Анализ стиха конь морской тютчев

«Конь морской» Ф. Тютчев

О рьяный Конь, о Конь морской,
С бледно-зеленой гривой,
То смирный, ласково-ручной,
То бешено-игривый!
Ты буйным вихрем вскормлен был
В широком божьем поле –
Тебя он прядать научил,
Играть, скакать по воле!

Люблю тебя, когда стремглав
В своей надменной силе,
Густую гриву растрепав
И весь в пару и мыле,
К брегам направив бурный бег,
С веселым ржаньем мчишься,
Копыта кинешь в звонкий брег
И – в брызги разлетишься.

Анализ стихотворения Тютчева «Конь морской»

Герой Тютчева очарован мощью, красотой и изменчивостью морской стихии. По признанию, появляющемуся в финале «Как хорошо ты, о море ночное…», вид гремящих сверкающих волн и высоких звезд настолько прекрасен и торжественен, что душа готова раствориться в гармонии величественной панорамы. «Вольный простор» водной глади подобен живому существу, наделенному способностями дышать, передвигаться и даже менять свое настроение.

Анализируемое произведение, также посвященное морской теме, появилось в 1830 г. Даты создания и первой публикации отделены друг от друга почти полувековой дистанцией.

Основой образной системы «Коня» послужила развернутая метафора – художественный прием, типичный для тютчевской поэтики. В бурных волнах лирическому герою видится изящный силуэт резвого скакуна. В названии отразился оригинальный фантастический образ полного сил животного, будто созданного из бледно-зеленой морской воды, обильной пены и разноцветных брызг.

В первой строфе автор дает характеристику изменчивому нраву своего персонажа, привлекая сложные эпитеты. Четвероногий красавец то ласков и послушен, то игрив и непокорен. Приводится его краткая предыстория, окрашенная романтическим колоритом и продиктованная сказочными мотивами. Коня воспитал могучий вихрь, передав ему свои качества: свободолюбие, энергичность, уверенную, «надменную силу». Показательно условное иносказательное наименование местности, ставшей родиной скакуна, – безбрежное «божье поле».

Любуясь естественной красотой героя-животного, во второй строфе лирический повествователь сосредоточивается на эпизоде, когда резвый персонаж устремляется к берегу. Стремительность движения подчеркивается разнообразными деталями: растрепанная густая грива, «пар и мыло». Скорый бег сопровождается звуковым образом – веселым, звонким ржанием. Зафиксирован момент исчезновения фантастического млекопитающего: он происходит, когда прибой разбивается о берег. Фрагмент лишен трагического начала, поскольку кажущееся странным поведение воображаемого существа не подчиняется логике реальной жизни, и конь вновь поднимется из морской пучины, чтобы преобразиться в облако мелких брызг. Конец, предопределенный могучему персонажу, служит символическим выражением хаотического начала, одним из проявлений которого выступает неукротимая стихия воды.

Источник

🌊 Конь морской

Морская волна

О рьяный конь, о конь морской,
С бледно-зеленой гривой,
То смирный, ласково-ручной,
То бешено-игривый!
Ты буйным вихрем вскормлен был
В широком божьем поле;
Тебя он прядать научил,
Играть, скакать по воле!

Люблю тебя, когда стремглав,
В своей надменной силе,
Густую гриву растрепав,
И весь в пару и мыле,
К брегам направив бурный бег,
С веселым ржаньем мчишься,
Копыта кинешь в звонкий брег
И — в брызги разлетишься.

Читайте также:  Основное уравнение метода мора

Стихотворение «Конь морской» относится к ранней лирике Федора Тютчева, оно написано в 1830 году, когда поэту и дипломату всего 27 лет. Стих посвящен описанию морской стихии, которая с помощью аллегории сравнивается с буйным конем.

Коротко за образы

☝ Произведение пишется в традиционной для Федора Ивановича манере, её он использует в своих стихотворениях ни раз – в буйных волнах лирический герой видит силуэт резвого коня, отсюда и название стиха. Манера сравнения на примере реальных и нереальных образов (событий, предметов) позволяет легче донести читателю идею произведения, лучше прорисовать центральный образ стиха.

По сути такой подход – это использование образной метафоры, что открывает перед автором новые возможности для поэтической прорисовки идеи и подачи структуры стихотворения.

Немного за строфы

🌊 В первой строфе, состоящей из восьми строк, Тютчев обращается к рьяному морскому коню, который может резко менять настроение. Вот только он был смирным, а уже бешено-игривый, вот только был ласковым, а уже поднимается на дыбы и не подлежит усмирению.

То смирный, ласково-ручной,
То бешено-игривый!

Очевидно сравнение моря с конем, они очень похожи по нраву, они имеют много общего от природы, пусть и разные стихии по сути.

🌊 Во второй строфе, размер которой также восемь строк, поэт признается в любви к «морскому коню», когда тот распускает густую гриву волн и с веселым ржанием несется к берегу.

К брегам направив бурный бег,
С веселым ржаньем мчишься.

На сим стих и завершается, оставив нас в порабощении образов коня и моря, смешанных пером поэта в единую стихию.

Кратко от филолога

☝ Стихотворение представляет собой микст пейзажной и философской лирики, написанный разностопным ямбом в жанре элегии.

Рифмовка перекрестная (морской – гривой – ручной – игривый), где есть открытые и закрытые рифмы (в примере выше только закрытые).

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (бледно-зеленой гривой, смирный, бешено-игривый, ласково-ручной конь, буйный вихрь, густая грива, бурный бег, звонкий брег, веселое ржание).
  2. ✔ Олицетворения (вихрем вскормлен, «прядать, играть, скакать по воле», с веселым ржание мчишься).
  3. ✔ Метафора (копыта кинешь в звонкий берег).

Первое четверостишье и первая же строфа заканчиваются восклицанием, также на восклицательной ноте заканчивается и сам стих, словно бы увеличивая эффект от мощного удара волны-коня в берег.

Если вам по душе тема моря в стихах, то прочитайте тютчевское «Море и утес» (1848 год), где пейзажная лирика связана с политическим подтекстом, но доминирует над ним, оставляя политике междустрочие.

Слушаем стих онлайн

ТОП русской поэзии

  • ✔ Анна Ахматова
  • ✔ Александр Блок
  • ✔ Валерий Брюсов
  • ✔ Иосиф Бродский
  • ✔ Иван Бунин
  • ✔ Константин Бальмонт
  • ✔ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Николай Гумилёв
  • ✔ Сергей Есенин
  • ✔ Николай Заболоцкий
  • ✔ Михаил Лермонтов
  • ✔ Владимир Маяковский
  • ✔ Осип Мандельштам
  • ✔ Владимир Набоков
  • ✔ Николай Некрасов
  • ✔ Борис Пастернак
  • ✔ Игорь Северянин
  • ✔ Федор Тютчев
  • ✔ Афанасий Фет
  • ✔ Марина Цветаева
Читайте также:  Морской водный транспорт сообщение

Источник

Анализ стихотворения Тютчева Конь морской

Фёдор Иванович приобрёл широкую известность благодаря своему творчеству, начав писать самые знаменитые (в последующем) свои стихотворения в 1820-1830х гг. Тогда же он и создал своё творение «Конь морской».

Силуэт коня морского, описанного Тютчевым в его стихотворении, олицетворяет образ буйства природы. Автор выражает своё искреннее восхищение красотами природы, передаёт глубокое восприятие её красок, очертаний, звуков.

В основу данного творения легла не только мощь и красота самого представителя животного мира, но и образ самой неординарной стихии – образ волн морских, бьющих о берега и рассыпающихся в «брызги». Как полно и тонко автор описал настоящего коня, сочетая его образ в наших сознаниях с образом морской волны. Кажется, будто слова налегают друг на друга, и уже становится не так ясно, о чём именно идёт речь: о звере или стихии. Сколько эмоций души вобрали в себя строки стихотворения. Будто два мира столкнулись в одной точке соприкосновения, два образа смешались, запутались и стали единым целым.

Перечитывая творение вновь и вновь, будто погружаемся в тот день, в тот мир, которым жил автор, наблюдаем его глазами за игрой красок природы, за течением жизни, за внутренними рвениями и проявлениями души. Словно сами находимся в том месте и восхищаемся силами природы. Волны перед нами «оживают» и резвятся, словно кони. И вот уже скачут перед внутренним взором не волны, а звери, набегают друг на друга, играют, то «бешено-игриво», то «смирно-ласково».

Речь в какой-то краткий момент переходит на религию, лишь только мельком обозначив присутствие в матушке-природе «божьей руки», кормившей и воспитавшей сиё благородное животное, позволившей всласть кормиться на своих землях (полях), отдающей в его распоряжение свои просторы.

В представлении Тютчева будто живёт сама собой «душа» водной стихии, проявления которой автор старается эмоционально передать своему и последующим поколениям.

Также в одном из прообразов присутствует и человеческий дух наравне с духом природы. Немного психологического описания нашей жизни, циклично повторяющихся и сменяющих друг друга, словно волны – события наших жизней. Мы радуемся начинающемуся дню, неделе, месяцу, году, событию. Мы вскармливаем, холим и лелеем каждое событие, происходящее в жизни. Стараемся «вдохнуть» душу в свои деяния, и, наконец, проживаем действо, растворяясь в нём и забывая о нём же. Словно рассыпаемся на частицы, на осколки после происшедшего с нами. Растворяемся в этом событии, душа наша разбивается, будто волны морские о берега, о людей, о препятствия, о думы и сомнения, и мир наш разлетается на части, чтобы при новом событии, сменяющем прежнее, собраться заново воедино, вобрать в себя все свои «брызги» и начать всё по новой.

Картинка к стихотворению Конь морской

Конь морской Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Автор стихотворения Конь морской

  • Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова После того как Лермонтов участвовал в дуэли в 1840 году, его на некоторое время арестовали. Полностью прочувствовав тяжести и горести тюремного заключения, писатель создает стихотворение «Пленный рыцарь». Написанное произведение воссоздает
  • Анализ стихотворения Брюсова Ассаргадон Известный поэт Брюсов считается одним из главных стихотворцев в начале 20-го века. Он является одним из главных родоначальников русского символизма.
  • Анализ стихотворения Тютчева Конь морской Фёдор Иванович приобрёл широкую известность благодаря своему творчеству, начав писать самые знаменитые (в последующем) свои стихотворения в 1820-1830х гг. Тогда же он и создал своё творение «Конь морской».
  • Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза 3 класс Строки из произведения Федора Тютчева » Весенняя гроза». В данном стихотворении идёт подробное описание такого природного явления, как дождь, а именно первой весенней грозы. Поэт вдохновляется картинами весенней природы.
  • Анализ стихотворения Пушкина Дар напрасный дар случайный Произведение «Дар напрасный, дар случайный… было создано на свет 26 мая 1828 года. Его автором стал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин. Нужно отметить, что этот день является для поэта очень значимым,
Читайте также:  Закат на море пластилином

Источник

Анализ стихотворения «Конь морской» Федора Тютчева

Федор Иванович Тютчев — мастер философской лирики, однако часть его произведений прочно вошла в круг детского чтения. К этому разряду относится и лирическая зарисовка «Конь морской».

Стихотворение написано в 1830 году. Его автору исполнилось 27 лет, он живет в Мюнхене, женат, служит при дипломатической миссии. Поэт увлекается философией, слывет непревзойденным собеседником, несколько раз посетил Париж. По жанру — элегия, по размеру — разностопный ямб с перекрестной рифмой, 2 строфы. Лирический герой — сам автор, любующийся морским пейзажем. Восклицания и междометия, восторженная интонация увеличивают экспрессию и динамизм стихотворения. Поэт увлекает читателя стремительным бегом «рьяного коня». Градация в первой строфе: то смирный, ласково-ручной, то бешено-игривый. Множество авторских эпитетов из сложных слов: бледно-зеленой. Олицетворения: прядать научил, вихрем вскормлен, веселым ржаньем. Повторы: о конь, то, брег, брегам. Оба восьмистишия выражены лишь тремя сложными предложениями с парами однородных членов. Подобный синтаксис типичен для Ф. Тютчева. Пантеизм и европейский романтизм присутствуют в этом произведении, но особенно сильно в нем чувствуется русская, почти фольклорная нота. Сам строй стихотворения, раскрытие темы оказались столь ясны и красноречивы, что оно довольно быстро вошло в золотой фонд детской литературы.

«И — в брызги разлетишься. » — финальная строка будто окатывает читателя водой. Интересно, что слова «вода, волна» поэт не употребляет. Стихотворение предельно метафорично, образ коня — достоверен.»Люблю тебя»: это признание автор адресует водной стихии. Чувствуется, что в эту минуту лирический герой испытывает прилив жизненных сил, здоров, весел, верит в свою удачу. «Бурный бег» моря не пробуждает в нем тоски, жажды перемены мест. Он нарочно стоит ближе к бушующим волнам, приветствуя невиданного «морского коня» в «пару и мыле». Описание набегающих волн детально: стремглав, в надменной силе, гриву растрепав, в пару и мыле. Море поэт новаторски сравнивает с полем: широком Божьем поле. «Скакать по воле»: имеется в виду не «на свободе», а «по собственной воле, прихоти».

Почти половину 1830 года Ф. Тютчев провел в отпуске в России. Именно в этот период он создает произведение «Морской конь». Впервые опубликовано оно было только в 1879 году в журнале «Русский архив».

Источник

Оцените статью