Анализ лирического стихотворения фонтан тютчев

Анализ стихотворения Фонтан Тютчева

Большую часть творчества гениального русского поэта Ф. И. Тютчева занимает пейзажная лирика. Поэт посвятил русской природе прекрасные стихотворения, он описывает и утро в горах, и летний вечер, и весеннюю грозу, и уход зимы. Особенность лирики Тютчева заключается в том, что он не просто восхищается красотами окружающего нас мира, удивляется мощью или нежностью природных явлений, но и находит в них источник для философских размышлений.

Именно таким и является стихотворение «Фонтан». На первый взгляд, это просто описание чудесной картиной бьющей ввысь воды, игрой света в водяных каплях, неизбежным падением струи с высоты. Первая строфа произведения описывает чувства прохожего, остановившегося полюбоваться прекрасным зрелищем потоков воды, с силой поднимающейся на «высоту заветную», замирающей там на мгновение «облаком живым», и падающей вниз под воздействием непонятной силы.

Но, наблюдая за движением воды, человек начинает сравнивать фонтан с человеческой мыслью. Так же, как и вода в фонтане, мысль живет по «закону непостижимому», она рвется вверх, неустанно стремится познать все тайны мира, проникнуть в глубины создания Вселенной, но ей суждено натолкнуться на некие пределы и «ниспасть на землю». Вторая строфа стихотворения представляет собой философское размышление о непостижимости Вселенной, о тщетности человеческих стремлений постичь законы природы.

Стихотворение эмоционально окрашено возвышенными метафорами, романтическими эпитетами. Использование восклицательных знаков во второй части стихотворения показывает, что автор согласен принять законы природы, управляющие движением воды, но ограниченность человеческой мысли, даже гениальной, удручает его.

Основная идея удивительного по своей глубине произведения Ф. Тютчева «Фонтан» проста: наш мир прекрасен и удивителен, но, к сожалению, он неисчерпаем и не может быть познан до конца. Можно пытаться достигнуть небывалых высот, но рано или поздно восхождение сменится падением. Осознание этой идеи ждет каждого человека.

Анализ стихотворения Тютчева Фонтан

Тютчев написал свое произведение «Фонтан» в 1839 году. В тот момент это было его самое насыщенное время в плане творчества. Это стихотворение способно погрузить и дать ощутить романтическую энергию. Тютчев ведет рассуждение о судьбе и неизбежности ее между человеком в сравнении с природой.

Смысл стихотворения состоит из раздумий поэта на тему определенности судьбы уготованной для человека. Поэт уверен, что есть особая предначертанность судьбы для каждого человека, которой он не сможет противостоять.

Лирик думает, что существует множество различий между желанием человека постичь все законы вселенной и рамки ее возможностей. Человек стремится наверх к новым познаниям, словно фонтан, который летит будто к небу, но и тут и там существует особая грань, которою пересечь нельзя. По уставу судьбы человек способен лишь вознестись на одну высоту, выталкивая ее на землю, словно струйки фонтана.

Основа произведения заключается в том, что в нем содержится любимый прием поэта-сравнение. Лирик сравнивает мысли человека и струи фонтана. Параллель представляет собой композицию из двух частей, где в первых восьми строфах говорится об экспрессивном и выразительном образе фонтана, а во втором восьмистишие повествуется о загадках мыслей человека.

Яркий колоритный образ прекрасного фонтана поэт создает с помощью различных эпитетов и метафор, а также строф, содержащих сравнения. Тютчев немного неожиданно сопоставляет фонтан и стихию огня, сравнивает его и оживленные облака.

Во второй части стихотворение существует баланс между смертностью людской мысли, которая лучом стремиться попасть в небо, для того чтобы познать таинство Бытия, загадку жизни и смысла существования человека на земле. Восемь строф показывающих внутреннее переживание главного героя, поэтически напитано благодаря применению обращений, восклицаний и вопросов.

Произведение перенасыщено многочисленными эпитетами такими как: «живое облако», «заветная высота», «сияющий фонтан». Также стихотворение содержит немаловажные метафоры в виде: «водомет смертной мысли», «фонтан клубится».

Обычное, присущее для Тютчева чувство общности великого человеческого духа и всего живого, создает высокие лирические образы произведения. Для фонтана не существует чего-либо замершего во времени, вода в фонтане постоянно течет, двигается, выталкивается ввысь с огромной силой. Словно струи фонтана — это мысли людей, которые подвержены непрерывному двигательному процессу, и которые находятся в неустанном поиске правды.

Читайте также:  Лестница для бассейна emaux muro mu nmu 4 ст aisi 304

В произведении «Фонтан» художнику удается точно передать ощущение непокорной людской души.

Кратко самое главное, по плану 10 класс, 7 класс

Картинка к стихотворению Фонтан

Популярные темы анализов

Труды знаменитого стихотворца первой половины XIX века популярны не только в Российской федерации, но и за границей. Прошло 3 столетия, как поэта не стало. Давно уже нет в живых его товарищей и родных, а также литераторов,

Афанасий Фет – русский поэт девятнадцатого века, создатель такого поэтического жанра как лирическая миниатюра. Его творчество не отличается разнообразием тем – его не интересовали вопросы общества, только “чистая поэзия”.

«Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла». Вот так человек хвастается тем, чего достичь невозможно. Никак невозможно. Это главный герой стихотворения Некрасова, нравственный человек.

Воспоминания из детства прекрасны. Потому как этап этот особенный «Вас не омрачает горе и беда» пишет автор, кто может с этим не согласится. Наполненный счастьем и радостью он словно лучик света в памяти человека,

Многие писатели и поэты в своих стихотворениях воспевали красоту природы. Каждый писатель видит природу по-своему и описывает ее своими строками. Каждое стихотворение вызывает в читателях особую ассоциацию с природой.

Источник

Смысловой и стилистический анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»

Неординарный талантливый мастер лирического стиха Фёдор Тютчев (1803—1873) является украшением русского литературного наследия XIX века несмотря на то, что более двадцати лет провёл за границей на службе при дипломатических миссиях в Европе. На примере анализа стихотворения Тютчева «Фонтан» можно увидеть, как филигранно поэт умел передавать через одушевление образов природы полную гамму сложнейших переживаний и раздумий современного ему человека.

История создания и публикации

Фёдор Тютчев окончил факультет словесности Московского университета, однако, обладая уникальным поэтическим талантом, так и не стал профессиональным литератором. Свои стихи он писал в свободное от государственной службы время, в течение многих лет они нигде не публиковались и не были известны широкой публике.

Стих «Фонтан» был создан в середине 30-х годов, не позднее 1836 г., которым его обычно и датируют. Поэт жил тогда в Германии, очень плодотворно работал и, кажется, совсем не собирался издавать свои прекрасные сочинения. Однако друг Тютчева И. Гагарин, понимая незаурядность его поэзии, очень хотел донести её до российских читателей и ценителей изящной словесности и сумел уговорить Фёдора Ивановича, чтобы тот переслал подборку своих рукописей в Петербург.

Так стихи Тютчева попали в редакцию журнала «Современник», где очень понравились самому А. С. Пушкину, в результате чего и были опубликованы в третьем и четвёртом номерах издания за 1836 год.

В числе опубликованных было и произведение «Фонтан» — глубокое, выразительное размышление о свободе человеческой души мысленно стремиться ввысь, к познанию божественной истины вопреки уделу смертной судьбы.

Взаимосвязь идеи и композиции

К образу фонтана обращались многие замечательные русские классики, как, например, Афанасий Фет, Нестор Кукольник или Александр Пушкин. Если сравнивать использование этого же мотива у Тютчева, то можно заметить, что оно отличается глубиной философской трактовки и эмоциональной яркостью её изложения.

Стихотворение «Фонтан» недлинное, оно состоит из двух строф-восьмистиший. Первая из них это пейзажная лирика, она рисует притягательную картину мощной струи воды, стремящейся вверх, рассыпающейся брызгами, играющей на солнце всеми цветами радуги.

Жанр второй части — лирика философская, она кратко и выразительно передаёт раздумья лирического героя о собственном неуёмном стремлении узнать сокрытые тайны мироздания и законы природы, насколько это будет возможно для слабого человеческого разума.

Две части — одна более спокойная, вторая более эмоциональной интонационной окраски — словно противопоставлены друг другу и одновременно тесно связаны внутренней логикой произведения, например, через повторяющийся в них обеих образ луча, взметнувшегося ввысь.

Лирический герой этих стихов — мыслитель, восхищённый величественным совершенством природы и сокрушающийся от осознания конечности земного бытия.

Сначала он обращает свою речь к читателю, призывая его полюбоваться красотой фонтана, явления, которое возникло из творческого союза стихии воды и мастерства человека.

Далее мысль героя стремиться к обобщению, он обращается уже к самому фонтану как к символу идеи полёта человеческого духа за пределы жизни, и на первый план выходит тема дерзания и порыва к движению от бренного к вечному.

Читайте также:  Бассейны для дома цветы

Такая композиция ведёт читателя от частного к общему и подводит к следующим выводам:

  • Высший смысл земной жизни заключается в стремлении познать, почему человек стремится ввысь, и осмыслить сокрытое в себе Божественное начало.
  • Цель эта никогда не будет полностью достигнута, и в этом заключается некоторая трагичность нашей судьбы.
  • Жизнь всё-таки прекрасна, и главная радость заключается в непрерывности пребывания в состоянии активного развития и приближения к Небу.

Стилистика и выразительные средства

«Фонтан» написан необычайно ярким и своеобразным литературным стилем, подчёркнуто возвышенным в соответствии со значимостью выбранной темы. Разбор художественных приёмов, которые Тютчев применил в этом произведении, показывает, что они весьма разнообразны:

  1. стихи написаны четырёхстопным ямбом, хорошо передающим динамику размером с ударением на каждый чётный слог;
  2. в каждых четырёх строчках используется кольцевая рифма (А-Б-Б-А);
  3. стихотворение полно эпитетов, подчёркивающих эмоции, например, фонтан — «сияющий», длань — «незримо-роковая»;
  4. здесь есть и метафоры, скрытые сравнения, например, «клубится облаком живым» и «ниспасть пылью»;
  5. разнообразна пунктуации, причём во второй строфе особенно — это и восклицательные знаки, и знак вопроса, и многоточие;
  6. есть риторический вопрос и риторическое восклицание, подчёркивающие искренность переживаний;
  7. градация глаголов в первой части передаёт звуковое движение по нарастающей — «клубится — пламенеет — дробится»;
  8. в первом предложении применена инверсия — нарушен обычный порядок слов, что также усиливает образ стремительного движения воды;
  9. напряжённость второй части поддерживается лексическими повторами — два раза подряд написано местоимение «тебя», а также существительное «водомёт», забытое ныне название фонтана.

В целом поэзия Фёдора Тютчева отличается необыкновенной выразительностью и музыкальностью, автор искусно закладывает в стихотворный текст скрытую мелодию. Неслучайно многие его произведения положены на музыку и стали известнейшими во всём мире романсами, не утратившими популярности у слушателей в течение уже целых двух столетий.

Верным признаком народной любви к поэту можно считать и тот факт, что многие его строчки легко процитирует каждый современный человек, но далеко не каждый при этом сумеет правильно назвать имя автора. Примерами таких цитат могут послужить слова «Я встретил Вас и всё былое…» или «Люблю грозу в начале мая…», а также следующее четверостишие:

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью —

А там увидим, что прочней…

Стихи Тютчева внесли существенный вклад в развитие традиционных форм и размеров русского стихосложения, добавив живости, тонкости, разнообразия метрических сочетаний.

Его романтическая и мудрая лирика оказала серьёзное влияние на творчество последующих поколений русских поэтов.

Источник

Анализ стихотворения «Фонтан» (Ф. Тютчев)

Автор: Guru · 26.05.2018

Федор Иванович Тютчев — один из выдающихся русских поэтов 19 века. Им было написано свыше 400 стихотворений, в каждом из которых он поднимал важные вопросы и подходил к проблеме с философской точки зрения. Он любил рассуждать о природе, пытаясь найти взаимосвязь между окружающим нас миром и самим человеком. Особенно это заметно в его стихотворение «Фонтан».

История создания

1820-1840-е годы 19 века — это период расцвета творчества писателя. На этом этапе его творчество достигло «пика» успеха, его стали узнавать. И в 1839 году, в 36 лет, он написал данное стихотворение.

Сам автор в тот момент находился на дипломатической службе в Германии. Поездка по Европе помогла ему повысить свой уровень мастерства. Однако, несмотря на то, что ему нравилось за границей, он начинает чувствовать себя одиноким. Вследствие чего он все больше погружается в себя, размышляя и философствуя над разными темами. В результате он начинает находить в природе что-то глубинное, поистине завораживающее. Уединение подарило ему остроту внутреннего восприятия действительности.

Жанр, направление, размер

Тютчев был ярким представителем романтизма, и в этом стихотворении он также работал в основном «ключе», действуя по принципам этого направления. Поэт призывает людей обратить внимание на другой мир, увидеть величие и многообразие природы.

По жанру стихотворение можно отнести к философской лирике, поскольку здесь затронуты такие проблемы, как самопознание человека и гармония окружающего мира.

Читайте также:  Алла пугачева у бассейна

Размер написания стихотворения — четырехстопный ямб с использованием пиррихий. Форма рифмовки — кольцевая.

Образы и символы

  1. Центральный образ в стихотворении – это фонтан. Он своего рода является олицетворением человеческой мысли. В первом отрывке произведения Тютчев описывает сам фонтан, его одержимое стремление подняться вверх, которое, в конце концов, приводит к падению. В следующем же отрывке он пытается найти связь между человеком и фонтаном. Автор пытается понять человеческую сущность, почему для людей так важно пересечь эту черту, достичь идеальности, если все равно не получится.
  2. Луч здесь выступает как символ духовной энергии человека, его стремление к совершенству, который все равно преломляют.
  3. Незримо-роковая длань — это та самая черта, которая препятствует человеку в познании своей силы. Слово «длань» имеет церковно-славянские корни, поэтому поэт его целенаправленно употребил. Этой фразой он хотел показать невидимую энергию, которая способна руководить человеческой судьбой. Это и есть превосходство Божьего права над миром.

Темы и проблемы

  • Основная тема данного произведения – это честолюбивое стремление человека превзойти самого себя. Центральный конфликт – внутренняя борьба. Тютчев находит взаимосвязь между живым существом и неживым объектом, акцентируя внимание на том, что у них есть общие черты. Ведь создателем фонтана является человек. Так и Бог, воплощенный во всем окружающем мире, оставил в людях часть себя – дух, которому свойственно тянуться к свету. Соответственно, нравственная и философская тематика произведения вращаются вокруг сущности человеческой, которую поэт пытается познать и объяснить, упрощая ее бытие до сравнения с фонтаном.
  • Одной из проблем является ограничение людей, их деятельности. Существуют некие границы, которые человек не способен пересечь. Из эпохи в эпоху люди пытаются воздвигнуть свою вавилонскую башню, но она рассыпается в прах, потому что возможности цивилизации не безграничны.
  • Отсюда же вытекает не менее важная проблема, а именно неугасимое стремление к идеалу, обреченное на провал. Многие пытаются достичь совершенства, сделать больше того, что они в силах воплотить. Но необходимо обрести смирение, дабы принять то, что когда-то движение вверх остановится, и начнется спад.

Смысл

Основная мысль стихотворения – это необходимость смирения и принятия закономерностей бытия. Тютчев говорит об ограниченности людей, о предопределенности их судьбы и самих поступков. Человек одержим стремлением познать мир, прочувствовать на себе высшие законы мироздания, но существуют границы, пересечь которые просто невозможно. Сколько бы человек не пытался, ему не удастся достичь самой вершины. Данная идея лежит в основе христианского мировоззрения, и автор передал ее в лирике. Та же мысль, например, заложена в библейском предании о Вавилонской башне, где людям не удалось достроить город, достающий до неба. Их честолюбивые помыслы рассыпались в прах, ведь все строители стали говорить на разных языках. Так, по мнению теологов, появились разные алфавиты, ибо Бог покарал своих созданий за чрезмерное любопытство. В стихотворении «Фонтан» Тютчев закладывает ту же мораль, но более примирительно: нам свойственно рваться ввысь, но нужно смириться с тем, что мы все равно упадем и не достанем до идеала.

И в своих размышлениях Тютчев находит точки соприкосновения человека с фонтаном. У этого созданного явления ход одинаковый. Струйки воды поднимаются наверх, достигают определенной высоты, но потом все равно падают. Также и в жизни человека, за взлетом идет падение.

Средства художественной выразительности

Произведение Тютчева изобилует различными средствами художественной выразительности. Прежде всего, автор использует параллелизм. На этом приеме строится вся композиция, разделяя произведение на две части. Изначально поэт создает образ фонтана, пытаясь навеять атмосферу радушного настроения. Во втором же восьмистишье показывает внутренний мир человека, нагнетая при этом обстановку.

С целью придания яркого образа фонтану, стихотворение Тютчева полно разнообразных эпитетов: «пылью огнецветной», «высоты заветной» и др. Именно они помогают увидеть величие фонтана глазами самого автора. Также нельзя обойтись и без метафор «фонтан пламенеет», «клубится», которые усиливают эмоциональную выразительность. Одним из главных приемов является сравнение мысли человека с водометом, движение которых совпадает.

Описание второй части характерно широким употреблениям различных синтаксических средств. Автор задает риторические вопросы и использует риторические восклицания, чтобы понять, в чем заключена причина честолюбивого стремления человека.

Источник

Оцените статью