- Стихотворение «Море» В .А. Жуковского — разбор и анализ по плану
- Элегия «Море» — история создания
- Анализ стихотворения В. А. Жуковского
- Основная мысль произведения
- Жанр и размер
- Литературное направление
- Композиция
- Характеристика героев
- Проблемы
- Темы элегии «Море»
- Тема любви
- Тема борьбы
- Тема одиночества
- Художественные средства
- Заключение
- Анализ стихотворения «Море» Жуковского
- Краткий анализ
- История создания
- Тема
- Композиция
- Жанр
- Средства выразительности
Стихотворение «Море» В .А. Жуковского — разбор и анализ по плану
Развернутый анализ стихотворения «Море» Жуковского включает изучение художественных средств, сюжета и композиции произведения.
- Элегия «Море» — история создания
- Анализ стихотворения В. А. Жуковского
- Основная мысль произведения
- Жанр и размер
- Литературное направление
- Композиция
- Характеристика героев
- Проблемы
- Темы элегии «Море»
- Художественные средства
- Заключение
Исследование стихотворения помогает определить идею, своеобразие и способы воплощения замысла автора. Анализ, выполненный по плану, окажет помощь учащимся в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Элегия «Море» — история создания
Василий Андреевич Жуковский написал «Море» в 1822 году. Это период творческой зрелости поэта.
Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Также известен как переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог. В литературном отношении считал себя учеником Н. М. Карамзина. Литературный наставник А. С. Пушкина.Мотивы романтизма становятся преобладающими в лирических произведениях Жуковского. Он отходит от сентиментализма.
Исследователи склоняются к мысли, что источником вдохновения поэта послужила Мария Протасова.
Влюбленный Жуковский сравнивает девушку с безбрежной водной гладью, неподвижность которой обманчива.
История любви Жуковского и Протасовой продлилась недолго и не имела продолжения. Разница в общественном положении не позволила родителям Марии согласиться на неравный брак. История создания стихотворения полна чистого и возвышенного романтизма.
Анализ стихотворения В. А. Жуковского
Образ моря впервые появился в творчестве Жуковского. В одноименном стихотворении он служит своеобразным итогом романтических поисков поэта.
Описывается не просто картина водной стихии, раскрывается душа человека, лирического героя.
Краткое содержание плана для анализа «Моря»:
- общая информация о произведении;
- идея текста;
- жанр произведения, звуковая организация стиха;
- выявление литературного направления;
- особенности построения лирического произведения;
- характер лирического героя;
- основная проблематика;
- темы;
- средства художественной выразительности.
Основная мысль произведения
Для дальнейшего изучения художественного и идейного своеобразия произведения следует внимательно прочитать не краткое содержание, а текст стихотворения полностью.
Основная мысль, выраженная в поэтических строках, говорит о схожести явлений природы и душевных порывов человека. Людям необходимо учиться у моря непосредственному восприятию действительности, созерцанию и, одновременно, деятельному сопротивлению.
Человеку необходимо бороться и одерживать победу над мглой жизни, как делает в стихотворение непокорная водная стихия. Автор говорит, что счастье достигается лишь активными действиями.
И пусть к морю не возвратилась прежняя безмятежность, но оно вновь воссоединилось с небом.
Жанр и размер
Почему стихотворение Жуковского «Море» названо элегией? В переводе с греческого «элегия» означает «жалобный».
Именно такая эмоциональная окраска присутствует в сознании лирического героя «Моря».
Романтическая элегия наиболее полно выражает внутренний мир человека. В душе главного героя сливаются воедино и лирическая грусть, и философские размышления, и задумчивая печаль. Таким образом, авторское определение полностью совпадает с литературным жанром произведения.
Для элегии характерен не только особый эмоциональный настрой, но и соответствующий стихотворный размер. Создается неповторимая мелодия стиха, ритм, поддерживающий чувственное начало.
Произведение «Море» написано четырехстопным амфибрахием. С помощью этого стихотворного размера автор передает шум волн и морскую тишину.
В белых нерифмованных строках сохраняется ритм, что способствует глубокому восприятию пейзажных зарисовок и поэтической печали.
Литературное направление
Жанр стихотворения определяет принадлежность к литературному направлению. Элегия воплотила в себе основные качества, свойственные поэтам эпохи романтизма.
В элегии поэт-романтик может в полной мере излить глубокие душевные переживания, поведать о своих страданиях.
Жуковский, чье творчество неразрывно связано с романтизмом, опирается на опыт Байрона, который неоднократно обращался к элегическим мотивам.
Дата написания первой элегии Василия Андреевича «Сельское кладбище» — 1802 год. Это произведение написано в духе сентиментализма.
А спустя 20 лет Жуковский создает «Море», содержащее черты романтизма. В произведении автор рисует символические образы неба и моря.
Композиция
Условно сюжет стихотворения можно разделить на три части, характеризующие состояние водной стихии, содержащие описание моря:
Читатель наблюдает водный пейзаж глазами лирического героя. Сюжет развивается вместе с переменами, происходящими на морской глади.
Цель такого композиционного приема – сохранение динамики, стремление подчеркнуть переменчивость окружающей природы.
Характеристика героев
Героями стихотворения можно назвать:
Им дается точная характеристика. Образ моря предстает антропоморфным, наделяется чертами, свойственными людям. Читателю слышится дыхание моря, понятны чувства, испытываемые к небу.
Безмятежность моря напрямую связана с отраженными в нем небесами. Как только тучи скрывают небесную даль, волны взметаются ввысь, покой пропадает.
Лирический герой видит в море влюбленную женщину, страдающую от разлуки с любимым, но не бездействующую. Она борется и оберегает возлюбленного.
Проблемы
В произведении поднимаются свойственные романтизму проблемы:
Жуковский дает им оригинальную трактовку, одушевляя окружающий мир и явления природы.
Темы элегии «Море»
Автором поднимаются вечные темы, жизненные и понятные многим.
Тема любви
Близкая Жуковскому тема любви обретает новое звучание. Безнадежность, царящая в реальности поэта, в лирическом произведении воплощается в борьбу. Море, в отличие от влюбленной женщины, сопротивляется разлучникам.
Настоящие чувства неподвластны окружающим – вот что пытается донести Жуковский.
Тема борьбы
Из описанной выше темы возникает тема борьбы, сопротивления и грядущей победы.
Кульминация произведения – попытка отнять у моря чистое небо. Далее действие идет на спад.
Ощутив страх от потери, море уже не может вернуться к прежней безмятежности. И здесь проявляется тема человеческого одиночества.
Тема одиночества
Лирический герой, взирая на внешний мир, испытывает чувство одиночества. Он понимает, что нет ничего вечного в мире. Даже в любви каждый одинок.
Художественные средства
Несмотря на небольшой размер, лирическое произведение насыщено художественными средствами выразительности:
- эпитеты концентрируют внимание на противоположности моря и туч, мглы;
- аллитерация усиливает впечатление от схватки моря со мглой;
- метафоры – это символические образы;
- прием рефрена поддерживает ритм;
- риторические вопросы подчеркивают романтическое направление, оживляют повествование;
- тропы способствуют созданию исключительных авторских образов.
Разбор текста показывает, что, благодаря художественным приемам, автором создается яркая картина морской стихии и передаются тончайшие оттенки человеческих переживаний.
Заключение
В «Море» Жуковский выступил новатором, указавшим путь последователям романтизма. Значение стихотворения неоценимо для русского романтизма. Высокую оценку стихотворение получило у признанного гения А. С. Пушкина.
К водным стихиям обращаются Лермонтов и Тютчев. Вслед за Жуковским поэты наделяют окружающую природу душой, очеловечивают явления природы.
Источник
Анализ стихотворения «Море» Жуковского
«Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В школе его изучают 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником в подготовке к урокам и ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Море.
История создания – было написано в 1822 г., когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.
Тема стихотворения – красота и характер моря.
Композиция – произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий, строки не рифмуются.
Метафоры – «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твоё необъятное лоно», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».
Эпитеты – «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далёкое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «тёмные тучи».
История создания
Анализируемое стихотворение В. Жуковский написал в 1822 г. Зрелый период творчества поэта ознаменовался переходом от сентиментализма до романтизма. Это направление было очень популярно в русской литературе начала ХІХ века. Его признаки видим и в «Море», которое исследователи считают программным произведением поэта.
История создания стихотворения связана и с личными переживаниями автора. На момент появления морского литературного пейзажа он был влюблён в Марию Протасову, но создать семью с ней не мог. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.
Тема
В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создаёт статичный и динамичный пейзажи.
Под образом лирического героя скрывается человек, который умеет понимать природу, а с морскими просторами разговаривает, как со старым другом. Пребывание наедине с морем приносит ему наслаждение: «стою очарован над бездной твоей» .
В первой части стихотворения море безмолвствует. Глаз лирического героя радует морская лазурь. Он уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы таят в себе тревожную думу. Лирический герой просит море открыть его тайны, спрятанные, глубоко в лоне вод. Он догадывается, что морская стихия тянется к небу. Она сливается со «светозарной лазурью» неба, наполняется его светом.
Союз моря и неба разрушается чёрными тучами. Они пытаются отнять высь, но водная стихия не отдаёт её без боя. Море бьётся, воет, бурлит волнами и разрывает мглу. Вскоре оно одерживает победу, но ещё долго тревожится, разгоряченное сражением. Для воспроизведения бушующего моря автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамизм.
В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, а внутри беспокоится за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.
Можно предположить, что посредством метафорических образов В. Жуковский рассказал о своих отношениях с М. Протасовой. Море – воплощение самого автора, а небо символизирует его возлюбленную.
Композиция
В 9 классе важно умение анализировать смысловую и формальную организацию произведений. По смыслу «Море» можно поделить на две части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. На строфы стихотворение не делится. Благодаря особенностям композиции строки напоминают волны в бескрайнем море.
Жанр
Сам В. Жуковский определил стих как элегию. Действительно, оно написано в этом жанре, ведь произведение созерцательного характера, а в его строках проявляются грустные нотки. Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Строки не объединены рифмами, их созвучие основано на ритме.
Средства выразительности
Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов В. Жуковский использовал художественные средства. Главную роль в тексте играют метафоры: «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него» . Эпитеты придают морским картинам выразительности: «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далёкое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «тёмные тучи» .
Звучание моря автор воспроизвёл при помощи аллитерации. В некоторых строфах он использовал слова с согласными «ж», «ш»: «ты живо; ты дышишь», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь» .
Источник