- Анализ стихотворения «Фонтан»
- Композиция стихотворения «Фонтан».
- Идея стихотворения.
- Образ фонтана в стихотворении.
- Художественные особенности стихотворения.
- Анализ стихотворения «Фонтан» (Ф. И. Тютчев)
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы, идеи и настроение
- Основная идея
- Средства художественной выразительности
- Анализ стихотворения Фонтан Тютчева
Анализ стихотворения «Фонтан»
Стихотворение «Фонтан» относится к философской лирике Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта.
Это стихотворение очень необычно. С одной стороны, это просто восхищение чудесной картиной, рожденной контрастом света и воды (солнца и водяного дыма), но, прочитав стихотворение два, пять, десять раз, понимаешь, что это не так.
В основе стихотворения лежит принцип обращения, т.е. автор говорит ”смотри” — и в твоем воображении мгновенно возникает картина, под впечатлением которой мы переносимся в 1836 год, в один из ясных дней апреля. Стоит чудесная, жаркая погода, и рядом прохладный фонтан. Эту, казалось бы, непередаваемую картину изображает Тютчев, как бы обращаясь именно к тебе и декламируя эти стихи на фоне пейзажа — такое вот необычное создается впечатление.
С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым. Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной. Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может — её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю». Внутри каждой строфы ощущается линия «подъема: и «нисхождения».
Композиция стихотворения «Фонтан».
Стихотворение композиционно делится на две части — на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй — поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной».
Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо).
Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть — философское размышление. Связь между частями прямая и неразрывная — сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.
Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой. В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой. Во второй строфе — не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (! .. ).
Риторические восклицания и риторический вопрос вовлекают читателя в авторские раздумья. Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения.
Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы Ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан. К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень,
соединяющий их посередине — и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно. Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды — к небу, человеческой мысли — к истине.
Идея стихотворения.
Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца.
Образ фонтана в стихотворении.
Фонтан не просто архитектурное сооружение, наполненное водой, которая циркулирует туда-сюда. Сразу ясно: это “живое облако”, состоящее из миллиардов капелек, которые играют, переливаются на солнце, создавая чудесный “огнецветный” дым.
В первом восьмистишии детально нарисована картина фонтана, искрящегося на солнце, удивительно точно передан физический процесс поднятия воды на “высоту заветную” и последующее падение под действием силы тяжести, а также оптический эффект преломления света в каплях.
Тютчев не останавливается на физической картине, он идет дальше, приводя свои размышления и отождествляя фонтан с «человеческим». Обязательно надо отметить, что во втором восьмистишии присутствует обращение. Первые два стиха начинаются с “О”, которое в сочетании с особенным словом “водомет”, синонимом фонтана, и эпитетом “неистощимый” передают восхищение автора. Картинка фонтана растворяется и исчезает совсем. Ее рассеивает слово “смертной”. Вот оно — непосредственно человеческое — мысль. Мысль необычная, пленительная, как капли фонтана, и потому мысль сравнима именно с полетом капли. Сравнение необычно, что свойственно поэтической мысли. Итак, полет поэтической мысли, “заветная высота” которого — признание мысли.
Мысль движется по “закону непостижимому”, значит, по Тютчеву, существует высшая сила, управляющая направлением и содержанием мысли. Фонтан рвется к небу. Именно “рвется”, это слово подчеркивает быстроту, скорость, силу и неотвратимость “человеческого фонтана” — мысли.
Человечеству запоминаются “упорные лучи”, пущенные фонтаном мысли и управляемые “незримой дланью”. Фонтан, как человек, может развалиться, умереть со временем; мысль же, если она стоящая, будет вечной.
Художественные особенности стихотворения.
Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека. В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника. Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан … клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осуждён).
Тютчев мастерски построил даже описание самой картины. Первые две строки являют собой законченную мысль, возникает картина в черно-белых тонах, на которой лишь представлено место действия, а в конце стоит “точка с запятой” — первый этап впечатления прошел. На глазах картина оживает, наполняется красками: красными, оранжевыми, желтыми. Фонтан начинает бить, причем медленно, крупным планом видна одна крупная капля. которая взлетает и падает. Лишь она упала, как картина исчезает, о чем и свидетельствует “точка” в конце первого восьмистишия, а когда капля достигает своего апогея, она зависает там на некоторое время, и в этом месте она светится особенно ярко. Продолжительность в этом месте показана “тире”
Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри…» , — которое содержит обращение и призыв.
Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.
Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчеркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный). Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань). Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт, чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам.
В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч « смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной.
Заканчивается произведение словом « высоты» . Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении эпитета заветная). Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.
На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз. В этом движении есть некая обречённость — кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.
Первый круг небольшой — это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный мир.
Второй круг намного больше — это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек.
Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй — словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма — кольцевая.
Источник
Анализ стихотворения «Фонтан» (Ф. И. Тютчев)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2020 · Обновлено 20.07.2020
Стихотворение «Фонтан» было написано Тютчевым в самый продуктивный период его творчества. Поэт размышляет о человеческой душе. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану, который откроет читателю все скрытые грани стихотворения «Фонтан».
История создания
Тютчев написал стихотворение «Фонтан» во время путешествий по Европе. Во многом на его творческий путь повлияло увлечение немецкой и в особенности романтической поэзией. Именно под её влиянием написан «Фонтан». Произведение несёт в себе глубинный смысл и отражает состояние души автора.
Поэт превосходно знал иностранные языки и даже учился в Германии, поэтому его творчество впитало в себя европейские литературные традиции. Однако Тютчев никогда не считал литературу своим единственным призванием. Он преуспевал на государственной службе и был дипломатом. Серьезная работа отнимала много сил и времени, в деньгах он не нуждался, поэтому сочинение стихов так и осталось для Тютчева интересным хобби.
Жанр, направление, размер
«Фонтан» — лирическое стихотворение. Оно относится к философской элегии. Произведение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием: таким образом поэт создаёт эффект движущихся струй. Бесконечность водяного движения передаёт кольцевая рифма.
Направление творчества Тютчева принято называть «чистым искусством». Автор не касался «грязных» тем и проблем современного ему общества и делал акцент на прекрасном и вечном — природе, чувствах, философских думах о сути вещей и понятий.
Композиция
По композиции стихотворение «Фонтан» делится на 2 части.
- Сначала перед читателем предстаёт яркий и выразительный образ фонтана, игра света в каплях, бьющаяся ввысь вода, её зрелищные потоки.
- Вторая же часть посвящена передаче поэтом своего эмоционального настроя при помощи художественных образов, она представляет собой его философские размышления.
Образы и символы
Фонтан в стихотворении олицетворяет вечное движение людей и их мира, а его струи, подобные человеческой мысли, всегда стремятся ввысь, но достигнув определённой высоты, возвращаются к земному. Таков предел дозволенного, выше которого не подняться.
Лирический герой представляется отстраненным наблюдателем, никак не проявляя себя. Он лишь делает обобщающий вывод, подводит итог увиденному. Его размышления спокойны и смиренны: он признает, что человечество не поднимется выше планки, отмеренной Высшим разумом. Это нисколько не огорчает его, это данность, с которой пока нужно смириться.
Темы, идеи и настроение
Основная тема стихотворения «Фонтан» – сравнение фонтана с мыслью человека: как и брызги фонтана, наши возможности, достигая пика, неизменно возвращаются к исходному уровню, чтобы начать восхождение сначала. Начиная от рождения, люди стремятся к новым знаниям, обогащают свой опыт, как умственный, так и духовный. Но угасание неизбежно: в какой-то момент мы достигаем высшей точки, пересечь которую уже невозможно. Как люди стареют, так и капли, летящие ввысь, достигнув своего предела, падают на землю. Но автор не отрицает, что однажды все человеческие возможности будут реализованы, и «длань незримо-роковая» остановит движение.
Ограниченность возможностей человека — это закон человеческой жизни и основная проблема, поставленная автором. Как бы мы ни старались, нам не выйти за рамки нашего восприятия и наших возможностей. Мы смертны, наши силы и знания ограничены, поэтому нам суждено поддерживать вечное движение вверх-вниз, когда одни люди сменят других и пойдут вверх по стопам отцов. Такова закономерность нашей цивилизации, таков механизм истории.
Использование восклицательных предложений во второй части стихотворения указывает на то, что поэта удручает узость мысли людей, каких бы высот они ни достигали, хотя при этом автор принимает законы природы.
Основная идея
Смысл стихотворения «Фонтан» состоит в ограниченности человеческой жизни, в нашем стремлении к идеалу, достичь которого невозможно. Восхождение всегда сменяется падением, и когда-то это осознание придёт к каждому человеку. Что мы можем сделать? Смириться и ждать своего часа. Может, именно нам суждено чуть-чуть продвинуться во время своего прыжка вверх.
Главная мысль стихотворения «Фонтан» уже не раз возникала в творчестве Тютчева. Примерно о том же он писал в произведениях «Природа — сфинкс», «Силентиум» и «Нам не дано предугадать». Человек не совершенен, ему не дано все знать, поэтому он должен учиться у природы ее мудрости на протяжении всей жизни.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Фонтан» Ф. И. Тютчев использует разнообразные художественные приёмы и тропы. Среди них:
- эпитеты («сияющий фонтан», «живое облако», «влажный дым», «заветная высота», «огнецветная пыль», «непостижимы закон», «упорный луч»);
- метафоры («фонтан клубится облаком», «лучом поднявшись к небу», «осужден пасть на землю», «смертной мысли водомет», «длань преломляет луч»).
Благодаря приведённым средствам выразительности, Тютчев передаёт идею о мятежности человеческой души.
Источник
Анализ стихотворения Фонтан Тютчева
Анализ стихотворения Фонтан Тютчева 10 класс
1. История создания. Стихотворение Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 г., в период его наивысшей творческой активности. В нем отразилось присущее поэту стремление познать истинную сущность природы и ее связи с человеком. Возможно, Тютчев вдохновило действительное наблюдение за фонтаном.
2. Жанр стихотворения – философская лирика, проникнутая идеями романтизма.
3. Основная тема стихотворения – сравнение фонтана с человеческой мыслью и вообще жизнью. Наблюдая за фонтаном, поэт отмечает, что ему присуще вечное устремление ввысь, которое в конечном итоге заканчивается неизбежным падением. Автор пытается разгадать загадку этого нескончаемого цикла. Не принимая во внимание элементарные законы физики, он хочет открыть другой, принадлежащий высшим силам, основной закон. Эти раздумья приводят Тютчева к сравнению фонтана с человеческой жизнью. С самого рождения люди стремятся вверх, постепенно обогащая свой умственный и духовный опыт. Этот порыв изначально присущ каждому человеку и не зависит от его воли или желания. Однако в какой-то момент происходит достижение высшей точки, которая у всех находится на определенном уровне. Пересечь эту точку уже невозможно, начинается падение, выражающееся в старении и угасании. Водяные брызги падают на землю, а человек умирает. Цикл завершается, но повторяется снова и снова в следующем поколении. Тем самым осуществляется круговорот. Его философское значение в том, что люди не исчезают бесследно, а неизменно возвращаются в общий духовный источник жизни. Параллельно Тютчев сравнивает фонтан с человеческой мыслью. Она также устремлена в небо, находится в постоянном движении и развитии. Но существует определенная черта, перешагнуть которую человеческий разум не в состоянии. Люди совершают открытия и обогащают науку, но в какой-то момент, считает поэт, будут реализованы все человеческие возможности, и «длань незримо-роковая» остановит дальнейшее движение.
4. Композиция. Стихотворение состоит из двух частей. В первой поэт описывает конкретный физический предмет – фонтан. Во второй он переходит к философскому сравнению и обобщению.
5. Размер. Произведение написано четырехстопным ямбом с кольцевой рифмой.
6. Выразительные средства. При описании фонтана Тютчев использует разнообразные эпитеты: «сияющий», «влажный», «огнецветной». Также он применяет образные метафоры: «облаком живым», «длань незримо-роковая». Метафоры представлены и глаголами: «клубится», «пламенеет», «дробится». Главным приемом, характерным стержнем произведения, является сравнение «смертной мысли водомет».
7. Главная мысль стихотворения – ограниченность человеческой жизни, вечное стремление к идеалу, который недостижим.
Источник