Населенный пункт: Апши
ТУАПСЕ (ТУГАПСЕ, ТАПСЕ, ТУАБСЕ, ТУГАПШИ, ТДОАПЕ) — река образуется при слиянии рек Пшенахо (21,5 км) и Чилипси (19 км). Протяженность р.Туапсе после слияния указанных рек составляет всего около 20 км. Одноименное название имеет город-порт Туапсе и Туапсинский район. Существует ряд мнений на происхождение топонима Туапсе. Одни утверждают, что происходит от персидского, означающего . Другие переводят название как , третьи предлагают считать, что это адыгейское название, и переводят как или , но не как , т.к. в русском языке нет слова , но есть слово , т.е. местность, расположенная между двух рек, протекающих недалеко друг от друга. Междуречьем можно назвать территорию между р. Туапсе и р.Пшесепс (Паук), тогда получается, что местность между двух рек дала название реке Туапсе. Если же исходить из того, что р. Туапсе образуется при слиянии рек Пшенахо и Чилипси, то название лежит в основе перевода, т.е. местность (город) получила название от реки. Это предположение более достоверно. Можно также предположить, что топоним связан с древнегреческим названием города-колонии Топсида (некогда здесь размещавшейся). В течение веков древнегреческое название могло трансформироваться в современное: Топсида — Топсид — Туапсад — Туапса — Туапсе. Топсида по-видимому сложное слово, состоящее из двух греческих: — местность и — железо, в сочетании означающее . Косвенным подтверждением такой трактовки перевода могут служить и некоторые местные топонимы с элементом в названии . К примеру: р. Азугуч (бассейн р. Небуг) и г.Азып (долина р.Агой), означающие с адыгейского соответственно: и . Некоторые название реки связывают с убыхским Табса , или с родовой фамилией .
Автор — Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани
Источник
Апши буйнакский район высота над уровнем моря
Село Апши Буйнакского района расположено у подножия Гимринского хребта. Оно находится в плену нескольких вершин, из которых самая примечательная — конусообразная (Цутара-меэр), поднявшаяся над уровнем моря на 1575м, а село на высоте 1350 м. Хотя оно заселено аварцами, но его название даргинского происхождения. Ап — три, ши — селение, три селения. Имеются еще и другие толкования. Существует даже легенда. Как-то трое кадарцев забрели в эти места и удивленно воскликнули «Поболшин!», подразумевая, что жителей Апши питают три речки; и вот с тех пор, якобы, от даргинских слов «поболшин», т.е. «три воды», возникло название Апши.
С аварского языка название Апши переводится как «котловина». Если принять во внимание, что село находится между гор в долине, то пожалуй, данное название ближе к действительности.
Считается, что основное население Апши составили пришельцы из Телетля. Когда этот процесс начался, то жители близлежащих хуторов не стали сторонними наблюдателями, а слились с телетлинцами. Вслед за телетлинцами в Апши пришли горцы из Аракани, Кахабросо, Кудали, Охли и др. мест. Основными причинами людского притока были земельный голод, экономическая зависимость от более состоятельных сельчан, кровная месть в их родных местах.
Самой старой могилой на сельском кладбище считается неизвестное погребение, датированное 1004 годом по хиджре. О том, что Апши не 300 лет, а гораздо больше, говорят также бронзовые и медные предметы, в том числе и женские украшения, найденные в одном погребений ученицей 5-й Буйнакской школы Хабсат 40 лет назад. При первом взгляде находкам не менее 10 веков, но окончательную точку поставить в вопросе, сколько же существует исследуемый нами населенный пункт, смогут только ученые.
В этой связи любопытно то, что в одном километре к югу от села у горы Аостол-чох (Сельский холм) можно увидеть фундаменты какого-то поселения. Старожилы Апши считают, что поселению более тысячи лет и принадлежало оно христианам. На такую мысль их натолкнули погребения, имеющие направление строго на восток. Кроме того, стены могил нигде не имеют выемов, углублений, как это принято делать у мусульман.
Как мы уже говорили, три речки оживляют природу Апши. Они текут с окрестных гор и в зависимости от времени года бывают то полноводными, то воробью по колено. Одна из них называется «Мельничной». Дело в том, что до революции на ней стояло семь мельниц, разбросанных по берегу речки, начиная с окраины Апши и на километр от него вверх по течению. «Мельничная речка» берет начало на горе «Махди-меэр», расположенной в 3,5 километрах от Апши. Следующая речка, называемая «Квелеха», рождается в отрогах Гимринского хребта на горе Гунаш-меэр. И, наконец, третья речка — Оацутлар, сбегающая с горы Паридасул-меэр, в 5 километрах на юге от села. Все три речки соединяются у Арыхкента, затем вливаются в Аркасскую речку. У Карабудахкента она называется «Параул-озень».
Дорога в Апши проходит по живописному и неглубокому ущелью Аркасской речки. В горах растут леса, где водятся зайцы, волки, рысь и т.д. С Цутара-меэра открывается красивая панорама на снежные горы Богосского ледяного массива, Тарки-Тау, территории Буйнакского и Левашинского раионов. В садах апшинцы разводят яблоки, груши, сливы, абрикосы.
Источник
Апши
Село Апши Буйнакского района расположено у подножия Гимринского хребта. Оно находится в плену нескольких вершин, из которых самая примечательная — конусообразная (Цутара-меэр), поднявшаяся над уровнем моря на 1575м, а село на высоте 1350 м. Хотя оно заселено аварцами, но его название даргинского происхождения. Ап — три, ши — селение, три селения. Имеются еще и другие толкования. Существует даже легенда. Как-то трое кадарцев забрели в эти места и удивленно воскликнули «Поболшин!», подразумевая, что жителей Апши питают три речки; и вот с тех пор, якобы, от даргинских слов «поболшин», т.е. «три воды», возникло название Апши. С аварского языка название Апши переводится как «котловина». Если принять во внимание, что село находится между гор в долине, то пожалуй, данное название ближе к действительности. Считается, что основное население Апши составили пришельцы из Телетля. Когда этот процесс начался, то жители близлежащих хуторов не стали сторонними наблюдателями, а слились с телетлинцами. Вслед за телетлинцами в Апши пришли горцы из Аракани, Кахабросо, Кудали, Охли и др. мест. Основными причинами людского притока были земельный голод, экономическая зависимость от более состоятельных сельчан, кровная месть в их родных местах. Самой старой могилой на сельском кладбище считается неизвестное погребение, датированное 1004 годом по хиджре. О том, что Апши не 300 лет, а гораздо больше, говорят также бронзовые и медные предметы, в том числе и женские украшения, найденные в одном погребений ученицей 5-й Буйнакской школы Хабсат 40 лет назад. При первом взгляде находкам не менее 10 веков, но окончательную точку поставить в вопросе, сколько же существует исследуемый нами населенный пункт, смогут только ученые. В этой связи любопытно то, что в одном километре к югу от села у горы Аостол-чох (Сельский холм) можно увидеть фундаменты какого-то поселения. Старожилы Апши считают, что поселению более тысячи лет и принадлежало оно христианам. На такую мысль их натолкнули погребения, имеющие направление строго на восток. Кроме того, стены могил нигде не имеют выемов, углублений, как это принято делать у мусульман. Как мы уже говорили, три речки оживляют природу Апши. Они текут с окрестных гор и в зависимости от времени года бывают то полноводными, то воробью по колено. Одна из них называется «Мельничной». Дело в том, что до революции на ней стояло семь мельниц, разбросанных по берегу речки, начиная с окраины Апши и на километр от него вверх по течению. «Мельничная речка» берет начало на горе «Махди-меэр», расположенной в 3,5 километрах от Апши. Следующая речка, называемая «Квелеха», рождается в отрогах Гимринского хребта на горе Гунаш-меэр. И, наконец, третья речка — Оацутлар, сбегающая с горы Паридасул-меэр, в 5 километрах на юге от села. Все три речки соединяются у Арыхкента, затем вливаются в Аркасскую речку. У Карабудахкента она называется «Параул-озень». Дорога в Апши проходит по живописному и неглубокому ущелью Аркасской речки. В горах растут леса, где водятся зайцы, волки, рысь и т.д. С Цутара-меэра открывается красивая панорама на снежные горы Богосского ледяного массива, Тарки-Тау, территории Буйнакского и Левашинского раионов. В садах апшинцы разводят яблоки, груши, сливы, абрикосы. И.П Магомедов, преподаватель ДГПУ. канд. геогр. наук., журнал «Народы Дагестана», № 4, 2002 г.
Предложить Вам есть что рассказать или показать о своём селе/районе? Поделитесь с нами, и мы в скором времени опубликуем это! Статью Фотографию
- Памятка туристу
- Как добраться
- Где остановиться
- Где перекусить
- Что посетить
- Что купить
- Активный отдых
- Семейный отдых
- Культурный отдых
- Пляжный отдых
- Афиша событий
Сайт номер один для тех, кто приезжает в Страну гор
WelcomeDagestan.ru
туристический портал Республики Дагестан
Подпишитесь на нашу рассылку!
! Сайт работает в тестовом режиме.
Хочешь сообщить о найденной ошибке? Знаешь как улучшить портал?
Отправь письмо на salam@welcomedagestan.ru
Использование материалов сайта допускается только при наличии ссылки на welcomedagestan.ru . Коммерческое использование текстов, фото и видеоматериалов возможно только с согласия их авторов. Сайт носит информационный характер. Администрация сайта не несет ответственности за качество услуг, предоставленных сторонними организациями.
Источник
Апши буйнакский район высота над уровнем моря
Село Апши Буйнакского района расположено у подножия Гимринского хребта. Оно находится в плену нескольких вершин, из которых самая примечательная — конусообразная (Цутара-меэр), поднявшаяся над уровнем моря на 1575м, а село на высоте 1350 м. Хотя оно заселено аварцами, но его название даргинского происхождения. Ап — три, ши — селение, три селения. Имеются еще и другие толкования. Существует даже легенда. Как-то трое кадарцев забрели в эти места и удивленно воскликнули «Поболшин!», подразумевая, что жителей Апши питают три речки; и вот с тех пор, якобы, от даргинских слов «поболшин», т.е. «три воды», возникло название Апши.
С аварского языка название Апши переводится как «котловина». Если принять во внимание, что село находится между гор в долине, то пожалуй, данное название ближе к действительности.
Считается, что основное население Апши составили пришельцы из Телетля. Когда этот процесс начался, то жители близлежащих хуторов не стали сторонними наблюдателями, а слились с телетлинцами. Вслед за телетлинцами в Апши пришли горцы из Аракани, Кахабросо, Кудали, Охли и др. мест. Основными причинами людского притока были земельный голод, экономическая зависимость от более состоятельных сельчан, кровная месть в их родных местах.
Самой старой могилой на сельском кладбище считается неизвестное погребение, датированное 1004 годом по хиджре. О том, что Апши не 300 лет, а гораздо больше, говорят также бронзовые и медные предметы, в том числе и женские украшения, найденные в одном погребений ученицей 5-й Буйнакской школы Хабсат 40 лет назад. При первом взгляде находкам не менее 10 веков, но окончательную точку поставить в вопросе, сколько же существует исследуемый нами населенный пункт, смогут только ученые.
В этой связи любопытно то, что в одном километре к югу от села у горы Аостол-чох (Сельский холм) можно увидеть фундаменты какого-то поселения. Старожилы Апши считают, что поселению более тысячи лет и принадлежало оно христианам. На такую мысль их натолкнули погребения, имеющие направление строго на восток. Кроме того, стены могил нигде не имеют выемов, углублений, как это принято делать у мусульман.
Как мы уже говорили, три речки оживляют природу Апши. Они текут с окрестных гор и в зависимости от времени года бывают то полноводными, то воробью по колено. Одна из них называется «Мельничной». Дело в том, что до революции на ней стояло семь мельниц, разбросанных по берегу речки, начиная с окраины Апши и на километр от него вверх по течению. «Мельничная речка» берет начало на горе «Махди-меэр», расположенной в 3,5 километрах от Апши. Следующая речка, называемая «Квелеха», рождается в отрогах Гимринского хребта на горе Гунаш-меэр. И, наконец, третья речка — Оацутлар, сбегающая с горы Паридасул-меэр, в 5 километрах на юге от села. Все три речки соединяются у Арыхкента, затем вливаются в Аркасскую речку. У Карабудахкента она называется «Параул-озень».
Дорога в Апши проходит по живописному и неглубокому ущелью Аркасской речки. В горах растут леса, где водятся зайцы, волки, рысь и т.д. С Цутара-меэра открывается красивая панорама на снежные горы Богосского ледяного мас . Читать дальше »
Источник