Конспект урока : Сравнительный анализ произведений Тим Собакин «До будущего лета» и Михаил Пришвин «Осеннее утро»
Сравнительный анализ художественных произведений разных видов жанров ; Тим Собакин «До будущего лета» и Михаил Пришвин «Осеннее утро» проза и поэзия и картина известного художника С.Ю. Жуковского «Веранда. Осень» УМК «Школа Диалога»
Литературное чтение 2 класс УМК «Диалог»
Сравнительный анализ двух произведений Тим Собакин «До будущего лета» и Михаил Пришвин «Осеннее утро»
Откройте учебник стр 53. Прочтите название раздела«Приходит тихо Осень…»
-Как думаете, почему слово Осень написано с большой буквы?
Почему фраза заканчивается многоточием? (смогли представить)
А поможет нам представить иллюстрацияизвестного художника С.Ю.Жуковского «Веранда.Осень» слайд
-Как вы думаете, какой это день – ветреный или спокойный, тихий? (Ветер не сильный, но есть: деревья выглядят слегка растрепанными, листья осыпаются на пол веранды, тени неровные, облака на небе легкие, перистые: во всей картинечувствуется движение).
— Почему на картине изображена пустая веранда, без людей?
-Что художник изображает — жизнь людей или жизнь природы?( Осень всегда связана с с тем, что что уходит, становится пусто – пустеет лес, осыпаются листья. Букет осенних цветов на столе говорит о том, что люди здесь были недавно, но на улице уже прохладно, и солнышко, еще такое красивое, уже не согревает.)
Какое настроение вызывает картина?
Осень считается самым прекрасным временем года, её с успехом запечатлевали на своих полотнах многие известные художники.В этот период вся природа готовится к скорой зимней спячке, но прежде выплескивает всю свою красоту. Именно поэтому вся картина словно покрыта солнечными лучами. Деревья пестрят яркими желтыми и оранжевыми листьями, а небо словно отражает в себе бескрайнее голубое море.
-На доске появляется первая запись в таблице:
Тема: Осенний день. Приход осени.
Настроение: немного грустно
Радость от осенней красоты
Передать красоту осени можно не только музыкой или красками. Умелым инструментом в руках писателя становится слово.
И открывает наш раздел произведение Тима Собакина «До будущего лета»
— Сколько строф в стихотворении?
Три строфа — три оттенка мысли, три темы.
— Что в этой строфе главное? «Уходит лето»
Как оно уходит? Тихо. Что остается в памяти поэта? (Что-то очень личное, дорогое, какой-то яркий образ – «серебряная мушка в сетях у паука, «не выпитая кружка парного молока» — ощущение чего-то незаконченного, желание вернуться.
Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы передать тихий незаметный уход лета?(олицетворение –Уходит тихо Лето,одетое в листву).
-прочитаем 2 часть. Что стало главным в этой части? «Приход осени»
-Что с собой приносит осень? Лето было одето в листву, а Осень – в туман. Возникает что-то таинственное.
-Какое настроение у вас от этих подарков? (разное)
-Кончается строфа строкой «сырость в темных норах» — от этой сырости хочется спрятаться, отсюда – третья строфа – мысленное возвращение к лету.
-Звукоподражание часам. Почему последняя фраза так необычно написана? —Почему в конце стоит многоточие, а последнее слово не дописано?
Движение времени уход лета, тихий приход осени прерывается звонком будильника, замирает на мгновение, останавливает время в какой-то точке. Но время не остановить – посмотрите на название стихотворения: «До будущего лета» Почему так названо? Ожидание, уверенность в том, что лето настанет – время идет по кругу .
Тема: Осенний день, приход осени
Настроение: немного грустное, но последняя строка дает надежду, что лето снова придет, все повториться.
Физ пауза для глаз под песню «Листья желтые над городом кружатся»
А вот еще одно произведение.
Михаил Пришвин «Осеннее утро».
2 раз чтение по абзацам читают сильные ученики.
— Жуковский и Тим Собакин писали о движении времени о приходе осени.
-Как вам показалось, что изображает Пришвин – утро осени или утро одного дня? Прочитаем рассказ еще раз и подумаем об этом.
-Как вы думаете, листья летят быстро или медленно?
Как вы понимаете выражение «День открывает глаза»
-Как называется такой прием в литературе? Почему день открывает глаза «мало-помалу»? В каком темпе надо читать этот абзац? ( У Пришвина в рассказа все происходит как бы в замедленном темпе. И читать надо медленно, мелодично.)
-Покажите, как автор приложил руку. А когда люди так делают? Давайте подумаем, а почему Пришвин так делает?(от грусти)
-Да, душой автор как бы тоже улетает с листочками и птицами.
-А бывает грусть хорошая? (да, ведь все пройдет)
— Сравните, о чем писал автор в первом абзаце, и что стало главным для него во 2 и 3 абзацах? (Начинался рассказ с описания того, что автор видит, а продолжился описанием того, что он чувствует)
4 абзац. Чтение вслух. Какие слова ключевые, несущие основную мысль этой части? ( «Больше не ждем», «все кончится»)
— Что же главное для автора в этой части? (Красивая осень недолговечна, всё кончается, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк)
Вопрос для самых внимательных читателей. Сколько раз в этом рассказе встречается слово «утро»? А почему тогда рассказ назван так?
— Вернемся к вопросу, над которым мы думали: Что является предметом изображения в рассказе — утро конкретного дня или «утро осени»?
Настроение: печаль: все кончится…
Вывод: Пришвин изображает утро одного дня, и оно кончается. Рассказ пронизан грустью об ушедшем. А Тим Собакин пишет о движении времени, а время не кончается. Придет новое лето. Его стихотворение тоже пронизано грустью, но оно оптимистично, устремлено в будущее.
П одведем итог урока: если на уроке вы получали и делились информацией — раскрасьте листик желтым цветом
если искали секреты литературы -зелёным,
если выражали свои чувства — красным.
Источник
Тим собакин до будущего лета
Тим Собакин До будущего лета. Уходит тихо Лето, Одетое в листву. И…
Уходит тихо Лето,Одетое в листву.И остаются где-тоВо сне иль наяву:Серебряная мушкаВ сетях у паука,Невыпитая кружкаПарного молока.И ручеёк стеклянный.И тёплая земля.И над лесной полянойЖужжание шмеля.
Приходит тихо Осень,Одетая в туман.Она дожди приноситИз зарубежных стран.И листьев жёлтых ворох,И аромат лесной,И сырость в тёмных норах.
А где-то за стенойБудильник до рассветаСтрекочет на столе:»До бу-ду-ще-го ле-та,До бу-ду-ще-го ле-. «
Страдал мучительно Балкон:Он был в Балкониху влюблён.Подумать только — И она Была в Балкона влюблена!
Они,Любви услышав глас,Друг с друга не сводили глаз.Но чувства выразить сполнаМешала каждому стена.
Влюблённым снились ночью сны,Что за спиною нет стены.И будто в лес,На тихий прудБалкон с Балконихой идут.
Поёт кукушка вдалеке.Они идут — Рука в руке. А рядом с ними семенятДвенадцать милых балконят.
По крышам ВетерШутливо шлёпал.В ладонях ВетраЛетела Шляпа.Летела Шляпа,Ворон пугая,С пером зелёным От попугая.
Заметив в небеОбъект из фетра,Смеялись людиНад шуткой Ветра.И только дочка Сказала папе:»Имею жалостьК несчастной шляпе».
Летела ШляпаВперёд упрямо.Вдогонку ШляпеЛетела Дама.Летела ДамаВ тоске-печали. Но Даму в небе Не замечали.
Я чинно гулял, огибая газон, и думал о ломтике сала.Собака,одетая в комбинезон,навстречу мне важно шагала.
Дрожал от мороза осиновый лист,и ветер свистел то и дело.Был комбинезон у собаки пушист,и сала она не хотела.
Моё же пальтобыло меньше на рост — едва прикрывало колено.И если б имел я в наличии хвост,то хвост бы дрожал непременно.
Я чинно гулял,огибая газон.Сосулька из носа свисала.Мне тоже хотелось бы комбинезон,конечно же, с ломтиком сала.
Хозяин сказал вдруг Собаке:»Ложись. » — Собака свалилась под ясень.И смысл выраженья»собачия жизнь»мне стал очевиден и ясен.
Когда мне было восемь лет,я рос как маленький нахал:я смело строил самолёт,который крыльями махал.Кусок фанеры, две доски — мой самолёт был мягкотел,но всем законам вопреки,махая крыльями, летел.
Я был с наукой не знакоми мне внушали неспеша,что тяготения законвесьма опасно нарушать.Но я летал — как наяву!Все волновались — как в кино.И только бык жевал траву,быку-то было всё равно.
. Уже лысеет голова,давно в игрушки не играл.Я знаю умные слова — податливый материал!Мой самолёт из этих словимеет современный види пару бешеных винтов.Но только в небо не летит.
Вот летают бегемотынад журчащим ручейком.Я бегу,обутый в боты,с фиолетовым сачком.
Как поймаю бегемота,в клетку сразу посажу.- Спой мне песню,друг любезный! — бегемоту я скажу.
Если песен петь не будет,отпущу его тогда — пусть летают бегемотовочень тучные стада!Пусть летают бегемотытам и тут,там и тут. И свои простые песнинам поют,нам поют.
Правила перепрыгивания через лужи (только для бегемотов).
УВАЖАЕМЫЕ БЕГЕМОТЫ!Перепрыгивая через лужи,будьте взаимно вежливымии соблюдайте «Правила»перепрыгивания через лужи»
§1Перепрыгивая через лужу,регулярно следите за Солнцеми другими небесными светилами,которые служат надёжными ориентирами,чтобы не сбиться с курса.
§2Перепрыгивая через лужу,берегитесь встречного ветра,внезапный порыв которогоможет доставить вам неприятности — вплоть до кашля и насморка.
§3Перепрыгивая через лужу,захватите с собой фонарики пару носков шерстяных,а ещё румяное яблокои зонтик (на всякий случай).
§4Перепрыгивая через лужу,умело пользуйтесь колокольчикомдля подачи звуковых сигналов,чтоб не столкнуться с другими,перепрыгивающими через лужу.
УВАЖАЕМЫЕ БЕГЕМОТЫ!Соблюдение указанных «Правилперепрыгивания через лужи»обеспечивает безопасностьлично Вами Вашим товарищам.
Как ловкий бегемотгонялся за нахальной мухойв тесной комнате, где быломного стеклянной посуды.(НЕмножко НЕобычное НЕстихотворение)
Ж ЖЖЖ ЖЖЖЖЖЖЖЖ ЖЖЖЖЖ ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ БАЦ! ЖЖЖЖ Ж. Ж. ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ БАЦ! БАЦ!! ЖЖЖЖЖЖ БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ. ЖЖЖЖЖЖ ТОП. ЖЖЖЖ ТОП — ТОП. ЖЖЖЖЖЖЖЖ ТОП — ТОП — ТОП. ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ ШЛЕП. . . . . . . . . . . . . ШМЯК. И стало тихо.
Как-то раз в конце субботыв наши сельские краяприлетели бегемоты,будто стая журавлей.
Мы их даже и не ждалииз далёких жарких стран.А они вот прилетели — прямо целый караван!
Стали гнёзда вить повсюду,стали песни петь вовсю.Мы в глубокую посудуим насыпали овсу.
Бегемоты поклевалии порхают кувырком:чижик-пыжик,трали-вали(такие уж весёлые попались) — влево-вправо,криво-прямо,то туда,а то сюда.
Вот пришла с работы мама,улыбаясь как всегда.- Посмотри, — сказала мама,подведя меня к окну. — Бегемоты прилетели. Значит,скоро быть весне.
Анализ стихотворения «До будущего лета» Тим Соба́кин — творческая работа
Тим Соба́кин (настоящее имя Андре́й Ви́кторович Ивано́в; 2 января 1958, Жёлтые Воды, УССР) — русский писатель. Автор прозы и стихотворений для детей.
Уже с детства писал фантастические повести о полетах к другим планетам. В школе сочинял песни на собственные (разумеется, весьма слабые) стихи. Серьезно заниматься литературой начал с 1982 года, когда пытался сочинять что-нибудь стихотворное для своей двухлетней дочки. Однако поначалу успешно работал в юмористическом жанре для взрослых.
Первое стихотворение было опубликовано в газете «Московский комсомолец» в августе 1983 года. Несмотря на то, что писал в основном для взрослых, стихи всё чаще и чаще печатались в изданиях для детей. Так незаметно для себя Тим Собакин оказался в числе «детских» авторов.
В 1990 году я стал сперва заместителем, а потом и главным редактором великолепного детского журнала «Трамвай», который выходил до 1995 года. Затем работал литературным редактором не менее прекрасного журнала «Куча мала».
Помимо основного псевдонима – Тим СОБАКИН – возникли и постепенно устоялись другие: Тихон Хоботов, Савва Бакин, Терентий Псов, Сидор Тяфф и даже Ника Босмит (Тим Собакин наоборот).
В настоящее время работает шеф-редактором в Издательском доме «Веселые картинки», выпускает детские журналы «Трамплин» (о здоровом образе жизни) и «Филя» (о животных и природе). Активно сотрудничает со многими другими изданиями. Пытается работать во всех мыслимых жанрах: поэзия, проза, научно-популярные статьи, игровые материалы, песни и прочее. Пользуясь современными компьютерными технологиями, создает музыку на свои стихи, а также отдельные композиции, которые иногда звучат в передачах радио и телевидения.
В 1991 году был принят в Союз писателей.
Источник