Аквальным природным комплексам пруд

Раскройте сущность природные аквальные комплексы.

Природные аквальные комплексы (ПАК) — это прежде всего комплексы Мирового

океана. На суше ПАК занимают сравнительно небольшую площадь. Мировой океан — система глобальной размерности в суперсистеме географической оболочки. Ландшафтная оболочка, представляющая собой на суше более или менее единую тонкую пленку, в Мировом океане как бы раздваивается, образуя приповерхностные и придонные ПАК. Специфика природных аквальных комплексов. В отличие от ПТК, состоящих, по Н.А.Солнцеву, из пяти основных компонентов, в ПАК этот ряд сокращен. Геолого-геоморфологическая основа оказывает воздействие на аквальные комплексы открытого Океана только как глобальный или региональный фактор. Она может считаться компонентом лишь для придонных ПАК, в то время как ее влияние на другие локальные комплексы косвенное. Атмосфера как компонент отсутствует в придонных ПАК, хотя как внешний фактор очень важна для мелководных ПАК. С приповерхностными ПАК атмосфера имеет самый непосредственный контакт. Почва в ПАК отсутствует. Водные массы — главнейший компонент ПАК. Основные параметры водных масс — температура, соленость (и их распределение), количество растворенного кислорода и других газов, прозрачность, плотность, содержание элементов минерального питания и органического (планктона), динамика водной среды. ПАК намного динамичнее, чем ПТК. Даже геолого-геоморфологическая основа донных аквальных комплексов может быстро меняться.

Раскройте сущность полевых комплексных физико-географических

Исследований и картографирований ПТК.

Комплексное физико-географическое описание необходимо при ландшафтном

картографировании и профилировании, при создании карт и характеристик физико-географического районирования и обобщающих монографий о природе тех или иных регионов, при обосновании проектов различных видов природопользования и т.д. Мы остановимся здесь на полевых описаниях преимущественно для ландшафтного картографирования. Основное время при этом уходит на описание фаций на точках наблюдений, для чего, как правило, используются специальные бланки для описываемой фации. Но и этого бывает недостаточно для полной характеристики выделенных на карте контуров обычно более высокого ранга, чем фация. Необходимый материал дополняется (и фиксируется в дневнике) на этой же описываемой точке с использованием аэрофотоснимка и топографической карты, а также при переходе от одной точки к ; другой.

Дата добавления: 2014-12-19 ; просмотров: 55 | Нарушение авторских прав

Источник

«Особенности водных природных комплексов России».
методическая разработка (8 класс) по теме

Интегрированный урок «Особенности водных природных комплексов России» связан с двумя предметами: географией и химией. При проведении урока используются элементы проблемного обучения, организована работа с различными источниками географической информации. Методы и приёмы, используемые на уроке, способствуют формированию информационной и коммуникативной компетентности. Обобщение материала в игровой форме способствует развитию познавательного интереса к предметам естественного цикла.

Скачать:

Вложение Размер
urok.doc 54.5 КБ
prezentaciya.ppt 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по географии и химии

«Особенности водных природных комплексов России».

Цели: 1. Показать отличительные особенности водных природных комплексов на примере Азовского моря; показать значение Азова для хозяйства России; активизировать знания, полученные школьниками на уроках химии и географии, о воде, ее свойствах, установить межпредметные связи: химии-географии-биологии-экологии-истории-литературы.

2. Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умение обобщать и делать выводы из полученных результатов;

Отработать умения и навыки при решении химических уравнений, повторить физические и химические свойства воды.

3 .Продолжить формирование экологической культуры личности, вызывать чувство сопричастности в решении экологических проблем своей страны;

Воспитывать чувство любви к природе своей Родины.

4 . Проанализировать изменения, произошедшие в ПК Азовского моря, и выявить их причины; составление прогноза состояния природы Азовского моря.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма урока: урок интегрированный.

Методы: исследовательский, иллюстративный, самостоятельная работа.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: физическая карта России, атлас для 8-9 классов, мультимедийная установка

Играет музыка –«Песенка водовоза из к/ф Волга — Волга». Презентация

  1. Организационный момент.
  2. Учитель химии: Как вы поняли, сегодня мы будем говорить о……воде, и рассматривать воду с точки зрения двух наук: географии и химии, т.е. урок у нас интегрированный.

Тема: «Особенности водных природных комплексов России».

Учитель географии: .Цель урока, на примере Азовского моря показать взаимосвязь всех компонентов природы в ПК.

Учитель химии: Закрепить знания об особенностях, физических и химических свойствах воды, выявить причины экологического загрязнения данного водоема.

Учитель географии: — Что такое ПТК?

— Какие компоненты образуют ПТК?

— Что такое аквальный ПТК?

Откройте тетради и запишите тему урока

Аквальные ПК, как и на суше, характеризуются единством и взаимодействием составляющих компонентов: подстилающая поверхность, температура, соленость вод, течения, прозрачность вод, растительный и животный мир. В современную эпоху проблема комплексного изучения и освоения природных ресурсов морей и океанов становится одной из важнейших для человечества. Рациональное использование водных ресурсов – биологических, сырьевых, энергетических, оздоровительных – требует знания особенностей природных комплексов.

Вода – это самое распространенное вещество на Земле в ее приповерхностном слое. Космос выбрал именно воду в качестве основы жизни. Академик Вернадский писал: «Нет такого соединения, которое могло бы сравниться с водой по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества, минерала, горной породы, живого тела, которое бы ее не включало»…………..

Так, например, стекловидное тело глаза человека состоит на 98% из воды, а зубная эмаль всего на 0,2% воды.

Учитель химии:… Здравствуйте, ребята! (вбегает Петя Верхоглядкин-двоечник в веснушках) А что это вы тут делаете? Как, вы меня не узнали? Я- знаменитый Петя, меня все знают! Вот я сейчас и проверю, как вы хорошо химию знаете и в теме «Вода» разбираетесь.(На экране появляется презентация «Вода»,ученики поднимают таблички «Да, Нет.»

Петя задает вопросы:

— Это молекула воды?

-Относительная молекулярная масса воды равна 18?

-Правильно- ли обозначены коэффициенты в уравнении?

-Вода ,хороший растворитель?

-Правильно- ли написано уравнение химической реакции?

После опроса учитель подводит итоги и награждает победившую колонку учащихся.

Учитель географии: Бурное развитие промышленности, с/х, строительство крупных городов оказали пагубное влияние на водные системы России.

Давайте на примере Азовского моря выявим специфику аквального ПТК, проблемы рационального его освоения.

Закат над Азовским морем

Горел. Вечернее небо

Купалось в алом кагоре,

У чаек просило хлеба.

А волны мерились ростом

С упорством немного странным.

И Керченский полуостров

Дышал ароматом травным.

Тихо плещет Азовское море,

Дует ветер солено-хмельной.

Здесь звучали мечей разговоры,

Древних воинов клич боевой.

А теперь — только в далях привольных

Серой чайки тоскующий всхлип.

И мечтательно смотрит на волны

Солнцем выжженный мыс Казантип.

Представьте, что вы – ученые, занимающиеся проблемами самого маленького по объему, самого мелкого моря Росси, но до недавнего времени самого продуктивного моря в мире. Среди морей нашей страны оно занимает 1-е место по степени деградации природных экосистем.

Почему, говоря об этом море, мы так часто употребляем слово «самое»? Для него характерно самое богатое водное питание,самый быстрый водообмен, ведь благодаря водам крупных рек Дона и Кубани, впадающих в Азовское море, вода здесь обновляется каждые 8 лет.

Самое продуктивное море в мире, так как с каждого гектара до настоящего времени здесь вылавливалось до 85 кг рыбы, это в 6 раз больше, чем в Каспии, в 10 раз больше, чем в Черном море.

Рекордсмен плодородия морского окружен рекордсменом земного плодородия. Азовский бассейн – донские и кубанские черноземы дают до 40% с/х продукции России.

И еще по одному показателю Азовское море является самым первым среди морей России – по степени изменения компонентов природного комплекса. А самым ярким показателем изменения последнего является снижения количества живых организмов, обитателей моря.

Самое маленькое из морей России – Азовское – в недалеком прошлом было одним из самых продуктивных водоемов мира (8 т/км). Особенно славилось море красной рыбой, судаком, рыбцом. От свежей, копченой, вяленой рыбы ломились прилавки здешних базаров, отсюда везли их в другие районы. Но, к сожалению, громкая слава Азова уже в прошлом. Море скудеет на глазах: в рыболовных сетях все меньше крупной рыбы и все больше мелкой морской рыбешки – тюльки, хамсы, бычков. Пустеют старые рыбацкие поселки, а потомственные рыбаки вынуждены искать другую работу.

На доске появляется схема:

Азовское море – один из самых_________ продуктивность моря падает

Продуктивных водоемов мира

Для людей, живущих в бассейне Азовского моря, очень важно знать причины такого резкого снижения, чтобы суметь сохранить уникальное море. А как вы считаете, что могло послужить причиной снижения запасов рыб в море?

Можно ли остановить падение продуктивности моря? Восстановить ее на прежнем уровне?

Решению этой проблемы посвятим сегодняшний урок. Ведь от того, как мы научимся решать такие проблемы, зависит во многом наше будущее.

1 .Пользуясь картами атласа, определите Г.П. Азовского моря (карта).

2. Определите, какие причины обеспечивали исключительную продуктивность моря.

( 1. Глубина – благодаря которой вся толща воды летом хорошо освещалась и прогревалась, а во время штормов перемешивалась и обогащалась кислородом;

2. Реки приносили большое количество питательных веществ – корма для многочисленных рачков, моллюсков и мелких рыб;

3.Малая соленость моря.

4.Большая площадь мелких и хорошо прогреваемых заливов, используемых рыбой для нереста, и т.д.)

3 , Определите водный баланс моря в настоящее время. Какие изменения произошли? Какие реки впадают в Азовское море? Почему сократился их сток? Какую роль в этом сыграли Донское и Кубанское водохранилища?

(В прошлом, избыток пресных вод вытекал в Черное море; в настоящем, уже недостаток пресных вод покрывается притоком соленых вод Черного моря. Уменьшение речного стока, в результате строительства водохранилищ и расходования вод Дона и Кубани на орошение, привело к повышению солености Азовского моря. Это оказалось гибельным для планктона, которым питаются рыбы, и для молоди многих ценных пород рыб.)

4. Азовское и Черное моря своего рода «сообщающиеся сосуды». Как складывался в прошлом и в настоящее время водообмен между ними? К каким изменениям в природе Азовского моря это приводит?

( Вслед за солеными черноморскими водами в Азовское море направились медузы. Они поедают рыбий корм, икру, личинки; умирая, падают на дно и разлагаются с выделением ядовитых веществ; в результате образуются мертвые зоны, из которых уходят сначала рачки, а затем и промысловые рыбы. В последнее время численность медуз значительно уменьшилась. Повышающаяся соленость воды изменяет температуру ее замерзания: так, на мелководьях при отсутствии ледяного покрова вода стала охлаждаться до дна, что приводит к гибели рыбы, и наконец, пресноводные рыбы просто гибнут в более соленой воде.)

5. Определите основные направления хозяйственной деятельности человека в ПК Азовского моря.

( Рыболовство, с/х, промышленность, морские и климатические курорты)

6. Какие на ваш взгляд, главные изменения происходят в природе моря под влиянием деятельности человека.

( Загрязнение моря) опережающее задание .

7. К акие же меры по предотвращению загрязнения моря?

  • -строительство очистных сооружений на предприятиях и в городах,

-установление специального оборудования на судах,

  • — создание плавучих и береговых устройств для сбора мусора и загрязненных вод,
  • -усиление контроля за соблюдением правил применения ядохимикатов в с/х и т. д.

Учитель географии: Сегодня мы изучили одно из уникальных морей России. Оно зовет на помощь! Сколько же таких жемчужин великой нашей красавицы Земли, которые кричат о помощи: Байкал, Каспий, озера Карелии! Наша обязанность – сохранить природу, научиться брать подарки, но не злоупотреблять ее щедростью. Вспомним жадную старуху из сказки А.С.Пушкина, которая требовала слишком многого. Чем ответило море на эти ненасытные требования? – «Черной бурей»:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят и воют.

Природа не мстит человеку, она отбирает свои дары. И если мы будем разумны, жить в ладу с природой, то она будет нам открывать новые неизведанные горизонты, радовать своей красотой, удивлять совершенством.

Итак, мы рассмотрели аквальный П.К. на примере Азовского мря и выяснили, что с изменением хотя бы одного компонента природы изменяется весь ПТК.

Учитель химии: Вода! Как много в этом слове для сердца нашего слилось: широкая озерная гладь, пенистый грохочущий водопад, спокойное течение реки, бескрайние просторы океана, — не будь их, трудно даже вообразить, насколько обеднела бы наша жизнь.

Источник

Моря как крупные природные комплексы-8кл.

Аквальный природный комплекс – природный комплекс какого-либо водоема: реки, озера, моря. Каждое море представляет собой своеобразный природный комплекс. Например, аквальный природный комплекс одного моря отделен от природного комплекса другого моря островами, полуостровами, другими участками суши; Охотское море отделено от океана Курильскими островами и Камчатским полуостровом.Все моря отличаются друг от друга географическим положением, температурами и соленостью воды, органическим миром и пр. Россия омывается водами 13 морей, включая внутреннее Каспийское море. Эти моря относят- ся к бассейнам трех океанов: Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Моря оказывают существенное воздействие на близлежащую сушу. Они формируют климат (например, моря зимой оказывают отепляющее воздействие, а летом — охлаждающее), влияют на образ жизни и хозяйственную деятельность человека. Кроме того и сама суша влияет на моря: близость суши формирует такие особенности природы как рельеф и строение дна морей, характер донных отложений. Аквальные природные комплексы подчиненны закону широтной зональности.

Просмотр содержимого документа
«Прил 6.таблица морей»

Моря, омывающие Россию.

Название, бассейн океана

Температура воды, °С

Моря Северного Ледовитого океана

Теплое Северо-Атлантическое течение

Моря Тихого океана

Самое большое и глубокое у берегов России

Самые высокие приливы, до 13 м (Пенжинская губа)

Возможны цунами, тайфуны, штормы

Моря Атлантического океана

Днепр, Днестр, Дунай

Самое теплое море России

Море-озеро

Каспийское

Замкнутый водоем с колебаниями уровня воды

Просмотр содержимого документа
«прил-4-Алгоритм взаимотренажа»

Алгоритм работы в паре по методике взаимотренажа

1. Получите карточку. Далее каждый выполняет самостоятельно свою карточку. Первый ученик сначала рассказывает ответ на свой вопрос, зачитывает второму ученику упражнение (вопрос) № 1 своей карточки.Второй ученик выполняет упражнение (отвечает на поставленный вопрос).

2. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он зачитывает упражнение (вопрос) № 2, если второй ученик ошибся – предлагает ему ответить еще раз. Если напарник ошибается второй раз, то первый ученик называет правильный ответ, а затем переходит к следующему упражнению (вопросу). Когда первый ученик продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями.

3. Второй ученик зачитывает вопросы своей карточки К, а первый ученик отвечает на эти вопросы.

4. Когда все вопросы заданы, ученики заканчивают работу и расходятся. При этом они карточками не обмениваются.

Алгоритм работы в паре по методике взаимотренажа

1. Получите карточку. Далее каждый выполняет самостоятельно свою карточку. Первый ученик сначала рассказывает ответ на свой вопрос, зачитывает второму ученику упражнение (вопрос) № 1 своей карточки.Второй ученик выполняет упражнение (отвечает на поставленный вопрос).

2. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он зачитывает упражнение (вопрос) № 2, если второй ученик ошибся – предлагает ему ответить еще раз. Если напарник ошибается второй раз, то первый ученик называет правильный ответ, а затем переходит к следующему упражнению (вопросу). Когда первый ученик продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями.

3. Второй ученик зачитывает вопросы своей карточки К, а первый ученик отвечает на эти вопросы.

4. Когда все вопросы заданы, ученики заканчивают работу и расходятся. При этом они карточками не обмениваются.

Алгоритм работы в паре по методике взаимотренажа

1. Получите карточку. Далее каждый выполняет самостоятельно свою карточку. Первый ученик сначала рассказывает ответ на свой вопрос, зачитывает второму ученику упражнение (вопрос) № 1 своей карточки.Второй ученик выполняет упражнение (отвечает на поставленный вопрос).

2. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он зачитывает упражнение (вопрос) № 2, если второй ученик ошибся – предлагает ему ответить еще раз. Если напарник ошибается второй раз, то первый ученик называет правильный ответ, а затем переходит к следующему упражнению (вопросу). Когда первый ученик продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями.

3. Второй ученик зачитывает вопросы своей карточки К, а первый ученик отвечает на эти вопросы.

4. Когда все вопросы заданы, ученики заканчивают работу и расходятся. При этом они карточками не обмениваются.

Алгоритм работы в паре по методике взаимотренажа

1. Получите карточку. Далее каждый выполняет самостоятельно свою карточку. Первый ученик сначала рассказывает ответ на свой вопрос, зачитывает второму ученику упражнение (вопрос) № 1 своей карточки.Второй ученик выполняет упражнение (отвечает на поставленный вопрос).

2. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он зачитывает упражнение (вопрос) № 2, если второй ученик ошибся – предлагает ему ответить еще раз. Если напарник ошибается второй раз, то первый ученик называет правильный ответ, а затем переходит к следующему упражнению (вопросу). Когда первый ученик продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями.

3. Второй ученик зачитывает вопросы своей карточки К, а первый ученик отвечает на эти вопросы.

4. Когда все вопросы заданы, ученики заканчивают работу и расходятся. При этом они карточками не обмениваются.

Просмотр содержимого документа
«прил1-Алгоритм взаимопроверки индивидуальных заданий»

Алгоритм взаимопроверки индивидуальных заданий

1. Получите карточку. Далее каждый выполняет самостоятельно свою карточку.

2. После выполнения индивидуальных заданий своей карточки работа с напарником, который тоже выполнил свои задания и нуждается в проверке.

3.Каждое задание карточки проверяется с напарником.

4. В паре проверяется правильность хода выполнения задания. Для этого первый участник дает развернутый ответ на свой вопрос, задание. Напарник следит за изложением, за каждым действием; если необходимо, поправляет и дополняет. После чего напарники меняются ролями. Проверив друг у друга задания, поблагодарите друг друга.

Алгоритм взаимопроверки индивидуальных заданий

1. Получите карточку. Далее каждый выполняет самостоятельно свою карточку.

2. После выполнения индивидуальных заданий своей карточки работа с напарником, который тоже выполнил свои задания и нуждается в проверке.

3.Каждое задание карточки проверяется с напарником.

4. В паре проверяется правильность хода выполнения задания. Для этого первый участник дает развернутый ответ на свой вопрос, задание. Напарник следит за изложением, за каждым действием; если необходимо, поправляет и дополняет. После чего напарники меняются ролями. Проверив друг у друга задания, поблагодарите друг друга.

Алгоритм взаимопроверки индивидуальных заданий

1. Получите карточку. Далее каждый выполняет самостоятельно свою карточку.

2. После выполнения индивидуальных заданий своей карточки работа с напарником, который тоже выполнил свои задания и нуждается в проверке.

3.Каждое задание карточки проверяется с напарником.

4. В паре проверяется правильность хода выполнения задания. Для этого первый участник дает развернутый ответ на свой вопрос, задание. Напарник следит за изложением, за каждым действием; если необходимо, поправляет и дополняет. После чего напарники меняются ролями. Проверив друг у друга задания, поблагодарите друг друга.

Алгоритм взаимопроверки индивидуальных заданий

1. Получите карточку. Далее каждый выполняет самостоятельно свою карточку.

2. После выполнения индивидуальных заданий своей карточки работа с напарником, который тоже выполнил свои задания и нуждается в проверке.

3.Каждое задание карточки проверяется с напарником.

4. В паре проверяется правильность хода выполнения задания. Для этого первый участник дает развернутый ответ на свой вопрос, задание. Напарник следит за изложением, за каждым действием; если необходимо, поправляет и дополняет. После чего напарники меняются ролями. Проверив друг у друга задания, поблагодарите друг друга.

Алгоритм взаимопроверки индивидуальных заданий

1. Получите карточку. Далее каждый выполняет самостоятельно свою карточку.

2. После выполнения индивидуальных заданий своей карточки работа с напарником, который тоже выполнил свои задания и нуждается в проверке.

3.Каждое задание карточки проверяется с напарником.

4. В паре проверяется правильность хода выполнения задания. Для этого первый участник дает развернутый ответ на свой вопрос, задание. Напарник следит за изложением, за каждым действием; если необходимо, поправляет и дополняет. После чего напарники меняются ролями. Проверив друг у друга задания, поблагодарите друг друга.

Просмотр содержимого документа
«Прил- 9-азовское море»

1.Крайние точки Азовского моря лежат между 45°12′30′ и 47°17′30′ сев. широты и между 33°38′ (Сиваш) и 39°18′ вост. долготы. Самая большая его длина 343 км, самая большая ширина 231 км; длина береговой линии 1472 км; площадь поверхности — 37605 км². (в эту площадь не входят острова и косы, занимающие 107,9 кв. км). Относится к плоским морям и представляет собой мелководный водоем с невысокими береговыми склонами. Азовское море — внутреннее в бассейне Атлантического океана — почти озеро, остаток более обширной системы проливов, связывавших когда-то Черное море с Каспийским. Его площадь (38 840 км2) в 11 раз меньше Черного. Из крупных рек в Азовское море впадают Дон и Кубань. Азовская вода содержит 92 полезных химических элемента, обладает целебными свойствами: купание в ней укрепляет нервную систему, улучшает кровообращение, повышает жизненный тонус, усиливает дыхательную функцию организма. Воздух Приазовья, насыщенный озоном, ионами брома и йода, настоянный на запахах моря и степи — отличное лекарство, которое благотворно воздействует на эндокринную систему. Азовское море – самое мелкое среди морей Мирового океана, из-за чего оно прогревается раньше, чем, к примеру, Черное. На майские праздники уже открывается «купальный» сезон. По морфологическим признакам оно относится к плоским морям и представляет собой мелководный водоем с невысокими береговыми склонами. Морские берега в основном плоские и песчаные, только на южном берегу встречаются холмы вулканического происхождения, которые местами переходят в крутые передовые горы. Это одно из самых малых морей мира Азовское море: наибольшая глубина не превышает 15 м, а преобладающие глубины — 5—7 м. Керченский пролив соединяет его с Черным морем. Крупнейший залив (Таганрогский) глубоко вдается в сушу в северо-восточной части моря. У западных и северных берегов расположена система мелких заливов, в совокупности называемых Сивашом. Сиваш отделен от моря узкой Арабатской стрелкой. Воды рек значительно опресняют морскую воду в местах своего впадения — до 5—6%о при средней солености моря — 11 — 13 0 /00. Уменьшение речного стока из-за строительства водохранилищ и расходования вод Дона и Кубани на орошение привело к повышению солености Азовского моря. Сиваш-Гнилое море (от запаха разлагающихся в нем водорослей). Сиваш — естественный накопитель солей. Береговая линия сильно изрезана. Залив Сиваш, Таганрогский залив.

3. Летом температура морской воды +25—30 3С, зимой ниже 0 °С. С конца декабря до конца февраля — начала марта море покрывается льдом. На северных берегах Азовского моря прекрасные природные условия для морских и климатических курортов. В Сиваш поступают и соли, создающие прекрасные условия для морских и климатических курортов. Животный мир Азовского моря. По берегам рек и водоемов, на косах Азовского моря много водоплавающей птицы — гусей, уток, степных куликов, чибисов, краснозобых казарок, лебедей-шипунов, кроншнепов, чаек — черноголовок, чаек — хохотуний, крячек. В степных водоемах живут болотная черепаха, озерная лягушка, прудовая лягушка, некоторые моллюски — катушка, прудовик, лужанка, раки и около 30 видов рыб. Животный мир Азовского моря насчитывает около 80 видов рыб. Наибольшее значение имеют лещ, ерш, судак, белуга, сельдь, тарань, хамса, большая камбала, бычок. По биологической продуктивности Азовское море занимает первое место в мире. Наиболее развит фитопланктон и бентос. Количество рыбы в море сократилось, хотя и теперь его промысловая ценность велика. Азовская перкарина, судак, ёрш, лещ, сельдь.Корнерот (медуза), крабик брахинотус, полихета нереис, Водоросль энтероморфа. Сиваш — естественный накопитель солей. За лето он испаряет до половины объема своих вод. Их пополняет помимо редких дождей лишь струйка азовской воды, поступающей через пролив. Это оказалось гибельным для части планктона, которым питается рыба, и для молоди многих ценных рыб (судака, леща, осетра, севрюги). Азовское море – важный район лова рыбы. Количество рыбы в море сократилось, хотя и теперь его промысловая ценность велика. Азовское море- внутреннее в бассейне Атлантического океана. Для восстановления и умножения морских ресурсов Азовского моря в прибрежной зоне Таганрогского залива есть хозяйство, где разводят рыб. При участии географов создаются проекты курортно-оздоровительных комплексов на Азовском море, берега которого еще недостаточно освоены. Стоки промышленных предприятий, поступающие с речной водой- 40%. 30%. — Морской транспорт. 1г нефти губит 2 тонны воды! Особенно загрязнены Балтийское, Чёрное, Белое, Азовское моря. В течение XX века практически все более-менее крупные реки, впадающие в Азовское море, были перегорожены плотинами для создания водохранилищ. Это привело к значительному сокращению сброса пресной воды и ила в море. Уменьшение видового разнообразия, повышение солёности, загрязнение нефтепродуктами и удобрениями. Вред, наносимый людьми Мировому океану. Реки, текущие через промышленные города, приносят грязь. Образуются нефтяные пленки при авариях судов. Хищническое, бездумное использование водных ресурсов. Пути улучшения экологической ситуации: Использовать безотходные производства по побережьям и берегам рек. Строительство очистных сооружений. Избегать высокой концентрации (скопления промышленных предприятий) на побережьях морей. Создание охраняемых акваторий (морских заповедников и заказников). Так в 1978 году было положено начало развитию морских заповедников в нашей стране. Ведется поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Азовского моря.

Просмотр содержимого документа
«к-и-взаимотренаж-на урок-прил-5»

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1. К бассейну, какого океана относится? Площадь моря в кв. км. Крайние точки моря. Полезные свойства. Впадающие реки.

Положение моря относительно океана. Береговая линия-длина, ширина (изрезанность, наличие заливов, проливов). Глубина моря: а) средняя в (м); б) максимальная в (м). Солёность в ( 0 /00).

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1.Биологические ресурсы и др.

Температура воды, 0 С; а) зимы; б) лета. (замерзает или нет).

2.Экологические проблемы. Деятельность человека, направленная на сохранение ПК

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1. К бассейну, какого океана относится? Площадь моря в кв. км. Крайние точки моря. Полезные свойства. Впадающие реки.

Положение моря относительно океана. Береговая линия-длина, ширина (изрезанность, наличие заливов, проливов). Глубина моря: а) средняя в (м); б) максимальная в (м). Солёность в ( 0 /00).

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1.Биологические ресурсы и др.

Температура воды, 0 С; а) зимы; б) лета. (замерзает или нет).

2.Экологические проблемы. Деятельность человека, направленная на сохранение ПК

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1. К бассейну, какого океана относится? Площадь моря в кв. км. Крайние точки моря. Полезные свойства. Впадающие реки.

Положение моря относительно океана. Береговая линия-длина, ширина (изрезанность, наличие заливов, проливов). Глубина моря: а) средняя в (м); б) максимальная в (м). Солёность в ( 0 /00).

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1.Биологические ресурсы и др.

Температура воды, 0 С; а) зимы; б) лета. (замерзает или нет).

2.Экологические проблемы. Деятельность человека, направленная на сохранение ПК

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1. К бассейну, какого океана относится? Площадь моря в кв. км. Крайние точки моря. Полезные свойства. Впадающие реки.

Положение моря относительно океана. Береговая линия-длина, ширина (изрезанность, наличие заливов, проливов). Глубина моря: а) средняя в (м); б) максимальная в (м). Солёность в ( 0 /00).

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1.Биологические ресурсы и др.

Температура воды, 0 С; а) зимы; б) лета. (замерзает или нет).

2.Экологические проблемы. Деятельность человека, направленная на сохранение ПК

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1. К бассейну, какого океана относится? Площадь моря в кв. км. Крайние точки моря. Полезные свойства. Впадающие реки.

Положение моря относительно океана. Береговая линия-длина, ширина (изрезанность, наличие заливов, проливов). Глубина моря: а) средняя в (м); б) максимальная в (м). Солёность в ( 0 /00).

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1.Биологические ресурсы и др.

Температура воды, 0 С; а) зимы; б) лета. (замерзает или нет).

2.Экологические проблемы. Деятельность человека, направленная на сохранение ПК

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1. К бассейну, какого океана относится? Площадь моря в кв. км. Крайние точки моря. Полезные свойства. Впадающие реки.

Положение моря относительно океана. Береговая линия-длина, ширина (изрезанность, наличие заливов, проливов). Глубина моря: а) средняя в (м); б) максимальная в (м). Солёность в ( 0 /00).

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1.Биологические ресурсы и др.

Температура воды, 0 С; а) зимы; б) лета. (замерзает или нет).

2.Экологические проблемы. Деятельность человека, направленная на сохранение ПК

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1. К бассейну, какого океана относится? Площадь моря в кв. км. Крайние точки моря. Полезные свойства. Впадающие реки.

Положение моря относительно океана. Береговая линия-длина, ширина (изрезанность, наличие заливов, проливов). Глубина моря: а) средняя в (м); б) максимальная в (м). Солёность в ( 0 /00).

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1.Биологические ресурсы и др.

Температура воды, 0 С; а) зимы; б) лета. (замерзает или нет).

2.Экологические проблемы. Деятельность человека, направленная на сохранение ПК

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1. К бассейну, какого океана относится? Площадь моря в кв. км. Крайние точки моря. Полезные свойства. Впадающие реки.

Положение моря относительно океана. Береговая линия-длина, ширина (изрезанность, наличие заливов, проливов). Глубина моря: а) средняя в (м); б) максимальная в (м). Солёность в ( 0 /00).

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1.Биологические ресурсы и др.

Температура воды, 0 С; а) зимы; б) лета. (замерзает или нет).

2.Экологические проблемы. Деятельность человека, направленная на сохранение ПК

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1. К бассейну, какого океана относится? Площадь моря в кв. км. Крайние точки моря. Полезные свойства. Впадающие реки.

Положение моря относительно океана. Береговая линия-длина, ширина (изрезанность, наличие заливов, проливов). Глубина моря: а) средняя в (м); б) максимальная в (м). Солёность в ( 0 /00).

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1.Биологические ресурсы и др.

Температура воды, 0 С; а) зимы; б) лета. (замерзает или нет).

2.Экологические проблемы. Деятельность человека, направленная на сохранение ПК

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1. К бассейну, какого океана относится? Площадь моря в кв. км. Крайние точки моря. Полезные свойства. Впадающие реки.

Положение моря относительно океана. Береговая линия-длина, ширина (изрезанность, наличие заливов, проливов). Глубина моря: а) средняя в (м); б) максимальная в (м). Солёность в ( 0 /00).

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1.Биологические ресурсы и др.

Температура воды, 0 С; а) зимы; б) лета. (замерзает или нет).

2.Экологические проблемы. Деятельность человека, направленная на сохранение ПК

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1. К бассейну, какого океана относится? Площадь моря в кв. км. Крайние точки моря. Полезные свойства. Впадающие реки.

Положение моря относительно океана. Береговая линия-длина, ширина (изрезанность, наличие заливов, проливов). Глубина моря: а) средняя в (м); б) максимальная в (м). Солёность в ( 0 /00).

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1.Биологические ресурсы и др.

Температура воды, 0 С; а) зимы; б) лета. (замерзает или нет).

2.Экологические проблемы. Деятельность человека, направленная на сохранение ПК

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1. К бассейну, какого океана относится? Площадь моря в кв. км. Крайние точки моря. Полезные свойства. Впадающие реки.

Положение моря относительно океана. Береговая линия-длина, ширина (изрезанность, наличие заливов, проливов). Глубина моря: а) средняя в (м); б) максимальная в (м). Солёность в ( 0 /00).

Первый ученик: Ответьте на вопросы, используя дополнительный текст.

Второй ученик выполняет упражнение: Напротив номера ответа поставьте, если согласны «+», если не согласны «-», объясните первому ученику:

1.Биологические ресурсы и др.

Температура воды, 0 С; а) зимы; б) лета. (замерзает или нет).

2.Экологические проблемы. Деятельность человека, направленная на сохранение ПК

Просмотр содержимого документа
«план-текст урока-8кл»

МБОУ Подтесовская СОШ №46 имени В.П.Астафьева

Красноярский край, Енисейский район, п.Подтесово

А. А. Тишина – учитель экономики, географии, предпринимательства, ОРР и ПЭК

Уровень образования: основное общее образование

Класс: 8 а,б,в класс. Предмет: География

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карта Росиии, карточки с заданиями для индивидуального опроса.

Учебник и учебные пособия: И.И.Баринова «География России. Природа. «, атлас «География России» 8-9 класс.

Методы: словесный (объяснение, беседа), наглядный (работа у настенных карт, с атласами, демонстрация презентации, фильма), практический, проблемно-поисковый.

Формы обучения: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Открытый урок географии – 8 класс, с использованием технологии Ривина (КУЗ) (проведен в декабре 2015г.)

Тема: «Моря как крупные природные комплексы»

Источник

Читайте также:  Рекреация пруда что такое
Оцените статью