- «Бахчисарайский фонтан» анализ поэмы Пушкина – тема, план, идея, жанр произведения
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Анализ поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
- Предпосылки для написания произведения
- Персонажи и краткое содержание поэмы
- Завязка сюжета
- Встреча наложницы и пленницы
- Финал истории
- Зарема, Мария и Гирей
- Основная характеристика
- Главные выводы
«Бахчисарайский фонтан» анализ поэмы Пушкина – тема, план, идея, жанр произведения
Поэма А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» погружает читателя в атмосферу востока. Бахчисарайский колорит автор воссоздал посредством пейзажей и интерьеров, окутанных тайнами и восточными ароматами, образов хана и наложниц. Произведение не может оставить равнодушным ни одного читателя. Школьники знакомятся с ним в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с анализом поэмы, представленным ниже.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бахчисарайский фонтан.
Год написания – 1821-1823
История создания – Произведение было написано, когда поэт пребывал в южной ссылке. На создание поэмы Александра Сергеевича вдохновили крымские пейзажи, а также легенда, которую поэту поведала молодая женщина.
Тема – настоящая любовь.
Композиция – Особенности композиции продиктованы жанром произведения и его содержанием. Сюжет раскрывается последовательно, важную роль в реализации идейного звучания и воспроизведении внутреннего состояния главных героев играют несюжетные элементы.
Жанр – Поэма.
Направление – Романтизм.
История создания
История создания произведения связана с южной ссылкой А. С. Пушкина. Перед тем, как отправиться в Кишинев Александр Сергеевич в сентябре 1820 г. гостил в доме Раевских в Бахчисарае. В письме Дельвигу поэт признавался, что раннее слышал о Бахчисарайском фонтане. Легенды гласили, что это памятник, возведенный влюбленным ханом. Пушкин отправился поглядеть на это «чудо», но разочаровался, ведь увидел руину.
Тем не менее, крымские пейзажи не оставили поэта равнодушным. Вдохновил на создание поэмы и рассказ молодой женщины. Она поведала Александру Сергеевичу легенду, которая и легла в основу произведения. Известно, что в эту самую женщину поэт был влюблен, о чем свидетельствуют его письма, адресованные брату. Исследователи до сих пор не выяснили личность прекрасной воздыхательницы.
Годы написания произведения – 1821-1823. В 1821 г. поэт начал работу над текстом поэмы, в 1822 написал основную часть, а осенью 1823 внес последние правки. Впервые «Бахчисарайский фонтан» опубликовали в 1824 г.
В «Бахчисарайском фонтане» анализ следует начинать с характеристики главной темы и системы образов.
Восточные мотивы, а также мотив любви распространены в мировой литературе. Не мог остаться в стороне от них и А. С. Пушкин. В контексте центральной темы автор раскрывает моральные проблемы: страдания из-за несчастной любви, месть, жизнь и смерть, религия, верность своим чувствам, верность родине.
В начале произведения читатель знакомится с ханом Гиреем. Герой невесел, о причине такого настроения узнаем дальше. Оказывается, в его гареме появилась новая девушка – полячка Мария. Хан влюбился в нее без памяти. Герой позабыл о Зареме, главной жене, красе гарема.
Зарема же любит хана. Она решает поговорить с Марией. Женщина тихонько пробирается в комнату к полячке. Девушка в это время молится перед образом Пречистой Девы. Зарема сначала просит оставить Гирея, потом угрожает Марии.
Вскоре Мария умирает. Хан наказывает Зарему, бросая ее в пучину. Мужчина не может забыть возлюбленную полячку. Спасение он находит в нападениях на русские земли. Возвратившись из войны, он возвел фонтан, который назвали фонтаном слез.
В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не ограничивается религией или возрастом, истинные чувства невозможно забыть.
Композиция
Особенности композиции продиктованы жанром произведения и его содержанием. Сюжет раскрывается последовательно, важную роль в реализации идейного звучания и воспроизведении внутреннего состояния главных героев играют несюжетные элементы.
Перед основным текстом автор подает эпиграф, смысл которого можно понят только после почтения поэмы полностью. Слова Сади намекают на то, что любовь хана не смогло стереть даже время.
План разбора литературного произведения предполагает обязательную характеристику его жанровых особенностей. Жанр произведения – поэма, так как в нем есть лирическая составляющая (написан стихами, важную роль играют лирические отступы, ярко выражен эмоциональный фон) и эпическая (сюжет) Направление поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» – романтизм, о чем свидетельствуют мотивы и особенности образа хана.
Источник
Анализ поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
В творчестве русских классиков немало произведений, пронизанных тонким колоритом Востока. Одно из них — поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан», анализ которой потребуется ребятам в десятом классе. Экзотические мотивы в стихотворении созданы автором посредством пейзажей и интерьеров, роскошных образов хана и его наложниц. Краткое знакомство с текстом и его литературная оценка облегчат подготовку к школьному уроку, сочинению либо презентации.
Предпосылки для написания произведения
История создания «Бахчисарайского фонтана» связана с южной ссылкой молодого поэта. В сентябре 1820 года перед поездкой в Кишинев он гостил у четы Раевских в Бахчисарае. Ранее Пушкин слышал об архитектурном наследии Крымского ханства. Дошли до него и легенды о любви одного из ханов, и о памятнике, увековечившем это сильное чувство. Зная, что ему выпал редкий шанс, поэт решил осмотреть место своими глазами.
Он пробыл у Фонтана слёз недолго, поскольку неважно себя чувствовал и был огорчен плачевным состоянием дворца. Однако успел отдать должное архитектурному наследию и навсегда запечатлел его в своей памяти. Написать поэму Александра Сергеевича вдохновил рассказ Софьи Потоцкой (в замужестве Киселевой), от которой он узнал подробности любви Гирея и прекрасной наложницы. В предании, которое передавалось в семье молодой женщины, была история о дальней родственнице Марии, якобы плененной крымским ханом и погибшей в стенах гарема.
Работа над произведением шла в период с 1821 по 1823 год. Поэт несколько раз перечитывал текст и вносил правки, и окончательная версия была опубликована в 1824 году. За произведение поэт получил первый в своей жизни гонорар — 3000 рублей, что сопоставимо с современной суммой в 30 тысяч долларов. Центральная тема поэмы — моральные проблемы. Автор раскрывает вопросы страданий от неразделенной любви, затрагивает проблематику жизни и смерти, верности родине и своим убеждениям.
Софья Станиславовна известна как муза Пушкина. Ее матерью была знаменитая куртизанка, пережившая в молодости много приключений, которые легли в основу семейных преданий. Проверить их достоверность было невозможно, поэтому правдивость истории о пленении Марии была под большим вопросом. Об этом Пушкин задумался позже, когда литературный труд был написан. Он сомневался в том, стоит ли представлять произведение публике, и решился на этот шаг только при поддержке Вяземского.
В предисловии к произведению литературный критик отметил, что предание является достоянием поэзии. То есть в тексте не стоит искать точного совпадения с историческими событиями, здесь создана своя реальность. Предисловие помогло предотвратить возможные упреки в адрес поэта о том, что он исказил историю.
Персонажи и краткое содержание поэмы
История о страстях во дворце крымских ханов поразила читателей свободой композиции. Пушкин объяснял отсутствие плана тем, что он суеверно перекладывал на стихи цитаты из рассказов и сообщений молодой женщины. Это соответствовало существующей моде на ориентализм и пришлось по душе читателям. В оригинале произведения десятиклассники знакомятся с такими персонажами и их характеристиками:
- Крымский хан Гирей (Кырым из рода Гиреев). Исторический персонаж, правивший с 1758 по 1764 годы. Во время его властвования во дворце появились Фонтан слёз и другие скульптуры. Наиболее известен мавзолей Диляры-бекеч, которая была последней любовью хана. Характер властного правителя смягчился под влиянием чувства, вспыхнувшего по отношению к юной наложнице. По другой версии, Диляра-бекеч была матерью Гирея. Ни один из вариантов не доказан, поскольку документальных свидетельств не сохранилось.
- Мария. Польская невольница в гареме. Ей не нужна роскошь и любовь хана. Только свобода может сделать ее счастливой. Марию можно считать прототипом Диляры в произведении, воплощенном фантазией Пушкина. Историки до сих пор спорят, какой на самом деле была наложница, которую хан прославил в веках. Ей приписывают греческое и грузинское происхождение, однако после выхода поэмы Пушкина многие уверены, что она была полячкой.
- Зарема. Любимая жена Гирея. Свободно чувствует себя в гареме и устанавливает свои порядки. Красивая и самолюбивая женщина хочет посвятить жизнь хану и не желает видеть рядом с собой соперниц.
- Фонтан слёз. Неодушевленный персонаж, который не раз брали за основу рисунков художники, а композиторы прославляли в своих музыкальных произведениях. В «камне, который плачет», будто сливаются слезы погибшей Марии и воды морской пучины, поглотившей Зарему.
Завязка сюжета
В роскошном дворце всемогущий хан Крым-Гирей забыл о покое и развлечениях. Все его думы заняты прекрасной полячкой, привезенной из дальнего победного похода. Он идет в гарем, где слышит песни наложниц. Они восхваляют красоту Заремы — женщины, пользующейся его особым расположением. Однако красавица-грузинка не улыбается. Она задумчива и озадачена, ведь хан разлюбил ее, отдав предпочтение юной и чистой Марии. Девушка совсем недавно стала жить в гареме и еще не забыла о счастливой жизни на воле, о беззаботных годах в достатке и неге, о женихах, которые хотели добиться ее руки.
Дочь польского шляхтича стала пленницей Гирея после того, как ханское войско нанесло урон ее родным краям, разрушило дом, а всех красавиц угнало в плен. Девушка стала драгоценным подарком правителю. Однако такая жизнь ей не мила. В неволе она тоскует, жжет лампаду и все время проводит в молитвах.
Гирей страдает и ходит возле ее комнаты, однако не решается нарушить девичье одиночество. Он надеется, что сердце пленницы смягчится и будет можно получить от нее ласку.
Встреча наложницы и пленницы
Повествование прерывается и продолжается ночью, в покоях Марии. Зарема тайно проходит в комнату юной девы, где видит образы христианских святых. На несколько секунд она вспоминает свою родину, но затем ее взгляд падает на спящую соперницу. Она становится на колени и умоляет Марию вернуть ей любовь хана. Девушка уверяет ревнивую одалиску, что никогда не полюбит повелителя и мечтает лишь о том, чтобы поскорее отправиться на небо.
В ответ Зарема тоже откровенничает. Рассказывает о том, что уже забыла, как оказалась во дворце. О том, что неволя не стала ей в тягость, а любовь Гирея грела ее душу. Однако все разрушило появление Марии. Но грузинка предупредила, что ради своего счастья она ни перед чем не остановится. Закончив монолог, бывшая фаворитка хана ушла. В одиночестве Марии ничего не остается, как оплакивать участь, которая кажется ей незавидной. Она не хочет повторить судьбу Заремы.
Финал истории
Польская пленница не задержалась долго в гареме. Она зачахла от тоски в неволе, словно птица в клетке или сорванный нежный цветок. Или же была искусно отравлена, о чем Пушкин умалчивает. Однако гибель девушки не стала спасительной для Заремы. В ночь, когда Мария покинула этот мир, грузинка была брошена в морскую пучину.
Хан решил забыться в новых военных походах. Однако это ему не удалось, и по возвращении в Бахчисарай он приказал сделать фонтан в память о своем неразделенном чувстве. Девы Тавриды, узнавшие о печальной истории, назвали творение иранского зодчего Омера «Фонтаном слёз». Прекрасны строки, которыми автор выражает свои чувства в отношении скульптуры и истории ее появления:
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Зарема, Мария и Гирей
Текст поэмы можно представить как загадочную романтическую фреску с рядом недомолвок. Ее драматизм усилен подчеркнутой неясностью судеб героев. В центре повествования три персонажа: хан Гирей, его пленница Мария и наложница Зарема. Анализ поэмы «Бахчисарайский фонтан» позволяет понять, что автор представляет правителя не деспотичным и жестоким, а чувствующим и мыслящим человеком. Безответное чувство к пленнице изменило его, послужило причиной внутреннего перерождения.
Кульминацией повествования становится встреча Заремы с соперницей. Вначале грузинка руководствуется только ревностью, однако позже к этому чувству примешиваются более глубокие эмоции. В комнате Марии страстная грузинка вспомнила свой родной дом и счастье молодых лет. В гареме это все было забыто, казалось сном. Однако воспоминания вернулись с былой силой. Даже если бы наложница смогла завоевать расположение повелителя, она не стала бы прежней.
Встреча с Заремой изменила и Марию. Девушка трепетно хранила память о прошлом, возведя стену между былым и настоящим. Общение с наложницей позволило ей четко представить все, что ждет в будущем. Осознав необратимость момента, она не смогла принять перемен. Пришло предчувствие скорого ухода из жизни, и в нем она видела избавление.
Зарему также ждала незавидная участь — она была брошена в море. Почему был выбран такой вид казни, читатель может только догадываться. Возможно, всему виной решение подозрительного евнуха, который слышал разговор молодых женщин и мог по-своему его истолковать.
Основная характеристика
Перед анализом «Бахчисарайского фонтана» Пушкина следует ознакомиться с содержанием поэмы. Оно не оставит равнодушным и позволит погрузиться в сладостный мир Востока. Краткая оценка прочитанного включает несколько пунктов:
- Год написания. 1821−1824.
- История. Произведение написано в годы южной ссылки поэта, после посещения Ханского дворца в Бахчисарае и знакомства с прекрасной легендой об одной из его достопримечательностей — Фонтане слёз.
- Тема. Затрагиваются вопросы бескорыстной любви, которая делает человека лучше, жизни и смерти, жгучей ревности, ненависти, одиночества.
- Жанр. Байроническая поэма — романтическое течение в континентальной европейской литературе в XIX веке.
- Направление. Романтизм. Об этом свидетельствуют особенности создаваемых образов, восточные мотивы, описание гаремного быта и природы. Реализуется идея «исключительного героя в исключительных обстоятельствах» (княжна попала в плен в чужую страну с другими традициями и культурой).
- Размер и рифмовка. Четырехстопный стихотворный ямб. Чередуются перекрестная, парная и кольцевая рифмы. В отдельных отрывках рифмуются три строчки вместо двух. Этот прием приближает речь к разговорной.
- Композиция. Особенности продиктованы жанром произведения. Сюжет раскрывается последовательно. Особую роль в реализации идейного звучания и передачи внутреннего состояния персонажей играют несюжетные элементы. Благодаря системе опорных звуков «скв — лк — вл — к — кс — к — с — лс — вл — к — вл — к» поэма читается как музыка.
- Тропы. Эпитеты — грозный хан, очи томно-голубые, лилейное чело, яснее дня, задумчивый властитель.
Сравнения, используемые молодым Пушкиным в произведении, точные и емкие. Женщин из гарема, гуляющих «легкими роями», он сравнивает с аравийскими цветами в теплице. Улыбку прекрасной полячки — с лунным светом, а ее саму — с ангелом. Капли воды в Фонтане слёз по Пушкину — слёзы матери по погибшему на войне сыну.
Главные выводы
«Бахчисарайский фонтан» — одно из самых романтичных и трагичных произведений в русской литературе. В нем хорошо просматривается фрагментарность композиции, отсутствие хронологической последовательности, конфликт ярких и сильных личностей. Насыщенная драматичностью и остротой переживаний, поэма читается на одном дыхании. Пушкин создал два женских характера, которые являются прямо противоположными:
- мягкая, добрая, высокодуховная Мария;
- страстная и решительная Зарема.
Дерзкая наложница — наиболее яркий персонаж произведения. Ее образ уравновешивает восточный темперамент Гирея и европейское спокойствие полячки, которая не желает воспользоваться шансом возвыситься и мечтает только о «царствии небесном».
Женщинам противопоставляется строгий и властный Гирей, сердце которого растопило нежное и возвышенное чувство любви. Он же является воплощением грубой силы, которая мечтает завладеть юной девушкой, сломить ее характер. Правителю не хватило мудрости и такта, чтобы понять, что он и Мария не созданы друг для друга. Лучшим выходом было отпустить девушку, не принуждать ее к жизни в неволе. Однако законы Востока и эгоизм правителя привели к трагедии.
Поэма отобразила не только разные человеческие натуры, но и несколько типов культур, прославила старинный Бахчисарай и Крым как курорт. По мотивам произведения были поставлены оперы, балет, сняты кинофильмы. Их сюжет дублирует историю, воплощенную автором в стихах.
Источник