- VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
- ЭСТЕТИЗАЦИЯ ВЕСНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ САШИ ЧЕРНОГО «ЗЕЛЕНЫЕ СТИХИ»
- Понемногу
- понедельник, 3 мая 2021 г.
- Ответы на вопросы учебника к стихотворению С. Чёрного «Летом» для 3 класса
- Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 151.
- Рассказ-описание картины А. Рылова «Зелёный шум» для 3 класса
- Контрольная работа «Творчество С.Черного»
- Введение
- 1. Творчество Саши Черного
- 2. Стихотворение С. Черного «Замираю у окна»
- 3. С. Черный «Зеленые стихи»
- Заключение
- Список литературы
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ВЕСНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ САШИ ЧЕРНОГО «ЗЕЛЕНЫЕ СТИХИ»
Александр Михайлович Гликберг (1880 – 1932г), более известный в литературных кругах как поэт. Саша Черный — знаменитый литературный деятель, прозаик, поэт и переводчик эпохи Серебряного века, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов, шуточных рифмованных произведений, наивных и смешных детских стихов. На сегодняшний день имя Саши Черного ставится в один ряд с такими великими поэтами того времени, как Блок, Маяковский, Есенин, Гиппиус и т.д. Самые разнообразные произведения создавал Саша Черный: детские стихи, рассказы, повести, серьезные и шуточные стихи для взрослых, сатирические поэтические и прозаические опусы.
Однако благодаря особому стилю и тяге к изрядной доле сатиры и юмора в его работах, поэт остался в веках, главных образом, в качестве непревзойденного сатирика, особо остро чувствующего мир и характерно реагирующего на него. Особенно умел писать Саша Черный детские стихи, которые иногда получались вовсе не детскими, а иногда излишне озорными и ребяческими. Как будто поэт знал, где находится дверь в мир детства, но иногда (нарочно ли, случайно ли) путал ее с соседней дверью во взрослый мир, из-за чего в результате иногда получались самые непредсказуемые результаты.
Саша Черный детские стихи писал в огромном количестве, они стали одним из серьезных моментов его творчества, прочно заняв в мировой литературе нишу «качественной, классической литературы для детей». Книги детских стихов Саши Черного пользуются популярностью и сегодня.
В одних своих поэзиях автор заигрывает с детьми, в других — показывает им принципы поведения в обществе, в третьих — знакомит с животными и растениями. В любом случае, всегда находят подход к детскому сердцу, а потому востребованы во все времена. Детские стихи Саша Черный стал писать, когда он эмигрировал. После октябрьской революции ( которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику. Там были созданы стихи о Литве «Русская Помпея» впервые обозначивший мотив ностальгии. Известный прежде всего своими сатирическими и публицистическими произведениями на злободневные темы, поэт, оказавшись на Западе, потерял свою читательскую аудиторию. Поэт нашёл в пучине этой нелёгкой жизни свой остров. Им стали стихотворения для детей — удивительно чистые, добрые, задушевные и человечные, нередко с оттенками лёгкой иронии и шутки. Из них он составил книгу «Детский остров».[7].
Одним из примеров цикла « Детский остров» является «Зелёные стихи».Произведение изучается во 2-от классе по программе «Планета знаний» Кац Э.Э в 2-х частях (2 часть). 2011. – 160с (стр. 144 – 145) [5]. Также это стихотворение изучается «Гармония» (стр.85) [6]. В программе «Родная речь»данное стихотворение не помещено.[4]
Стихотворение было написано 1921 г. и вошло в замечательный цикл стихов «Детский Остров». « Детский остров « — первый поэтический сборник Саши Чёрного, вышедший не на родине, а за рубежом, в эмиграции. В него он включил, некоторые ранее печатавшиеся детские стихи, и неопубликованные до того времени. В этот цикл стихов вошли: «Костёр», «Про кота», «Уговор», «Попка», «Телёнок», «Жеребёнок», «Когда нет никого дома», «Зелёные стихи», «Дети».
Анализ данного произведения следует начать с анализа названия стихотворения, которое представляет собой сочетание двух слов прилагательного и существительного. Проведённый опрос показал, что основное внимание читателя привлекает прилагательное «зелёные».
Проведем работу над лексическим значением данного слова. Слово зелёные образовано от прилагательного м. рода зелёный.
Толковый словарь даёт значение «Зелёный» — один из цветов солнечного спектра, средний между жёлтым и голубым; цвет травы и листвы [2.с 353]. Прилагательное зелёные сочетается со словом «стихи». Стихи не могут быть зелёными, можно написать стихотворение зелёным цветом, но поэзию передать зелёным цветом невозможно. По названию стихотворения можно сказать, что в нём есть сказочность: присутствие и действие сказочных героев гномиков.
Читая название стихотворения, мы ещё не можем сказать, о чём пойдёт речь.
Опрос людей, показал, что название «Зелёные стихи» вызывает у них положительные эмоции. Некоторые опрошенные представляют лес, кто-то лето, ощущение свежести, чистоты, жизненных сил. Автор восторгается весенней природой и хочет вселить это чувство читателям.
В первом четверостишье «Зеленеют все опушки,/ Зеленеет пруд./ А зелёные лягушки/ Песенку поют» появляется образ прекрасной весны, читатель ощущает свежий запах от окружающей зелени: этому способствует использование такого художественного средства, как лексический повтор. Слова «зелёный», «зеленеет» являются однокоренными, для того чтобы обратить читательское внимание, и подчеркнуть их важность в тексте. Уже по первой строке читатель начинает понимать название стихотворения «зелёные стихи». Понимаем, что речь идёт о весне, потому что главным словом является слово «зеленеет» — становится зелёным[2.с 352]. Это слово дарит радость читателю.
Саша Черный пишет, что «зеленеют все опушки» в толковом словаре «опушка – это край леса» [3.с 687]. Слова зеленеют и опушки рисуют картину, что после долгой зимы начинает просыпаться природа, расцветать и радовать. Но зеленеют не только опушки, зеленеет и пруд. Четверостишье написано просто и легко. Строки просты для восприятия маленького читателя.
В следующих строках «Ёлка – сноп зеленых свечек,/ Мох – зелёный пол./ И зелёненький кузнечик/ Песенку завёл…», автор продолжает описывать, что происходит вокруг. Ёлка сравнивается со снопом зелёных свечек. В словаре Ожегова даётся следующее определение слову « Ёлка — это вечнозелёное хвойное дерево с конусообразной кроной»[3.с 290]. В словаре «сноп» имеет значение: связка сжатых стеблей с колосьями [15.с 1087]. Мох словно зелёный пол. « Мох — это стелющееся или прямо стоящее споровое растение, обычно растущее в сырых местах на земле, на деревьях, на камнях» [3.с 554]. Кузнечик так же, как и лягушки песенки поют. По словарю Ожегова «кузнечик» — это прыгающее насекомое отряда прямокрылых, издающее стрекочущие звуки [3.с 473]. Всё это придает стихотворению оживленность. Чувство нежной любви к описанной картине передаётся путём использования слов с уменьшительно ласкательными суффиксами «зелёненький», «песенку…». Автор расцвечивает всё в зелёный цвет.
В третьем четверостишье « Над зелёной крышей дома/ Спит зелёный дуб./ Два зелёненькие гнома/ Сели между труб». Дуб, как живое существо, спит. Дуб — это крупное лиственное дерево, с крепкой древесиной и плодами желудями»[1]. Особую эмоциональность придают и сказочные герои — гномы, которые блаженствуют на фоне природы и радуются весне. Мы оказываемся в сказочной стране. Если в первых строфах события разворачивались в месте, которое можно было бы обозначить как обычное (пруд, елка, кузнечик, зелёная лягушка). То здесь появление гномов делает события сказочными, и поэтому становится ясно, почему в предыдущих строках поэт использовал метафору, олицетворение и такой сказочный приём, как «антропоморфизм» — перенесение присущих человеку психологических свойств на явление природы». [3.с 47]. Всё находится над зелёной крышей, и зелёный дуб, который спит, и два маленьких гнома. В толковом словаре « Гномы – это бородатые карлики, охраняющие подземные сокровища, олицетворяющие силу земли»[1].
В четвёрном четверостишье «И, сорвав зелёный листик,/ Шепчет младший гном:/ «Видишь? Рыжий гимназистик/ Ходит под окном». Тут автор пытается изобразить удивление гнома, как это среди всей зелени, что их окружает вдруг появился «рыжий гимназистик», который бродит под окном. Возможно, в гимназистике Саша Черный видит себя. Он учился в гимназии, но за двойку по алгебре, Черного исключили. Вот он и пишет в своём стихотворении что, гимназистик бродит под окном[8]. Совсем не похож ни на зелёного кузнечика, ни на зелёную лягушку. «Рыжий» — это цвет меди, красно-жёлтый»[3.с 1020]. Вместе с появлением рыжего гимназистика в стихотворение врывается как огненная вспышка, как весёлый озорной солнечный луч, яркий красный цвет. Это главный герой стихотворения, он также очень юн, как и всё обновлённое весеннее окружение.
В следующих строках «От чего он не зелёный?/ Май теперь ведь…Май!/ Старший гном зевает сонно:/ «Цыц! Не приставай» фразой «Май теперь ведь… Май!» герой выражает восторг и убеждение, что всё должно ликовать, цвести, радоваться и быть зелёным. Стихотворение по настроению бодрое, поднимает настроение, рисуется картина с гномами, мудрый гном и глупенький гномик, который задаёт вопросы. Мудрость гнома автор показал тем, что гном зевает сонно перед тем как ответить. «Зевать», по словарю, – это «глубоко, с открытым ртом непроизвольно вдыхать и сразу резко выдыхать воздух» [1]. Зевает гном «Сонно у Ожегова — это бездеятельно, неподвижно»[3.с 1099]. Старый гном просит маленького гнома сидеть тихо, и неподвижно, при этом сонно открыв рот, вдыхая весенний воздух, наслаждаясь проснувшейся природой.
Это стихотворение написано просто и легко, читается на одном дыхании. Оно изучается во втором классе полностью, без каких-либо изменений в тексте. В стихотворении есть скрытый смысл. Если в самом начале текста зелень мы воспринимаем радостно и понимаем, что весна связана с зеленью, то в последних строчках начинаем понимать, что у слова зеленый есть другое значение. Вернёмся к четвёртому четверостишью: там говорится о том, что рыжий гимназистик гуляет под окном, а вокруг всё зеленеет. Читатель должен понять, что в данном случае зелень означает молодость. Гимназистик такой же молодой как распускающиеся листья на деревьях.
Автору удалось в одном стихотворении совместить сказочных персонажей с реальными, а распускающуюся зелень Саша Черный сравнил с юным возрастом читателя.
В каждой строчке, в каждом образе чувствуется любовь автора к тому, о чём или о ком он пишет. Он ласково называет героев своего стихотворения: гимназистик, листочек, зелёненькие.
Всё ему нравится, всё он любит и старается передать эту любовь ко всему весеннему, новому, необычное детям. Для автора важно, чтобы его читатели почувствовали весеннюю красоту всего, что их окружает, и полюбили её.
Задания для младших школьников:
Что увидели в этом стихотворении? Нарисуйте.
Какие герои есть в этом стихотворении? Расскажите о них? Нарисуйте героя который вам больше всего понравился.
Источник
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
понедельник, 3 мая 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к стихотворению С. Чёрного «Летом» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 151.
1. Какую картину рисует поэт в стихотворении. Опишите.
Поэт рисует картину середины лета в деревне. Он описывает картофельное поле за селом, где веют ветра. Описывает тропинку сквозь дубраву, ведущую к пруду. На воде качается плот, на нём лежат рубашки. А сами мальчишки купаются в воде.
2. Найдите в тексте средства художественной выразительности. Выпишите их в рабочую тетрадь.
В тексте поэт использовал эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения.
Метафора — это сравнение одного предмета с другим на основании общего признака (ветер летит как самолёт, солнце брызгает лучами, как дождь каплями).
Эпитеты: полной воле, студёному пруду, острый блеск, гулкий всплеск
Метафоры: ветер-самолёт, солнце брызнуло.
Сравнения: круглой чашкой, вьются словно дым.
Олицетворения: рябинка с ветром не в ладу, бежит тропинка,
3. Рассмотрите репродукцию картины Рылова «Зелёный шум». Сопоставьте её со стихотворением Саши Чёрного.
Картина Рылова передаёт настроение, схожее с настроением стихотворения Чёрного.
На ней также показана сельская местность, ветер, который колышет ветки деревьев, синяя гладь воды.
Для неё также характерно ощущение радости и счастья, беззаботности.
Но на картине мы видим холм вместо поля, берёзы вместо дубов, реку вместо пруда, кораблик вместо плота.
4. Напишите рассказ по репродукции картины Рылова «Зелёный шум»
Рассказ-описание картины А. Рылова «Зелёный шум» для 3 класса
Картина Аркадия Рылова «Зелёный шум» является пейзажем. На ней мы видим уголок сельской местности, почти не затронутый влиянием человека.
На картине лето. На переднем плане мы видим крутой склон холма, обрывающегося куда-то вниз, к далёкой, но очень большой реке.
На холме стоят несколько крупных берёз и рядом совсем юные деревца. Чуть ниже, из-за склона виднеются верхушки елей. Земля покрыта яркой зелёной травой.
За деревьями видна голубая лента реки, с несколькими корабликами под белоснежными парусами. Река ветвится протоками, образуя низкие острова, заросшие травой.
Над рекой видно голубое небо, с многочисленными облачками.
Художнику удалось очень точно передать ощущение ветра. Оно в застывшем на полотне движении веток, надутых парусах лодок, ряби на воде, и в облаках, замерших волей художника на небе.
Не зря картина получила именно такое название. На неё запечатлён шум, который издаёт зелёная листва под ударами сильного ветра. Художник дал зрителям возможность почувствовать этот ветер, потрогать его руками.
Это очень красивое полотно, которое наполнено какой-то озорной радостью, энергией, стремлением куда-то бежать и смеяться.
Источник
Контрольная работа «Творчество С.Черного»
Введение
5 августа 1932 года в местечке Лаванду, во Франции, умер замечательный поэт Саша Черный.
Умер он от сердечного приступа, но сердце прихватило не на ровном месте: Александр Михайлович помогал соседу тушить опасный пожар, перегрелся, перенапрягся – и вот. Было ему всего пятьдесят два года. Его фокстерьер Микки, поняв, что хозяина не стало, лег к нему на грудь и тоже испустил дух. На могильной плите, согласно завещанию, высечено из Пушкина: «Жил на свете рыцарь бедный».
История с тушением чужого пожара крайне показательна для характеристики поэта – высмеивающий все и вся, безжалостный к пошлости и тривиальности, он был человеком необыкновенной душевной нежности, отличался повышенной чувствительностью к чужому страданию, и с гораздо большей легкостью готов был рисковать жизнью, нежели остаться в стороне от горя.
Как это обычно и бывает, особенности личности Александра Михайловича Гликберга были обусловлены историей его детства и семейной ситуацией. Вопреки традиции (или мифу), во вполне еврейской семье Гликбергов отнюдь не процветало чадолюбие. Отец-провизор все больше разъезжал по делам, его просто не хватало на воспитание детей, мать же, похоже, была эгоистичной истеричкой, и дети ее явно раздражали, так что повышенным вниманием и излишней опекой в доме и не пахло. И даже наоборот. Когда подростком Александр сбежал из дома, отправившись в Петербург, набедовался там и попросил о родительской помощи, мама с папой просто не ответили на его отчаянные письма, дав Саше понять, что со своей жизнью он должен разбираться сам.
Цель работы: раскрыть творчество С. Черного.
-раскрыть творчество С. Черного;
-провести анализ стихотворения «Замираю у окна»;
-провести анализ стихотворения «Зеленые стихи».
1. Творчество Саши Черного
Иронический склад ума был присущ Александру как генетически, так и по описанному выше раннему опыту – пожалуй, ирония была единственным спасением от отчаяния и полного мрака в видении жизни. Однако эта ирония, обращенная на социальные реалии, выглядела до того шокирующей, что первая же публикация политической сатиры «Чепуха» в журнале «Зритель», номер 23 от 27 ноября 1905 года, привела к скандалу и закрытию журнала – зато подарила публике и самому поэту бессмертный псевдоним – Саша Черный. Сборник «Разные мотивы» в 1906 году тоже был запрещен цензурой, и вообще дело выглядело так, что поэт становился персоной нон грата. Впрочем, переждав пару лет – в это время он слушал лекции в Гейдельбергском университете, наскоро залатывая прорехи в образовании, – он нашел свою нишу в «Сатириконе», где пришелся как нельзя более ко двору. Эти три года (1908-1911) были очень плодотворными для поэта в его поисках «маски», от лица которой можно было говорить правду о жизни и обществе как бы изнутри, «от первого лица». Масочка, по определению Корнея Чуковского, получилась жутковатая, но разве среди ликов жизни мало жутких физиономий? Саша Черный, при кажущейся открытости, был, в сущности, человеком очень замкнутым, и в его биографии немало мест, где трудно нащупать логику событий. Например, неизвестно с достоверностью, отчего он ушел из «Сатирикона» – причины, лежащие на поверхности, не объясняют этого шага – ведь он был баловнем и любимцем публики, и каждое его новое стихотворение мгновенно расходилось не только в экземплярах журнала, но и заучивалось наизусть.
Впрочем, мирной жизни оставалось совсем чуть-чуть, и с началом Первой мировой «рядовой Гликберг» отправился служить в 13-й полевой госпиталь в район Варшавы. Естественно, с такой повышенной чувствительностью к чужой боли и в таком месте службы, Александр Михайлович немедленно свалился в тяжелую депрессию, и лишь преданная жена, Мария Ивановна, добившись перевода в другую часть, под Псков, спасла ему если не жизнь, то рассудок.
С приходом к власти Временного правительства Саша Черный, почти анекдотическим образом, оказался заместителем комиссара Совета солдатских депутатов Северного фронта – ситуация, конечно, совершенно противоестественная, поскольку к административной деятельности поэт был ни в коей мере не пригоден. Впрочем, недолго эта деятельность и продолжалась – вскоре грянул Октябрьский переворот, и тут Саше Черному стало предельно ясно, что в этой стране делать ему больше нечего. Остается лишь порадоваться адекватности и трезвости восприятия поэта, поскольку с его манерой выворачивать наизнанку реальность, демонстрируя ее неприглядные стороны, оставшись на родине, он бы мигом угодил в Соловки или прямиком на Лубянку.
Эмигрантский маршрут привел его через Берлин, Рим и Париж, на побережье Франции. Надо сказать, творчество Черного в эмиграции – прекрасное опровержение тезиса «патриотов» о необходимости бесперебойно «припадать к истокам» и прочим атрибутам «родины» для полноценной и успешной литературной деятельности: поэтическая лира Саши Черного именно в изгнании зазвучала в полную силу и приобрела необыкновенное богатство обертонов. Нельзя, впрочем, забывать: русская диаспора в Европе в ту пору была настолько представительной, что создавала вполне полноценную среду литературного обитания. Саша Черный сотрудничал в газетах и журналах, регулярно выступал с чтениями, писал и выпускал книги – «Жажда» (1923) и «Детский остров» (1925). Написал любопытнейшие «Солдатские сказки», вышедшие в свет уже после его кончины, создал совершенно очаровательную книгу «Дневник Фокса Микки», где заговорил голосом своей собаки. Его единственное «любовное» стихотворение «Мой роман» (Париж, 1927 год) – героиней которого является трехлетняя Лиза, дочка консьержки, – по пронизывающей искренности, музыкальности, тонкой печали и изысканной простоте безоговорочно принадлежит к шедеврам русской лирической поэзии.
Тема актуальна, так как сегодня, когда ироническая поэзия завоевала себе устойчивую и обширную платформу в литературной реальности, роль Саши Черного не только не утрачивается, но и возрастает день ото дня. Впрочем, блестящий поэт, одно из лучших украшений Серебряного века, не нуждается даже и в продолжателях – он есть и будет сам по себе.
2. Стихотворение С. Черного «Замираю у окна»
Ливень с плеском лижет стёкла.
Ночь продрогла и измокла.
Время тихих сновидений,
Но тоска прильнула к лени,
И глаза ночных видений
Жадно в комнату впились.
Тихо новые зажглись.
Из-за мокрого стекла
Смотрят холодно и строго,
Как глаза чужого бога, —
А за ними дождь и мгла.
Летний ливень льнёт и льётся.
Если тело обернётся, —
Лампа, стол, пустые стены,
И глухой прибой вселенной.
Лирическая тема, интонация в стихотворении Саши Чёрного поэтическая («Замираю у окна») – лирическое влияние окружающего мира на личность поэта и творческий процесс создания стихов.
В стихотворении реализуется линейное развитие темы, которое находит своё выражение в трёхчастной композиции. Введение темы даётся в первой части стихотворения, где намечаются основные константы произведения: время творчества – ночь, сопровождение творчества – ливень, а также с помощью определённо-личного предложения («Замираю у окна») в ткань повествования вводится лирический герой. Своё развитие тема получает во второй части стихотворения, где описывается одухотворённая картина летней ночи и идущего в ней ливня, которую наблюдает лирический герой. Разрешение темы даётся в третьей части стихотворения, где тема, заявленная вначале, получает своё подтверждение в последних строках, констатирующих связь: «размышляющего поэта» с «глухим прибоем вселенной».
Творчески процесс, по мнению автора, тесно связан с окружающим поэта миром. Он протекает в самое таинственное время суток – ночь, его сопровождают – ливень и тихие ночные сновидения.
Лирический герой в этом произведении абстрагируется от своего «Я»: мы видим его около окна, наблюдающего за ночным ливнем, потом план изображения смещается, и мы понимаем, что обернувшись, он увидит самого себя. Ночь, ливень, в сознании лирического героя наделяются жизнью, которая затем пытается всмотреться в него самого. План восприятия расширяется: в жизнь проникает трансцендентальное начало («глаза чужого бога), а в шуме обыкновенного ливня поэту слышится «глухой рокот вселенной». Ведущим приёмом организации текста является лексический повтор.
Лексические повторы передают основные константы окружающего поэта мира:
1. Время творчества:
«Ночь»: «ночь черна», «ночь продрогла и измокла», «глаза ночных видений», «ночь молчит». «Время сна»: «время сна», «время сновидений». И характеристика этого времени: «тихий» — «время тихих сновидений», «тихо зажглись».
2. Сопровождающее творческий процесс явление:
«Ливень» — «Ливень лижет стёкла», «летний ливень» и характеристика этого явление: «мокрый» — «ночь измокла», «из-за мокрого стекла». Также эти повторы соединяют между собой отдельные смысловые части стихотворения: слова с семой «ночь» встречаются во всех частях произведения, «ливень» — в первой и третьей, «время сна» — в первой и второй частях. Лексический повтор: «стекло» — «ливень лижет стёкла», «из-за мокрого стекла» также связывает между собой две части стихотворения: первую и вторую. Повтор: «глаза» — «глаза ночных видений», «глаза чужого бога» используется для обозначения тождественных по своей сути явлений: запредельных глаз, смотрящих из темноты летней ливневой ночи. Лексический повтор: «льнёт» («тоска прильнула к лени» и «летний ливень льнёт и льётся») объединяет между собой разнородные явления. Автором показывает процесс неспешного движения, как в природе, так и в душе лирического героя.
В качестве вспомогательных приёмов в этом стихотворении используются следующие:
С помощью него автором рисуется одухотворённая картина дождливой летней ночи: «ливень лижет стёкла», подобно собаке, лижущей руку человека, «ночь продрогла и измокла» напоминает нам попавшего под дождь прохожего, забывшего захватить зонтик, «тоска прильнула к лени», «летний ливень льнёт», как дети льнут к матери, «ночь молчит» так же, как и человек. Почти вся вторая часть стихотворения представляет собой один большой метафорический образ:
. И глаза ночных видений
Жадно в комнату впились.
Из-за мокрого стекла
Смотрят холодно и строго,
Как глаза чужого бога.
Поэтом рисуется тьма ночи, наполненная жизнью, взглядами, пытающаяся заглянуть в комнату лирического героя.
2. Эпитеты, характеризующее тот или иной предмет или явление действительности: «ночь черна», «тихих сновидений», «ночных видений», «жадно впились», «новые зажглись», «из-за мокрого стекла», «смотрят холодно и строго», «чужого бога», «летний ливень», «размышляющий поэт», «глухой прибой». Эпитеты, выраженные наречиями и кратким прилагательным, придают речи динамику. Эпитет «глухой прибой вселенной» имеет метафорический оттенок. Он употребляется в значении – либо «неявный по звуку», либо «скрытный, затаённый».
3. Употребление синонимов (включая контекстуальные).
С помощью них автор даёт физическую картину действительности:
Тишина: «время сна», «время тихих сновидений», «тихо новые зажглись», «ночь молчит», «глухой прибой вселенной». Тишина, молчание ночи, сны, которые возможны только в тишине, глухой, то есть негромкий, прибой вселенной – всё это создаёт творческую атмосферу. «Ливень» и «дождь», находящиеся между собой в отношениях, целого и его части, в данном стихотворении выступают как контекстуальные синонимы. Последние также используются и для описания самого ливня: «с плеском лижет стёкла» и «льнёт и льётся». Для описания процесса визуального восприятия мира используются следующая описательная конструкция: «глаза. жадно в комнату впились» синонимичная по своего значению слову «смотрят». Однако она имеет градационной оттенок и выражает высшую степень желания «увидеть».
С помощью неё поэт разделяет два мира: тот, который ЗА окном тёмен и холоден, тот, в котором находится «размышляющий поэт» светел и наполнен теплотой, пусть даже она исходит от самого человека: Темнота: «ночь черна» и «мгла». Свет: «будет свет», «лампа». Холод: «ночь продрогла и измокла», «смотрят холодно и строго» Тепло: «лоб горит», «летний ливень».
5. Параллелизм конструкций.
Проявляется как на уровне отдельных предложений:
Лоб горит. Ночь молчит.
Кроме того, в стихотворении встречается:
6. Упорядоченное перечисление однородных членов:
Лампа, стол, пустые стены,
И глухой прибой вселенной.
Эти приёмы придают речи автора чёткость и динамичность, определённый ритм прочтения текста.
И глаза ночных видений
Жадно в комнату впились.
Тихо новые зажглись.
Используется автором для актуализации важных в смысловом плане отрезков речи. В начале показывается процесс «всматривания» в комнату, он прерывается, «ночные видения» начинают «качаться», то есть терять свою чёткость и «уносятся», то есть исчезают из поля видимости лирического героя, затем «зажигаются» глаза новых видений.
1. На «о» — «а» придаёт речи плавность, протяжённость, мелодичность, характеризует спокойное состояние рисуемого предмета или явления.
Наиболее ярко представлен во второй смысловой части стихотворения:
Из-за моОкрого стеклА
СмОтрят хОлодно и стрОго,
Как глазА чужОго бОга, —
А за ними дОждь и мглА.
2. На «е» — «и» помимо вышеозначенных характеристик придаёт речи мягкость и нежность:
«лИвень с плЕском лИжет стёкла», «врЕмя тИхих сновидЕний».
на «л» подобно гласным «е» и «и» придаёт речи мягкость, напевность, своеобразную лёгкость. Наиболее ярко выражено в строке: «Летний Ливень Льнёт и Льётся». Вкупе с мягким знаком мягкость достигает высшего уровня проявления.
Время тихих сновидений.
Если принять во внимание, что это одно и то же, поскольку «сон» и «сновидение» явления не просто близкие, а очень близкие, то в данном случае мы можем говорить об особом проявлении в тексте такого приёма поэтического синтаксиса, как композиционный стык. С помощью него соединяются две смысловые части стихотворения: первая и вторая.
«с плеском лижет», «в комнату впились», «смотрят холодно и строго» не так заметна на общем фоне конструкций с прямым порядком слов. В целом придаёт речи поэтическое звучание, протяжность, напевность.
«как глаза чужого бога» выступает в своём прямом значении: сравнивает одно явление с другим, ему тождественным.
Таким образом, мы видим, что мораль стихотворения Саши Чёрного («Замираю у окна») характеризуется художественным единством формы и содержания. Лирическая тема, заявленная в начале, проходит через весь текст произведения, реализуется посредством самых разнообразных художественно-изобразительных приёмов, и находит своё подтверждение в финале.
3. С. Черный «Зеленые стихи»
Одним из примеров цикла « Детский остров» являются «Зелёные стихи».
Зеленеют все опушки,
А зеленые лягушки
Елка — сноп зеленых свечек,
Мох — зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененьких гнома
Сели между труб.
И, сорвав зеленый листик,
Шепчет младший гном:
«Видишь? рыжий гимназистик
Ходит под окном.
Отчего он не зеленый?
Май теперь ведь. май!»
Старший гном зевает сонно:
«Цыц! не приставай».
Анализ данного произведения следует начать с анализа названия стихотворения, которое представляет собой сочетание двух слов прилагательного и существительного. Проведённый опрос показал, что основное внимание читателя привлекает прилагательное «зелёные».
Проведем работу над лексическим значением данного слова. Слово зелёные образовано от прилагательного м. рода зелёный. Толковый словарь даёт значение «Зелёный» — один из цветов солнечного спектра, средний между жёлтым и голубым; цвет травы и листвы. Прилагательное зелёные сочетается со словом «стихи». Стихи не могут быть зелёными, можно написать стихотворение зелёным цветом, но поэзию передать зелёным цветом невозможно. По названию стихотворения можно сказать, что в нём есть сказочность: присутствие и действие сказочных героев гномиков. Читая название стихотворения, мы ещё не можем сказать, о чём пойдёт речь.
Опрос людей, показал, что название «Зелёные стихи» вызывает у них положительные эмоции. Некоторые опрошенные представляют лес, кто-то лето, ощущение свежести, чистоты, жизненных сил. Автор восторгается весенней природой и хочет вселить это чувство читателям.
Форма стиха – четверостишье. В первом четверостишье « Зеленеют все опушки,/ Зеленеет пруд./ А зелёные лягушки/ Песенку поют» появляется образ прекрасной весны, читатель ощущает свежий запах от окружающей зелени: этому способствует использование такого художественного средства, как лексический повтор. Слова «зелёный», «зеленеет» являются однокоренными, для того чтобы обратить читательское внимание, и подчеркнуть их важность в тексте. Уже по первой строке читатель начинает понимать название стихотворения «зелёные стихи». Понимаем, что речь идёт о весне, потому что главным словом является слово «зеленеет» — становится зелёным. Это слово дарит радость читателю.
Саша Черный пишет, что « зеленеют все опушки » в толковом словаре «опушка – это край леса». Слова зеленеют и опушки рисуют картину, что после долгой зимы начинает просыпаться природа, расцветать и радовать. Но зеленеют не только опушки, зеленеет и пруд. Четверостишье написано просто и легко. Строки просты для восприятия маленького читателя. В следующих строках «Ёлка – сноп зеленых свечек,/ Мох – зелёный пол./ И зелёненький кузнечик/ Песенку завёл…» , автор продолжает описывать, что происходит вокруг. Ёлка сравнивается со снопом зелёных свечек. В словаре Ожегова даётся следующее определение слову «Ёлка — это вечнозелёное хвойное дерево с конусообразной кроной». В словаре «сноп» имеет значение: связка сжатых стеблей с колосьями. Мох, словно зелёный пол. «Мох — это стелющееся или прямо стоящее споровое растение, обычно растущее в сырых местах на земле, на деревьях, на камнях». Кузнечик так же, как и лягушки песенки поют. По словарю Ожегова « кузнечик» — это прыгающее насекомое отряда прямокрылых, издающее стрекочущие звуки. Всё это придает стихотворению оживленность. Чувство нежной любви к описанной картине передаётся путём использования слов с уменьшительно ласкательными суффиксами «зелёненький», «песенку…». Автор расцвечивает всё в зелёный цвет.
В третьем четверостишье «Над зелёной крышей дома/ Спит зелёный дуб./ Два зелёненькие гнома/ Сели между труб». Дуб, как живое существо, спит. Дуб — это крупное лиственное дерево, с крепкой древесиной и плодами желудями». Особую эмоциональность придают и сказочные герои — гномы, которые блаженствуют на фоне природы и радуются весне. Мы оказываемся в сказочной стране. Если в первых строфах события разворачивались в месте, которое можно было бы обозначить как обычное (пруд, елка, кузнечик, зелёная лягушка). То здесь появление гномов делает события сказочными, и поэтому становится ясно, почему в предыдущих строках поэт использовал метафору, олицетворение и такой сказочный приём, как «антропоморфизм» — перенесение присущих человеку психологических свойств на явление природы». Всё находится над зелёной крышей, и зелёный дуб, который спит, и два маленьких гнома. В толковом словаре « Гномы – это бородатые карлики, охраняющие подземные сокровища, олицетворяющие силу земли».
В четвёрном четверостишье «И, сорвав зелёный листик,/ Шепчет младший гном:/ «Видишь? Рыжий гимназистик/ Ходит под окном» . Тут автор пытается изобразить удивление гнома, как это среди всей зелени, что их окружает, вдруг появился «рыжий гимназистик», который бродит под окном. Возможно, в гимназистике Саша Черный видит себя. Он учился в гимназии, но за двойку по алгебре, Черного исключили. Вот он и пишет в своём стихотворении что, гимназистик бродит под окном. Совсем не похож ни на зелёного кузнечика, ни на зелёную лягушку. « Рыжий» — это цвет меди, красно-жёлтый». Вместе с появлением рыжего гимназистика в стихотворение врывается как огненная вспышка, как весёлый озорной солнечный луч, яркий красный цвет. Это главный герой стихотворения, он также очень юн, как и всё обновлённое весеннее окружение.
В следующих строках «От чего он не зелёный?/ Май теперь ведь…Май!/ Старший гном зевает сонно:/ «Цыц! Не приставай» фразой «Май теперь ведь… Май!» герой выражает восторг и убеждение, что всё должно ликовать, цвести, радоваться и быть зелёным. Стихотворение по настроению бодрое, поднимает настроение, рисуется картина с гномами, мудрый гном и глупенький гномик, который задаёт вопросы. Мудрость гнома автор показал тем, что гном зевает сонно перед тем как ответить. «Зевать», по словарю, – это «глубоко, с открытым ртом непроизвольно вдыхать и сразу резко выдыхать воздух». Зевает гном « Сонно у Ожегова — это бездеятельно, неподвижно». Старый гном просит маленького гнома сидеть тихо, и неподвижно, при этом сонно открыв рот, вдыхая весенний воздух, наслаждаясь проснувшейся природой.
Это стихотворение написано в лирической тематике просто и легко, читается на одном дыхании. Оно изучается полностью, без каких-либо изменений в тексте. В стихотворении есть скрытый смысл. Если в самом начале текста зелень мы воспринимаем радостно и понимаем, что весна связана с зеленью, то в последних строчках начинаем понимать, что у слова зеленый есть другое значение. Вернёмся к четвёртому четверостишью: там говорится о том, что рыжий гимназистик – лирический герой гуляет под окном, а вокруг всё зеленеет, то надо понять, что в данном случае зелень означает молодость. Гимназистик такой же молодой как распускающиеся листья на деревьях.
«Мораль» стихотворения. Автору удалось в одном стихотворении совместить сказочных персонажей с реальными, а распускающуюся зелень Саша Черный сравнил с юным возрастом читателя. Используются в стихотворении: эпитеты, метафоры, рифмы.
В каждой строчке, в каждом образе чувствуется любовь автора к тому, о чём или о ком он пишет. Он ласково называет героев своего стихотворения: гимназистик, листочек, зелёненькие.
Жанр стихотворения поэтический и лирический, и всё ему нравится, всё он любит и старается передать эту любовь ко всему весеннему, новому, необычное детям. Для автора важно, чтобы его читатели почувствовали весеннюю красоту всего, что их окружает, и полюбили её.
Заключение
Александр Михайлович Гликберг (1880 – 1932г), более известный в литературных кругах как поэт. Саша Черный — знаменитый литературный деятель, прозаик, поэт и переводчик эпохи Серебряного века, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов, шуточных рифмованных произведений, наивных и смешных детских стихов. На сегодняшний день имя Саши Черного ставится в один ряд с такими великими поэтами того времени, как Блок, Маяковский, Есенин, Гиппиус и т.д. Самые разнообразные произведения создавал Саша Черный: детские стихи, рассказы, повести, серьезные и шуточные стихи для взрослых, сатирические поэтические и прозаические опусы.
Однако благодаря особому стилю и тяге к изрядной доле сатиры и юмора в его работах, поэт остался в веках, главных образом, в качестве непревзойденного сатирика, особо остро чувствующего мир и характерно реагирующего на него. Особенно умел писать Саша Черный детские стихи, которые иногда получались вовсе не детскими, а иногда излишне озорными и ребяческими. Как будто поэт знал, где находится дверь в мир детства, но иногда (нарочно ли, случайно ли) путал ее с соседней дверью во взрослый мир, из-за чего в результате иногда получались самые непредсказуемые результаты.
Саша Черный детские стихи писал в огромном количестве, они стали одним из серьезных моментов его творчества, прочно заняв в мировой литературе нишу «качественной, классической литературы для детей». Книги детских стихов Саши Черного пользуются популярностью и сегодня.
В одних своих поэзиях автор заигрывает с детьми, в других — показывает им принципы поведения в обществе, в третьих — знакомит с животными и растениями. В любом случае, всегда находят подход к детскому сердцу, а потому востребованы во все времена. Поэт нашёл в пучине этой нелёгкой жизни свой остров. Им стали стихотворения для детей — удивительно чистые, добрые, задушевные и человечные, нередко с оттенками лёгкой иронии и шутки. Из них он составил книгу «Детский остров».
Список литературы
Воспоминания В.А. Добровольского о Саше Черном // Русский глобус, – 2002. – № 5. С. 5-12
Иванов А.С. «Жил на свете рыцарь бедный» // Черный Саша. Избранная проза – М.: Книга, 2000.
Карпов В.А. Проза Саши Черного в детском чтении // Школа, – 2005. – №4. С. 2-7
Колесникова О.И. // Заметки о языке поэзии для детей – 2004 – №4 – С. 5- 8
Кривин Ф. // Черный Саша. Стихотворения – М.: Художественная литература, 2001. № 2. С. 5-9.
Саша Черный: Избранная проза. – М.: Наука, 2001.
Спиридонова Л. Саша Черный // Литература русского зарубежья. – М., 2003. № 4. С. 7-13.
Усенко Л.В.// Улыбка Саши Черного. Избранное. – Ростов н/Д., 1990. № 2. С.5-10.
Источник