывкаразародиласьновая традиция. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нестерпимой. Сегодняу нас гости из Мадрида. Нервы охотников напряжены: палец на спуске. В субботу бутик «Ягуар»представитпоказ мод.
5. Найдите и устраните ошибки, связанные с неточным выбором слова и нарушением норм лексической сочетаемости:
1. На предприятии использовалось прогрессивное оборудование. 2. Люди поверили в частную собственность, в возможность только своими силами добиться успеха. 3. Теперь каждый гражданин получил возможность иметь собственность. 4. Благоприятно отразился деятельности промышленников Указ императора Павла I. 5. Сейчас эти функции выполняет один человек. 6. Пора подвести итоги встречи. 7. В течение тридцати лет Афанасьев работал кладовщиком и экспедитором.
6. Устраните речевую избыточность и тавтологию:
1. Федеральные подразделения углубились в республику. 2. Пресса высоко оценивает результаты выборов. 3. Если это предположить, то ситуация видится в ином свете. 4. Реформа ведётся при одновременном существовании старых и новых структур управления. 5. Инициатором движения является экономическая ассоциация.
7. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним:
1. Он привык работать без надрыва, методично, чётко выполняя все методические, рекомендации. 2. Мы с вами должны собраться и оговорить те вопросы, которые не были обговорены в соглашении. 3. Критический анализ этого исследования был не очень критичным. 4. Осторожно, во дворе злая собака. 5. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть спасательные жилеты. 6. Я посмотрел ваш фактический материал и нахожу его не очень фактичным. 7. Он проявил хозяйскую заинтересованность в решении этих хозяйственных вопросов.
8. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов, антонимов и паронимов:
1. Старые порядки и прежние организационные структуры уже не действуют. 2. Специалисты-свекловоды уверены, что окончательный эффект будет значительным. 3. Этот агрегат позволяет существенно снизить температуру соединения материалов. 4. Он открыто признался в том, что скрывал от нас. 5. Недостоверные сведения должны нас настораживать. 6. На псарне у Троекурова были гончие. 7. Полярники дрейфовали на льдине. 8. Наташа онемела от страха. 9. Дубровский родился в бедной семье. 10. Над городом стоял сильный смог – результат вредных выбросов.
9. Подберите к следующим словам пары с противоположным значением:
Тупой — умный, шум — тишина, ветер — безветрие, темнеет — светлеет, расцветает — увядает, весна — осень, ум — безумие.
10. Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях и устраните её:
1. После повторного анализа были получены данные, отличные от предыдущего. 2. Вы как редактор можете использовать этот термин.
11. Устраните речевую недостаточность в предложениях:
1. Язык героев Шукшина контрастирует с языком персонажей других авторов. 2. Левоцентристский блок пока не имеет лидера, в котором очень нуждается.
Источник
Образец размышления
Эти существительные имеют значение «замазка для заполнения неровностей какой-нибудь поверхности» и «процесс нанесения этой замазки при подготовке этой поверхности к покраске». Образованы они от разных глаголов: шпаклевка — от шпаклевать, а шпатлевка — от шпатлевать. В 19 веке существовал еще один, ныне совсем забытый вариант — шпадлевка (от глагола шпад-левать в том же значении). Все три русских глагола восходят к одному и тому же немецкому глаголу, звуковой облик которого видоизменился трояким образом в устной русской речи — шпатлевать (шпадлевать с озвончением Т) и шпаклевать (возможно, не без влияния слов пакля, паклевать). Если словарь В.Даля отмечает троякое варьирование глагола, не отдавая предпочтения ни одному из них, то Академический словарь 1847 года закрепляет лишь один вариант — шпаклевка, шпаклевать. Эта общелитературная норма сохраняется и до нашего времени. А врианты шпатлевать и шпатлевка — расцениваются как архаичные, устарелые. Правда, они по традиции могут сохраняться в профессиональной речи маляров, ремонтных рабочих. Более того, вариант с Т поддерживается словом шпатель — «инструмент для нанесения шпаклевки», пришедшим из немецкого языка. В старину слово могло иметь и иной звуковой облик — шпахтель, который соответствовал немецкому слову шпаклевка.
(Л.И. Скворцов. «Правильно ли мы говорим по-русски?»)
2. Определите, какое слово является лишним (по произношению):
1) Конечно, нарочно, игрушечный;
2) Что, чтобы, нечто;
3) Млечный, восточный, пустячный;
4) Безоблачный, беспечно, яичница;
5) Табачный, сказочный, скворечник.
3. Кто прав?
Один ученик говорит «Софья Ильини\шн\а», второй — «Софья Ильини\чн\а»?
4. Объясните, на какие нормы произношения опираются рифмы в данных стихах.
Нам за суетность мала месть —
Мир, где так непривычно и тихо,
И не верится вовсе, что есть
Тот Арбат или, скажем, Плющиха.
Но чтоб вовсе забыть их не смог
И чтоб сам забывался не больно,
Отдаленный, но внятный шумок
К нам доносится бесперебойно.
. А мосту хоть бы что!
Висит в огнях красавец наш,
как будто высший пилотаж
свершает над водой.
Огней московских перехлест
до моего доходит зренья,
как до иных мерцанье звезд
над крайней улицей селенья.
просветленные службой воскресною,
что ночной пробирается Преснею.
И склоняются головы
Над комплектами «Нивы»,
И витают, витают
над нами — подростками —
Звуки грустного вальса
«На сопках Маньчжурии».
Из блокадных дней
Суровей, строже, суше.
Не стали холодней,
В глубинах мирозданья слышу слово,
Его никто еще не смел найти.
С невыносимой маетой немого
Я вслух его хочу произнести.
Пройдя сквозь огонь грозовых канонад,
Сквозь беды, тревоги и боли,
Разъезд Дубосеково, словно солдат,
Глядит на зеленое поле.
5. Объясните, какое орфоэпическое правило регулирует произношение сочетаний согласных в выделенных словах. Назовите причины отступления от правила.
Сверлильные станки оглашали воздух нестерпимым, тонким и резким визжанием. (А. Куприн)
Сквозь дремоту я слышал надоедливое дребезжание рессоры. (К. Паустовский)
Шум, гам, ругань сливались в общий гул, покрываясь раскатами грома от проезжающих по булыжной мостовой экипажей, телег, ломовых полков и водовозных бочек. (В. Гиляровский)
Столб насекомых над ней колыхается, жалит, щекочет, жужжит. (Н.А. Некрасов)
Есть зимний дуб. Он зацветает позже. (А. Вознесенский)
Роман Данилевского «Сожженная Москва» посвящен событиям Отечественной войны 1812 года.
Это пахнет уже не романом,
так бывает пожар и дождь —
на ночь смывши глаза и румяна,
По летней Москве раскаленной,
Свистя, и звеня, и гудя,
Сверкающей грозной колонной
Шла светлая сила дождя.
Словно цоканье далекой лошади,
Бьет по крышам теплый летний дождь
И лениво хлопает по площади
Тысячами маленьких ладош.
Сколько елочных игрушек
Получали мы потом.
Тьму наборов и хлопушек,
Все с серебряным дождем.
А мне светло и молодо
Когда идут дожди,
И капает из желоба:
Найди. Найди. Найди.
Прямит окрыленность рощ.
Синичий твой голос слышу,
как будто сквозь солнце дождь.
6. Прочитайте. Сделайте вывод о характере ударного гласного на месте буквы е в выделенных словах. Какая норма произношения в современном русском литературном языке преобладает? Какому стилю речи соответствует [э] на месте е, а какому — [о]?
И под пеплом ты лежала
И из пепла ты восстала
Кипит, как океан безбрежный.
Найду ли я утес надежный,
Где твердой обопрусь ногой?
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!
Земли, полуднем раскаленной,
Не освежила ночи мгла.
Заснул Тифлис многобалконный;
Гора темна, луна тепла.
7. Сгруппируйте слова с твердым согласным перед /Е/ в одну группу, с мягким — в другую, с вариативным — в третью:
Абрек, альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, берет, бизнес, брюнет, бутерброд, ватерлиния, велотрек, водевиль, вундеркинд, генетика, геодезия, гипотеза, гантели, гейзер, гротеск, дебют, демагог, депрессия, декан, дебаркадер, дегустация, декольте, деликатес, депо, детектив, диспансер, идентичный, индекс, интеллект, интервал, кларнет, консервы, кофе, крепдешин, кайзер, кинескоп, конферансье, модель, музей, нейрохирург, нейтрон, неофит, одеколон, панель, пантеон, партер, полонез, протез, протекция, презент, потенция, пудель, рандеву, регресс, резерв, рейд, рельс, сарделька, сателлит, свитер, сервис, синтез, стратегия, тезис, темп, тент, терапевт, термос, террор, турнепс, фильмотека, фанера, фарватер, федерация, фланель, форель, хорей, хормейстер, цитадель, шатен, шедевр, шинель, шоссе, штемпель, штепсель, шпатель, шпиндель, штемпель, экземпляр, экспресс, энергия, эстет.
8. Распределите слова по группам: а) слова, в которых произнесение безударных гласных соответствует орфоэпическим нормам; б) слова, в которых произнесение безударных гласных отклоняется от орфоэпических норм; в) слова, в которых возможны произносительные варианты безударных.гласных. Пользуйтесь «Орфоэпическим словарем русского языка» под ред. Р.И. Аванесова (М., 2000) .
Адвокат, аромат, барокко, бокал, боливар, бордовый, булавка, горизонт, доставка, жара, жасмин, зоотехник, зоотехнический, инженер, инженю, коалиция, комильфо, концерт, корнет, мажордом, мотив, моховик (гриб), ноктюрн, номенклатура, оазис, отель, портшез, поэт, радио, рояль, сожаление, сомбреро, соната, сонет, тоннель, фойе, хаос, шапокляк, шедевр, шезлонг, шоссе, эволюция, ягуар, яхонт.
9. Укажите, в каких из перечисленных ниже слов под ударением произносится <о], а в каких — [э]:
Афера, бесшерстный, блеклый, валежник, головешка, гренадер, грубошерстный, дверка, двоеженец, единоплеменный, желчь, жердочка, забредший, зацветший, зев, изрекший, изреченный, иноплеменник, исчеркивать, маневры, местоименный, нареченный, недоуменный, обзаведшийся, одновременный, опека, оседлый, осетр, острие, отцветший, переведший, платеж, подшлемник, подшерсток, произведший, смятенность, современный, старьевщик, хребет, шлем, щелка, ярем.
10. Установите, в каких словах произносится мягкий согласный в результате смягчения:
Авансировать, адъютант, актер, арбитр, ассистент, астероид, безверие, безделье, боязнь, бренчать, введение, ветвистый, гвоздь, грязь, затмение, злить, змея, навзничь, наездник, наследник, резкий, рытвина, свекла, съемка, твердый.
11. Какова орфоэпическая особенность слов: ого-го, эге, Господи?
12. Укажите, в каких случаях наблюдаются отклонения от орфоэпических норм произнесения звука [г] в конце слов. Чем объясняется это отступление?
То потрясающие звуки,
То замирающие вдруг.
Как бы последний ропот муки,
В них отозвавшийся, потух!
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
13. Как произносятся заднеязычные согласные в рифмующихся словах приведенных ниже поэтических текстов? Какой орфоэпической норме соответствует данное произнесение? (Написание некоторых прилагательных дано по орфографии начала XIX века).
Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом. —
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Встает мой день, как труженик убогой,
И светит мне без силы и огня,
И я бреду с заботой и тревогой.
14. Как произносится сочетание чн в следующих словах?
Булавочный, горничная, горчичник, горячечный, гречневый, двоечник, елочный, канареечный, копеечный, коричневый, лодочный, лоточник, нарочно, перечница, полуночник, порядочный, пряничный, скворечник, собачник, стрелочник, табачник, шуточный, яблочный, язычник.
15. Как произносятся сочетания согласных в следующих словах?
Бесчувственность, благородство, борозжу, вгрызться, визжать, высчитать, дегтярный, дождить, дождь, дребезжать, жилищный, зубочистка, изъезженный, изящный, мягкий, невестка, немощный, ногти, облегчить, объезжать, ответчик, отместка, отчет, перебежчик, позже, сущность, улучшить, хищник.
16. Какие фонетические и орфоэпические нормы произнесения сочетаний согласных отразились в следующих рифмах?
Почтим святое их наследство
И не забудем до конца,
Как на призыв их с малолетства
Дрожали счастьем в нас сердца.
Пустынное солнце над морем встает,
Чтоб воздуху таять и греться;
Не видно дубка, и по волнам плывет
Канун с нарисованным сердцем.
Где нам столковаться!
Вы — другой народ.
Мне — в апреле двадцать,
Вам тридцатый год.
17. Чем объясняется разное произнесение формы возвратных глаголов в рифмах приводимых поэтических фрагментов?
И распростясь с тревогою житейской,
И кипарисной рощей заслонясь,—
Блаженной тенью, тенью элисейской,
Она заснула в добрый час.
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Всю ночь со всем уже, что мучило недавно,
А звезды, с высоты глядя на нас так явно,
Мигают, не стыдясь.
18. Какие фонетические и орфоэпические нормы произнесения отразились в рифмах следующих фрагментов?
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Блестящая поникла выя,—
И по младенческим ланитам
Струились капли огневые.
Оглянулся,— чудный вид:
Старый ключ прошиб гранит
И над бездною висит
Азовского моря корыто.
Арбуз на арбузе — и трюм нагружен.
Арбузами пристань покрыта.
19. Укажите слова, произношение которых: 1) опирается на фонетические законы русского языка; 2) требует знания орфоэпических норм; 3) допускает варьирование.
Абажур, Андреевна, банщик, бесчисленный, брюзжать, бухгалтер, былина, втолкнуть, гнилостный, депонировать, жара, жжет, зоосад, извозчичий, кашне, когти, коэффициент, летний, мачта, монтировать, Никитична, оазис, облегченный, отличница, отягчить, пионер, подвиг, подмаргивать, пяток, разжать, рентген, сквер, следить, часовщик, шаровары, этимон, язык.
Агроном, антибиотик, бассейн, бытие, бытовой, веснушчатый, возле, втайне, демаркационный, де-факто, дрожжи, жасмин, желчь, звездочка, известняковый, кончик, крупитчатый, купейный, лесник, Матвеевна, мужчина, нарочно, отметка, побежденный, подожди, помахивать, процент, размозжить, расчет, револьвер, скучно, смягченный, туризм, чеснок, шалить, эге, яичница.
20. С помощью Орфографического словаря русского языка определите, в каких иноязычных словах в буквосочетаниях бе, ее, бе, не, ре, те и др. написание буквы е соответствует слоговому принципу русской графики.
Абонемент, абонент, адекватный, адресат, акмеизм, анекдот, аннексия, апеллировать, аппендицит, арендовать, аспект, аттестат, бежевый, беллетрист, бенефис, бензин, бетон, бешмет, велосипед, велюровый, генезис, генерал, героизм, дебютировать, дегустировать, дедукция, дезертировать, дезинтеграция, дезинформация, дезорганизация, декадент, деканат, декламировать, декларация, декольте, дельта, демонстрация, демонтаж, демпинг, десант, деспот, дефект, реализм, регресс, редукция, резервировать, рейд, рейс, реквием, ректор, ренессанс, рецензент.
21. Сопоставьте слова. Укажите: 1) орфоэпические варианты, допустимые в литературном языке; 2) орфоэпические варианты, допустимые в разговорной речи; 3) слова с орфоэпической ошибкой; 4) омографы.
Акушер — акушёр, белесый — белёсый, ведро — вёдро, гречи [ч’н] ый — гречи [шн] ый, доведен — доведён, замковый — замковой, индустрия — индустрия, искус — искус, истекший — истёкший, миражем — миражом, молодежь — молодёжь, недосоленный — недосоленный, переоцененный — переоценённый, признает — признаёт, процент — процент, ржаветь — ржаветь, столи [ч’н] ый — столи [шн] ый, творог — творог, тефтели — тефтели, убыстренный — убыстрённый, фреза — фреза, холеный — холёный, хребет — хребет, шкаф — шкап, яи [ч’н] ый — яи [шн] ый.
Источник