4 класс окружающий мир река озеро пруд

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме «Водоемы»

Цели:

  • познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов;
  • расширить представление обучающихся о природных сообществах.

Задачи:

  • сформировать представления обучающихся о жизни пресного водоёма;
  • расширить знания о растениях и животных пресного водоёма, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны.

Оборудование: презентация Power Point, гербарий растений пресного водоёма; раковины улиток, клей, ножницы.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел весёлый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.

2. Сообщение темы и плана урока.

– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова паровоз и окончание из слова слоны .Какое слово у вас получилось? (Вод-о-ём-ы.)

– По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:

– Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?

– Можно ли назвать пресный водоём сообществом?

– Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?

(Вопросы записаны на доске, читают ученики).

3. Проверка домашнего задания

(Устные ответы учеников на вопросы)

Какие животные обитают в смешанном лесу? Как обитатели леса приспособились к условиям жизни? Какие связи существуют между обитателями леса? Как охраняют леса? Какие правила поведения нужно выполнять в лесу?

4. Изучение нового материала.

– На какие группы делятся по происхождению? (Водоёмы бывают естественные и искусственные)

– А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? (На пресные и солёные)

– Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадки.

Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро).

Не конь, а бежит
Не лес, а шумит. (Река).

Какой водоём с пресной водой ещё не назвали? (Пруд).

– И так, представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. На что вы сразу обратите внимание? (На растительность).

– На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения — рогоз, камыш, тростник, осока.

Очень часто путают растения рогоз и камыш. У рогоза к осени образуется коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника — крупная, отогнутая в сторону метёлка.

– На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку.

Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями

Вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”. (Читает ученик)

Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски. Ряска — это самое маленькое цветковое растение.

– Среди растений пресного водоёма можно встретить рдест, элодею, телорез.

– Название растения телорез говорит само за себя. Твёрдые зубчики по краю листа могут поранить тело человека.

Читайте также:  Расстояние от пруда до дерева

– Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)

5. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Ра з – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

– Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма.

Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых — различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров.

С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране — большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.

– Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них – жук- плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунец –хищник. Основная его добыча- головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.

– По поверхности водоёмов скользят клопы- водомеры. Эти насекомые очень проворны.

– Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.

– В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.

На стеблях и листьях растений пресноводных растений можно встретить моллюсков- улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины- мягкое, слизистое тело моллюска.

– Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп.

– Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц-уток, гусей ,цапель.

– Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом — бобра, нутрию, ондатру и выдру.

– У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания — обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.

– Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?

– сосредоточение запаса воды;
– рыбная ловля и охота;
– источник энергии;
– место для отдыха и занятий спортом;
– источник эстетического наслаждения.

6. Закрепление

– Вернёмся к вопросам, которые вы прочитали в начале урока.

Для ответа на 1-й вопрос выполните задания 64 и 65 в “Рабочей тетради” на стр. 29–30. (Ученики выполняют задания самостоятельно с последующей коллективной проверкой).

Является ли пресный водоём — сообществом?

(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

Читайте также:  Водные бассейны дальнего востока

Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.

(Ученики выполняют задание 68 на странице 31 в “Рабочей тетради”).

Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков?

(Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится)

– Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не нарушилось?

(Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров).

Источник

Конспект урока окружающего мира с презентацией для 4 класса по теме «Моря, озёра, реки России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Раздел «Природа России». Урок по теме «Моря, озёра, реки России». Помогает сформировать представление о морях, озёрах, реках России, знакомит с их местонахождением, формирует умение работать по карте.

Скачать:

Вложение Размер
moryaozera_i_reki_rossii.rar 1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

4 класс, УМК А.А.Плешакова («Школа России»)

Тема «Моря, озёра, реки России»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МКОУ «Тутончанская средняя школа»

Чарина Алена Викторовна

Октябрь 2019 года

— сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России;

— познакомить с их местонахождением;

— формировать умение работать по карте.

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,

— находить дополнительную информацию, справочную литературу;

— участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

– действовать по плану,

— контролировать процесс и результаты деятельности,

— вносить необходимые коррективы,

— адекватно оценивать свои достижения;

— проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.

электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, физическая карта России, контурные карты, карточки с заданиями для каждой группы, презентация.

Тип урока : объяснение нового материала

1.Введение в тему урока.

«Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!»

Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Мы продолжаем изучать природу нашей страны.

2.Проверка домашнего задания .

На интерактивной доске: (Слайд 2)

Ладожское Волга Кавказ Азовское Урал

Саяны Енисей Байкал Чёрное Алтай Каспийское

-Удалите слова, обозначающие географические объекты, с которыми мы знакомились на прошлом уроке. Что они обозначают? (горы) Покажите их на карте

-Что такое «каменный пояс» земли русской?

— Как одним словом назвать оставшиеся объекты? (водоёмы) (Слайд 3)

— Какие водоёмы вы знаете? (океаны, моря, реки, пруды, болота, озёра…)

— А о каких водоёмах мы сегодня поговорим, вы сейчас узнаете.

Читаю на карте названия разные:

Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное…

А с виду – зелёное, серое, синее,

Когда ни взгляни — оно очень красивое. ( Море)

Давай- ка слово назовём,

Большой природный водоем,

Что заперт прочно берегами.

Ответ мы точно знаем сами ( Озеро)

Эта лента голубая,

Меж лесами вьется

И о берег бьётся.

Манит лента рыбака.

Что за лента? То… ( Река)

— Сформулируйте тему урока? ( Моря, озера и реки России)

— Какие умения и навыки нам пригодятся? ( Умения рассуждать, наблюдать, размышлять, делать выводы, навык дружно работать)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

4. Самоопределение к деятельности.

– Чтобы выполнить поставленные задачи, надо чётко знать, что мы будем исследовать. Изучите научное определение понятий «река», «озеро», «море» (в конвертах на карточках).

МОРЕ – небольшая часть океана, прилегающая к материку или вдающаяся в него. Отличается от открытой части океана некоторыми природными условиями. Море обязательно связано с океаном.

ОЗЕРО – естественный водоём на поверхности суши, замкнутый в берегах. Озеро не имеет выхода в Мировой океан.

РЕКА – естественный водоём с постоянным течением воды, текущий в определённом русле от истока до устья.

Читают определение и на интерактивной доске распределяют оставшиеся слова в 3 столбика: реки, озёра, моря. (Слайд 4)

Возникает проблема: куда отнесём Каспийское море? (опираясь на определение и карту, относим к озёрам)

5. Открытие нового знания.

а) Интерактивная обзорная экскурсия по данной теме (диск к учебнику)

-Внимательно послушайте информацию, которая вам пригодится в экспедиции.

б) Отправляемся в экспедицию . Будем исследовать водные пространства России.

Работа с учебником (моря – с.66, озёра – с.67-68, реки – с.68) + для любознательных дополнительный материал напечатан на карточках. Каждая группа изучает свой материал. На контурной карте отмечает свои объекты.

Дополнительный материал для любознательных :

Человечество ежедневно потребляет 140 миллиардов литров пресной воды. Ещё больше пресной воды необходимо для поддержания жизни всех растений и животных Земли. Если бы не было круговорота воды в природе, земной шар давно превратился бы в безжизненную пустыню.

Реки, текущие с юга на север России, смягчают суровый климат северных районов. А те, которые текут с севера на юг, приносят в жаркие районы долгожданную прохладу и влагу.

Возраст Байкала 25 млн. лет. Если взять всю воду Байкала и разделить её между всеми жителями России, то каждому достанется по 2700 цистерн с водой.

В Онежском озере находится остров Кижи, на котором расположен музей-заповедник. Там все церкви деревянные и построены без единого гвоздя.

Лена – самая длинная река в мире, которая протекает в зоне вечной мерзлоты.

Первые упоминания о Чёрном море относятся к 5 веку до нашей эры. Именно по Чёрному морю аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.

На берегу Балтийского моря есть уникальное место, которое называется «танцующий» лес. Там растут сосны, стволы которых причудливо изогнуты или даже скручены в петлю. Причина этого явления науке не известна.

Своей полноводностью Волга обязана таянью снега. Известно, что 60% воды в великой русской реке приходится на растаявший снег. Ещё 30% обеспечивается за счёт подземных вод. А 10% попадает в Волгу в виде дождей.

Ладожское и Онежское озёра образовались примерно 10тысяч лет назад, когда с этой территории ушёл ледник, и его талая вода заполнила углубления на его месте.

Вышли на палубу (встали)

Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)

Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)

Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)

Вдруг . акула… (плывем «кролем» быстро)

Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)

Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)

Отчёт об экспедиции .

Группы рассказывают о своих объектах, показывают их на карте и на интерактивной контурной карте. (Слайд 5)

1. Название моря, озера, реки.

2. Местонахождение ( показ на карте)

3. Интересные сведения.

Сообщение учащихся о морях.

(Обратить внимание на правильный показ объектов)

Во время рассказа идет показ слайдов

— Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана?

(Эти моря холодные. Они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно- Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)

— Что вы можете сказать о воде в морях? ( Вода в морях соленая)

Сообщение учащихся об озёрах.

— Какие крупные озера вы узнали? ( ответы детей)

Источник

Оцените статью