«Бабье лето» Б. Пастернак
Лист смородины груб и матерчат.
В доме хохот и стёкла звенят,
В нём шинкуют, и квасят, и перчат,
И гвоздики кладут в маринад.Лес забрасывает, как насмешник,
Этот шум на обрывистый склон,
Где сгоревший на солнце орешник
Словно жаром костра опалён.Здесь дорога спускается в балку,
Здесь и высохших старых коряг,
И лоскутницы осени жалко,
Всё сметающей в этот овраг.И того, что вселенная проще,
Чем иной полагает хитрец,
Что как в воду опущена роща,
Что приходит всему свой конец.Что глазами бессмысленно хлопать,
Когда всё пред тобой сожжено
И осенняя белая копоть
Паутиною тянет в окно.Ход из сада в заборе проломан
И теряется в березняке.
В доме смех и хозяйственный гомон,
Тот же гомон и смех вдалеке.
Анализ стихотворения Пастернака «Бабье лето»
В 1955 году Борис Пастернак завершил работу над своим знаменитым романом «Доктор Живаго», в который вошло более десятка стихотворных произведений. Их авторство поэт приписал своему главному герою, поэтому отдельным сборником они долгое время не публиковались. Среди поэтических зарисовок, написанных якобы Юрием Живаго, оказалось и произведение под названием «Бабье лето», которое лишено свойственного поэту романтизма, но при этом отвечает внутреннему миру главного героя романа – немного циничного и прямолинейного доктора.
«Лист смородины груб и матерчат. В доме хохот и стекла звенят», – первые строчки стихотворения наводят на мысль о том, что автор переносит читателей в некий пошлый и примитивный мир. Тем не менее, в обычной прозе жизни, когда семья занята заготовками консервации на зиму, можно уловить свою прелесть. Эта мирная и вполне обыденная картина несет в себе особую душевную теплоту и красоту. Тем более, что и сам автор не устает подчеркивать, что бабье лето на даче – удивительная пора, когда в суете повседневных хлопот окружающий мир предстает в новом, непривычном, свете. «Лес забрасывает, как насмешник, этот шум на обрывистый склон», – отмечает поэт и словно бы сам в первый раз видит вдалеке орешник с пожелтевшими листьями, высохшие за лето коряги и дорогу, которая спускается в овраг и тонет в пока еще густых травах.
Вселенная представляется Пастернаку в такие моменты более простой и понятной, так как не нужно ничего изобретать и осмысливать. На кухне остро пахнет приправами, а за окном в свои права вступает золотая осень, напоминая о том, что «как в воду опущена роща, что приходит всему свой конец».
Однако на душе у автора светло и празднично, хотя пройдет совсем немного времени, и пейзаж в светлых, теплых тонах сменится мрачной серостью свинцовых грозовых туч. Но тем и примечательно бабье лето, что оно способно подарить людям несколько по-настоящему красивых дней, которые так бесцельно расходуются на домашние хлопоты! Однако вот уже «осенняя белая копоть паутиной тянет в окно», и «ход из сада в заборе проломан», чтобы было сподручнее носить в дом дары природы. В подобных хлопотах проходят дни у абсолютно всех соседей, которые воспринимают бабье лето исключительно с потребительской точки зрения. Автор этому не сопротивляется, понимая, что ход вещей уже не изменить. И – продолжает тихо наслаждаться красотой окружающего мира, ловя последние краски увядающего лета.
Источник
🍂 Бабье лето
Лист смородины груб и матерчат.
В доме хохот и стекла звенят,
В нем шинкуют, и квасят, и перчат,
И гвоздики кладут в маринад.
Лес забрасывает, как насмешник,
Этот шум на обрывистый склон,
Где сгоревший на солнце орешник
Словно жаром костра опален.
Здесь дорога спускается в балку,
Здесь и высохших старых коряг,
И лоскутницы осени жалко,
Все сметающей в этот овраг.
И того, что вселенная проще,
Чем иной полагает хитрец,
Что как в воду опущена роща,
Что приходит всему свой конец.
Что глазами бессмысленно хлопать,
Когда все пред тобой сожжено
И осенняя белая копоть
Паутиною тянет в окно.
Ход из сада в заборе проломан
И теряется в березняке.
В доме смех и хозяйственный гомон,
Тот же гомон и смех вдалеке.
Стихотворение «Бабье лето» вошло в роман «Доктор Живаго» и приписано авторству главного героя, что придаёт произведению особый колорит и некоторый подтекст. В этой работе Борис Пастернак описывает житейский фрагмент бабьего лета и представляет осень во всей красе, когда:
Лист смородины груб и матерчат.
Не только лето прощается с годом в эту пору, люди продолжают жить надеждами и помнят о практической стороне дела – готовятся к зиме.
Ожидание зимы
Стих написан в 1947 году, однако события в романе развивались ранее, в годы революции. В это время голод познали многие и проблема куска хлеба перед человеком стояла остро, что нельзя было опустить в романе. Поэт описывает в стихотворение не только закат лета и ожидание зимы, но и подготовку человека к суровой поре года.
В это время природа трансформируется, а человек готовится к зиме – ставит закатки и соленья, которые пригодятся в холода. У каждого своя забота.
В доме хохот и стекла звенят,
В нем шинкуют, и квасят, и перчат.
Процесс сопровождается весельем, так как он гарантирует, что зиму удастся пережить и это бабье лето не будет последним. Природа смотрит на потуги человека и улыбается его суете последними тёплыми лучами солнца.
Философские нотки
Подготовка человека к зиме не является основной темой, главное, что хочет сказать Пастернак – это бренность всего живого, люди приходят в этот мир, смеются, плачут и уходят. На смену им идут другие поколения, всё повторяется снова, а природа смотрит на это со стороны своего величия. Что ей до суеты индивидуума, который всё чаще отрицает её законы, пытается повернуть реки вспять и осушить болота, пытаясь за счёт нового клочка земли увеличить урожай.
Человек думает о насущном, природа вечна, являясь частью божьего промысла, созданного, чтобы люди видели могущество Бога. Не забываем, что автором строк «является» доктор Живаго, которому жизнь подкинула немало ребусов и далеко не все из них герою романа удалось решить. Он ни раз сжигал мосты, но сила жизни возвращала Живаго назад, поэтому он понял, что року и силе Провидения не стоит сопротивляться. Вместе с тем доктор не может не видеть бренность сущего, он знает:
Что приходит всему свой конец.
Как лето медленно умирает, на смену ему приходит осень, так и человек рано или поздно уходит в иные миры, а ему на смену приходят его дети и внуки. Если взять этот круговорот за истину, то всё становится просто и понятно – надо прожить свою жизнь так, чтобы уходить из неё без стыда, как лето уходит после того, как дало урожай и отогрело солнечными лучами человека.
Анализ коротко
В стихотворении «Бабье лето» Пастернак описывает красоту осенней природы и между строк сравнивает человеческую жизнь с её цикличностью. Жанр стиха – лирика с элементами пейзажного описания, композиция линейная и состоит из одной части.
Написаны строки анапестом с переходом на пиррихий, имея при этом перекрёстную рифмовку (матерчат – перчат – звенят – маринад). Метафоры отсутствуют, так как у автора нет необходимости использовать выражения в переносном значении. В стихотворении имеется несколько сравнений (словно жаром костра опалён, как насмешник) и эпитетов (хозяйственный гомон, старые коряги и т д.).
В школах стих изучают в средних классах, но стихотворение имеет ценителей среди поклонников поэзии всех возрастов, так как оно красиво, гармонично и имеет срытый подтекст.
Годное прочтение стиха
Источник
Анализ стихотворения «Бабье лето» Пастернака
Стихотворение “Бабье лето” было написано Пастернаком для романа “Доктор Живаго”, якобы от имени главного героя романа, и потому лишено характерного для поэта романтизма. Краткий анализ “Бабье лето” по плану может использоваться на уроке литературы в 6 классе как основной или дополнительный материал.
Краткий анализ
История создания – написано стихотворение в 1947 году, когда Пастернак писал роман “Доктора Живаго”.
Тема – бабье лето на даче как удивительная пора, когда повседневная суета радует так же, как и красота окружающего мира.
Композиция – произведение развивается линейно, для него использована простая одночастная композиция.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – анапест с перекрёстной рифмовкой.
Эпитеты – “высохшие старые коряги”, “осенняя белая копоть”, “хозяйственный гомон”.
Сравнения – “как насмешник”, “словно жаром костра опалён”.
История создания
В 1945 году Борис Пастернак начал работу над романом “Доктор Живаго”, для которого планировалось написать серию стихотворений от лица главного героя. В 1947 году поэт пишет “Бабье лето”, лишённое привычного для него романтизма. При этом грубоватая манера письма отлично отражает прозаический взгляд на жизнь Юрия Живаго, который и является “автором” данного произведения. Часть стихотворений цикла была опубликована отдельно, якобы как рукопись доктора, но “Бабье лето” не вошло в число этих избранных произведений.
В определённом смысле это произведение созвучно одноимённому стихотворению Дмитрия Кедрина, который также пишет о бабьем лете. Однако в его стихотворении звучит другая мысль: хорошо бы зима никогда не приходила.
Считается, что “Стихи Юрия Живаго”, которые завершали роман, полностью впервые были опубликованы в 1958 году к Голландии, когда книгу Пастернака напечатали на русском языке общим тиражом в 500 экземпляров.
Тема
Пастернак описывает бабье лето на даче, рисуя картины этого удивительного времени года, прекрасного и быстротечного. С одной стороны, люди погружаются в повседневные хлопоты, стремясь заготовить солений на зиму, с другой же невозможно не заметить красоту природы, которая уже готовится отцвести и от этого выглядит ещё более удивительно.
Композиция
Поэт использует простую линейную композицию, развивающуюся последовательно. В то же время он “обманывает” читателя, с первых строк показывая нарочито обыденную картину, которая наводит на мысль о пошлости и примитивности. Однако далее становится понятно, что за картинами обыденной жизни скрывается особая теплота и красота, которая может быть присуща только бабьему лету. В это время даже привычные вещи видятся как будто впервые – и именно такими описывает их Пастернак.
Завершается стихотворение предчувствием скорого прихода зимнего ненастья, но важен при этом эмоциональный настрой – автор не видит в этом ничего грустного, рассматривая как повод ещё больше наслаждаться последним теплом.
Стихотворение написано анапестом (чередование трёх- и четырёхстопных строк). Перекрёстная рифма упрощает восприятие произведения, делает его более близким читателю.
Жанр
Это лирическое стихотворение. В нём виден взгляд и чувства лирического героя.
Средства выразительности
Поскольку произведение написано от лица Юрия Живаго, Борис Пастернак прибегает к максимально простым художественным средствам – это созвучно характеру и мировосприятию героя. Так, в стихотворении используются в основном эпитеты – “высохшие старые коряги”, “осенняя белая копоть”, “хозяйственный гомон” – и сравнения – “как насмешник”, “словно жаром костра опалён” .
Максимально простой слог выделяет эмоциональную часть произведения, создает атмосферу и буквально даёт почувствовать аромат того самого бабьего лета.
Источник