Невероятные фотографии жуткого кладбища кораблей в пустыне Аралкум
Когда-то здесь был советский рыболовецкий порт на Аральском море – когда-то одного из четырех крупнейших озер в мире. Но сегодня здесь, ничего, кроме пустыни не остается. Город Мойнак в Узбекистане может показать жуткое кладбище навязчиво красивых ржавеющих кораблей, которые как в сказке лежат посреди пустыни, словно ожидая, когда вода вернется обратно.
Кладбище кораблей в Мойнаке – буквально город-призрак посреди пустыни. Ближайшая вода почти в 150 километрах отсюда.
Аральское море, одно из четырех крупнейших озер в мире, начало пересыхать, когда вода рек, питающих его, была направлена на ирригационные цели.
Аральское море переводится как “море островов”. Здесь когда-то было около 1100 островов. Сегодня десятки судов разлагаются на палящей пустынной жаре.
Сегодня, до ближайшей воды почти в 150 километрах отсюда.
В 1960-х годах Аральское море начало неуклонно сокращаться, когда советские ирригационные проекты направили реки, питающие его, на орошение сельскохозяйственных угодий.
С тех пор море сократилось до менее чем 10% от своего первоначального размера, и район теперь считается одним из самых катастрофических экологических катастроф мира.
Многие рыбаки Мойнака некоторое время продолжали и дальше лов рыбы, но с катастрофическим сокращением размера озера, уровень солености воды поднялся, убив всю рыбу. Город, в значительной степени зависимый от рыбной промышленности, медленно умирал вместе с морем.
Восточный бассейн Аральского моря в настоящее время известен, как пустыня Аралкум. Катастрофа Аральского моря может быть прекращена, если отведенные реки, которые поливают хлопковые поля, будут направлены обратно в море. Тем не менее, правительство Узбекистан не имеет возможностей и желания сделать это, так как его экономика опирается в основном на хлопковую отрасль.
Сегодня Мойнак – это город-призрак. Здесь повсюду встречаются росписи, мозаики, изображающие рыбу и рыбный промысел по всему городу, подтверждающие, как когда-то это был шумный рыбацкий городок.
Закрытые ставнями окна рыбоконсервных комбинатов все еще стоят среди обломков.
Возможно Мойнак все еще ожидает, что море вернется?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Как посетить кладбище кораблей в Муйнаке
Приглашаем вас прогуляться по кладбищу кораблей в узбекском городе Муйнак.
В стародавние времена в тюркских племенах имя Муйнак давали ребенку с пожеланием живучести и неприхотливости. Тем удивительнее то, как маленькому узбекскому городу подошло собственное имя: это, пожалуй, самый неприхотливый и живучий из всех городков Узбекистана, которые нам удалось посетить.
Рассвет Муйнака приходится не середину прошлого века — в 1950-х годах огромный рыбоперерабатывающий завод на берегу Аральского моря снабжал консервами весь Советский Союз. Вода в море поступала из рек Сырдарья и Амударья. Воды последней проделывали путь почти в две с половиной тысячи километров из предгорий Таджикистана через засушливые земли Туркмении и Узбекистана. При достижении русла река теряла значительную часть воды — она уходила в грунт и разбиралась на орошение. Но этого руководителям страны показалось мало, и в 1950 году было начато строительство Каракумского канала. Проходивший через территорию практически всей Туркмении канал дал огромный толчок к развитию сельского хозяйства, в частности к орошению хлопковых полей. Увы, последствия строительства такого канала не были учтены в должной мере, и в итоге он стал забирать 45% вод реки Амударья.
Интересным фактом является то, что воды, забираемые Узбекистаном для орошения, все равно возвращались обратно в бассейн Амударьи и доходили до Арала: Узбекистан находится выше уровня Мирового океана, и это позволяло водам стечь обратно. После строительства Каракумского канала вода впервые стала отводиться от Аральского моря и в итоге стекать в Каспийское, которое находится ниже Аральского по высоте относительно Мирового океана.
В результате некогда одно из самых больших озер в мире стремительно высохло, на поверхности остались соли и различные удобрения от стоков. Разносимые ветром удобрения стали причиной хронических заболеваний у местного населения. На большой части Аральского моря формируется новая пустыня, ей уже дали название — Аралкум. Рыболовный промысел закрылся, хотя завод пытались спасти довольно экстравагантным методом: привозили рыбу из России. Аральское море отступило от Муйнака, оставив в память о себе лишь гниющие на солнце рыболовецкие траулеры и лодки.
Муйнак сейчас — это заносимый песками Аралкума город с населением примерно в 18 тысяч человек.
Он, несмотря на повсеместные упоминания в качестве города-призрака, живет своей неприхотливой жизнью, подтверждая справедливость своего названия.
Советы:
— Организовать поездку в Муйнак вы можете, договорившись заранее с гостиницей в городе Нукус либо непосредственно на месте с таксистом.
— Стоимость такой поездки стабильна последний год: 70 долларов США за всю машину туда-обратно.
— Лучшая гостиница Нукуса — Жыпек Жолы , в Муйнаке останавливаться рекомендуем только в крайних случаях. Ищите отель Ойбек, его номер телефона: +998 (61) 322 1868.
— Расстояние от Нукуса до Муйнака — 220 километров, примерно три-четыре часа в одну сторону.
— Автобусы из Нукуса в Муйнак уходят очень рано — до 9 утра. Последний автобус из Муйнака в Нукус — в 3 часа дня.
— Попасть в Нукус можно из Ташкента или Москвы на самолете. Либо на поезде или такси из Хивы.
— Республика Каракалпакстан, несмотря на свою удаленность от основных узбекских достопримечательностей, также представляет значительный интерес. Из основных мест, помимо Муйнака, отметим комплекс Миздакхан, городище Топрак-кала, а также музей искусств Савицкого в городе Нукус.
Источник
frantsouzov
Следующий день нашей поездки оказался весьма и весьма удачным — мы все-таки умудрились найти еще одно кладбище затонувших кораблей на берегу Аральского моря.
2. Проснувшись и позавтракав, снова проезжаем через поселок Жаланаш. Полное ощущение, что попали в какой-то постапокалиптический фильм, а если точнее — то в старую вторую часть «Безумного Макса». Вода отступила, земля выжжена солнцем, никому не нужные лодки лежат на суше. И среди этого всего живут люди.
3. Если подвинуть Дэф поближе, снять задний кардан и подсоединить выход из раздатки к вот этой вот штуке. Впрочем, что-то я увлекся. Интересно, а в оригинале как эта циркулярная пила приводилась в движение?
4. Съезжаем с грейдера, надолго оставляя цивилизацию позади. Впрочем, за этим ведь мы и ехали! С крыши Дэфа получаются интересные виды а-ля «с высоты птичьего полета».
5. Вскоре грунтовка исчезает, и становится ясно почему — мы среди большого солончака. Такыр, выжженая земля. За коркой, которая свиду кажется твердой, скрывается глина. Скользкая, вязкая, коварная.
6. До этого здесь неделю шли дожди, и теперь мы очень осторожно выбираем себе путь. Даже в такие безобидные с виду места не рискуем съезжать, так как до помощи несколько десятков километров, а лебедиться здесь не за что. Поэтому приходится постоянно искать пути объезда.
7. Впрочем, виды, появляющиеся на горизонте, с лихвой все компенсируют.
8. После длинной и скучной недели перегонов, рельеф — словно глоток свежего воздуха.
9. Чем дальше едем — тем сильнее ощущение, что мы на Марсе. Когда-то очень-очень давно эти скалы были под водой.
10. Грунтовка же тем временем просто манит нас дальше, узнать, что скрывается за очередным поворотом.
11. Ээээ. Шаровидные конкреции? Здесь? Но, во всяком случае, год назад возле Шергалы мы видели абсолютно то же самое!
12. Срываясь со склона, мелкие камни оставляют за собой причудливые дорожки, причем каждый из них почему-то движется по своей траектории, отличной от прямой линии.
13. Ну красота же!
14. Во время очередной остановки совершенно случайно залезаю на склон горы, чтобы сфотографировать кемпер на фоне моря. Так, а что это за черная точка у нас на горизонте? Где мой телеобъектив?
15. Посмотрим поближе. Да ведь это.
16. Корабль, да еще и практически целый! Глазам своим не верю! Вот это удача, мы ведь ничего не знали про это место!
17. Сворачиваем с грунтовки и по азимуту направляемся к берегу. Да, не каждый день из лобового стекла Дэфа открывается подобная картина. Впрочем, близко подъезжать не стали из-за боязни заболоченности почвы.
18. Лежит себе на небольшой отмели в паре десятков метров от берега. Такое ощущение, что всю свою жизнь только и делал, что ждал нас.
19. Выглядит намного лучше, чем те суда, возле которых мы провели ночь. Возможно, все-таки сказывается удаленность от населенных пунктов.
20. Общий вид. Жаль, что из-за воды к нему не получилось подойти ближе. А возможно, оно и к лучшему.
21. Посмотрим направо. Что там у нас? Обалдеть можно, да ведь он здесь не один!
22. Вообще по пути к берегу мы решили пообедать на месте с таким вот потрясающим видом, но корабли вдалеке изменили наши планы. Скорее к ним! Вдруг они уплывут.
23. Несмотря на кажущуюся близость, искали мы их долго, и виной тому берег моря, который оказался на добрый десяток метров ниже степной дорожки. Можно просто проехать мимо и вообще ничего не увидеть!
24. Покореженный исполин лежит на морском берегу. А что там на нем такое виднеется?
25. Выцвевший флаг исчезнувшей страны на утонувшем корабле.
Аж до мурашек по коже. Пожалуй, это было моим самым сильным ощущением за всю экспедицию. А вокруг ни единой души, лишь мы стоим на берегу, и волны продолжают биться о борт умершего судна.
26. Рядом покоится еще один корабль.
27. Кран с блоком и распашные створки на палубе.
28. Рубка.
29. Другой ракурс. Знали ли люди, построившие эти корабли, что их ждет такая судьба?
30. Так и лежат они на берегу моря, заброшенные и забытые. Хотя, наверное, им было бы лучше, чтобы люди про них вовсе не вспоминали.
31. Тем временем ненадолго выглянуло солнце, и мы побежали к судну вдалеке. Лазурное море, чистое небо, белый песок побережья — идиллия!
32. Подойдя вплотную, из-за рельефа местности показался первый корабль, возле которого мы побывали. Было очень жарко, хорошо за тридцать градусов, и он словно дрожал в потоках раскаленного воздуха.
33. Мы же с интересом ходили вокруг. Из-за того, что этому кораблю не повезло оказаться на самом берегу, сохранность у него значительно хуже. Местные жители потихоньку срезают то, что можно срезать.
34. И тут мы почувствовали запах. Запах старой машины. Ржавый металл, нагретый на солнце, вперемешку с маслом, морской водой и теплым ветром, дующим со стороны степи. Запах корабля, который лежит здесь не одно десятилетие. Его не спутаешь ни с чем.
35. Вообще я сам очень люблю старые машины и механизмы. Сделанные в те далекие времена, когда человечество еще не знало про пластик и «запрограммирование старение». Мне они почему-то кажутся живыми.
36. Именно с этими мыслями я заглянул в трюм. Ведь у этого исполина было совершенно иное предназначение.
37. Но судьба сложилась иначе.
38. Так и покоятся эти несколько кораблей на самом берегу ушедшего моря, ожидая своей участи. Местные жители в разговорах с нами «ласково» называли их «металлолом», и этих людей тоже можно понять — когда работы нет и нечем кормить семью, становится как-то не до сентиментов.
39. Ну а мы, в свою очередь, были просто рады тому, что успели застать этот «металлолом», сделанный много лет назад в далекой стране.
40. В стране под названием СССР.
41. Под конец в очередной раз выглянуло солнце, и цвета словно преобразились. Я бегал вокруг с фотоаппаратом.
42. И чуть не споткнулся об иллюминатор, который валялся на берегу.
43. А лежащие вдалеке суда словно наблюдали за нами.
44. Попрощавшись с этим местом, мы отправились в путь.
Кто знает, увидимся ли мы когда-нибудь еще раз.
Трек путешествия
Точки съемки
Посмотреть все фотографии на карте мира.
Источник