Провокация на Лазурном Берегу: 50 лет «Бассейну» Жака Дере
Сен-Тропе, вилла с огромным бассейном, томная пара — писатель Жан-Поль Леруа и его подруга, «женщина с прошлым», Марианна — знойное, тревожное спокойствие. Открывающая сцена являет зрителю игривую страсть, за блаженным фасадом которой таится нечто пугающее. Ревность, манипуляции и старые добрые абьюзивные отношения, о которых в 1960-е не рассуждали так отчаянно, как в наши дни, но которые сложно упустить из виду теперь, пересматривая «Бассейн».
Мелодраматическое и эротическое начало ко второму акту перетекает в детективную новеллу без карающего правосудия, перешагнув через двойную сплошную неловкого убийства. Действующие лица теряют свою привлекательность, растворяются в сомнениях и грехах, оставляя зрителя наедине с проблемой. Как оценить все эти поступки? Чью сторону принять?
Криминально-любовный треугольник, исполненный Делоном, Шнайдер и Морисом Роне, уникален. За каждым персонажем влачится история: хмурый Жан-Поль переживает творческий кризис и вымещает свой вскипающий темперамент на внешне спокойной и всепрощающей Марианне, Гарри, их старый приятель и бывший любовник Марианны, тщеславно рассказывает о своих композиторских успехах, лихачит на Maserati Ghibli, расхваливает юную дочь (ясноокая Джейн Биркин) и закатывает неуместную вечеринку.
Коктейль настроений то горчит, то обжигает. Особенно если помнить обстоятельства, которые остались за кадром. Роман Делона и Шнайдер к моменту начала съемок потерпел крах, но на экране словно развернулась их драма из реальной жизни. Этот иллюзорный союз породил в прессе массу домыслов о воссоединении самой знаменитой кинопары XX века, только чуда не произошло.
Даже без этого контекста на площадке было довольно жарко: Серж Генсбур нервной чайкой кружил неподалеку, стараясь уберечь свою возлюбленную Джейн Биркин от чар соблазнителя Делона.
В последний съемочный день пришли полицейские с целью допросить Делона по «делу Марковича» — телохранитель и по совместительству дублер актера был убит в Эланкуре при загадочных обстоятельствах. «Бассейн» еще в процессе производства оброс скандалами и слухами, что только поспособствовало его успеху.
Лазурный Берег, неровно, но смело воспетый Жаком Дере под аккомпанемент Мишеля Леграна и старания художника по костюмам Андре Куррежа, навсегда утратил атмосферу чистейшей беззаботности и заполнился свинцом скрытых эмоций.
Дере — ветеран криминально-детективного жанра во французском кинематографе, был доверенным режиссером Алена Делона и Жан-Поля Бельмондо. Делон, который снялся в девяти лентах постановщика, говорил: «Дере — режиссер, с которым мы удивительно близки».
Хотя режиссерская карьера Дере совпала с французской новой волной, он стремился к жанровому кино, призванному развлекать, а не делать политические или художественные заявления. Детективные триллеры были его стезей: «Я всегда выступал защитником триллеров, потому что это зрелище высочайшего уровня».
«Бассейн», благодаря сложной повествовательной структуре, тонко сплетенному сценарию и, безусловно, художественным и операторским решениям, оказался самым выдающимся произведением Жака Дере. Несмотря на дальнейшую фильмографию режиссера, с обилием популярных лент о честных полицейских на амбразуре проплаченной гангстерской реальности, Дере запомнился миру искусства и моды именно «Бассейном» со сверкающим дуэтом Делона и Шнайдер.
Повторить шедевр Дере пытались Франсуа Озон («Бассейн», 2002) и Лука Гуаданьино («Большой всплеск», 2015). Первый выпустил вольный ремейк трагедии под белым жаром французского юга. Второй же более детально воссоздал атмосферу картины 1969 года, впрочем, не избежав искушения снабдить героев несколько отличными от оригинального сюжета историями. И перенес действие на юг Италии.
Ни Озон, ни Гуаданьино не намеревались пойти след в след за Дере, и их работы оттого получились самобытными, хотя и лишенными важной составляющей первого «Бассейна» — ритмической недосказанности, что расходится кругами по прозрачной голубой воде.
Фильму как нельзя лучше подходит слово «провокация». Она звучит в репликах героев, определяет их поведение и, конечно же, относится к образам, которые мы видим на экране: от крошечных платьев Пенелопы (Джейн Биркин), рубашек, расстегнутых почти на все пуговицы, до сцены, где Марианна (Роми Шнайдер) просит своего бывшего возлюбленного Гарри (Морис Роне) застегнуть крючок ее откровенного платья.
Над костюмами к «Бассейну» работал Андре Курреж, один из самых значимых дизайнеров 1960-х, чьи работы неизменно ассоциируются с футуризмом. В картине нет вещей, имеющих отношение к космической моде, впрочем, пересечения с коллекциями Куррежа 1968, 1969, да и 1970 годов явно прослеживаются в образах Марианны. Ее белые трапециевидные платья с контрастным кантом выглядят как цитата одной из коллекций Куррежа того времени.
Между тем в «Бассейне» находится место и другим модным кодам конца 1960-х — начала 1970-х, которые очень нелегко увязать с эстетикой, в которой работал Курреж. Например, Жан-Поль (Ален Делон) носит плавательные шорты в турецкий огурец. Согласитесь, куда больше этот узор, также известный как пейсли, ассоциируется с итальянским брендом Etro. В одной из самых напряженных сцен картины Марианна появляется в длинном, салатового оттенка платье с психоделическими узорами. Наряд напоминает работу другого итальянского дома — Emilio Pucci. Героиня Роми Шнайдер вообще любит зеленый и все его проявления, например, выходит на завтрак в неоновом мини-платье (такое, кстати, прекрасно вписалось бы и в современный контекст).
Любопытно рассматривать образы героев в сценах, где они проводят время непосредственно у бассейна. Купальные костюмы тут меняются так же часто, как и другие предметы гардероба. В первые же минуты фильма Марианна переодевается из черного бикини в слитный белый купальник. Жан-Поль предпочитает шорты до середины бедра, непременно яркие, украшенные броскими узорами. Его антипод Гарри напротив выступает сторонником сдержанного гардероба, даже если речь идет об отдыхе у бассейна, он носит шорты в темной палитре и единственный в фильме надевает халаты после купания. Впрочем, и ему не чужда провокация: например, все его рубашки непременно полупрозрачные.
Персонаж, который особенно выделяется в картине своей манерой одеваться, — Пенелопа. По сути, мы видим гардероб самой Биркин: мини-платья, кружево кроше, белые футболки, заправленные в свободные, обрезанные джинсы, вельветовые брюки, ну и, разумеется, плетеную корзину, появляющуюся на экране дважды: в самом начале, когда Пенелопа только приезжает в дом Марианны и Жан-Пьера, и когда девушка идет к самолету в конце картины.
Очень интересны со стилеобразующей точки зрения две сцены — спонтанная вечеринка, организованная Гарри в доме друзей, и его похороны. Образы участников траурной процессии мало отличаются от тех, что мы видели на вечеринке, а некоторые персонажи и вовсе появляются в тех же вещах. Тут можно рассмотреть много интересных и модных в ту пору вещиц: пояса-цепочки, тонкие рубашки, завязанные под грудью и оголяющие живот, различные цветочные принты, все то же кроше, потрясающее платье Марианны, расшитое мелкими пайетками, лакированные сапоги на низком каблуке (притом что действие протекает на летнем Лазурном побережье). Здесь же мы видим и модные пятиконечные стрижки, внедренные Видалом Сассуном. Пенелопа надевает на похороны отца черное трикотажное платье, но настолько короткое, что все происходящее меньше всего ассоциируется с трагедией.
Несмотря на обилие, если не сказать переизбыток очень интересных и красивых образов, прекрасно отображающих тренды своей эпохи, главной «героиней» фильма становится рубашка. «Бассейн» — настоящая ода этому предмету гардероба. Ее носят абсолютно все персонажи, то накинув на обнаженное тело, расстегнув почти все пуговицы и подвернув рукава, то используя ее в качестве пижамы и халата после купания. Причем важно отметить, что одежда в фильме несет не только эстетическую функцию, но в конечном счете влияет на сюжет картины. Ведь именно на рубашке Гарри и обрывается расследование убийства. Его гардероб настолько нейтральный и однотипный, что никто не может вспомнить, какого же цвета рубашка была на нем в злополучный вечер.
Образы «Бассейна» — понятие в моде настолько устоявшееся, что несколько лет назад видеоряд из фильма даже стал основой рекламы мужского парфюма Dior Sauvage.
Источник
Ален делон реклама у бассейна
«Запланированные на лето съёмки откладываются. В мае 1968 года над Францией веет ветер революции. Студенты строят баррикады (…). Когда начинаются события мая , Ален Делон играет в театре.
Он только что окончательно расстался с Натали и находится в нежных отношениях с Мэдли. Когда пьесу вынужденно, под давлением забастовщиков, закрывают, Делон ощущает растерянность. Однажды ночью он звонит Мирей Дарк, которая тогда была на съёмках в Риме. (…). У обоих артистов появляется прывычка созванитваться каждую ночь и подолгу разговаривать. Через несколько дней Делон появляется в Риме. Делон и Мирей сближаются и жувут настоящим, не задумываясь о будущем.
Затем приходит время его отъезда в Сен-Тропе на съёмки «Бассейна». Вообще-то Делон решил приехать в Сен-Тропе задолго до начала съёмок, чтобы подготовиться к старту. Он попросил Брижитт Бардо приютить его на своей виллек «Мадраг», но все приличные комнаты уже заняты гостями. Актриса может предложить ему только бывший. чулан для инструментов.»
Бертран Тессье « Делон и Роми»
ВСТРЕЧА В НИЦЦЕ
12 августа 1968 года. Ален Делон решает сам встретить Роми Шнайдер в аэропорту «Ницца».
Десятью годами раньше он уже ездил встречать её. То было в Орли, то была их первая встреча.
Как же не усмотреть в этом новом свидании что-то вроде ремейка той сцены? Делон придаёт слишком большое значение знакам, символам, ритуалам, чтобы действовать неосознанно. Пожалуй, он уже выстраивает мизансцены собственной легенды.
Из самолета «Люфтганзы», доставившего ее из Берлина, выходит сияющая Роми в желтом платье без рукавов. В волосах обруч. Делон в темной рубашке, он целует ее в щеку перед камерами орды фотографов. Она кладет ему руку на плечо, и перед тем, как подняться в двухмоторный самолет, который должен доставить их на маленький аэродром Ля Моль в десятке километров от Сен-Тропе, они соглашаются ответить на вопросы французского телевидения:
— Скажите, Роми Шнайдер, эта новая встреча с Аленом Делоном. Волнение в голосе. Может, этомции?
— Да, да
-Вы счастливы снова увидеть Алена?
— Очень.
Как всегда, Роми немногословна с журналистами. Слишком много было лжи, вероломства и их стороны. С ними она чувствует себя как кролик перед удавом. Репортер поворачивается к Делону:
— Ален Делон, вы мне недавно сказали, что волнуетесь?
— Это нормально, вам не кажется, а? Вы сами волнуетесь, держа этот микрофон!
Роми хохочет.
После краткой интермедии у Бардо Делон поселяется в роскошном особняке Ля Капилла в городке Раматюэль. Роми, со своей стороны, располагается в нескольких сотнях метров, в Ля Жонк. Съёмки же проходят в Ля Лумед, на холмах Памполонн.
(Бертран Тессье « Делон и Роми»)
Разочарованная своим опытом в Америке, лишенная интересных предложений, после последних фильмов, которые не пользовались успехом, Роми начинает сомневаться в своей профессии и в себе. После Голливуда Германия — это то, о чем она мечтает, страна, где она дома, где она может вести «нормальную» жизнь жены и матери. После рождения сына Давида 3 декабря 1966 она решает полностью посвятить себя семье. Она даже заявляет, что в свои 28 лет она готова прекратить сниматься в кино. Партия окончена? Провидение другого мнения.
Судьба снова принимает обличье Алена Делона. Это он в 1968 — через десять лет после их первой встречи — заботится о том, чтобы она выбралась из добровольного, но тяжелого для нее затворничества. После профессионального бездействия, результатом которого явилась анонимная жизнь, что она не слишком хорошо переносит, Делон предлагает ей сняться вместе с ним в главной роли в фильме «Бассейн» Жака Дерэ: сентиментальном, чувственном и смертельном взаимодействии под солнцем Лазурного Берега. Она хватается за эту возможность. Первый раз она выбирает его партнером. В этот раз он использует свой вес, чтобы убедить продюсеров, которые не хотят ее брать, потому что она перешла в категорию актрис прошлого и все еще воспринимается как Сисси! Ему при этом неясно, что он открывает ей дверь в новую карьеру. Успешную карьеру, которая обеспечила то, что Роми Шнайдер до сих пор остается Роми Шнайдер.
Когда они снова встречаются 12 августа 1968 на взлетном поле аэропорта Ниццы перед жужжащими телекамерами за несколько дней до начала съемок, французы открывают для себя новую женщину. Ей еще нет тридцати, она хороша, очень хороша, и она сияет. Ему почти 33, и он на пике своей привлекательности и популярности. Сказочная пара из глянцевых журналов становится великолепной парой в фильме, сексуальные, пробуждающие желания и фантазии. Актриса, о которой продюсеры думали, что ее талант израсходован, снова становится звездой. «Бассейн» — полнейший успех, и он становится первым этапом на пути, который выведет Роми в первый ряд актрис. Французских актрис!
(отрывок из предисловия к книге Ж.-П. Лавуанье. Перевод Polina Dotz)
«Я такой, какой я есть и даже не хочу над этим задумываться.. Или что-то изменить. В жизни всегда что-то происходит. Меня интересует только настоящее.
Роми? Конечно, она изменилась. Даже не представить, когда я встретил ее впервые, она была молодой девушкой, а теперь она стала леди.
У меня больше нет жены. Теперь моя жизнь снова вращается исключительно вокруг девочек, моей работы и сына.
Не знаю, сильно ли изменилась Роми за все эти годы. Я её ещё слишком мало видел. Сейчас она молодая женщина и идеально подходит для роли. То, что мы когда-то были помолвлены, уже давно
забыто. На этот раз мы любили друг друга точно по сценарию.» ©
(R. Seydel „Romy Schneider“. Перевод Л. Ефимовой)
Делон на тот момент живет одновременно с двумя женщинами, которых, как он говорил во многих интервью, любит одинаково. Речь идет о Мирей Дарк и Мэдли Бами, которая в «Бассейне» появилась в нескольких эпизодах.
В своих воспоминаниях Мирей Дарк пишет:
«Из романтического Рима мы вернулись в повседневный Париж и решили не торопить события. Продолжали жить врозь и назначали друг другу свидания. Я спокойно относилась к тому факту, что у Алена есть любовницы — Мэдли, стриптизерша Лова Мур, другие. Он ничего не скрывал, и я, приходя к нему, могла столкнуться с уходящей Мэдли. Мы обменивались улыбками.»
Впоследствии они все же поселились втроем и прожили вместе два года. Ушла Мэдли. На съемках фильма «Приключение — это приключение» она познакомилась с певцом и актером Жаком Брелем и осталась с ним вплоть до его смерти в 1978 году.
«Я должна обязательно загореть, так как мы почти все сцены снимаем в купальниках. Это действительно какое-то безумие, потому что я вообще-то хотела спокойно подготовиться к осени в Берлине, приготовить на день рождения Харри его любимый кисель, и вдруг я сижу здесь и неожиданно для себя снимаюсь с Делоном. То, что все будут за нами с любопытством наблюдать, потому что мы с Аленом когда-то были вместе, я предполагала, но и к этому можно привыкнуть. Мы оба подходим для ролей в фильме. А в остальном я целую его, как и любого другого актера.
В 23-24 года все было по-другому, я была гораздо более неуверенной, тогда я имела на это право. Сегодня я чувствую себя намного сильнее. Я не делаю ничего, чего я действительно не хочу, и это дает мне свободу. Я думаю, что это самый большой комфорт, который можно себе позволить.
Не знаю. Прошло всего лишь два дня, как я уехала, а я уже скучаю по дому. И в то же время я с нетерпением жду этой роли. Но иногда я внезапно чувствую себя здесь чужой. Хотя все очень милые, в том числе и Ален» ©
(R. Seydel „Romy Schneider“. Перевод Л. Ефимовой)
1 сентября 1968 года
«У меня такая прекрасная жизнь, и я только хочу, чтобы меня оставили в покое. Если здесь начнут возводить на меня напраслину, я немедленно уеду домой.»
Сентябрь 1968 года
«Съёмки «Бассейна» идут совершенно без проблем. С Аленом я себя ощущаю так, как если бы это был любой другой партнёр. Это очень профессионально. Мне важно, во-первых, что роль чудесная, и во-вторых, что предстоят восемь недель жёсткой работы.»
По выходным Роми улетает в Берлин. К мужу и сыну. Харри, впрочем, тоже разок навестит ее в Сен-Тропе вместе с Давидом, который промелькнет на экране в сцене на кладбище. Но Харри вскоре пожалуется , что чувствует себя ненужным.
Всё больше упиваясь своей независимостью и свободой после двух лет кроткой поконости, Роми особо не радуется его приезду:
Сентябрь 1968 года
«Харри всегда говорит: я не приду, если ты снимаешься, это же смертельно скучно — сидеть и смотреть, как твоя жена работает. Я это понимаю. Но он тут же явился, как только мы начали снимать с Аленом «Бассейн». С одной стороны, я жаловалась, что он слишком мало бывает со мной, а с другой стороны — я вообще не выношу, когда он тут сидит и глазеет на меня и не пропускает ни малейшего флирта. Настроение пофлиртовать у меня бывает постоянно. Это я унаследовала от своего отца».
(Из дневников Роми Шнайдер)
„Съемки начинаются 19 августа и длятся до середины октября в великолепной вилле неподалеку от Сан-Тропе. Роми и Ален снова снимаются вместе — это сенсация, комментарии определенного рода прессы о возможных последствиях их новой встречи никак не прекратятся. Действующие лица позабавленно наблюдают за тем, что они устроили. Роми, веселая и непринужденная, готова к любовной дуэли, которую они с Аленом разыгрывают перед камерой. Пониженным голосом она шутливо говорит журналистам: «В такого рода сценах лучше прикасаться к коже друга, чем к коже постороннего. «.
(P. Benichou/S.Pommier „Romy Schneider“. Перевод Polina Dotz)
«Поскольку осень подходит семимильными шагами, Жак Дере решает снммать фильма в хронологической последовательности. Так что первая снятая сцена открывает фильм.
Делон лежит, вытянувшись на бортике бассейна, (…) теребя в руках стакан. Роми в черном бикини ныряет в воду, обрызгивая его, затем приближается к нему. Он проводит руками по ее бедрам, она ложится на живот.
Как они умудряются играть сцены, которые имели место в их жизни? Всё им кажется лёгким, естественным, очевидным. Не собирается ли Делон вновь завоевать свою «пупеле»? Во время просмотра он даже восклицает: «О, до чего эта женщина хороша!»
Но ни одного двухсмысленного жеста не будет.
— Наша встреча была насыщенной и более чем дружеской — будет вспоминать Делон.
-Наша с Роми страсть прошла, ничего в этом духе не было.
Роми, со своей стороны, запишет в дневнике:
«Все проходит в строго профессиональных рамках. (…) Если бы все артисты, у которых были романы, отказались затем сниматься вместе, то скоро и фильмов бы не было. Я ничего не чувствую, словно стену целую. Абсолютно!»
Общаются они раскованно, смеются, поддразнивают друг друга.
— Каждый пускал в другого стрелы, как и подобает бывшим любовникам, но он явно испытывал большое восхищение ее красотой и личностью, — вспоминает Джейн Биркин.»
(Бертран Тессье « Делон и Роми»)
Мэдли тоже приезжает на несколько дней к Делону, ей даже дают крохотную роль в сцене вечеринки. И Мирей Дарк ненадолго появляется. Делон назначил ей свидание в Сен-Тропе на конец сентября. Они договариваются, что закончив сниматься в Риме, она заедет за ним и они вместе съездят на выходные в Париж на ее «Порше».
В 1970 году во Франции выходит на экраны фильм «МЭДЛИ».
С Делоном всегда так: за одним романом скрывается или по крайней мере следует второй. Выпутываясь из дела Марковича, он будет рваться между двумя женщинами: Мэдли Бами и Мирей Дарк, и каждая получат свою долю любви.
Эта в высокой степени странная любовная троица позже, через три года вдохновит Мирей Дарк на сценарий фильма «Мэдли», который она подпишет своей девичьей фамилией Мирей Эгроз. Продюсером выступит Делон, он же сыграет в нем главную роль, как и сама Мирей, а в одном из эпизодов снимется . Мэдли. (*В картине роль Мэдли исполнила Джейн Девенпорт) Примерно через год Мэдли испарится, затем она познакомится с Жаком Брелем и станет его последней подругой.
(Бертран Тессье « Делон и Роми»)
«Я думаю… я люблю вас обеих» говорит Жульен, Адель и Мэдли.
Обе женщины хороши собой — одна бела, а другая темна. Они разные, как день и ночь…
Фильм задает вопрос — возможно ли счастье втроем?
Но поездка не станет любовной прогулкой, как они планировали. После первой же бензозаправки, на которой Делон куда-то позвонил, он стал останавливаться около каждой стоянки на автодороге, чтобы снова звонить. Артист сановится всё сумрачнее, его даже лихорадит. (…). Когда они среди ночи приезжают в Париж, он просит Мирей отвезти его домой.
— Милая, прошу тебя: когда проснешься завтра, не слушай радио и не читай газет. Жди моего звонка.
Разумеется, только открыв глаза, Мирей включает радио.
Она узнает, что накануне не свалке под Парижем найдено тело ближайшего помощника Алена Делона с пробитой головой. Это начало дела Марковича.
Югослава Стефана Марковича представил Делону другой югослав, Милош Милошевич, бывший в то время его личным секретарем. Однажды он обращается к Делону с личной просьбой — помочь Стефану, у которого как раз неприятности с законом. Делон взял под крыло этого таинственного плейбоя и сделал его телохранителем, своим курьером и дублером(. ). Они не расставались целых три года, Маркович даже жил на первом этаже особняка артиста, но Ален в конце концов выгнал своего телохранителя после нескольких грешков. (…) Не говоря уже о том, что Натали призналась ему, что провела ночь в объятиях Марковича несколькими месяцами ранее.
Итак, в понедельник мрачный Делон возвращается в Сен-Тропе. Через несколько часов на съёмки заявляется уголовная полиция, чтобы его допросить. О Делоне начинают циркулировать самые невероятные слухи. Без останавки. Повсюду, где ему случается побывать, на него оглядываются. Его обвиняют в дружбе с криминалитетом. (…) 23 января Делона снова вызывают в полицию и задержат на 35 часов.
(Бертран Тессье « Делон и Роми»)
В 1968 году бракоразводный процесс Натали и Алена Делона осложнился, причем самым серьезным образом. Нашелся свидетель, который слышал, как Ален заявил своему телохранителю-югославу Стефану Марковичу: «Если ты ограбишь меня – я прощу, но если переспишь с моей женой – убью».
И в этот момент, когда полным ходом шли съемки «Бассейна», в газетах появились статьи, посвященные внезапному убийству Стефана Марковича. Его труп, завернутый в мешковину, был найден на одной из парижских свалок. Тут-то Делону и припомнили его слова: «Переспишь с моей женой – убью».
Сан-Тропе. Роми хорошо знала этот курорт. Роскошные виллы на берегу тёплого моря, идеальное место для отдыха состоятельных людей. На одной из таких вилл и происходит действие «Бассейна». Молодой писатель Жан-Поль (Ален Делон) и его возлюбленная Марианна (Роми Шнайдер) проводят здесь свой отпуск. Трапезы под южным небом, купание в бассейне, бурные сцены близости составляют содержание их отпускной жизни. Но вот на вилле появляется их приятель Харри (Морис Роне) с дочерью Пенелопой (Джейн Биркин). Чувствуя, что Марианна неравнодушна к Харри, Жан-Поль грубо демонстрирует свои права на неё. И в то же время его взгляд всё чаще останавливается на молоденькой Пенелопе. Харри не слишком доволен таким поворотом событий. Между мужчинами возникает ссора. Жан-Поль толкает Харри в воду. Поначалу это напоминает безобидную игру, но постепенно она обретает всё более угрожающий оттенок. Жан-Поль звереет и в пароксизме ярости топит бывшего друга.
(Краснова Г. » Роми Шнайдер. История жизни и любви »)
На вилле появляется полицейский. Интуиция подсказывает ему, что Харри стал жертвой насилия, а не несчастного случая. Хотя у полицейского нет твёрдых доказательств, Жан-Поль чувствует себя в опасности. Не в силах справиться с давящей тайной, он открывается во всем Марианне. Отношения между ними меняются, даже неопытная Пенелопа чувствует это. «Что случилось с отцом? » — допытывается она у Марианны. Та медлит минуту, не зная, какую сторону принять. «Он перепил. Это был несчастный случай», — твёрдо отвечает она девушке, становясь невольной сообщницей своего любовника-преступника.
Герой фильма — человек, живущий низменными страстями, брутальный, бесчувственный, привыкший внимать лишь голосу собственной плоти. Когда он ласкает женщину, это похоже на насилие над ней. Только что он заигрывал с Марианной, водя прутиком по её расслабленному в сладкой истоме телу, и вот уже хлещет изо всех сил, наслаждаясь созерцанием боли, которую испытывает женщина. К тому же её страдания вызывают в нём острое эротическое желание, и он набрасывается на неё, как дикий зверь. Жан-Поль относится с агрессией ко всему миру, оттого пустячная ссора с другом перерастает в изощрённое убийство.
Сценарист фильма не скрывал, что характер Жан-Поля был списан с самого Делона. Как раз в это время пресса обсуждала загадочную смерть его охранника Марковича. В каком-то смысле этот фильм представлял собой вызов публике. Вы подозреваете Делона в убийстве! Пожалуйста, можете убедиться в том, как лихо он расправляется с теми, кто стоит на его пути, словно бы говорят создатели ленты. Рискованная игра? Ну и что! Она вполне соответствовала кинематографическому мифу Делона, особенно любимого публикой в амплуа изгоя, вынужденного в одиночку преодолевать бесчисленные трудности, встающие на пути.
(Краснова Г. » Роми Шнайдер. История жизни и любви »)
Вот ведь работа: «марш в бассейн, марш из бассейна!»
(Из дневников Роми)
Съемка была отложена на несколько недель, и режиссер решает снять фильм, соблюдая хронологический порядок фактов: «Итак, в начале пейзаж очаровывает нас, мы чувствуем праздник, цвет, солнце, праздность, затем, когда разворачивается драма, сама природа меняется , пока не станет грустной и агрессивной ».
Этот выбор также чувствуется в эволюции отношений между персонажами: «Ален и Роми, безумно счастливые в начале съемок, через несколько недель исчерпали эмоции воспоминаний об их дорогом и бурном прошлом». (Ж. Дере)
Съемка начинается с «голой» сцены, без диалога, которая станет легендарной. Роми Шнайдер рассказывает об этом в письме своей подруге Кристиане Хёльгер:
«Работа, я почти боюсь это сказать — идёт отлично! Я свободна, как никогда, и Делон ведет себя очень тактично (и это не шутка)- так что — я могу только надеяться, что и в дальнейшем останется та же атмосфера. Сегодня вечером был первый просмотр отснятой плёнки, я в черном бикини в воде — я уже довольно загорелая, красиво!
Делон постоянно восклицал во время показа: «о-се quélle est belle cette femme-cete fille» («О, как прекрасна эта женщина — эта девушка»). Ну, и другие тоже нашли, что я была красива, а кто не любит такое слушать! Кинооператор здесь высшего класса, режиссер мне тоже очень нравится. Много играть в первые дни нам действительно не приходилось, но теперь начинается настоящая работа.
Мы начали снимать с « жарких объятий» — без диалога — и это выглядит очень «захватывающе» (насколько я могу судить по сегодняшнему показу), и не дешево. Ален, конечно, как всегда, делает свои остроумные замечания, и перед этой сценой тоже, но, возможно, это было и хорошо ( если это было намерение; многое у него абсолютно непреднамеренно, однако, выглядит как намерение).Это напоминает о старых добрых временах.
Ну и прочая такая ерунда, от которой он, вероятно, должен был избавиться до того, как я перед камерой лягу на него мокрая, в бикини. После всего я немедленно простудилась. Эти постоянные команды: в бассейн! — из бассейна! — что за профессия!»©
(R. Seydel „Romy Schneider“. Перевод Л.Ефимовой)
Ну а Роми? Какая роль отводилась ей в структуре этого типично делоновского фильма? Партнерши в любовной игре, по отношению к которой реализуются его затаённые агрессивные комплексы. И если в конечном счёте фильм превратился в захватывающий поединок мужчины и женщины, то это произошло в первую очередь благодаря уникальному дару Роми Шнайдер.
Она плавает в бассейне, наслаждается теплом южного лета, сидит за столом — словом, совершает самые обычные действия, но каждый её взгляд, каждый жест исполнены глубокого смысла. Она как скала, о которую бьется волна мужской страсти. Жан-Поль стремится покорить и унизить её, но такая задача оказывается ему не по силам. Она не испытывает никаких иллюзий по поводу любовника. Видя, как тот преследует Пенелопу, спрашивает открыто: «Должна я собирать свой чемодан и выметаться?!» «Погоди немного», — отвечает тот лениво, разморённый полуденным зноем. Но Марианна не желает ждать разрешения этой тягостной и унизительной ситуации. Она подстёгивает ход событий, на глазах Жан-Поля затевая флирт с Харри.
Случайно, а скорее всего преднамеренно создатели фильма придали образу Марианны сходство с личностью исполнительницы. Роми всегда первой бросалась в атаку, не дожидаясь нападения. Прямо говорила то, что думала. Именно потому, что она не терпела никакого притворства, у неё сложились напряженные отношения с прессой. Нередко ей приходилось раскаиваться в своей недипломатичности, но таковой была её природа, и с этим ничего нельзя было поделать.
Очень многое в этом фильме напоминало Роми Шнайдер о её собственной жизни. Здесь было всё, что она любила, — море, знойное тепло юга, голубое безоблачное небо. Да и сама история, в сущности, рассказывала об их взаимоотношениях с Делоном, вначале восторженно-романтических, а потом болезненно-отчуждённых.
Фильм «Бассейн» стал впечатляющим началом французской карьеры немецкой актрисы.
(Краснова Г. » Роми Шнайдер. История жизни и любви »)
Молодая англичанка видит всё собственными глазами, ведь Жак Дере пригласил ее на роль дочери заезжего друга, которого играет Морис Роне, бывший партнер Делона по фильму «На ярком солнце». Джейн только что развелась с Джоном Бэрри, и Делон к ней неравнодушен: он предлагает ей покататься с ним, куда она захочет, на великолепном черном «кадиллаке Флитвурд», который продюсеры предоставили в его распоряжение. Но она едва смотрит на него, потому что в мыслях у нее один Серж Генсбур, с которым они только что познакомились.
Певец в конце-концов приедет в Сен-Тропе надолго, потому что опасается, как бы его юная протеже не попала в лапы такому хищнику, как Делон. И возьмет напрокат лимузин намного длиннее, чем у Алена.
(Бертран Тессье « Делон и Роми»)
Из Парижа я уехала в Сен-Тропе – надо было выяснить, снимаюсь я в фильме или нет. С тех пор как я порвала с Джоном, произошло столько событий! Я только что снялась во Франции в фильме «Лозунг», главную роль в котором сыграл человек, которого я люблю. Его зовут Серж Генсбур. Он немного странный, но я его люблю. Он не похож ни на кого из моих прежних знакомых – довольно опустившийся, но в то же время чистый.
Во время съемок «Бассейна» мы с Сержем и Кейт жили в отеле «Библо» в Сен-Тропе. Чтобы перевезти нас из Парижа, Серж арендовал огромный лимузин. На крышу привязали коляску Кейт и тюки с ее вещами, что несколько портило величественный вид лимузина. Кроме того, ему было трудно пробираться узкими улочками Сен-Тропе, поэтому до отеля, номера в котором мы сняли на месяц, нам пришлось идти пешком, нагрузившись вещами. (. )
Наша личная жизнь не имела никаких точек соприкосновения со съемками, на которых царила странная и тяжелая атмосфера. Мне было нелегко к ней приспособиться. Однажды Роми предложила мне привести с собой Кейт, чтобы она могла поиграть с ее сыном Дэвидом и сыном Делона Энтони. Мне показалось, что это здравая идея, и как-то раз я действительно взяла Кейт с собой. Дере, наш режиссер, на меня наорал: предполагалось, что мне 18 лет, о чем сообщили прессе. Я подхватила Кейт и закрылась в туалете, вызволять откуда меня пришла Роми. Я отказывалась выходить, и тогда она сказала, что ее прислал Жак Дере и что он готов передо мной извиниться. Так он и поступил. Что до Роми, то она проявила ко мне похвальное чувство полной солидарности.
Когда мы снимали постельную сцену с Делоном, меня заставили взять в рот карандаш, чтобы я отчетливее произносила свои реплики. Это было унизительно. Зато у меня сложились прекрасные дружеские отношения со съемочной группой, особенно с главным оператором Жан-Полем Мерисом. Как-то раз я спросила у него, почему он постоянно измеряет рулеткой расстояние от камеры до Делона, и он ответил: «Вопрос денег!» В том смысле, что лицо и фигура звезды всегда должны быть в фокусе. Вообще во время этих съемок я усвоила одну истину, справедливость которой подтвердила вся моя дальнейшая жизнь: главное на площадке – это хорошие отношения с техническими специалистами. Если они на твоей стороне – все будет в порядке. Мы организовали нечто вроде клуба «Сен-Тропе», и вечером в пятницу объедались местными пирогами. Ребята поместили мою фотографию внутрь камеры, чтобы смотреть на нее каждый раз, когда меняли пленку. Это здорово меня поддержало.
В образах «Бассейна» присутствует особый, довольно тяжелый аромат. Этот фильм не похож ни на один другой из всех, в каких я снималась, настолько ощутим в нем эротизм и настолько он пропитан атмосферой опасности. Ближе к концу съемок произошел ужасный случай: телохранителя Алена Делона нашли мертвым в пластиковом мешке. В сцене утопления Мориса Роне на площадке настоящие детективы сновали вперемежку с киношными. Я чувствовала себя маленькой девочкой, втянутой в какие-то взрослые игры. Я не понимала ничего, включая значение своей роли, и позволяла остальным – которые как раз все понимали очень хорошо – манипулировать собой.»
(«Дневник обезьянки (1957-1982)» | Автор книги — Джейн Биркин)
Источник