- Марина Цветаева — Молитва морю: Стих
- Анализ стихотворения «Молитва морю» Цветаевой
- Анализ стихотворения «Молитва» Цветаевой.
- Тема
- Композиция
- Жанр
- Средства выразительности
- Эпитеты
- Олицетворение
- Метафоры
- Анализ стихотворения «Молитва морю» Марины Цветаевой
- 🌊 Молитва морю
- Ода морю
- Рифма и тропы
- Читает Татьяна Нестерова
- ТОП русской поэзии
Марина Цветаева — Молитва морю: Стих
Солнце и звёзды в твоей глубине,
Солнце и звёзды вверху, на просторе.
Вечное море,
Дай мне и солнцу и звёздам отдаться вдвойне.
Сумрак ночей и улыбку зари
Дай отразить в успокоенном взоре.
Вечное море,
Детское горе моё усыпи, залечи, раствори.
Влей в это сердце живую струю,
Дай отдохнуть от терпения — в споре.
Вечное море,
В мощные воды твои свой беспомощный дух предаю!
Анализ стихотворения «Молитва морю» Цветаевой
Произведение «Молитва морю» Марины Ивановны Цветаевой относится к ее ранней лирике, входит в сборник «Волшебный фонарь».
Стихотворение написано не позднее 1912 года. В эту пору поэтессе 20 лет, она уже автор двух книг, жена С. Эфрона. Лето прошлого года вместе с сестрой она провела в Коктебеле, как раз у моря, в доме гостеприимного хозяина М. Волошина. Там же познакомилась со своим будущим мужем. В конце того же года семья пополнилась дочкой. Пейзажная лирика с философским подтекстом, 3 строфы с опоясывающей рифмовкой. Встречаются лишь открытые рифмы. Лирическая героиня – сама автор. Стихотворение построено на лексических повторах, синтаксическом параллелизме, перечислительной градации приставочных глаголов (усыпи, раствори). Интонация мечтательная. Анафора в первых строках: солнце и звезды. Лексика возвышенная и нейтральная. Простор и глубина «вечного моря» (настойчивый рефрен, похожий на перекат медлительных волн). Множество глаголов в повелительном наклонении, личностные просьбы: дай, влей. Героиня обращается к морю в своеобразной молитве, как беспомощный – к мощи, бессильный – силе (соответственно, есть тут и элемент противопоставления). Впрочем, очеловечивания стихии здесь нет. «Детское горе»: поэтесса в эти годы выглядела совсем юной. В дневниках того времени она замечает, что не только ее дочь – ребенок, но все еще и она сама. Сосредоточенно героиня просит (практически требует) принять и ее в безмятежность неба и воды, ночи и зари. Исцеления душевных ран она ищет у природы, причем, в самых грандиозных ее проявлениях. «Успокоенном взоре»: от житейских бурь, внутренних треволнений, столкновений с людьми, непонимания, несовпадения внешнего облика и души. Олицетворение: улыбку зари (рассвет). В озябшее сердце она просит влить «живую струю». При этом отдых ее – все же в общении, обмене мыслями, чувствами с близкими по духу людьми. Потому и хочет героиня отдыха «от терпения» (молчания, пустых разговоров, суеты), готова ринуться в бой, отстаивая свои убеждения и идеалы. «Дух предаю»: церковная лексика с восклицанием в финальной строке. Скажем, из сборника молитв перед сном. Однако в них, разумеется, человек предает свою жизнь, дух в руки Бога. Следует сказать, впрочем, что образ гор в поэзии и мироощущении поэтессы всегда соревновался с морем.
М. Цветаева в своем творчестве часто обращается к образам природы, к ее обновляющей силе.
Источник
Анализ стихотворения «Молитва» Цветаевой.
Произведение датировано 1909 года. Марине Ивановне Цветаевой было всего семнадцать лет. Стих очень впечатлил ее близких людей, а спустя год вошел в первый сборник юной поэтессы.
Тема
В стихотворении лирическая героиня взывает к Богу и к Христу с просьбой о скорой смерти. У девушки закончилось беспечное девство, а неопределенность взрослой жизни ее пугает. В монологе затронуты такие проблемы, как юношеский максимализм, поиск своего предназначения и сложность выбора человеком жизненных ориентиров.
Читайте по теме:
Композиция
В основе творения четырехстопный ямб и перекрестная рифма. Стих состоит из пяти катренов. В первой строфе автор сразу заявляет о своем желании умереть. Во втором четверостишии читатель видит причину этой просьбы. В двух следующих катренах поэтесса подробно описывает стремление получить «все дороги». В заключительной строфе героиня благодарит о чудесных детских годах и снова просит смерти.
Жанр
«Молитва» — это лирическое произведение – обращение к высшим силам. В нем присутствует и философская подоплека помимо личных мыслей молодой поэтессы.
Средства выразительности
Тропы присутствуют в произведении.
Читайте по теме:
Эпитеты
«В черной башне», «лучше сказки», «ты мудрый» — эпитетов немного, но в каждый Цветаева вкладывает особый смысл.
Олицетворение
Автор читает молитву, вступая в священный диалог с Богом. Она обращается к нему на «Ты», раскрывая свою душу и рассказывая все потаенные мысли.
Метафоры
«Жажду сразу — всех дорог», «душой цыгана», «амазонкой мчаться в бой», «мгновений след»- поэтесса метафорично описывает ощущения жить масштабно и без ограничений, что заранее обрекает девушку на непростой жизненный сценарий.
Источник
Анализ стихотворения «Молитва морю» Марины Цветаевой
Произведение «Молитва морю» Марины Ивановны Цветаевой относится к ее ранней лирике, входит в сборник «Волшебный фонарь».
Стихотворение написано не позднее 1912 года. В эту пору поэтессе 20 лет, она уже автор двух книг, жена С. Эфрона. Лето прошлого года вместе с сестрой она провела в Коктебеле, как раз у моря, в доме гостеприимного хозяина М. Волошина. Там же познакомилась со своим будущим мужем. В конце того же года семья пополнилась дочкой. Пейзажная лирика с философским подтекстом, 3 строфы с опоясывающей рифмовкой. Встречаются лишь открытые рифмы. Лирическая героиня – сама автор. Стихотворение построено на лексических повторах, синтаксическом параллелизме, перечислительной градации приставочных глаголов (усыпи, раствори). Интонация мечтательная. Анафора в первых строках: солнце и звезды. Лексика возвышенная и нейтральная. Простор и глубина «вечного моря» (настойчивый рефрен, похожий на перекат медлительных волн). Множество глаголов в повелительном наклонении, личностные просьбы: дай, влей. Героиня обращается к морю в своеобразной молитве, как беспомощный – к мощи, бессильный – силе (соответственно, есть тут и элемент противопоставления). Впрочем, очеловечивания стихии здесь нет. «Детское горе»: поэтесса в эти годы выглядела совсем юной. В дневниках того времени она замечает, что не только ее дочь – ребенок, но все еще и она сама. Сосредоточенно героиня просит (практически требует) принять и ее в безмятежность неба и воды, ночи и зари. Исцеления душевных ран она ищет у природы, причем, в самых грандиозных ее проявлениях. «Успокоенном взоре»: от житейских бурь, внутренних треволнений, столкновений с людьми, непонимания, несовпадения внешнего облика и души. Олицетворение: улыбку зари (рассвет). В озябшее сердце она просит влить «живую струю». При этом отдых ее – все же в общении, обмене мыслями, чувствами с близкими по духу людьми. Потому и хочет героиня отдыха «от терпения» (молчания, пустых разговоров, суеты), готова ринуться в бой, отстаивая свои убеждения и идеалы. «Дух предаю»: церковная лексика с восклицанием в финальной строке. Скажем, из сборника молитв перед сном. Однако в них, разумеется, человек предает свою жизнь, дух в руки Бога. Следует сказать, впрочем, что образ гор в поэзии и мироощущении поэтессы всегда соревновался с морем.
М. Цветаева в своем творчестве часто обращается к образам природы, к ее обновляющей силе.
Источник
🌊 Молитва морю
Солнце и звёзды в твоей глубине,
Солнце и звёзды вверху, на просторе.
Вечное море,
Дай мне и солнцу и звёздам отдаться вдвойне.
Сумрак ночей и улыбку зари
Дай отразить в успокоенном взоре.
Вечное море,
Детское горе моё усыпи, залечи, раствори.
Влей в это сердце живую струю,
Дай отдохнуть от терпения — в споре.
Вечное море,
В мощные воды твои свой беспомощный дух предаю!
Каким только Богам не молятся люди, но иногда хочется обратиться с молитвой не напрямую к божественному Создателю, а к его творению. В стихотворении «Молитва морю» Цветаева воздает хвалу морской волне, великой силе океана, который Бог создал задолго до человека и оставит после него.
Ода морю
🌊 Этот стих есть ода морю, признание его величия и магической силы, притягивающей взор и способной заворожить и пастуха приморской степи, и царя. В произведении трижды повторяется основной призыв молитвы – Вечное море, что является лучшей характеристикой океану.
В первой строке Марина Цветаева рисует картину превосходства моря даже над звездами, ведь это они отражаются в морской волне и поглощаются глубинами океана.
Солнце и звёзды в твоей глубине,
Солнце и звёзды вверху, на просторе.
☝ Во второй строфе мы видим, что море поглощает и сумрак ночей, и улыбку зари – оно имеет превосходство и над солнцем, и над луной:
Сумрак ночей и улыбку зари
Дай отразить в успокоенном взоре.
☝ Третий катрен финальный, в нём поэтесса обращает к морю с просьбой влить в сердце живую струю своего спокойствия и величия. Она молится морю, чтобы то помогло отдохнуть от терпения и готова передать уставшее тело морской пучине.
Две строфы – это возвеличивание моря, третья – это просьба к океану, что вполне естественно для молитвы.
Стихотворение звучит как колокол, как набат на берегу, читая строки видишь себя на берегу бесконечного океана и склоняешь голову перед величием моря.
Рифма и тропы
☝ Рифмовка стихотворения сложная комбинированная, где пересекается кольцевая и параллельная рифма (глубине – вдвойне, просторе – море).
Отметим несколько анафор – Вечное море, Солнце и звезды.
✔ Олицетворение – улыбка зари.
Влей в это сердце живую струю.
✨ Сложное, тяжелое, но глубокое стихотворение, в которой буквально слышится шум морского прибоя и хочется склонить голову перед непокоренным могуществом моря.
Читает Татьяна Нестерова
ТОП русской поэзии
- ✔ Анна Ахматова
- ✔ Александр Блок
- ✔ Валерий Брюсов
- ✔ Иосиф Бродский
- ✔ Иван Бунин
- ✔ Константин Бальмонт
- ✔ Зинаида Гиппиус
- ✔ Николай Гумилёв
- ✔ Сергей Есенин
- ✔ Николай Заболоцкий
- ✔ Михаил Лермонтов
- ✔ Владимир Маяковский
- ✔ Осип Мандельштам
- ✔ Владимир Набоков
- ✔ Николай Некрасов
- ✔ Борис Пастернак
- ✔ Игорь Северянин
- ✔ Федор Тютчев
- ✔ Афанасий Фет
- ✔ Марина Цветаева
Источник