- Июль – макушка лета • cтихотворение и анализ 💡
- Краткое содержание
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
- Все произведения автора
- Анализ стихотворения «Июль – макушка лета» Твардовского
- Краткий анализ
- История создания
- Тема
- Композиция
- Жанр
- Средства выразительности
Июль – макушка лета • cтихотворение и анализ 💡
Автор: Твардовский А.Т. | Дата публикации: 1966 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: вторая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 7 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ июля Темы: человек и природа
Краткое содержание
В. Жданов. Лето – это маленькая жизнь. 2010
В стихотворении, посвящённом безвозвратно проходящему лету, Твардовский рассуждает над происходящим, попутно обыгрывая старорусскую поговорку о том, что «июль – макушка лета». Предыдущие поколения наших бабушек и дедушек старались жить в гармонии с окружающим миром, чутко замечая любые, даже самые незначительные перемены в природе. По этим переменам предки судили о смене временных сезонов.
Произведение посвящено появлению очевидных признаков и примет, свидетельствующих о том, что осень совсем близко. Её ежегодный приход вызывает чувство лёгкой грусти и меланхолии в душе лирического героя по ушедшему лету. В данном стихотворении, немного печальном и тоскливом, герой пытается поведать о чувствах, завладевающих им, когда он видит отцветающие липы, слышит прощальную песню кукушки, замечает уменьшение светового дня.
Большинство людей погружены в повседневную суету и бытовые заботы, поэтому они не успевают увидеть происходящее в природном мире. Лирический герой, подобно типичному обывателю, заявляет, что «о наступлении макушки лета ему напомнила газета». При этом, он осознаёт: если перевести фокус внимания с повседневного быта на окружающий мир, можно заметить и расшифровать намёки, подаваемые природой.
Чтобы разобраться в таинственных намёках природы, вовсе не обязательно ежедневно читать умные газеты и пролистывать календари. Для этого достаточно распахнуть своё сердце миру, прислушаться к его сигналам. Чтобы понять намёки природы, особое внимание следует уделять мелочам, незначительным нюансам, окружающим нас повсеместно.
История создания
Произведение появилось на свет во второй половине шестидесятых годов двадцатого века. К сожалению, точная дата не известна, примерная датировка – 1966 год. В талантливых строках своего произведения Твардовский виртуозно обыгрывает народную русскую примету, облачая её в ярую форму весёлого и озорного стиха.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жару лирического стиха, написанного в форме песни. Поэтический размер – трёхстопный ямб. Стихотворение может похвастаться своеобразной рифмовкой: две первых строчки являются парными, они рифмуются с четвёртой строкой; третья строчка соединяется рифмой с шестой строкой; а четвёртая и пятая строчки вновь вступают в парную рифмовку. Рифмовка подобного рода связывает всё стихотворное «полотно», как бы собирая его воедино. Таким образом, все строки сливаются в одну общую неделимую конструкцию.
Композиция
С композиционной точки зрения, произведение состоит из тринадцати строк, напоминающих особую музыкальную форму «рондо». В плане семантическом и синтаксическом, композиционную «формулу» стиха можно представить следующим образом: «четверостишие плюс пятистишие, плюс четверостишие».
Всё поэтическое повествование обрамляется строкой, представляющей народную примету: «Июль – макушка лета». С этой фразы начинается и завершается произведение. С композиционной точки зрения данный рефрен скрепляет строфы в общее поэтическое «полотно», и подчёркивает основную мысль. Невероятная стремительность и динамичность стиха, особенно в плане рифмы и композиционного решения, создают у читателей впечатление, будто бы всё произведение является одним неделимым предложением.
Образы и символы
В произведении Твардовский представил на суд читателей несколько интересных образов:
- образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Всё повествование ведётся от местоимения «Я». Мы любуемся «макушкой леса» сквозь призму эмоций лирического героя. Он сообщает нам о том, что месяц июль является настоящим апогеем лета, подтверждая своё утверждение приметами: кукушка «отстукивает ку-ку», а «убыль света» – когда уменьшается световой день;
- образ «макушки лета» – центральный. Данный образ вынесен в заголовок произведения. Образ «макушки лета» (середины) – это то счастливое время, в которое окружающий мир живёт своей собственной счастливой, полноценной жизнью. В этот благословенный период хорошо всем: и людям, и животным, и растениям. Образ «макушки лета» выступает символом счастья, радостной и беззаботной жизни. В тексте слово «макушка» обыгрывается кукушкой, которая, в свою очередь, прокуковала слово «макушка». Согласно народной примете, чаще всего птица кукует весной: чем ближе июль, тем реже можно услышать её голос;
- образы кукушки и дневного света – лирический герой повествует о зените летней поры, но зенит является и символом прожитой жизни, бренности всего живого. Эти мысли подчёркивают два образа – кукушки и дневного света: с каждым летним днём, по мере приближения к осени, кукушка кукует всё реже, и дневного света становится всё меньше. Эти образы созданы поэтом для того, чтобы передать читателям ощущение зыбкости мироздания и быстротечности человеческой жизни.
Темы и настроение
Основная тема произведения – незыблемость связи человека с окружающим его миром природы. Как известно, цикл человеческой жизни имеет неразрывную связь со сменой времён года. Именно об этой связи и повествует автор в своём произведении. Лирический герой осознаёт: время стремительно улетает прямиком из лета в холодную осень, поэтому необходимо ценить теплые июльские дни здесь и сейчас. Согласно сюжету стихотворения, лето уже достигло своего пика, а значит совсем скоро пойдёт на убыль. Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями беззаботности, радости и счастья. При этом внимательные читатели заметят настроение автора – слегка грустное и меланхоличное по причине быстротечности солнечных дней.
Основная идея
Основная идея, которую транслирует Твардовский читателям, заключается в следующем утверждении: проживать жизнь следует так, чтобы время, как в старинном фильме, иногда замедлялось, и человек имел возможность заметить всё, что происходит вокруг него. Поэт уверен, что жить необходимо в гармонии с самим собой, своим телом и мыслями. Лишь гармоничный человек способен заметить малейшие изменения в природе, услышать её подсказки, расшифровать приметы.
Средства выразительности
Твардовский с целью донесения до читателей основной идеи произведения использует следующие тропы:
- эпитеты – «прощальный привет», «скрытнейшая примета»;
- метафоры – «липовый цвет», «макушка леса», «напомнила газета»;
- фразеологизм – «песня спета»;
- оксюморон – «прощальный привет»;
- анафора – в строках 3 и 5: «но прежде всех газет», «но прежде малой этой…». В строках 11 и 12: «считай, что песня спета, считай пол лета нет…»;
- звукопись – для передачи жары от знойного июльского полдня, автор использует повторяющиеся звуки «П» и «Л»;
- рефрен (лирическое повторение) – «июль – макушка лета»;
- народная лексика – «скрытнейшая из примет».
Все произведения автора
Источник
Анализ стихотворения «Июль – макушка лета» Твардовского
В центре стихотворения “Июль – макушка лета” А. Твардовского — середина лета, о которой автору “напомнила газета”. В коротком произведении передана мимолётность времени, ёмко описаны картины июльской природы. Полный и краткий анализ “Июль – макушка лета” по плану пригодится при подготовке к уроку литературы в 7 классе.
Краткий анализ
История создания – стихотворение написано предположительно в 1966 году на основе народной поговорки.
Тема – человек и его связь с природой.
Композиция – цикличная структура, состоящая из 13 строк (4-стишие -5-стишие – 4-стишие).
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трёхстопный ямб со сложной рифмовкой (все виды рифмовки).
Метафоры – “макушка лета”, “убыль света”, “напомнила газета”.
Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет”.
Оксюморон – “прощальный привет”.
Анафора – “но прежде всех газет,…но прежде малой этой…” , “считай, что песня спета,считай пол-лета нет…”
История создания
Стихотворение написано во второй половине шестидесятых годов, предположительно в 1966 году. Автор обыграл народную поговорку ярко и поэтично, превратив её в весёлое, озорное стихотворение.
Тема
Тема – связь природы с человеком. Жизненный цикл человека неразрывно связан с временами года, именно эту связь рассматривает автор стихотворения. Время бежит настолько быстро, что самые тёплые, самые приятные летние денёчки проходят незаметно. В какой-то момент лирический герой понимает, что лето не вечно, оно достигло пика и скоро пойдёт на убыль. Этот факт не расстраивает его, а подчёркивает значимость момента, заставляет заметить, что лучшее время – то, которое ты проживаешь осознанно.
Проблематика – Середина лета – это плохо или хорошо? Это повод грустить или радоваться? Вот что беспокоит лирического героя. Он чуть было не упустил момент “макушки лета”: оказавшись на “вершине” сезона, к нему приходит понимание важности и простоты этого момента.
Идея – жить нужно так, чтобы время иногда останавливалось, и человек мог заметить всё происходящее вокруг. Это жизнь в гармонии с собой и природой. Лирический герой – замечает все тонкости подготовки природы к переходу в следующий сезон, маленькие, но важные звоночки, говорящие о движении времени.
Композиция
Динамичное стихотворение, состоящие из 13 строк, напоминающее музыкальную форму “рондо”. В смысловом и синтаксическом плане стихотворение выглядит так: четверостишие+пятистишие+четверостишие. Оно обрамлено строкой, являющейся народной поговоркой “июль – макушка лета” – именно так начинается и заканчивается произведение. Этот рефрен используется автором, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить самое важное. Стремительность стихотворения, особенности рифмы у Твардовского создают впечатление, что всё произведение – одно предложение.
Написанное трёхстопным ямбом, стихотворение имеет своеобразную рифмовку. Две первые строки – парную, они в свою очередь рифмуются с четвёртой, третья – с шестой, четвёртая и пятая снова в парной рифмовке. Такая рифмовка как бы связывает весь текст воедино, заставляет строки сливаться в одну целую конструкцию.
Жанр
Жанр – лирическое стихотворение, написанное в песенной форме.
Звукопись в стихотворении играет роль знойных оттенков, когда в полдень всё плавится и изнемогает от жары. Это достигается за счёт повторения звуков “п” и “л”.
Средства выразительности
Метафоры – “макушка лета”, “липовый цвет”, “убыль света”, “напомнила газета” .
Только народная смекалистость и тяга к образности могла создать такое оригинальное название середины летнего сезона. Сквозная тема, обрамляющий рефрен и повторение в середине стихотворения слова “макушка” делает произведение очень близким к песенному жанру.
Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет “.
Фразеологизм – “песня спета” сближает с народным языком, разговорным стилем, делает простым для восприятия.
Оксюморон – “прощальный привет” . Чуточку грусти добавляет прилагательное “прощальный” в связку слов, совершенно противоположных по значению.
Анафора – 3 и 5 строка: “но прежде всех газет”, “но прежде малой этой…” , а также 11 и 12 строки: “Считай, что песня спета, считай пол-лета нет…” Единоначалие придаёт стихотворному тексту музыкальность и гибкость, сближает с песенными жанрами.
Источник