Анализ сцены у фонтана

Анализ эпизода «Великий бал у Сатаны» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Уникальность романа «Мастер и Маргарита» заключается в многообразном переплетении повторяющихся динамических образов и тем. Связи между ними в основном ассоциативны. Именно эта особенность романа создает сложность при его анализе, поэтому, рассматривая ключевую для понимания сцену бала, постараемся понять логику ассоциативных связей.
В развитии сюжета сцена бала (глава 23) является кульминацией: это перелом в судьбе мастера и Маргариты, вместе с тем, это и апофеоз могущества Воланда. Сцена бала у сатаны соединяет в себе все романные узлы московских сцен. При чтении этого эпизода читатель как бы погружается в атмосферу напряжения для более пристального внимания к внутренней стороне эпизода.
Бал у сатаны – это переплетение реального и сверхъестественного, это граница двух миров: «Ежегодно мессир дает один бал. Он называется балом полнолуния, или балом ста королей…мессир холост, как вы, конечно, сами понимаете. Но нужна хозяйка… хозяйка должна носить имя Маргариты, во-первых, а во-вторых, она должна быть местной уроженкой».
Сначала описание бала дается в восприятии Маргариты. Она – королева и своеобразный центр повествования: «Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним – звука и запаха». Это описание показывает, что Булгаков стремился создать конкретно-чувственную, предметную атмосферу сверхъестественного бала. Пространство здесь бесконечно расширено: тропический лес сменяется прохладой бального зала, возникают из ниоткуда стены тюльпанов, роз, махровых камелий, вокруг – шипящие фонтаны, льющаяся вода. Ирреальный мир не только видим, но и слышим: рев труб, джаз-оркестр. При описании бала оркестр использует и цветопись, раскрашивая мрачный мир в яркие тона. Время же бала замедляет свой ход: «Эти десять секунд показались Маргарите чрезвычайно длинными».
Булгаков создает перенасыщенную внешними деталями обстановку бала, делает его пространство предметным, осязаемым. Необходимо отметить один момент, играющий значительную роль в понимании всего эпизода, — сцена, когда Маргариту окатили «горячей, густой и красной» кровью. Эта деталь ассоциативно связана с мотивом крещения. Только у Булгакова вместо святой воды – кровь.
Немаловажную роль на балу играют и все гости Воланда – воскресшие грешники-мертвецы, которые являются исторически реальными лицами. Коровьев так охарактеризовал одного из гостей: «Господин Жак с супругой. Рекомендую вам, королева, один из интереснейших мужчин! Убежденный фальшивомонетчик, государственный изменник, но очень недурной алхимик. Прославился тем, что отравил королевскую любовницу».
Тем самым Булгаков сталкивает фантастическое, сверхъестественное событие с реальным. Таким образом, в сцене бала соприкасаются три реалии: конкретно-историческая, художественная и реалия высшего порядка (сатана, ведьмы).
Гости на балу появляются из необъятного камина, напоминающего «холодную пасть». Возникает ассоциация с пеплом, тлением: «Вдруг что-то грохнуло внизу в громадном камине, из него выскочила виселица с болтающимся на ней полурассыпавшимся прахом. Этот прах сорвался с веревки, ударился об пол, и из него выскочил черноволосый красавец во фраке и лакированных туфлях. Из камина выбежал полуистлевший небольшой гроб, крышка его отскочила, и из него вывалился другой прах». Используя при описании этой метаморфозы сниженные глаголы, Булгаков выражает иронию ко всему происходящему. Так не изображают воскресение, победу жизни над смертью. Все эти «безголовые скелеты», «выбегающие гробы», «разложившиеся трупы» – пародия на людей. Смешна свита Воланда, притворно повторяющая каждому гостю: «Я в восхищении!» Все происходящее начинает напоминать маскарад.
Далее действие становится страшнее. Маскарад переходит в настоящую вакханалию. Когда лестница с потоком гостей опустела, все изменилось в самой атмосфере бала: «… на эстраде, где играл оркестр короля вальсов, теперь бесновался обезьяний джаз. Громадная, в лохматых бакенбардах горилла с трубой в руке, тяжело приплясывая, дирижировала». Мрачную концовку подчеркивают и атрибуты, описание размаха вакханалии: «…тотчас с шипением и грохотом волнующаяся масса шампанского ушла из бассейна, а Нептун стал извергать не играющую, не пенящуюся волну темно-желтого цвета».
Появление античных языческих божеств на балу показывает, насколько полярно сместились смысловые акценты: от ожидания света к тьме. Воскресение обернулось вакханалией.
Вскоре на балу появляется Воланд. Эпизод получает естественное напряжение, связанное с ожиданием смысловой развязки. Именно ему Булгаков поручает обобщить все происшедшее. Он провозглашает бесконечность и силу бытия как такового, наказывая небытием тех, кто не верит в вечную жизнь: «Каждому будет дано по его вере. Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие». Воланд принес с собой не только смерть и кровь, но и торжество возмездия. Он провозглашает смерть залогом будущей жизни.
Таким образом, эпизод бала у сатаны не только дорисовывает центральный в романе образ Воланда, не только показывает жертвенность Маргариты. Он представляет собой скрытую метафору сцепления жизни и смерти. Отсюда знаменитые и важные в понимании всей концепции романа слова Воланда: «Что бы делало твое добро, если бы не было зла?»

Читайте также:  Опухли глаза после бассейна

Источник

Анализ «Бахчисарайский фонтан» Пушкин

Поэма А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» погружает читателя в атмосферу востока. Бахчисарайский колорит автор воссоздал посредством пейзажей и интерьеров, окутанных тайнами и восточными ароматами, образов хана и наложниц. Произведение не может оставить равнодушным ни одного читателя. Школьники знакомятся с ним в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с анализом поэмы, представленным ниже.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бахчисарайский фонтан.

Год написания – 1821-1823

История создания – Произведение было написано, когда поэт пребывал в южной ссылке. На создание поэмы Александра Сергеевича вдохновили крымские пейзажи, а также легенда, которую поэту поведала молодая женщина.

Тема – настоящая любовь.

Композиция – Особенности композиции продиктованы жанром произведения и его содержанием. Сюжет раскрывается последовательно, важную роль в реализации идейного звучания и воспроизведении внутреннего состояния главных героев играют несюжетные элементы.

Жанр – Поэма.

Направление – Романтизм.

История создания

История создания произведения связана с южной ссылкой А. С. Пушкина. Перед тем, как отправиться в Кишинев Александр Сергеевич в сентябре 1820 г. гостил в доме Раевских в Бахчисарае. В письме Дельвигу поэт признавался, что раннее слышал о Бахчисарайском фонтане. Легенды гласили, что это памятник, возведенный влюбленным ханом. Пушкин отправился поглядеть на это «чудо», но разочаровался, ведь увидел руину.

Тем не менее, крымские пейзажи не оставили поэта равнодушным. Вдохновил на создание поэмы и рассказ молодой женщины. Она поведала Александру Сергеевичу легенду, которая и легла в основу произведения. Известно, что в эту самую женщину поэт был влюблен, о чем свидетельствуют его письма, адресованные брату. Исследователи до сих пор не выяснили личность прекрасной воздыхательницы.

Годы написания произведения – 1821-1823. В 1821 г. поэт начал работу над текстом поэмы, в 1822 написал основную часть, а осенью 1823 внес последние правки. Впервые «Бахчисарайский фонтан» опубликовали в 1824 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

В «Бахчисарайском фонтане» анализ следует начинать с характеристики главной темы и системы образов.

Восточные мотивы, а также мотив любви распространены в мировой литературе. Не мог остаться в стороне от них и А. С. Пушкин. В контексте центральной темы автор раскрывает моральные проблемы: страдания из-за несчастной любви, месть, жизнь и смерть, религия, верность своим чувствам, верность родине.

В начале произведения читатель знакомится с ханом Гиреем. Герой невесел, о причине такого настроения узнаем дальше. Оказывается, в его гареме появилась новая девушка – полячка Мария. Хан влюбился в нее без памяти. Герой позабыл о Зареме, главной жене, красе гарема.

Зарема же любит хана. Она решает поговорить с Марией. Женщина тихонько пробирается в комнату к полячке. Девушка в это время молится перед образом Пречистой Девы. Зарема сначала просит оставить Гирея, потом угрожает Марии.

Вскоре Мария умирает. Хан наказывает Зарему, бросая ее в пучину. Мужчина не может забыть возлюбленную полячку. Спасение он находит в нападениях на русские земли. Возвратившись из войны, он возвел фонтан, который назвали фонтаном слез.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не ограничивается религией или возрастом, истинные чувства невозможно забыть.

Композиция

Особенности композиции продиктованы жанром произведения и его содержанием. Сюжет раскрывается последовательно, важную роль в реализации идейного звучания и воспроизведении внутреннего состояния главных героев играют несюжетные элементы.

Перед основным текстом автор подает эпиграф, смысл которого можно понят только после почтения поэмы полностью. Слова Сади намекают на то, что любовь хана не смогло стереть даже время.

План разбора литературного произведения предполагает обязательную характеристику его жанровых особенностей. Жанр произведения – поэма, так как в нем есть лирическая составляющая (написан стихами, важную роль играют лирические отступы, ярко выражен эмоциональный фон) и эпическая (сюжет) Направление поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» – романтизм, о чем свидетельствуют мотивы и особенности образа хана.

Читайте также:  Таймырский бассейн глубина добычи

Источник

Анализ сцены у фонтана

Содержание :

Содержание пушкинского «Бориса Годунова» не разбито по действиям и явлениям. Правильнее делить драму на три части: пролог, главную часть и заключение.

К прологу отнесены события 1598 года (избрание Годунова на царство; отношение к этому факту бояр и народа). Главная часть охватывает события 1603-го года (бегство Григория из монастыря; Борис Годунов в период апогея своей власти, но уже накануне своего постепенного падения; отношение к нему бояр и народа. Борис Годунов в своей семье; появление самозванца в Польше; его любовь к Марине Мнишек). Эпилог, заключающий драму, посвящён событиям 1604 года (борьба с самозванцем, смерть Годунова, убийство детей Бориса).

Борис Годунов

Пролог «Бориса Годунова» – анализ

Отношение к Борису знати

В первой части («пролог») яркими штрихами очерчены отношения к Борису высшего, родовитого боярства и простого народа. В речах коварного, злобного, но трусливого Василия Шуйского чувствуется затаенная скрытая злоба именитых бояр против Бориса, этого всесильного «выскочки», готового шагнуть на царский престол.

Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мононаха!

Чувствуется, что здесь, в среде этой аристократии, уже зреет заговор против Годунова, хотя он не успел еще и сесть на престол. Собеседник Шуйского, простодушный Воротынский, на наших глазах делается врагом Годунова, благодаря этой хитрой речи Шуйского.

Отношение народа к избранию

Участие народа в избрании Бориса на царство представлено чисто пассивным, бессознательным. Очевидно, сторонники Годунова собрали толпу, ему сочувствующую; к ней примкнули, отчасти из любопытства, отчасти из страха люди, совсем не заинтересованные в деле Годунова. В этой пестрой толпе нет единого сердца, нет единой души. Приводя разговоры, ведущиеся в задних рядах этой толпы, Пушкин дает понять, что эта толпа ненадежна, и «избрание» сделано не ею, а группой бояр. Царь выбран благодаря энергии сторонников, но не голосом народа.

Речь Бориса

Но вот появляется перед нами и сам новоизбранный царь. Он говорит красивую речь, в которой обращается к патриарху, боярству, народу.

Ты, отче патриарх, вы все, бояре!
Обнажена душа моя пред вами:
Вы видели, что я приемлю власть
Великую со страхом и смиреньем!
Сколь тяжела обязанность моя!
Да правлю я во славе свой народ,
Да буду благ и праведен.

Ложь как основа всей жизненной трагедии Бориса

Мы не знаем, искренне или лживо говорит Годунов, стоит ли перед нами действительно растроганный человек, или ловкий лицемер; нам ясно лишь одно – что это речь заблуждающегося человека. Если Борис думает обмануть своих слушателей, то тот, кто подслушал разговор Шуйского с Воротынским, народные толки на Девичьем Поле, скажет, что обманывается при этом сам Годунов, искусный лицемер. Если же Борис не лицемерит, если он искренне говорит о себе, как о народном избраннике, то заблуждение его выступает еще ярче. Поэтому речь царя, полная мира и любви, полная таких светлых надежд, оставляет в нас тяжелое, тревожное впечатление. Царь говорит:

Да правлю я во славе свой народ
Да буду благ и праведен.

Нам же слышатся в это время злобные речи Шуйского, слышится смех народной толпы.

Великий обман – таково общее впечатление, оставляемое в нас и сценой, где выступают бояре, и сценой, где действует народ, и речью царя. Семя лжи, посеянное самым избранием Бориса, рано, или поздно взойдет.

Иллюстрация Б. Зворыкина к «Борису Годунову» Пушкина

Главная часть «Бориса Годунова» – анализ

Отношение народа к Борису в главной части трагедии

В «главной части» уже обнаруживаются все результаты этой лжи. Из тихой монастырской кельи летописца Пимена выходит самозванец. Пимен, старик, чуждый мелких интересов современности, возвысившийся над волной текущей жизни, произносит свой суд Борису. Тем ужаснее этот суд, чем он чище, свободнее от личных интересов. Старый монах является воплощением народной совести, возмущенной преступлением царя и требующей возмездия. Таким образом, если недовольство бояр и равнодушие народа рождают исторические условия, благоприятные для падения Бориса, то в осуждении его за содеянное преступление (убийство царевича Дмитрия), осуждении, очевидно, все растущем в сознании народа нарастает новое, самое главное условие гибели Бориса «нравственное». Из добродушно-бесстрастного народ делается теперь строгим судьей Бориса, судьей неподкупным, не ценящим даже на то добро, которое Борис творит, как правитель.

Монолог Бориса

Монолог Бориса: «Достиг я высшей власти» – рисует весь трагизм его положения: по-видимому, он достиг апогея своего величия, но счастья не обрел. Он видит, что какая-то неумолимая, злая сила подтачивает его благополучие. В толпе, выкликавшей имя Бориса, не видно было любви к нему, но не было и открытого нерасположения к нему, теперь мы узнаем, что народное настроение успело выясниться и определиться не в пользу Бориса. Призрак народного избранничества рассеялся. Борис увидел перед собой народ, готовый верить всякой сплетне и клевете, касающейся царя.

Читайте также:  Пансионаты гостевые дома с бассейном

Вот почему в душе Годунова нет покоя. И совесть мучит его за содеянное злодеяние. Но он еще не понимает, что и голос народа, и голос его совести – это нарастающее возмездие за преступление.

Отношение бояр к Борису в главной части драмы

В доме Шуйского собираются бояре. В речах присутствующих чуется уже, что измена Борису готова. Боярам решительно нет дела до преступления Бориса, им важно лишь свалить ненавистного им «выскочку». Для этого они готовы мутить народ и перейти на сторону самозванца. События развертываются все быстрее и быстрее. Но вот, сознание Бориса проясняется. Теперь он все свои беды объясняет тем, что «прогневил небеса». Годунов ждет кары, трепеща от мысли, что она коснется и его дочери («Безвинная! Зачем же ты страдаешь?»), и его сына («Ты невинен. А я за все один отвечу Богу!»).

Александр Сергеевич Пушкин. Портрет работы В. Тропинина, 1827

Эпилог «Бориса Годунова» – анализ

Отношение народа и состояние души Бориса в эпилоге пьесы

В заключительной части пушкинской пьесы содержится развязка всех тех положений, которые намечены в прологе: народ по отношению к Борису принимает явно враждебное положение: потешается над его приказанием предать «анафеме» самозванца («пускай себе проклинают; царевичу дела нет до Отрепьева»); устами юродивого народ в лицо Борису говорит, что он «зарезал» Дмитрия. На эти слова Борис может только простонать: «оставьте его. Молись за меня, бедный Николка». Двойная борьба с самозванцем на окраине государства и со всей «землей» в сердце государства, в Москве, ему не под силу. Оттого, первая победа, одержанная над самозванцем, его уже не радует: он чувствует, что это торжество кратковременное,

Он побежден какая польза в том?

Даже попытка обратиться к воинским талантам Басманова недолго ласкает его надеждой: родовитое боярство, с его местничеством, не уступит власти Басманову, да и народ не окажет ему поддержки.

Волшебный круг, обведенный судьбой вокруг Бориса, замкнулся безысходно. Судьба может оказать лишь одну милость несчастному царю – предупредить позор развенчиванья, потери власти». Борису, действительно, не пришлось склонить голову перед «расстригой». Он умирает. Но эта смерть – только начало конца. Мы должны еще увидеть, как со смертью Бориса, гибнет дело всей его жизни, гибнет его царственное наследство.

Лишь только Борис закрыл глаза, Басманов, с которым так откровенно беседовал Борис, на которого он возлагал столько надежд, переходит на сторону Самозванца. На московской площади раздается крик:

«Народ! народ! в Кремль! в царские палаты!
Ступай вязать Борисова щенка!»

Народ (несется толпою)

«Вязать! топить! Да здравствует Димитрий!
Да гибнет род Бориса Годунова!»

Отношение народа к вести об убийстве детей Бориса

Этим могла бы закончиться драма. Мы узнали судьбу Бориса до конца и видели глубокий анализ психологического состояния преступника. Но Пушкин дает еще одну заключительную сцену. Мария и Федор Годуновы убиты сторонниками самозванца. Мосальский объявляет: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели мертвые трупы». Народ в ужасе молчит. «Что же вы молчите? – продолжает Мосальский. – Кричите: «да здравствует царь Дмитрий Иванович!» Народ безмолвствует.

Известно, что первоначально заключение пьесы было иное, в рукописи пьеса оканчивается народным возгласом: «Да здравствует царь Дмитрий Иванович!» На каком бы из этих двух вариантов мы ни остановились, суть дела не меняется. Крик народа, который перед тем «в ужасе молчал», не указывает, конечно, на перемену настроения народной массы. За этим вынужденным криком кроется все тот же ужас, на который указывает и «народное безмолвие». Этот ужас, это безмолвие – немой приговор самозванцу.

«Народ в ужасе молчит». Это молчание могло быть прервано разве речью какого-нибудь юродивого, который напомнил бы новому царю об убийстве Борисова сына, как напомнил он Борису о гибели Дмитрия. Приговор над самозванцем уже составлен. Наступит день, приговор войдет в законную силу и будет объявлен в окончательной форме.

Вставные эпизоды

Вставными эпизодами в основное содержание драмы являются сцены: «Корчма на литовской границе», сцены, где действуют Самозванец и Марина (Краков, дом Вишневецкого. Замок воеводы Мнишка в Самборе. Сцена у фонтана. Граница Литовская. Равнина близ Новгорода-Северского. Севск. Лес.). Все эти второстепенные сцены нужны Пушкину для обрисовки Самозванца, а не для развития и анализа основной интриги.

Источник

Оцените статью