Анализ стихотворения бунина забытый фонтан

Анализ стихотворения И. Бунина «Забытый фонтан».

Учимся у учеников.

Скачать:

Вложение Размер
uchimsya_u_uchenikov.doc 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся у учеников. Анализ стихотворения И.А.Бунина «Забытый фонтан»

Цель художества есть идеал, а не нравоучение.

На высоте , где небеса так сини,

Я вырезал в полдневный час сонет

Лишь для того, кто на вершине.

И.А.Бунин. «На высоте, на снеговой вершине…»

Кроме Бунина я еще не встречала такого поэта, который так просто мог бы обращаться с сонетами, который так легко мог бы выразить себя через сонет. Я согласна с тем, что Бунин — король сонетов. Это еще одна из любимейших форм стихотворения. У него нет вычурности и надуманности, которые присущи многим поэтам «серебряного века». Слова ложатся чисто, ясно, просто. Возможно, этому способствуют вечные темы любви и гармонии с природой, столь характерные для Бунина.

Мое внимание привлек один из сонетов – «Забытый фонтан», где любовь и природа связаны неразрывно.

Мы видим девушку, поглощенную своими раздумьями. О чем ее мысли? Откуда в ее лице эта «застывшая печаль»? Сразу не ответишь, но поэт еще до описания девушки два катрена посвятил природе, фонтану. Зачем? Может, это как-то поможет понять состояние души героини?

Из края в край сквозит

Холодное дыханье сентября

Разносит ветер по саду

Пришла осень. Сад стал янтарным, а потом и вовсе опустел. Листья осыпались, обнажив деревья, как будто кто-то снял декорации, оставив один каркас. И теперь сад нами воспринимается не как чертог («рассыпался чертог»), а как холодная, пустая аллея, которая «из края в край сквозит».

Чертог…. В этом слове есть что-то таинственное, загадочное. Возможно, под ним скрывается не только сад, но и счастье человека, янтарное, прозрачное, призрачное.

У меня янтарь ассоциируется с маленькой бусинкой, капелькой здоровья, которую бабушка мне подарила. Янтарное счастье – капелька счастья, которая была в жизни героини, но ускользнула, потерялась, осталось лишь напоминание о ней – фонтан.

Фонтан всеми забыт. Он становится одиноким с приходом осени, потому что в прошлое уходят тепло, солнце, веселые брызги. Теперь все его окружение – это заметающие его сухие листья и … девушка. Разве фонтан забыт? «Дни бегут», а девушка все так же бродит у фонтана. Она «подолгу очей с него не сводит», воскрешая в памяти его летнюю прелесть, а вместе с ним и свое мимолетное счастье. Значит, фонтан будет жить, пока не пройдет боль, не сотрутся воспоминания в душе героини.

Вы можете не соглашаться со мной. Бунина можно понимать по-разному. Да и Марина Цветаева писала, что «чтение есть соучастие в творчестве». А то, что тобой сотворено, не может быть похожим на что-то другое. Читая – мыслишь. Думая – творишь. Бунин «вырезал» свои сонеты «лишь для того, кто на вершине». Вы можете оказаться на совей высоте, а я оказалась на той, где главным героем оказался не фонтан, тем более забытый, а девушка, где название сонета помогает понять мысль автора: и фонтан, и девушка счастливы в своей грусти, потому что их состояние гармонирует с печалью и опустошением природы.

Источник

«Забытый фонтан» И. Бунин

Рассыпался чертог из янтаря, –
Из края в край сквозит аллея к дому.
Холодное дыханье сентября
Разносит ветер по саду пустому.

Он заметает листьями фонтан,
Взвевает их, внезапно налетая,
И, точно птиц испуганная стая,
Кружат они среди сухих полян.

Порой к фонтану девушка приходит,
Влача по листьям спущенную шаль,
И подолгу очей с него не сводит…

В ее лице – застывшая печаль,
По целым дням она, как призрак, бродит,
А дни бегут… Им никого не жаль.

Дата создания: 1902 г.

Анализ стихотворения Бунина «Забытый фонтан»

Период, когда автор особенно часто обращается к сонету, – первое десятилетие XX в. Благородный жанр особенно элегантен в бунинской интерпретации: его стиль выразителен, ярок и философичен, лишен многословности, витиеватости и надуманности.

Оба катрена сонета «Забытый фонтан» посвящены описанию осенней природы. Пустой сад, ветер, играющий палыми листьями, аллея голых деревьев – в этой картине чувствуется запустение и легкая печаль. Образ фонтана, который отключен за ненадобностью и заметается листвой, является центральным в этом пейзаже.

В пустынном саду появляется одинокая героиня. Она печальна и задумчива, ее движения неторопливы. Девушка сравнивается с «призраком», который бродит по саду, не находя успокоения. Рассеянное внимание привлекает единственный предмет – неработающий фонтан.

Финальная строка, которую называют «сонетным замком», содержит ключевую фразу, подводящую философский итог лирическому повествованию. В конце завершающего терцета говорится о неумолимом и беспощадном беге времени.

Вывод, звучащий в финале, проясняет душевное состояние лирической героини. Осень царствует в ее сердце: грусть сродни увяданию природы, а пустота сада близка к внутренней опустошенности. Фонтан, когда-то испускавший водные струи, служит для девушки символом, напоминанием о радостных мгновениях ушедшего лета.

Лирическая героиня, которая настолько органично вписывается в пейзаж, что сама является его частью, становится образным воплощением важнейшей составляющей философии Бунина. Короткая формула, провозглашающая «Все во мне» и «Счастье всюду», снимает конфликт между внешним миром и лирическим «я». Растворенность в бесконечном и беспристрастном мире гармонична по своей сути, и поэтому «Забытый фонтан» звучит элегически спокойно, с оттенком легкой меланхолии, а не трагизма. Время, которое кажется жестоким человеку, на самом деле безразлично к нему. Счастлив тот, кто постигнет мудрость слияния с универсумом.

Образы и отдельные детали сонета поражают лаконичностью, точностью и емкостью. Рассыпавшийся «чертог из янтаря» создает в читательском воображении почти облетевший сад, черные ветки деревьев, дорожки, устланные желтым ковром листьев, и новую перспективу: сквозь пустые ветви стали видны очертания дома. Небрежно волочащаяся за героиней шаль передает ее отрешенность, вызванную печальными раздумьями, и безразличие к настоящему.

Источник

Анализ стихотворения Бунина Фонтан

Призрак у «Забытого фонтана»
Иван Алексеевич Бунин – известный российский писатель и нобелевский лауреат по литературе. Он родился в 1870 году, а умер в 1953, пройдя войны и революцию. И несмотря на всё, его сердце всегда оставалось чутким, а стихи и проза нежными и проникновенными.
Стихотворение «Забытый фонтан» И. А. Бунин написал в 1902 году. В это время были популярны сонеты. Сонеты Бунина имеют характерную ему стилистику, яркую и краткую. Также стихи и прозу Бунина отличает то, что его произведения философские, но при этом нет никакого «витания в облаках», никаких мечтаний. Однако, краткость и чёткость не мешают читателю проникнуться мыслью автора. Более того, такая чёткость на бумаге помогает создать витиеватость мысли в голове.
Стихотворение показана осенняя пора года: сентябрь, листья, летящие к фонтану, «рассыпался чертог из янтаря», «сухие поляны». Вся картина природы наводит грусть на читателя, создаёт характерный фон, передаёт основное настроение стихотворения. Листья сравниваются с «испуганной стаей», которая тревожно взлетает. Осенняя пора часто применяется авторами как фон, для того, чтобы навести грусть. Но Бунин в этом произведении использует осень скорее не как фон, а как что-то живое, важное. Центральным образом произведения является фонтан, который пришёл в запустение, к нему уже почти никто не приходит. Фонтан медленно стареет, его заметает листьями, ничего его уже не тревожит. Но туда всё же приходит одна девушка, которую писатель сравнивает с «призраком». Она часто бродит около фонтана, словно что-то не может забыть или простить, вспоминает, наверное, свою любовь, которая когда-то зарождалась около этого фонтана, а теперь фонтан – символ расставания. Она никак не может прийти в себя, печальная и задумчивая.
Финал стихотворения, так называемый «сонетный замок», повествует читателю главную мысль, суть сонета, суть времени. «Дни бегут… Им никого не жаль». Последнее трёхстишие завершается таким умозаключением автора. Это и есть главный вывод, главная мысль всего произведения. Лирическая героиня будто сливается с природой, словно она – часть ветра или листьев, часть сада. В её образе нет никакой трагедии, скорее меланхоличность. Её гармоничность с окружающим миром и есть основная мысль автора. Время не может сочувствовать, не может быть безжалостным. Оно идёт своим чередом и ничего нельзя вернуть или продлить. Те, кто это поняли, – настоящие счастливцы.
Общая картина произведения построена на сравнении лирической героини и окружающей её природы. Автором используются различные метафоры. Например, в первом четверостишии поэт применяет метафору к осеннему саду, показывая холод и запустение. «Чертог из янтаря» — нечто воздушное и хрупкое, но массивное и густое. Для передачи настроения используется метафора «дыхания сентября». Во втором четверостишии используется олицетворение. Автор олицетворяет листья, называя их «испуганной стаей».
Произведение можно отнести к жанру философской лирики. Повтор гласных идёт на гласные «а», «ы», «о», что придаёт произведению печальность и холодность. Размер стихотворения – ямб в пятистопном размере. Это также подчёркивает оттенки и краски пейзажа. В четверостишиях перекрёстная рифма.
Философская лирика широко распространилась и имеет большую популярность у авторов разных времён и национальностей. Но именно сочетание сонета и философии придаёт произведению отличную от других стихотворений стилистику. Бунин Иван Алексеевич как никто иной смог искусно соединить всё самое лучшее из мировой литературы в своих творениях.

Источник

Анализ стихотворения Бунина «Забытый фонтан»

Произведение Бунина под названием «Забытый фонтан», которое было написано еще в далеком 1902 году, сумело отобразить жизненное кредо поэта, которое основано на сочетании вечного и прекрасного.

В этом случае автор воспользовался своей излюбленной поэтической формой сонета, обратившись к никогда не стареющей теме, касающейся гармоничного отношения человека к природе.

Композиционно произведение строится на двух основных образах. Первый – образ осеннего сада, а второй – образ одинокой девушки.

Данный сонет имеет очень яркую образность.

Ведущим художественным приемом второго катрена является олицетворение. Ветер «заметает листьями фонтан, взвевает их, внезапно налетая». Автору удалось в точности передать образ опадания осенью увядшей листвы, сравнив ее с «испуганной стаей».

Заключительные терцеты рассказывают об одинокой девушке, в движениях которой, каждый может увидеть особую грациозность, а также

Что касается жанра произведения, то оно относится к любовной лирике с элементами философской. Последние строки стихотворения показывают быстротечность, а также неумолимость времени: «А дни бегут… Им никого не жаль».

Благодаря имеющемуся ассонансу (повторяются гласные а, ы, о) и стихотворному размеру (пятистопный ямб), Бунину удается придать своему непревзойденному сонету особого звучания, а также ритма, который нигде больше не встречается.

Само по себе стихотворение навивает легкие грустные мысли, а может быть даже и сожаления по поводу того, что время неумолимо бежит вперед, и что ничего уже нельзя вернуть, как и остывшую некогда любовь.

Среди всех писателей, которые относятся к так называемому «серебряному веку», именно Бунину удается выражать свои чувства и переживания наиболее легко и непринужденно.

Источник

276,Анализ стихотворения Бунина Фонтан

Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нем он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использовав разбор на уроке литературы, можно значительно упростить объяснение материала на эту тему.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Анализ стихотворения Бунина «Забытый фонтан»

Период, когда автор особенно часто обращается к сонету, — первое десятилетие XX в. Благородный жанр особенно элегантен в бунинской интерпретации: его стиль выразителен, ярок и философичен, лишен многословности, витиеватости и надуманности.

Оба катрена сонета «Забытый фонтан» посвящены описанию осенней природы. Пустой сад, ветер, играющий палыми листьями, аллея голых деревьев — в этой картине чувствуется запустение и легкая печаль. Образ фонтана, который отключен за ненадобностью и заметается листвой, является центральным в этом пейзаже.

В пустынном саду появляется одинокая героиня. Она печальна и задумчива, ее движения неторопливы. Девушка сравнивается с «призраком», который бродит по саду, не находя успокоения. Рассеянное внимание привлекает единственный предмет — неработающий фонтан.

Финальная строка, которую называют «сонетным замком», содержит ключевую фразу, подводящую философский итог лирическому повествованию. В конце завершающего терцета говорится о неумолимом и беспощадном беге времени.

Вывод, звучащий в финале, проясняет душевное состояние лирической героини. Осень царствует в ее сердце: грусть сродни увяданию природы, а пустота сада близка к внутренней опустошенности. Фонтан, когда-то испускавший водные струи, служит для девушки символом, напоминанием о радостных мгновениях ушедшего лета.

Лирическая героиня, которая настолько органично вписывается в пейзаж, что сама является его частью, становится образным воплощением важнейшей составляющей философии Бунина. Короткая формула, провозглашающая «Все во мне» и «Счастье всюду», снимает конфликт между внешним миром и лирическим «я». Растворенность в бесконечном и беспристрастном мире гармонична по своей сути, и поэтому «Забытый фонтан» звучит элегически спокойно, с оттенком легкой меланхолии, а не трагизма. Время, которое кажется жестоким человеку, на самом деле безразлично к нему. Счастлив тот, кто постигнет мудрость слияния с универсумом.

Образы и отдельные детали сонета поражают лаконичностью, точностью и емкостью. Рассыпавшийся «чертог из янтаря» создает в читательском воображении почти облетевший сад, черные ветки деревьев, дорожки, устланные желтым ковром листьев, и новую перспективу: сквозь пустые ветви стали видны очертания дома. Небрежно волочащаяся за героиней шаль передает ее отрешенность, вызванную печальными раздумьями, и безразличие к настоящему.

История создания

Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлекся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.

Поэт создал его в 1836 году, так что этот стих еще достаточно “приземлен”. Однако его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора.

Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределенности в судьбе человека, невозможности ее преодолеть – это и есть основная его тема.

Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.

Композиция

Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создает образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафорические эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.

Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.

Это философская элегия, посвященная вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда поднимается к нему и, достигнув определенной высоты, обречена вернуться к земному.

Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как трехстопный ямб с пиррихием: с его помощью он создает эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.

Средства выразительности

Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:

  • Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.
  • Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Все они помогают ему выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.

Источник

Читайте также:  Банное бассейн с подогревом
Оцените статью