Анализ повести пегий пес бегущий краем моря

Урок 51. Миф и реальность в повести Ч.Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря»

Нивхи – народ живущий в бассейне реки Амур (Хабаровский край) и на острове Сахалин. Численность 4, 4 тыс. человек (1970). Основу хозяйства нивхов составляли рыболовство, морской зверобойный промысел.

Орлан – крупная хищная птица из подсемейства канюков семейства ястребиных.

Юкола – вяленая на солнце рыба.

Кухлянка – верхняя меховая одежда у народов Севера.

Клан – родовая община.

Чалмаев В. А., Михайлов О. Н., Павловский А.И. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2012. 300 с.

Айтматов Ч. Прощай, Гульсары! Белый пароход. Ранние журавли. Пегий пёс, бегущий краем моря // Айтматов Ч. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 2. М., 1998. 350 с.

Радлов В. В. Образцы народной литературы северных тюркских племён. М., 1963. 528 с.

Лосев А. Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия, 2006. 500 с.

Открытые электронные ресурсы:

Сайт о Ч. Айтматове http://www.aytmatov.com/ (дата обращения: 26.08.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

От фольклорного эпоса к реализму — вот путь, который проделала киргизская литература в XX веке. Дмитрий Лихачёв говорил, что «скачки и убыстрения» появляются там, «где есть необходимость догонять и где имеется возможность использовать опыт других литератур». И ещё там, где есть глубокие и достаточно весомые предпосылки для такого форсированного развития.

Для киргизской литературы такой предпосылкой стал Чингиз Торекулович Айтматов, создавший бессмертный эпос «Манас», который, по словам литературоведа Виктора Жирмунского, «по своим грандиозным масштабам… превосходит все известные памятники мирового эпического творчества».

Айтматов акцентирует своё внимание на «осознании народом своей исторической судьбы, права на будущее, которого достоин каждый народ и каждый человек».

Читайте также:  Пиратские города карибского моря

Писатель говорит: «Меня волнует историческая родословная и биография идей, их общечеловеческая сущность. Разве не замечательно, если человек XX века способен осознавать себя современником Одиссея? И в свою очередь − вызвать Одиссея из глубин времени, беседовать с ним? Управление временем — это кажется сказкой».

Интересное наблюдение над стилем Чингиза Айтматова можно найти в статье главного редактора журнала «Новый Мир» Сергея Залыгина «Писатель и традиция»: «В “Белом пароходе” Чингиза Айтматова меня удивляет такая особенность: отдельно взятый абзац его повести то и дело звучит как сказка, однако же в целом − это вполне реальное произведение, написанное чистым и красивым русским языком». Уникальность писателя в том, что фольклор у Айтматова звучит так же насыщенно и реалистично, обладает той же силой, как и во времена его создателей. Почему так велик интерес Чингиза Айтматова к мифам и легендам разных народов? Вот что мастер слова говорит по этому поводу: «Я пытаюсь внедрить в современную реалистическую прозу то, что является наследием прошлой культуры: миф, легенду, предание. Ведь и ранее люди пытались осмыслить мир в художественных образах минувшего, и это осмысление имело для каждого времени свою злободневность… Человек должен быть, прежде всего, человеком, он должен жить в гармонии с подобными ему людьми, в гармонии с природой, он должен быть носителем высоких идеалов. В повести “Пегий пёс, бегущий краем моря” я хотел показать, в каких отношениях могут быть поколения людей, что память об отце, брате, деде, о прародителях неотторжима от всей жизни последующих поколений». Повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря» опубликована в 1977 году. В ней автор рассказывает о трудной и опасной жизни охотников – нивхов. Писатель добавляет: «Я никогда не был там, я не знаю нивхов, но я знаком с самым первым писателем этой народности, с Владимиром Санги, который рассказал мне следующую историю. Семилетним мальчиком он вместе со взрослыми выехал в море на охоту. Они попали в густой туман и потеряли ориентировку. По истечении двух дней, когда они потеряли всякую надежду на спасение, они увидели пролетающую птицу и взяли курс по направлению её полета. Спустя некоторое время была обнаружена земля. Это событие было взято мною за основу, но как видите, всё остальное полностью изменено».

Читайте также:  Сроки при морских перевозках

Это мифологическая поэма, так называет её сам автор. Мифологизм Айтматова, оставаясь в реалистической традиции, представляет собой, явление пограничное. Несмотря на привлечение персонажей из нивхской легенды, по своей природе это реалистический рассказ о том, как четыре нивха были застигнуты в море гибельным туманом. Мифы живут в сознании героев, проявляясь в ритуальной песне-обряде, снах, выступая той бытовой, временной, эстетической приметой нивхов. Писатель–реалист Чингиз Айтматов последовательно раскрывает новый для себя национальный мир, широко используя нивхский географический, этнический, фольклорный материал. Показателен комментарий писателя нивхов Владимира Санги: «…В главном Айтматов как художник достиг поставленной цели. Он глубоко и верно изобразил нерасчленённое человеческое сознание, сумел войти в него». Автор строит свой рассказ в привычном для него эпическом ключе, широко используя повторы, рефрены, также применяя технику авторского голоса в зонах героев.

«Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся. Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о них не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что всё равно дети об этом не будут знать».

На страницах произведения реалистические приметы не только быта (одежда, охотничье снаряжение, лодка-долбленка), но и времени даны точно и ясно, чтобы воссоздать определённый исторический момент из жизни нивхов.

Примеры и разборы заданий тренировочного модуля

Подчеркивание элементов.

Ради какого важного события мальчику Кириску предстояло впервые выйти в открытое море? Подчеркните верный ответ.

Подсказка: «этот выход в море предназначался ему, его приобщению к охотничьему делу».

Разбор задания: «Пришёл такой черёд и Кириску, пора было натаскивать мальчишку, приучать его к морю…», « всё поселение клана Рыбы-женщины у сопки Пегого пса знало, что сегодняшний выход в плавание предпринимался ради него, Кириска, будущего добытчика и кормильца».

Читайте также:  Корсика и сардиния море

Соотнесите характеристику с героями.

  1. Двоюродный брат отца Кириска;
  2. Герой проявлял удивительную мудрость, выдержку и силу воли;
  3. Для того он родился и для того он умирал, чтобы из последних сил продлить себя в сыне.

Герой проявлял удивительную мудрость, выдержку и силу воли.

Для того он родился и для того он умирал, чтобы из последних сил продлить себя в сыне.

Двоюродный брат отца Кириска.

Подсказка: «Старик Орган понимал его».

Разбор задания: Эти герои пожертвовали собой ради Кириска, чтобы Кириск вобрал в себя и продлил в жизни все лучшее, что было в них, и передал это лучшее своим детям и внукам, т.е. своим поведением, своим примером они возложили ответственность за будущее.

Источник

Оцените статью