ГП «Сахалинское морское пароходство ММФ СССР»
Николаевское-на-Амуре пароходство было образовано в 1939 году для обслуживания портов Северного Сахалина и Нижнего Амура. При создании ему были переданы от Дальневосточного морского пароходства пароходы «Двина», «Дон», «Карага», «Ковда» и теплоход «Серп».
27 октября 1945 года руководство Наркомфлота СССР приняло постановление о преобразовании Николаевского-на-Амуре морского пароходства в Сахалинское с переводом его управления в порт Маока (Холмск) на юго-западном побережье Сахалина. Перебазирование по новому адресу, мотивировалось возможностью продления сроков навигации и лучшими, по сравнению с Амурским лиманом, условиями судоходства. Таким образом, на Сахалине впервые появилась крупная отечественная морская транспортная организация. Ее руководителем остался С.Е. Маркелов, возглавлявший прежде Николаевское-на-Амуре пароходство. В 1946 году пароходство приняло на свой баланс основные фонды портов, находившиеся ранее в распоряжении других ведомств: треста «Сахалинуголь», «Сахгосрыбтреста», а также городских и районных гражданских управлений. Вступили в действие механический, котельно-кузнечный кунгасно-строительный цехи судо-ремонтных мастерских. Флот СГМП сформировался, главным образом, за счет пароходов и катеров, переданных из Николаевска-на-Амуре и Владивостока, а также трофейных судов. Всего в период организации пароходство имело 13 паровых судов, в том числе два грузопассажирских. Суда были устаревшие, в плохом техническом состоянии. За
1946 год флотом пароходства было перевезено 142 тыс. тонн грузов в каботаже и 21 тыс. тонн в загранплавании.
В 1951-1952 годах флот пароходства составлял более 40 судов общим дедвейтом свыше 100 тыс. тонн. В этот период из Венгрии стали поступать первые серийные суда типа «Тисса», а из Финляндии — лесовозы типа «Хасан».
В начале 60-х годов флот Сахалинского пароходства претерпел значительные изменения. Ряд устаревших и изношенных судов были списаны с баланса; произведена модернизация и
переоборудование судов и буксиров. Качественный состав флота резко изменился. На смену технически несовершенным пароходам на угле и с малыми скоростями пришли дизельные суда, работающие на мазуте, оснащенные мощными машинами; совершенным электро- и радио-навигационным оборудованием, автоматическими установками. В 1963 г. в пароходство начали поступать крупнотоннажные теплоходы «Алтайлес», «Балахналес», построенные в Польше на Гданьской судостроительной верфи, и др.
© Администрация ВТ и авторы материалов, 2010—2023
Использование фотографий и иных материалов, опубликованных на сайте, допускается только с разрешения их авторов.
Источник
АООТ «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ НА САХАЛИНЕ МОРСКОЙ ПОРТ» г. Александровск-Сахалинский (1935-1997)
Приказы по л/с 1935-1996 гг., л/д 1948-1997 гг., документы по начислению з/п 1936-1997 гг.
Историческая справка:
Александровский торговый порт располагался на западном побережье Сахалина, омывался татарским проливом и являлся единственной гаванью Северной части Сахалина. Порт располагался между мысом Жонкьер и рекой Александровской в 1,5 километрах от г. Александровск-Сахалинского.
Порт находился в 960 милях от г. Владивостока, в 250 милях от г. Николаевска на Амуре и в 350 милях от бухты Ванино – основных портов, откуда шли грузовые потоки с материка в направлении Александровска.
Александровский торговый порт основан в 1853 году и являлся первым русским портом острова Сахалина. Деревянная ряжевая пристань была сооружена в 1888 году. В последующие годы эта пристань достроена и превращена в ковш.
Вся дореволюционная история порта тесно связана с историей русской каторги и ссылки местом которой с 1859 по 1905 год был о. Сахалин. Вся масса ссыльных в течении этих лет в основном шла через Александровский порт. Ссыльные являлись первой рабочей силой при разработке угольных рудников Дуэ, Октябрьск, Арково, Мгачи, которые в последствии стали приписными портовыми пунктами порта отгружаемыми уголь на пароход.
С 1960 года по 1925 год Александровский торговый порт пережил японскую оккупацию. До 1930 года в Александровском порту существовало две самостоятельные организации: Управление Александровского Торгового порта и Главное Агенство Севторгфлота. Первое занималось исключительно оформление приходящих в порт и уходящих из порта судов, а также следило за выполнением правил мореплавания посещающими порт судами. Второе занималось обслуживанием приходящих в порт судов по грузопассажирским перевозкам.
Агентство и Управление Александровского Торгового порта до 13 февраля 1930 года подчинялись, как в финансовой, так и в эксплуатационной деятельности Дальневосточному Управлению Севторгфлота, находящемуся в г. Владивостоке, входящему в систему НКПС г. Москва.
В конце 1930 года было произведено слияние Управления Торгового порта с Главным Агентством. Агентство было упразднено.
30 января 1931 года Постановлением ЦИК и СНХ СССР Морской и речной транспорт были выделены из системы НКПС в Народный Комиссариат водного транспорта (Наркомвод). Александровский порт вошел в систему Наркомвода и подчинен был до 1934 года Управлению Севторгфлота г. Владивостока.
В этот период Александровскому торговому порту были приписаны в подчинение порты Восточного берега Северного Сахалина – Москальво и Чайво.
В первой половине 1934 года распоряжением Уполнаркомвода по ДВК, порт Москальво и Чайво отошли в ведение Амурского речного Пароходства, расположенного в г. Николаевске на Амуре.
Взамен этих портов Александровскому порту были переданы Далневосточным Управлением Морфлота г. Владивосток приписные угольные портовые пункты Октябрьский, Арковский и Мгачинский. С этого момента необходимо считать район деятельности порта определившимся.
Развитие Александровский Торговый порт получил лишь в 1934 года, с момента передачи угольных портовых пунктов Октябрьский, Арковский, Мгачинский в подчинение порта.
В 1934 году был открыт Агневский портпункт (у мыса Фрунгальм), но из-за аварии пристани портпункт развития не получил и был законсервирован, а после ликвидирован польностью.
С 1938 года порт начал отгрузку угля с Дуэ (Макаревка), откуда до этого вывоз угля осуществлялся только японской концессией.
В 1938 году Постановлением ЦИК и СНК СССР в системе Наркомвода был образован отдел ЦУМОРПОРТ в г. Москве, в подчинение которого входил Александровский торговый порт. Оперативное руководство осуществлялось Дальневосточным Управлением Морфлота г. Владивосток.
09.04.1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Наркомвод разделен на Наркомат речного флота и Наркомат Морского флота. В структуру Наркомата Морского флота вошел и порт Александровск, с подчинением ДВУ Госморпароходства г. Владивосток.
Александровский Торговый порт по структуре с 1934 года по 1939 год имел следующие отделы и службы: плановый отдел, главная бухгалтерия и финансовый отдел, отдел кадров, спец. часть и МПВО, отдел снабжения или ОРСМ, коммерческий отдел, общий отдел (АХО), отдел портофлота, механические мастерские, отдел домоуправления, отдел гужтранспорта и подсобное хозяйство, отдел строительства и ремонтная группа, Александровский портопункт, Октябрьский портопункт, Мгачинский портопункт, Арковский портопункт, Макаревский портопункт – вошел в эксплуатацию с 1938 года, Диспетчерская служба, Служба портнадзора, Служба радиосвязи.
До 1946 года также существовала структура порта свыше перечисленными отделами и службами, но с некоторыми происшедшими изменениями: упразднен финансовый отдел в главной бухгалтерии. Создан отдел Автогужтранспорта и подсобного хозяйства порта, в 1946 году этот отдел реорганизован, гужтранспорт и подсобное хозяйство были переданы в Домоуправление, а Автотранспорт в отдел Снабжения.
В 1945-1946 году упрощены бухгалтерские аппараты в Портофлоте, Александровском портопункте, Домоуправлении и были объединены в Главную бухгалтерию Управления порта. Упразднен коммерческий отдел.
На основании закона от 15.03.1946 года наркомат Морского флота преобразован в Министерство Морского флота СССР.
По приказу Минморфлота № 6 от 09.01.1947 года введена новая структура министерства. По этой структуре создано Главное Управление Флота и портов Дальневосточных морей, которые в первое время находились в г. Москве при Министерстве, а 16.05.1947 года Управление Главдальфлота было переведено в г. Владивосток.
В связи с образованием Главдальфлота, в его ведение были переданы все пароходства и предприятия ММФ на дальнем Востоке и было создано новое Сахалинское Госморпароходство в г. Холмске.
В 1947 году был передан Александровский Торговый порт из подчинения ДВ Морпароходства в подчинение Сахалинского Госморпароходства. С этого времени Александровский торговый порт Министерства Морского флота, как и финансовой так и в эксплуатационной деятельности непосредственно подчинен Сахалинскому Госморпароходству г. Холмска.
Александровский Торговый порт ММФ по установленной структуре имел следующие отделы, портопункты и службы: плановый отдел, отдел кадров, отдел труда и заработной платы (создан в 1949 году), главную бухгалтерию, коммерческий отдел, отдел механизации, общий отдел, отдел снабжения, отдел домоуправления и гужтранспорта, механические мастерские, отдел строительно-ремонтной группы, отдел портофлота, Александровский портопункт, Мгачинский портопункт, Макаревский портопункт
С момента организации порта и до 1934 года Александровский порт занимался переработкой грузов поступающих с материка для снабжения населения северной части острова Сахалин, а так же через порт велась перевозка пассажиров прибывающих и убывающий на Сахалин.
С 1934 по 1951 год Александровский порт производил погрузочно-разгрузочные работы генеральных грузов, осуществлял пассажирские перевозки приходящими пароходами и местные перевозки грузов буксирным флотом. Приписные пункты порта: Октябрьск, Макаревка, Мгачи производят отгрузку углей на пароходы и в редких случаях производят выгрузку генеральных грузов с пароходов.
В 1993 году реорганизован в акционерное общество открытого типа «Александровский на Сахалине морской порт» (постановление мэра г. Александровск-Сахалинского от 16.04.1993г. № 211).
На основании постановления главы администрации Александровск-Сахалинского района от 11.01.2000г. № 3 аннулировать государственную регистрацию ОАО «Александровский на Сахалине морской порт», в связи с признанием его решением арбитражного суда Сахалинской области от 25.12.1998г. банкротом и завершением конкурсного производства.
Переименование:
Александровский на Сахалине морской торговый порт (1939-1993)
АООТ «Александровский на Сахалине морской порт» (1993-1997)
Источник
Газета «Сахалинский моряк»
Первый выпуск газеты «Сахалинский моряк» увидел свет 1 апреля 1948 г., спустя всего три года после образования Сахалинского морского пароходства. Тогда издание выпускалось на одном печатном листе тиражом 2000 экземпляров, освещало исключительно деятельность предприятий, входивших в разветвленную структуру СахМП, и, конечно же, флота.
На протяжении 75 лет газета была верным помощником и рупором главного градообразующего предприятия Холмска. В разные годы коллектив редакции «СМ» возглавляли такие творческие, неординарные личности, как Ю. Николаев (отец известного композитора и исполнителя И. Николаева), В. Рукас, Т. Цымбал, Е. Вагин и др., а корреспонденты «Сахалинского моряка» — Ан. Мухлисов, Н. Афанасьев, А. Мирный, М. Шмидт, В. Кошманов, В. Ефанова и многие другие, без сомнения, составляли цвет сахалинской журналистики. А сколько за минувшие десятилетия было резонансных публикаций, ярких интервью, запоминающихся акций! Не счесть…
Сегодня «Сахалинский моряк» можно прочесть не только в традиционном бумажном варианте, но и в электронном — на сайте SASCO. Это несомненно приближает его к читателю, в том числе и к тем ветеранам Сахалинского морского пароходства, которые проживают за пределами островной области.
1 апреля 2023 года газета отметит свое 75-летие, по-прежнему являясь соединительной нитью между временами и поколениями. Оставайтесь с нами и интересных вам просмотров!
Газета «Сахалинский моряк» № 6
Источник