- Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме «Водоемы»
- Ход урока
- 1. Организационный момент
- 2. Сообщение темы и плана урока.
- 3. Проверка домашнего задания
- 4. Изучение нового материала.
- 5. Физкультминутка
- 6. Закрепление
- Конспект урока окружающего мира с презентацией для 4 класса по теме «Моря, озёра, реки России» план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме «Водоемы»
Цели:
- познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов;
- расширить представление обучающихся о природных сообществах.
Задачи:
- сформировать представления обучающихся о жизни пресного водоёма;
- расширить знания о растениях и животных пресного водоёма, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны.
Оборудование: презентация Power Point, гербарий растений пресного водоёма; раковины улиток, клей, ножницы.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел весёлый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
2. Сообщение темы и плана урока.
– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.
Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова паровоз и окончание из слова слоны .Какое слово у вас получилось? (Вод-о-ём-ы.)
– По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:
– Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?
– Можно ли назвать пресный водоём сообществом?
– Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?
(Вопросы записаны на доске, читают ученики).
3. Проверка домашнего задания
(Устные ответы учеников на вопросы)
Какие животные обитают в смешанном лесу? Как обитатели леса приспособились к условиям жизни? Какие связи существуют между обитателями леса? Как охраняют леса? Какие правила поведения нужно выполнять в лесу?
4. Изучение нового материала.
– На какие группы делятся по происхождению? (Водоёмы бывают естественные и искусственные)
– А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? (На пресные и солёные)
– Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадки.
Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро).
Не конь, а бежит
Не лес, а шумит. (Река).
– Какой водоём с пресной водой ещё не назвали? (Пруд).
– И так, представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. На что вы сразу обратите внимание? (На растительность).
– На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения — рогоз, камыш, тростник, осока.
– Очень часто путают растения рогоз и камыш. У рогоза к осени образуется коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника — крупная, отогнутая в сторону метёлка.
– На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку.
– Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями
Вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”. (Читает ученик)
– Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски. Ряска — это самое маленькое цветковое растение.
– Среди растений пресного водоёма можно встретить рдест, элодею, телорез.
– Название растения телорез говорит само за себя. Твёрдые зубчики по краю листа могут поранить тело человека.
– Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?
( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)
5. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Ра з – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
– Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма.
Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых — различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров.
С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране — большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.
– Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них – жук- плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунец –хищник. Основная его добыча- головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.
– По поверхности водоёмов скользят клопы- водомеры. Эти насекомые очень проворны.
– Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.
– В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.
– На стеблях и листьях растений пресноводных растений можно встретить моллюсков- улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины- мягкое, слизистое тело моллюска.
– Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп.
– Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц-уток, гусей ,цапель.
– Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом — бобра, нутрию, ондатру и выдру.
– У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания — обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.
– Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?
– сосредоточение запаса воды;
– рыбная ловля и охота;
– источник энергии;
– место для отдыха и занятий спортом;
– источник эстетического наслаждения.
6. Закрепление
– Вернёмся к вопросам, которые вы прочитали в начале урока.
Для ответа на 1-й вопрос выполните задания 64 и 65 в “Рабочей тетради” на стр. 29–30. (Ученики выполняют задания самостоятельно с последующей коллективной проверкой).
– Является ли пресный водоём — сообществом?
(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).
– Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.
(Ученики выполняют задание 68 на странице 31 в “Рабочей тетради”).
– Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков?
(Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится)
– Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не нарушилось?
(Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров).
Источник
Конспект урока окружающего мира с презентацией для 4 класса по теме «Моря, озёра, реки России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Раздел «Природа России». Урок по теме «Моря, озёра, реки России». Помогает сформировать представление о морях, озёрах, реках России, знакомит с их местонахождением, формирует умение работать по карте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moryaozera_i_reki_rossii.rar | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира
4 класс, УМК А.А.Плешакова («Школа России»)
Тема «Моря, озёра, реки России»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МКОУ «Тутончанская средняя школа»
Чарина Алена Викторовна
Октябрь 2019 года
— сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России;
— познакомить с их местонахождением;
— формировать умение работать по карте.
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,
— находить дополнительную информацию, справочную литературу;
— участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
– действовать по плану,
— контролировать процесс и результаты деятельности,
— вносить необходимые коррективы,
— адекватно оценивать свои достижения;
— проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.
электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, физическая карта России, контурные карты, карточки с заданиями для каждой группы, презентация.
Тип урока : объяснение нового материала
1.Введение в тему урока.
«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»
Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Мы продолжаем изучать природу нашей страны.
2.Проверка домашнего задания .
На интерактивной доске: (Слайд 2)
Ладожское Волга Кавказ Азовское Урал
Саяны Енисей Байкал Чёрное Алтай Каспийское
-Удалите слова, обозначающие географические объекты, с которыми мы знакомились на прошлом уроке. Что они обозначают? (горы) Покажите их на карте
-Что такое «каменный пояс» земли русской?
— Как одним словом назвать оставшиеся объекты? (водоёмы) (Слайд 3)
— Какие водоёмы вы знаете? (океаны, моря, реки, пруды, болота, озёра…)
— А о каких водоёмах мы сегодня поговорим, вы сейчас узнаете.
Читаю на карте названия разные:
Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное…
А с виду – зелёное, серое, синее,
Когда ни взгляни — оно очень красивое. ( Море)
Давай- ка слово назовём,
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем сами ( Озеро)
Эта лента голубая,
Меж лесами вьется
И о берег бьётся.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То… ( Река)
— Сформулируйте тему урока? ( Моря, озера и реки России)
— Какие умения и навыки нам пригодятся? ( Умения рассуждать, наблюдать, размышлять, делать выводы, навык дружно работать)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
4. Самоопределение к деятельности.
– Чтобы выполнить поставленные задачи, надо чётко знать, что мы будем исследовать. Изучите научное определение понятий «река», «озеро», «море» (в конвертах на карточках).
МОРЕ – небольшая часть океана, прилегающая к материку или вдающаяся в него. Отличается от открытой части океана некоторыми природными условиями. Море обязательно связано с океаном.
ОЗЕРО – естественный водоём на поверхности суши, замкнутый в берегах. Озеро не имеет выхода в Мировой океан.
РЕКА – естественный водоём с постоянным течением воды, текущий в определённом русле от истока до устья.
Читают определение и на интерактивной доске распределяют оставшиеся слова в 3 столбика: реки, озёра, моря. (Слайд 4)
Возникает проблема: куда отнесём Каспийское море? (опираясь на определение и карту, относим к озёрам)
5. Открытие нового знания.
а) Интерактивная обзорная экскурсия по данной теме (диск к учебнику)
-Внимательно послушайте информацию, которая вам пригодится в экспедиции.
б) Отправляемся в экспедицию . Будем исследовать водные пространства России.
Работа с учебником (моря – с.66, озёра – с.67-68, реки – с.68) + для любознательных дополнительный материал напечатан на карточках. Каждая группа изучает свой материал. На контурной карте отмечает свои объекты.
Дополнительный материал для любознательных :
Человечество ежедневно потребляет 140 миллиардов литров пресной воды. Ещё больше пресной воды необходимо для поддержания жизни всех растений и животных Земли. Если бы не было круговорота воды в природе, земной шар давно превратился бы в безжизненную пустыню.
Реки, текущие с юга на север России, смягчают суровый климат северных районов. А те, которые текут с севера на юг, приносят в жаркие районы долгожданную прохладу и влагу.
Возраст Байкала 25 млн. лет. Если взять всю воду Байкала и разделить её между всеми жителями России, то каждому достанется по 2700 цистерн с водой.
В Онежском озере находится остров Кижи, на котором расположен музей-заповедник. Там все церкви деревянные и построены без единого гвоздя.
Лена – самая длинная река в мире, которая протекает в зоне вечной мерзлоты.
Первые упоминания о Чёрном море относятся к 5 веку до нашей эры. Именно по Чёрному морю аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.
На берегу Балтийского моря есть уникальное место, которое называется «танцующий» лес. Там растут сосны, стволы которых причудливо изогнуты или даже скручены в петлю. Причина этого явления науке не известна.
Своей полноводностью Волга обязана таянью снега. Известно, что 60% воды в великой русской реке приходится на растаявший снег. Ещё 30% обеспечивается за счёт подземных вод. А 10% попадает в Волгу в виде дождей.
Ладожское и Онежское озёра образовались примерно 10тысяч лет назад, когда с этой территории ушёл ледник, и его талая вода заполнила углубления на его месте.
Вышли на палубу (встали)
Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)
Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)
Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)
Вдруг . акула… (плывем «кролем» быстро)
Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)
Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)
Отчёт об экспедиции .
Группы рассказывают о своих объектах, показывают их на карте и на интерактивной контурной карте. (Слайд 5)
1. Название моря, озера, реки.
2. Местонахождение ( показ на карте)
3. Интересные сведения.
Сообщение учащихся о морях.
(Обратить внимание на правильный показ объектов)
Во время рассказа идет показ слайдов
— Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана?
(Эти моря холодные. Они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно- Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)
— Что вы можете сказать о воде в морях? ( Вода в морях соленая)
Сообщение учащихся об озёрах.
— Какие крупные озера вы узнали? ( ответы детей)
Источник