Вехи большого пути
Северный морской путь и его главные порты
26 декабря 2019
Северный морской путь – главная арктическая судоходная трасса России. В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» в числе главных национальных интересов названо развитие Северного морского пути «в качестве глобально конкурентоспособной национальной транспортной коммуникации».
Освоение и развитие северных территорий, доступ к полезным ископаемым Арктики, наращивание объемов грузоперевозок и торговли, в том числе экспортной – в решении этих задач Севморпути отводится особая роль. Но ставка при этом делается не только на удобство маршрута как такового – СМП должен развиваться за счет развития морских портов, расположенных на его протяжении.
Путь через пять морей
Севморпуть – кратчайший морской маршрут между Европой и Азией: от пролива Карские Ворота до бухты Провидения – около 5600 км. Этот маршрут вдвое короче маршрутов, проложенных через Суэцкий и Панамский каналы. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока, если идти через северные моря, составит примерно 14 тыс. км. Если же выбрать «южную альтернативу», выйдет более 23 тысяч. Естественно, что грузоперевозки по СМП обходятся существенно дешевле перевозок по южным маршрутам – от 30% до 3-4 раз.
Кроме того, Северный морской путь, пролегающий через пять морей – Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское – один из наиболее эффективных, а в некоторых случаях и безальтернативный способ снабжения населенных пунктов российской Арктики.
По данным, приведенным в Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2035 года, объем грузоперевозок по Северному морскому пути в 2018 году составил 20,2 млн тонн. Это втрое больше пикового показателя, достигнутого в советское время, и вдвое больше, чем в 2017 году. Предварительные данные по 2019 году – 26 млн тонн. Но это только начало. 25 ноября 2019 года в правительство РФ был передан обновленный план развития Северного морского пути. Согласно этому документу, к 2024 году объем перевозок по СМП составит 80 млн тонн грузов, к 2030-му – 120 млн тонн, к 2035 году – 160 млн тонн.
Такие показатели будут достигнуты не только за счет транспортировки грузов между востоком и западом, но в первую очередь за счет развития нефтегазового сектора в Арктике. Благодаря арктическим месторождениям Россия выйдет на добычу газа и нефти в 90% и 25% от общемирового объема соответственно, станет мировым лидером на рынке сжиженного природного газа и будет производить до 120 млн тонн СПГ в год. На российских арктических территориях в ближайшие 10-15 лет будет развиваться нефтехимическая отрасль. В итоге объемы перевозок по Севморпути будут интенсивно расти в первую очередь за счет отечественных грузоотправителей.
Но эти планы смогут осуществиться, только если морские порты СМП, их техническое оснащение, инфраструктура будут этим планам соответствовать.
Курсом с запада на восток
Всего вдоль Северного морского пути расположено более 70 крупных и мелких портов и перевалочных пунктов. Но как об основных принято говорить о 10: это Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, бухта Провидения.
Мурманск
Мурманский морской порт с круглогодичной навигацией расположен в Баренцевом море, в южном колене Кольского залива.
Постановление о его создании было издано в 1870 году. Однако строительство порта началось уже в ХХ веке, а днем его рождения считается 1 сентября 1915 года: в этот день в порту ошвартовался первый грузовой пароход Drott.
С 1930-х годов Мурманский торговый порт – один из основных российских арктических портов и ключевая база Главсевморпути.
Сегодня его площадь составляет 645,895 га, в порту действуют 109 причалов, длина причального фронта превышает 12,5 км. Грузовые терминалы способны пропускать около 23,6 млн кг грузов ежегодно. Пропускная способность пассажирских терминалов – 141 тыс. человек в год. Морской порт может принимать суда любых габаритов, без каких-либо ограничений. С 2010 года Мурманский морской порт имеет статус особой экономической зоны.
В 2019 году произошло сразу несколько знаковых для работы порта событий. Так, в сентябре вышло распоряжение правительства РФ о расширении границ морского порта в связи с организацией перегрузочного комплекса для перевалки СПГ по схеме «борт-борт». А в ноябре 2019-го границы были расширены еще раз – в них включили пять земельных участков под объекты строящегося центра судостроения.
Ожидается, что благодаря строительству и модернизации инфраструктурных объектов Мурманского морского порта (терминалы по перевалке угля, нефти и нефтепродуктов; контейнерный терминал, складская и дистрибуционная зона, логистический центр) его грузооборот составит 70 млн тонн в 2025 году.
Архангельск
Старейший российский морской порт был основан одновременно с городом – в 1584 году. Именно он долгое время оставался главным «связующим звеном» между Россией и Европой.
В наше время Архангельский морской торговый порт с круглогодичной навигацией – современное, мощное многопрофильное предприятие по транспортировке всех видов грузов, кроме наливных. Общая площадь его складов – 6 гектаров. Порт обслуживается двумя железнодорожными станциями Северной железной дороги. В Архангельском порту базируется основной состав экспедиционного арктического флота, Северного регионального управления гидрометеослужбы, полярной гидрографии Минтранса РФ и ВМФ.
Перспективы развития Архангельского морского порта в первую очередь связаны с освоением месторождений углеводородов в Арктике и развитием потоков экспортных грузов.
Нарьян-Мар
Навигация в этом морском порту, расположенном на реке Печора, длится с июня по ноябрь. Основные грузы, проходящие через порт Нарьян-Мар, – лес, уголь, минерально-строительные, продовольственные грузы, контейнеры и т.д.
На данный момент потенциальная пропускная способность грузового морского терминала (его площадь – 13,26 га) составляет 500 тыс. тонн в год. Максимальная загрузка терминала была зафиксирована в 1983 году – 453 тыс. тонн. В 1990-х дело пошло на спад, но сейчас порт наращивает мощности. По итогам навигации 2019 года грузооборот составил 120 тыс. тонн – на 30% больше, чем в прошлом году. Ожидается, что в 2020-м грузооборот порта удвоится – в том числе благодаря его техническому переоснащению.
Сабетта
Порт Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря – самый молодой арктический порт России: его строительство началось в 2012 году, а уже через год порт принял первые суда.
Порт Сабетта строился в рамках проекта «Ямал СПГ» под вполне конкретные задачи: транспортировку сжиженного природного газа и обеспечение круглогодичной навигации по Севморпути.
По итогам 2018 года грузооборот Сабетты составил около 22 млн тонн. Это только начало. Терминал «Утренний», с которого компания «Новатэк» намерена отгружать сжиженный газ в рамках проекта «Артик СПГ», в 2019 году был включен в границы Сабетты. Для отгрузки СПГ к порту припишут 26 специальных судов, в том числе 4 ледокола. Это позволит достичь намеченных планов и увеличить грузопоток всего Северного морского пути до 80 млн тонн к 2024 году.
Игарка и Диксон
Отступим от принятого нами правила и «зайдем» одновременно в два арктических порта, расположенных на севере Красноярского края. У обоих этих портов – столетняя история и схожая судьба. Их расцвет пришелся на советский период, а вот в 1990-е годы оба они пришли в упадок: сказались и экономические проблемы того времени, и массовый отток людей с севера.
Только сейчас начинается возрождение этих портов. В Игарке порт «ожил» с началом освоения нефтегазовых месторождений Ванкорской группы. А порт Диксон в 2019 году после многолетнего перерыва был открыт для иностранных судов. Это решение напрямую связано с планами по увеличению грузоперевозок по Севморпути. В Диксоне построят терминал для перевалки нефти и угля – там будет идти перегрузка на морские суда полезных ископаемых с ближайших месторождений. В свою очередь эти планы поспособствуют возрождению и самого поселка Диксон, в котором сейчас живут чуть больше 300 человек.
Дудинка
Этот арктический морской порт в Красноярском крае – структурное подразделение «Норильского никеля» и ключевой транспортный узел для вывоза продукции комбината и жизнеобеспечения Норильского промрайона.
Порт способен принимать суда грузоподъемностью до 17 тыс. тонн. Пропускная способность его причалов (23 речных, 9 морских плюс 8 причалов высокой воды) составляет 25 тыс. тонн груза в сутки, около 4 млн тонн в год.
В 2020 году в порту Дудинка начнется масштабная реконструкция причалов М2 и М3 с формированием единого грузового фронта для эксплуатации мобильных кранов нового поколения. Одновременно будет идти модернизация систем электроснабжения причалов, увеличатся площади хранения некоторых видов грузов. Это позволит существенно увеличить пропускную способность порта.
Тикси
Держим курс к северу Якутии, в порт Тикси, расположенный на побережье моря Лаптевых. Порт специализируется на продовольственных, строительных грузах, лесной продукции, угле, нефтепродуктах. Площадь его складов – около 55 тыс. кв. м, емкость резервуаров – 38 тыс. тонн. В Тикси работают 9 портальных, 6 плавучих, 4 гусеничных, один мостовой контейнерный и десятки автомобильных кранов, 30 автопогрузчиков, бульдозеры, тракторы, ролл-трейлеры, 50 грузовиков, другая техника.
Несмотря на короткую навигацию, которая длится меньше трех месяцев – с середины июля до начала октября, – у порта Тикси с учетом четырех морских терминалов в устьях рек Колымы, Лены и Яны весьма солидные показатели по грузообороту: в 2018 году – 302,8 тыс. тонн, предварительные данные по 2019 году – около 400 тыс. тонн.
Порт Тикси рассматривается как базовый пункт управления инфраструктурой восточной части СМП. Поэтому встал вопрос о его глобальной модернизации. Она будет включать дноуглубительные работы, восстановление портовой инфраструктуры, приобретение собственного портового флота и т.д.
Певек
История порта Певек, распложенного на Чукотке, насчитывает 65 лет. Грузооборот его составляет более 300 тыс. тонн в год. Через Певек проходит более четверти объема всех поставок на Чукотку. Через порт, кроме того, завозятся генеральные грузы для компаний, работающих в Чаун-Билибинском промышленном узле. Здесь находятся крупнейшие в России месторождения золота (общие запасы – более 950 тонн), серебра (7 тыс. тонн), олова (508 тыс. тонн) и меди (27 млн тонн). Так что работой порт Певек обеспечен на много лет вперед.
Ожидается, что грузооборот морского порта Певек вырастет до 2 млн тонн к 2026 году. Это связано с предстоящим освоением Баимской рудной зоны и увеличением добычи уже действующими недропользователями. Поэтому сейчас в порту идет реконструкция: расширяются складские территории, обновляется береговая инфраструктура.
Порт Бухта Провидения
Заканчиваем наше «заочное» путешествие по Северному морскому пути в порту Бухта Провидения, также на Чукотском полуострове.
Основная специализация порта – завоз угля и нефтепродуктов для нужд Чукотки и генеральных грузов, поступающих из порта Владивосток. Порт, кроме того, принимает иностранные пассажирские суда с туристами из Аляски и, конечно, те, что совершают местные перевозки.
Планируется, что два порта Чукотки, Певек и Провидения, станут «опорными точками» для Севморпути и будут обеспечивать бункировку, безопасность судоходства и поддерживающие функции на СМП.
В свою очередь, это откроет новые возможности для региона – реализации в Чукотском автономном округе инвестиционных проектов, развития собственной энергетики.
В целом же реконструкция портов Чукотки позволит увеличить их грузооборот в 5 раз.
Источник
Особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна
Рубрика: Технические науки
Дата публикации: 11.05.2014 2014-05-11
Статья просмотрена: 2590 раз
Библиографическое описание:
Красильникова, О. А. Особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна / О. А. Красильникова, Н. С. Ломакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10951/ (дата обращения: 10.06.2021).
В статье рассмотрены особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна. Все порты Арктического бассейна условно разделены на три группы. В статье дана характеристика, особенности и перспективы развития всех портов из каждой группы, а также проведен анализе, на основе существующей динамики, изменения объем перевалки грузов через каждый порт.
Ключевые слова: Арктический бассейн, транспортная система, морской порт, грузооборот порта, перевалка груза, внешнеторговые и каботажные грузы.
В Арктическом бассейне расположены девятнадцать российских морских портов. Порты заняты, в основном, перевалкой внешнеторговых и каботажных грузов.
Порты Арктического бассейна можно условно разделить на три группы.
К первой относятся порты Мурманск, Архангельск, Витино и Кандалакша, имеющие железнодорожные подходы, связанные с транспортной системой страны. Четыре этих порта переваливают 85,4 % грузов, проходящих через бассейн.
Ко второй — порты, обслуживающие потребности одной компании. Это Варандей и Дудинка.
К третьей группе относятся остальные четырнадцать портов, которые расположены в местностях, где отсутствуют сухопутные коммуникации, и которые обеспечивают перевалку грузов для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, в которых они расположены. Их пропускная способность используется на 5–50 %, и предпосылок для увеличения грузовой базы и роста грузооборота нет.
Все порты Арктического бассейна (кроме незамерзающего Мурманска) большую часть года работают в условиях низких температур и покрытой льдом акватории. Поэтому для обеспечения нормальной работы необходимы портовые ледоколы. А доставка грузов в порты осуществляется под ледовой проводкой линейных ледоколов, в том числе атомных.
Через арктические порты проходят грузы «северного завоза», необходимые для обеспечения жизнедеятельности малых народов Севера и освоения природных богатств обширных северных территорий.
Наконец, ещё одной особенностью арктических портов являются их функции по обслуживанию Северного морского пути (СМП), которые существенно осложнятся при намечаемом росте перевозок грузов международного транзита по СМП, как по международному транспортному коридору.
В перспективе арктические порты будут ориентированы на перевалку топливно-энергетических ресурсов (сырой нефти, нефтепродуктов, угля, сжиженного газа). При этом нефть и газ будут поступать в порты с шельфов северных морей. Для их перевалки построены порты Варандей, Харасавэй и строятся новые порты Сабетта и Териберка. Строительство новых портов осуществляется в труднодоступных районах, что требует на много больших инвестиций, чем строительство портов в других бассейнах.
К числу особенностей следует также отнести создание в крупнейшем порту Северного бассейна Мурманске портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ).
Производится модернизация существующего Архангельского морского порта, а также расширение складских площадей, строительство вспомогательных комплексов, замена технологического оборудования с целью увеличения загрузки существующих мощностей, снижения высоких портовых сборов, обеспечения коммерческой привлекательности порта. Строительство и реконструкция — 2014–2015 гг.
Строящийся глубоководный район «Северный» в Двинской губе у острова Мудьюг предназначен для перегрузки угля, минеральных удобрений, лесных, и нефтеналивных грузов экспортного направления, а также генеральных и контейнерных грузов экспортно-импортного направлений с общим грузооборотом 28,0 млн. т в год.
Сам район должен появиться к 2018–2020 г.
Таким образом, на основе существующей динамики, объем перевалки грузов через данный порт может составить до 6,6 млн. т в год (рисунок 1).
Рис. 1. Прогнозируемый объем перевалки грузов через порт Архангельск
В июне 2008 г. было завершено строительство стационарного морского ледостойкого отгрузочного терминала, расположенного в четырех километрах от порта Варандей и начаты регулярные отгрузки нефти танкерами усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. т. Пропускная способность терминала составляет до 12 млн. т в год.
В настоящее время добыча на месторождении Южное Хыльчую, с которого нефть поступает на терминал, стала падать.
В связи с этим, компания ОАО «ЛУКОЙЛ» изыскивает другие способы загрузки терминала. Существует несколько совместных проектов компании ОАО «ЛУКОЙЛ с другими компаниями (ОАО АНК «Башнефть» и др.).
Таким образом, с учетом реализуемых проектов объем перевалки сырой нефти через данный терминал может составить около 8 млн. т в год (рисунок 2).
Рис. 2. Прогнозируемый объем перевалки сырой нефти через порт Варандей
В настоящее время основная работа по проекту Мурманского порта — строительство нового морского терминала по перевалке угля, с общим грузооборотом до 20 млн. т в год, на западном берегу Кольского залива в районе реки Лавна, а также строительство терминала по перевалке наливных грузов с общим грузооборотом до 35 млн. т в год; на восточном берегу Кольского залива: строительство контейнерного терминала мощностью 1 млн. TEU.
Начата реконструкции первого грузового района. В результате реконструкции пропускная способность грузового района увеличится с 6,4 до 12,9 млн. т угля к 2015 г. При необходимости, длина причальной стенки, глубина у причала и наличие портальных кранов позволят переориентировать первый район на перегрузку любых видов генеральных грузов или под контейнерный терминал на 300 тыс. TEU в год.
Таким образом, можно прогнозировать объем перевалки грузов через порт на уровне около 75 млн. т в год (рисунок 3).
Порт Витино занимается перевалкой бензина ЛУКОЙЛа с Нижегородского, Пермского, Ухтинского НПЗ и «Газпром нефти» с Омского НПЗ, а также западносибирского газового конденсата НОВАТЭКа Терминал Ватино, не подключнный к системе нефтепроводов и нефтепродуктов, получает груз по железной дороге и способен груглосуточно отгружать до 6.0 млн. тонн нефти, нефтепродуктов и конденсата. Однако, перспективы для развития у порта незначительны из-за низкой пропускной способности железной дороги.
Рис. 3. Прогнозируемый объем перевалки грузов через порт Мурманск
Таким образом, на основе существующей динамики объем перевалки грузов через порт Витино может составить до 5,0–6,0 млн. т в год.
В Северном бассейне строится новый порт в пос. Териберке, с пропускной способностью 13,6 млн. т, который будет являться частью проекта по освоению Штокмановского месторождения.
Таким образом, объем перевалки грузов через порт можно прогнозировать на уровне до 13 млн. т в год (рисунок 4).
Рис. 4. Прогнозируемый объем перевалки грузов через порт Териберка
Полуостров Ямал является одним из важнейших стратегических нефтегазоносных регионов России. Промышленное освоение месторождений Ямала и прилегающих акваторий имеет принципиальное значение для обеспечения роста российской добычи газа в перспективе.
В целях обеспечения эффективного освоения Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения планируется строительство завода СПГ и морского порта по перевалке сжиженного природного газа и газового конденсата в районе пос. Сабетта проектной мощностью 30,7 млн. т сырья в год при полном развитии (в т. ч. СПГ — 25 млн. т, ГК — 2,2 млн. т, нефть — 3,5 млн. т).
Таким образом, объем перевалки грузов через порт можно прогнозировать на уровне до 30 млн. т в год (рисунок 5).
Рис. 5. Прогнозируемый объем перевалки грузов через порт Сабетта
Главным направлением деятельности порта в настоящее время является перегрузка угля, который поступает по железной дороге с шахт в Кемеровской области. Основной объем грузов идет на экспорт в Западную Европу, в частности, Германию, Голландию и Англию. Действующие мощности позволяют предприятию перерабатывать до 3 млн. тонн грузов сложившейся номенклатуры (апатитовый концентрат, уголь, глинозем, металлолом и др.).
К числу приоритетных задач по развитию порта в настоящее время относятся изменение фарватера и увеличение его глубины, что даст возможность порту принимать суда большей грузоподъемности с осадкой до 12 м (сейчас — 9,8 м). В порту проводятся работы по обеспечению приема судов грузоподъемностью до 60 тыс. т.
Таким образом можно прогнозировать объем перевалки грузов через порт Кандалакша на уровне 4 млн. т в год (рисунок 6).
Рис. 6. Прогнозируемый объем перевалки грузов через порт Кандалакша
В остальных портах бассейна (Беринговский, Диксон, Дудинка, Игарка, Мезень, Нарьян-Мар, Онега, Певек, Провидения, Тикси, Хатанга, Эгвекинот, Амдерма, Анадырь) реализация крупных инвестиционных проектов не предусматривается. Их действующая мощность не увеличится и останется на уровне 43,02 млн. т.
Источник