Анализ стихотворения жуковского невыразимое море

«Невыразимое», анализ стихотворения Жуковского

В 1819 году, летом, Василий Жуковский жил в Павловске. В письме к Анне Зонтаг он писал, что «с трудом возвращается к своей поэзии». Тем не менее именно в это время поэт за несколько дней создал в духе романтизма прекрасную элегию под названием «Невыразимое». Жанр элегии выбран не случайно. Грустное философское повествование легко легло на бумагу. Впервые он прочитал её своему другу, Василию Перовскому. Перовский был в восторге от нового стихотворения Жуковского. «Невыразимое» было напечатано через много лет после написания.

В год создания стихотворения «Невыразимое» Жуковский был как никогда растерян и одинок. Девушка Маша Протасова, которую он любил всем сердцем, вышла замуж за другого. Боль потери долго жила в Жуковском. Со временем она уступила место новым поэтическим откровениям поэта. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский ищет ответ на вопрос: «Можно ли словом передать всю красоту первозданной природы?» Точного ответа автор не даёт. Он предлагает читателю вместе с ним поразмыслить над этой непростой философской задачей. Полностью выразить красоту окружающего мира через искусство, по мнению Жуковского, никому не дано. Человек может лишь «едва-едва её черту с усилием поймать». В этом пессимистическом утверждении и заключается тема стихотворения. Жуковский в своих строчках учит людей всегда отличать естественное от искусственного. Он твёрдо говорит, что слова для «красоты блестящей» есть, но они так малы по сравнению с её грандиозностью и неповторимостью! В стихотворении автор также незримо поднимает проблему поэта и поэзии.

Невозможность повторить природу искусственно сложенными звуками, красками или словами очевидна для Жуковского. Убедить в этой очевидности он стремится и читателя. Автор прокручивает перед ним изумительные и вместе с тем простые картины родной природы: облака, воды, берега, луга… Невыразимое находится в каждом кусочке мироздания. Как трудно иногда понять и прочувствовать эту изящную естественную красоту. Бессильна человеческая мысль перед чудом возникновения и жизни природы.

Читайте также:  Лагерь восход черное море

Сюжет и композиция стихотворения переплетаются в нём разумными нитями. Тонко и дальновидно Жуковский начинает своё произведение с риторического вопроса: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Далее он отвечает на него по-философски мудро и по-лирически образно. Вначале поэт восхищается только природой, только ей поёт дифирамбы: «С какой небрежною и лёгкою свободой она рассыпала повсюду красоту…». Затем он высказывает сомнение в том, что можно ли «живое» передать в «мёртвом»? В середине стихотворения Жуковский уже пишет о душе, о чувствах, её переполняющих. Он не знает, как эти сокровенные чувства выразить до конца, до самого донышка. Вот потому и болит неудовлетворённая душа от переизбытка чувств.

В конце элегии автор пишет о значимости молчания в жизни: «И лишь молчание понятно всем». Молчаливое созерцание природы и духовное питание от её красот — источник вдохновения, умиротворения и наслаждения.

В элегии «Невыразимое» необычный вид рифмовки: шесть первых строк рифмуются так: первая со второй, четвёртая с пятой, третья с шестой. Такая рифмовка придаёт стихотворению дополнительную торжественность. Затем идёт четверостишие с перекрёстной рифмой, потом снова — шестистрочие с новой рифмовкой, опять — четыре строки…

Словесную образность в стихотворении создают тропы: олицетворения (спирается чувство, искусство безмолвствует, мысль ловит), эпитеты (величественный час, небу тихому, святые таинства, небрежною свободой), метафоры (рассыпала красоту, пламень облаков, в пожаре заката), оксюморон (молчание говорит).

Лирический герой в «Невыразимом» — натура страстная, неординарная, чувственная. Он не равнодушен ко всему, что его окружает. Он ответственен за то, что созидает, с чем делится с людьми. Лирический герой стихотворения и поэт Жуковский — одно и то же лицо.

Источник

Анализ стихотворения «Невыразимое» (Жуковский В. А.)

В. А. Жуковский — основоположник русского романтизма. На выбор именно этого литературного направления его «подтолкнули» жизненные обстоятельства. Поэт был романтиком не только в творчестве, но и в жизни. В. А. Жуковский мечтал постичь тонкости и основы внутренней свободы духа, человеческого счастья и смысла жизни. В стихотворении «Невыразимое» поэт задается вопросом о том, как же описать моменты, в которых «присутствие создателя в создании». «Невыразимое» помогает В. А. Жуковскому сказать о том, что люди не совершенны.

Читайте также:  Живут ли пираньи в морской воде

Они не способны описать словами то, что делает их счастливыми. Но у человека есть чувства, которые романтики ценят больше, чем разум. В самом начале автор задаёт риторический вопрос: «Что наш язык пред дивною природой». В. А. Жуковский убежден, что этот вопрос очень важен для человека. Мне кажется, «Невыразимое» можно условно поделить на три части. В первой поэт пишет о безграничной силе природы («разновидное с единством согласила»), о бедности человеческого сознания, не способного понять прекрасного(«Но где, какая кисть ее изобразила. Кто мог сознание в словах пересоздать?»), о самом главном — сердце, способном понять и описать всё («Святые таинства, лишь сердце знает вас»). Во второй части В. А. Жуковский говорит о снах и мечтах, в которых люди полны «пророчеством великого виденья». Лирический герой только почувствовал, что такое прекрасное, но разум его бессилен описать это(«обессилено безмолвствует искусство»). В третьей части поэт пишет о том, что человек действительно может описать красоту, яркость окружающего мира с помощью слов («Что видимо очам… сии столь яркие черты — легко их ловит мысль, и есть слова для их блестящей красоты»), но он не в силах рассказать о своих чувствах («Сей внемлемый одной душою обворожающего глас, сие к далекому стремленье… сие шепнувшее душе воспоминанье о милом радостном и скорбном старины… Какой для них язык?»). Для описания безграничной силы природы и её красоты автор использует эпитеты («небрежная и легкая свобода», «святые таинства»), и олицетворения(«она рассыпала повсюду красоту»). По-моему, это стихотворение посвящено не только описанию души и разума человека, красоте природы, но и борьбе с жизненными трудностями. Так, люди с трудом идут к своей цели, но, нечаянно оступившись,они вынуждены начать все сначала или забросить затею из-за нехватки сил.

Читайте также:  Силуэт чаек над морем

Источник

Анализ стихотворения «Невыразимое» (1819) (Жуковский В. А.)

Летом 1819 года Василий Андреевич Жуковский создает одну из самых полемичных элегий — «Невыразимое». История создания этого произведения восходит к ещё одному посланию Жуковского — «Подробный отчет о Луне», которое представляет собой признание в том, что автор был способен изобразить в своих стихотворениях только одну лишь императрицу. Но дело в том, что данное произведение было написано по заказу Марии Федоровны, причем в июне того же года. Вдобавок к этому, сам Жуковский не скрывал, что заказное стихотворение было написано практически без вдохновения. Возможно, именно этот случай подтолкнул поэта к мыслям о своем творческом развитии, что и послужило поводом для написания «Невыразимого». Сущность природы была довольно своеобразно передана автором в данном произведении, а все свои размышления поэт поместил в монолог лирического героя.

Слово настолько серое и мертвое, что не может передать ни красоты природы, ни широту человеческой мысли. Понятнее всего, по мнению автора, говорит молчание. Ведь это действительно правда, молчание — это самое главное и, пожалуй, единственное решение невозможности вербально передать то, что не поддается выражению. Главными образами данной элегии является лирический герой и природа, противопоставленная ему. Лирический герой, то есть рассказчик, изо всех сил пытается донести до своих читателей все свои мысли и чувства, но те, к сожалению, не имеют подходящей формы выражения. Из-за всех этих неописуемых чувств лирический герой пребывает в беспокойной горечи и безысходном отчаянии. Также, можно отметить, что стихотворение изобилует архаизмами, риторическими вопросами и восклицаниями. Всё это придает стихотворению торжественности. Стихотворения написано шестистопным и четырехстопным ямбом, а его жанр написания — элегия, так как на протяжении всего стихотворения нам раскрываются его мысли и размышления об экзистенциальной проблеме.

Источник

Оцените статью